Напоминание

В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?


Автор: Коршунова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?
Раздел: дошкольное образование





Назад




В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?

Коршунова В.Н., воспитатель МБДОУ д/с № 52 г. Таганрога

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-

то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова.

Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику,

мы активизируем

соседние

зоны

мозга, отвечающие

за

речь.

А

формирование речи способствует развитию мышления.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию

мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М.

Мастюкова,

Т.Б.

Филичева),

с

моторной

алалией

(Н.И.

Кузьмина,

В.И.

Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).Все авторы

подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев и кисти рук

является важнейшим фактором, стимулирующим общее развитие ребенка,

особенно для развития речи, способствующим улучшению артикуляционных

движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного

мозга,

стимулирующим развитие мышления ребенка.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается

общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас

даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям

не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад

родителям, а

вместе

с

ними

и

детям

приходилось больше делать руками:

перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие

есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки –

общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с

речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если

с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению,

о

проблемах

детей

с

координацией

движений

и

мелкой

моторикой

большинство

родителей узнают

только

перед

школой.

Это

оборачивается

форсированной нагрузкой на

ребенка:

кроме

усвоения

новой информации,

приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И

главная

задача

педагогов и

детских

психологов

донести

до родителей

значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы

заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно

превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не

забывать хвалить ребенка.

Начинать

работу

по

развитию

мелкой

моторики

нужно

с

самого

раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу

с кистями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж

ладони по

часовой

стрелке.

Здесь

находится очень

важная

точка – центр

развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша.

Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим

первое слово своего ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать

на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме

широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие,

чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду

со

стимулирующим

влиянием

на

развитие

речи

являются

«мощным

средством

повышения

работоспособности

головного

мозга»

(Белая

А.Я.)

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев

рук

достигают

достаточной

точности.

Развитие

пальцевой

моторики

подготавливает

почву

для

последующего

формирования

речи.

Поскольку

существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной

деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание

необходимо обратить на тренировку его пальцев. Благоприятное воздействие

на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также

занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией)

и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани,

ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Особое место в развитии тонкой

моторики

занимает

систематическая

работа

с

ножницами

(резание

по

контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»). Хотелось бы ещё раз

отметить, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо

с первых недель его жизни и помнить о том, что чем выше двигательная

активность ребёнка, степень сформированности тонких движений пальцев

рук, тем лучше развита его речь.

Список литературы:

1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи

дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999. – 28 с.

2.Узорова

О.В.,

Нефедова

Е.

А.

Игры

с

пальчиками.

М.:

ООО

«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 124 с.



В раздел образования