Авторы: Елманова Ирэна Владимировна, Дыдычкина Людмила Анатольевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Филиал ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" МО РФ , Москва
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Антиалкогольное воспитание при изучении дисциплин биологического цикла в медицинском колледже.
Раздел: среднее профессиональное
Дыдычкина Людмила Анатольевна, Елманова Ирэна Владимировна
Филиал Филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия
имени С.М. Кирова» МО РФ , Москва
Антиалкогольное воспитание
при изучении дисциплин биологического цикла в медицинском колледже.
В процессе изучения дисциплин «Анатомия и физиология человека»,
«Генетика с основами медицинской генетики» позволяет успешно соединять
преподавание основ биохимии, цитологии, гистологии с антиалкогольным
воспитанием обучающихся. В контексте данных дисциплин пропаганда за
трезвый образ жизни приобретает особую доказательность, а как известно,
научно аргументированные знания легче переходят в убеждения. Основная
цель антиалкогольного воспитания обучающихся состоит, на наш взгляд. в
преодолении
укоренившихся
представлений
об
алкоголе
как
пищевом
продукте.
В
процессе
изучения
дисциплин
мы
можем
формировать
четкое
представление о том, что этиловый спирт - это прежде всего цитологический
яд. Биологическое действие этанола на организм человека часто становится
причиной
отклонений
в
поведении,
вызывает
негативные
последствия
медицинского, экономического, социального характера.
Вредное действие алкоголя можно показать на молекулярном, клеточном и
организменном уровне. Алкоголь – ингибитор важнейших биохимических
реакций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность клетки, ее рост,
развитие
и
функционирование.
Биохимические
опыты
на
лабораторных
животных показали, что поле введения им этанола наблюдается торможение
удвоения ДНК, синтез РНК, синтеза белка в клетках. В свете этих данных
становится
понятным,
почему
у
женщин,
употребляющих
во
время
беременности
спиртные
напитки,
часто
рождаются
неполноценные
дети,
отстающие от своих сверстников в физическом и умственном развитии. Эта
информация
может
быть
сообщена
обучающимся
при
изучении
основ
цитологии: строении и функциях клетки, нуклеиновых кислот, биосинтеза
белка. На наш взгляд, при сообщении данного материала целесообразно
использовать
устные
методы
изучения
с
использованием
данных
статистических и медицинских исследований, таблиц, схем, презентаций.
Алкоголь
нарушает
клеточное
деление.
Об
этом
можно
судить
по
результатам
следующего
опыта:
в
культуру
с
делящимися
клетками
добавляли некоторое количество этилового спирта. В такой среде нарушалось
расхождение
хромосом.
Они
теряли
ориентацию
относительно
полюсов
клетки
и
распределение
хромосом
по
дочерним
клетка
происходило
неравномерно. В результате нарушения внутриклеточного деления многие
клетки
погибали.
Знание
генетической
роли
хромосом
помогает
обучающимся
сделать
вывод
о
чрезвычайной
опасности
употребления
алкоголя,
и
особенно
для
молодого
растущего
организма,
в
котором
происходит интенсивное деление клеток.
Этот материал целесообразно рассказать при изучении строения и функций
хромосом, клеточного деления, гаметогенеза, хромосомных мутаций.
В
темах
строение
и
функции
половых
систем
мужчин
и
женщин,
оплодотворение следует также особо заострить внимание на отрицательное
воздействие алкогольных напитков любого вида на эти сферы функционально
состояния человеческого организма.