Напоминание

Риторика для малышей.


Автор: Донец Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Риторика для малышей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Риторика для малышей.

Донец О.А ., воспитатель МБДОУ д/с № 52 г.Таганрога

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия

живого слова. Ответ на это дает особая наука – риторика. Риторика согласно

толковому словарю русского языка С.И. Ожегова – это теория ораторского

искусства.

Риторика

возникла

как

наука

об

искусной,

умелой

и

выразительной речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо

создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои

эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре,

но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом

огромную

помощь

могут

оказать

занятия

по

риторике

с

постоянным

использованием

элементов

театрализации.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний

незаметно

активизируется

словарь

ребенка,

совершенствуется

звуковая

культура

его

речи,

ее

интонационный

строй.

Исполняемая

роль,

произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,

понятно

изъясняться.

У

него

улучшается

диалогическая

речь,

ее

грамматический строй. Занятия по риторике – одно из важнейших средств

развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное

состояние

человека

по

мимике,

жестам,

интонации,

а

также

позволяет

формировать опыт социальных навыков поведения. Речь, по мнению М.И.

Лисиной, возникает как необходимое и достаточное средство для решения

тех

задач

общение

ребенка

со

взрослыми,

которые

встают

перед

дошкольником

на

определенном

этапе

развития

его

коммуникативной

деятельности.

Коммуникативные умения

не

являются

врожденными,

а

формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со

сверстниками. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального

пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка,

кроме

значимости

взрослых,

появляется

и

увеличивается

значимость

сверстника,

так

как

именно

с

этого возраста сверстник

является

неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Дети приходят в

детский

сад

с

неодинаковым

эмоциональным

мироощущением,

с

различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным

инструментом

общения

и коммуникации

является

речь.

Поэтому

формирование коммуникативно-речевых

навыков является

приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать

добрые

отношения

с

другими

людьми:

в

семье,

в

школе,

на

работе,

в

общественной

жизни.

Всё

это

помогает

добиться

успеха

в

самых

разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный

процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике.

Цель

введения риторики очевидна

приобщение дошкольника

к

элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное,

обучающее

и развивающее

значение.

Ведь дошкольный

возраст –

э то

сенситивный

период развития

речи.

Поэтому

целесообразно

именно

в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике.

Общими целями работы по риторике в детском саду являются:

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование

устной речи, ее выразительности и связности;

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого

воображения,

литературных

и коммуникативных

способностей.

Огромную

роль

в

проведении

занятий

по риторике играет

личность

педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом,

улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная

оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

-

если

они

не

отвечают,

не

требовать

объяснений,

а

переходить

к

действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то,

чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному

формированию коммуникативной и

р е ч е в о й

к о м п е т е н ц и й

у детей

дошкольного

возраста.

Дети

чувствуют

и

ведут

себя

более

раскованно,

уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые

фразы,

успешно

используют

в

речи

различные

выражения.

В

их

речи

прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный

словарный

запас,

речь

становится

более

грамотной

и

убедительной,

воспитывается

чувство

уважения

к

родному

языку.

Практически

у

всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны

и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.

Список литературы:

1.Баландина Л.А. Риторика для малышей.(Серия «От детского сада к школе»)

–Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.-416 с.

2.Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка кдетей

к школе. Кишинев, 1987.С.167.



В раздел образования