Напоминание

"Возможности использования мультисенсорного пособия "Нумикон" в рамках дефектологической помощи обучающимся с ТМНР"


Автор: Шинкевич Ольга Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ "Лесосибирская школа"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Лесосибирск
Наименование материала: "Нумикон"
Тема: "Возможности использования мультисенсорного пособия "Нумикон" в рамках дефектологической помощи обучающимся с ТМНР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Возможности использования мультисенсорного пособия «Нумикон» в рамках

дефектологической помощи обучающимся с ТМНР»

Шинкевич О.А., учитель-дефектолог КГБОУ «Лесосибирская школа»

Нам, живущим в современном мире, на каждом шагу приходится

иметь

дело

с

вычислениями

и

пользоваться

базовыми

математическими

навыками.

Не

секрет,

что

обучение

детей

с

проблемами в развитии требует особого подхода в обучении. Наиболее

сложным

для

них

представляется

освоение

знаний

в

области

математики. Им трудно овладеть даже начальными математическими

навыками, необходимыми в повседневной жизни.

Основные трудности в изучении математики связаны с тем, что

математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей

кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно.

Необходимо понимание причинно-следственных связей, относительности понятий, сравнения, а

также

использования

«математического

языка»

именно

того,

с

чем

у

детей

с

ТМНР

существуют сложности. Многие вещи, которые нам кажутся очевидными, для детей трудны и

непонятны. Например, число 10 – самое большое в ряду от 1 до 10, но если сравнивать 10 и 100,

то 10 окажется маленьким числом.

Поэтому, когда приходит пора осваивать простейшие вычисления, такие как сложение и

вычитание в пределах первого десятка, возникает еще одна проблема: в связи с небольшим

объемом кратковременной памяти, дети с ментальными нарушениями, не могут хранить в уме

промежуточные результаты вычислений. Им необходима зрительная опора, которая имеется в

мультисенсорном пособии «Нумикон».

«Нумикон» - это программа для обучения детей дошкольного и школьного возраста

математическим

навыкам,

испытывающих

трудности

в

изучении

математики.

В

данной

программе используется набор наглядного материала, разработанный в Великобритании в 1996

- 1998 г. В частности, в Великобритании «Нумикон» является частью стандартной программы

обучения математике общеобразовательной школы и используется в 5000 школ по всей стране.

В Нумиконе каждому числу соответствует пластмассовая пластинка с соответствующим

количеством

дырочек.

Пластинки

окрашены

в

различные

цвета

и

определенным

образом

соответствуют друг другу. Соединяя их, можно наглядно показать процесс и результат сложения

или,

например,

разницу

между

соседними

числами.

В

набор

входят

также

панели

с

пупырышками (к которым эти пластмассовые детали легко прикрепляются), числовые ленты,

карточки с заданиями и некоторые другие предметы. Авторы этой программы убеждены, что

важно подключить к учебному процессу как можно больше каналов чувственного восприятия:

слух, зрение, осязание и речь ребенка. Вот один из примеров: в наборе Нумикона есть мешочек,

который предлагается использовать следующим образом: внутрь кладется одна или несколько

фигурок, изображающих числа, с которыми ребенок уже хорошо знаком. Ребенку предлагается

засунуть руки в мешочек, на ощупь определить, что за числа там спрятаны, и назвать их. При

выполнении задания в работу включаются и осязание, и воображение, и речь ребенка.

Программа «Нумикон» создана таким образом, чтобы задействовать

сильные стороны детей, а именно – способность обучаться на практике,

наблюдая

распознавать,

то

есть

запоминать,

а

затем

узнавать

стандартизованные образцы или шаблоны при повторных предъявлениях.

В

нашей

школе

программа

«Нумикон»

используется

н а

дефектологических занятиях для детей начальной школы с умеренной и тяжелой степенью

умственной

отсталости

второй

год,

но

уже

видны

определенные

результаты.

Благодаря

привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам

обучающимся нравится производить

арифметические действия; самостоятельно составлять из шаблонов разнообразные сооружения

и плоскостные изображения (машинки, ракеты, домики, животных).

Коррекционно-развивающие занятия проходят в игровой форме, с учетом индивидуальных

возможностей каждого ребенка, значимая особенность пособия «Нумикона» заключается в том,

что его можно одновременно использовать для обучения группы детей

с разным

уровнем

развития.

Н а начальном этапе знакомства с Нумиконом, обучающиеся на

занятиях много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них,

надевают на пальчики, вылавливают удочкой из

воды. Детали используют в сюжетных играх:

жарят на сковороде, делают из них бутерброды,

нанизывая формы Нумикона, или штырьки

на шнурок в виде бус,

красят

красками

и

отпечатывают

на

бумаге,

делают

оттиски

на

пластилине.

Все это необходимо для того, чтобы дети как можно

больше рассматривали и трогали руками детали Нумикона и таким образом запоминали их

зрительно и осязательно. Играя с деталями, обучающиеся узнают, что они имеют различный

цвет и размер, что в каждой фигуре имеется разное количество отверстий. Детали можно

описывать такими словами: «желтая», «синяя», «большая», «маленькая», «самая большая».

Можно

называть

их

словами:

«один»,

«пять»,

«восемь»

и

т.д.

Однако,

на

этом

этапе

обучающимся не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой фигуре. Все

детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «один», «пять» и «восемь» пока являются

только именами «оранжевой», «красной» и «зелёной» форм соответственно.

Когда

дети

начинают

конструировать

из

форм

Нумикона

различные

плоскостные

изображения (домики, ракеты, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывают

детали на белую доску, пытаются составить одну большую фигуру из двух и более деталей, они

знакомятся с новым свойством – узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом

без промежутка.

Как

только

дети

осваивают

конструирование,

добавляются

игры

на

сравнивание

по

размеру: от меньшей к большей форме Нумикона и наоборот. Одновременно с этим они

знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На доске, стене крепится полоска с

числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей фигура Нумикона.

Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их

целостное восприятие.

На следующем этапе предлагается пересчитывать дырочки, вставлять в них штырьки,

мелкие игрушки, ракушки, пуговицы и пересчитывать сколько их помещается в каждой форме.

При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволяет

иллюстрировать

сложение

и

вычитание.

На

занятиях

в

группе, чтобы решить пример 3 + 2, дети

брали

нумиконовскую

жёлтую

тройку,

прикладывали к ней сверху голубую двойку

и

получали

фигуру,

напоминающую

красную

пятёрку.

Чтобы

проверить

результат,

брали

красную

п я т ё р ку,

накладывали сверху и убеждались, что получилось пять.

При изучении темы «Чётные и нечётные числа» обучающиеся опираются на внешние

различия форм Нумикона, они научились понимать разницу между чётными и нечётными

числами.

Важной

частью

работы

было

методическое

сопровождение

использования

Нумикона

родителями с детьми дома. Использовались следующие формы работы с родителями:

семинар-практикум, знакомство с пособием «Нумикон»;

мастер-класс по изготовлению пособия своими руками;

мастер-класс по работе с мультисенсорным пособием в домашних условиях;

после каждого занятия мы обсуждали с родителями, что происходило на занятии,

показывала примеры работ, выполненных в классе, отвечала на вопросы;

беседовала с родителями о их наблюдениях: удаются ли определенные виды работ, что

нравится детям, какие возникают сложности.

Таким

образом,

использование

мультисенсорного

пособия

«Нумикон»

способствует

хорошим результатам по формированию математических представлений, даёт возможность

развивать конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую

активность

и

может

стать

удачным

дополнением

в

работе

с

детьми

с

особыми

образовательными потребностями.

Библиографический список

1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями / пер. с

англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. М., 2010.

2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. № 2.

М., 2009. С. 25–28.

3.

Сладкова

Е.

А.,

Терентьева

К.

Ю.

Нумикон

и

другие

способы

познакомиться

с

математикой // Сделай шаг. № 3 (44). 2011. С. 5–9.



В раздел образования