Автор: Абрамушкина Милана Павловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОЧУ МГ СКОЛКОВО
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся
Раздел: среднее образование
Компетентностный подход к формированию здорового
образа жизни учащихся
Актуальность
темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья
человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется
в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная
проблема имеет педагогические аспекты.
Сущность
педагогического
обеспечения
здоровья
подрастающего
поколения
состоит
в
формировании
у
человека
с
раннего
возраста
компетентности
в
сфере
сохранения
здоровья,
индивидуального
стиля
здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.
Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на
основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих
изучение
своего
организма,
освоения
гигиенических
навыков,
знания
факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы
сохранения и приумножения здоровья.
Цель:
Повышение
образовательных
компетенций
в
области
физкультурного образования.
В
настоящее
время
в
образовании
реализуется
компетентностный
подход, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового
образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ
жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе
образовательных компетенций:
1.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере
мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье
и
здоровый
образ
жизни,
его
способностью
видеть
и
понимать
ЗОЖ,
ориентироваться
в
нем,
осознавать
свою
роль
и
предназначение,
уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать
решения,
направленные
на
укрепление
и
сохранение
своего
здоровья.
2.
Общекультурная
компетенция.
Множество
вопросов,
по
отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать
познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и
общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека
и
человечества,
культурологические
основы
семейных,
социальных,
общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни
человека.
3.
Учебно-познавательная
компетенция.
С о в о к у п н о с т ь
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
элементы
логической,
общеучебной
деятельности,
соотнесенные
с
реальными
познаваемыми
объектами.
Сюда
входят
знания
и
умения
организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
4.
Информационная
компетенция.
При
помощи
технических
средств
и
информационных
технологий
формируются
умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
о
сохранении
здоровья,
организовывать,
преобразовывать,
сохранять
и
передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5.
Коммуникативная
компетенция.
Включает
знание
способов
взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение
различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное
сохранение здоровья.
6.
Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом
в
сфере
общественного
здоровья,
в
социально-трудовой
деятельности,
в
сфере семейных отношений и обязанностей.
7.
Личностная
компетенция
направлена
на
освоение
способов
физического,
духовного
и
интеллектуального
самосовершенствования,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а
т акже
комплекс
каче ств,
связанных
с
о сновами
б е з о п а с н о й
жизнедеятельности личности.
Очень
важно,
что
эти
компетенции
включают
знания,
умения,
отражают
целостное
и
комплексное
представление
тех
составляющих
социокультурного
опыта,
которыми
овладевает
человек
в
процессе
образования.
Компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни
школьников,
становится
продуктом
обучения
и
п р и о бр е те н и я
соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений,
образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт,
при
условии
его
целенаправленного
применения,
помогает
учащимся
находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как
высокомотивированное
и
личностно
ориентированное,
обеспечивающее
максимальную
востребованность
личностного
потенциала,
признание
личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На
основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта
здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В
связи
с
решением
этой
непростой
задачи
появляется
необходимость
в
формировании
профессиональной
педагогической
компетентности
в
формировании
здорового
образа
жизни
школьников
на
основе
научных
знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и
укрепления здоровья.