Напоминание

Гороховый конструктор. Обучение с увлечением.


Автор: Коваль Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Чувашская Республика . Ядрин
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Гороховый конструктор. Обучение с увлечением.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гороховый конструктор. Обучение с увлечением.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать

такую форму работы, как конструирование, а новым

материалом,

доступным для

тактильного

восприятия,

вмещающим

в

себя

огромный

мир

математических

задач

является гороховый конструктор – один из первых детских развивающих конструкторов,

созданный Фридрихом Фрёбелем. Хотя этому конструктору исполнилось уже 150 лет , но

он в наше время приобрел популярность и принцип его прост – соединение отдельных

деталей

(палочки-зубочистки)

в

целые

конструкции

при

помощи

узлов

соединения

(горошин). Горох нужен особый, «Нут»- он крупнее обычного гороха, и работать с ним

одно

удовольствие. Что

же

нужно

для

гороховой

постройки:

горох,

зубочистки,

воображение, терпение.

Чтобы ребёнок смог вставлять зубочистки в горошины, горох

замачиваем

в

горячей воде примерно на 5- 8 часов, чтобы он немного размягчился. После этого горох

довольно

легко

прокалывается

зубочисткой,

но

не

разваливается,

если

конечно,

не

прилагать больших усилий. Дети быстро начинают чувствовать, с какой силой нужно

надавливать, чтобы горошина осталась целой. Достаточно того, чтобы зубочистка входила

в горох на 3-4 мм, поэтому необходимо периодически проверять горошины на мягкость,

вставляя

зубочистки

под

разным

углом.

Когда

горох

становится

достаточно

мягким,

выкладываем его на мокрое полотенце (чтобы не высыхал) и начинаем конструировать.

Гороха должно быть много!

Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать детям

принцип конструирования и их невозможно будет оторвать от этого занятия.

Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на

острые края зубочисток. После того как конструктор собран и пространственная гороховая

модель

готова,

нужно

оставить

её

высохнуть.

Высыхая,

горох

намертво

зажимает

зубочистки, модель становиться крепкой и её можно будет перемещать. Такой гороховый

конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребёнку

исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с

таким конструктором у детей останутся только приятные впечатления.

В процессе работы с гороховым конструктором развивается:

- Образность части фигур: вершины, стороны, грани приобретают конкретный

вид: горох – вершины, зубочистки – стороны. Одно дело показать треугольник или

нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому.

-

Соизмеренность

отношения

между

углами

и

сторонами.

Три

это

треугольник (нужны три горошины и три зубочистки). Четыре – это четырёхугольник. А

как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну

зубочистку.

А

наоборот?

Возникают

ассоциативные

связи

между

понятием

числа

и

образом

геометрической

фигурой.

Можно

делать

плоские

фигуры

и

из

большего

количества

зубочисток

и

горошин.

Чтобы

аккуратно

собрать

многоугольник,

нужно

разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять.

-

Счёт.

Развитие

исследовательских

навыков: каждый

раз

при

составлении

фигуры

можно

подсчитывать

количество

горошин

и

зубочисток.

Воспитатель

может

спрашивать, сколько надо ребёнку зубочисток для треугольника (квадрата и пр.), и после

его ответа выдавать именно то количество, которое он попросил. Важно не исправлять

ответ, если будет названо неправильное число: в процессе построения ребёнок сам поймёт,

что ему не хватает деталей. Так развивается умение исследовать.

- Объёмность фигур, или многогранники. В процессе у детей вызывает особое

восхищение

«переход

в

пространство».

На

основе

треугольника

можно

собрать

и

пирамидку и призму (крышу для домика). Важно перед детьми поставить проблемную

ситуацию, а затем поинтересоваться, как они это сделали.

Дети

не

замечают,

что

учатся:

познают,

запоминают

новое,

ориентируются

в

необычных

ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей, включаются в игру с конструктором

с огромным

желанием. Вариации задач с условием могут быть разнообразные, направленные как в

сторону упрощения, так и в сторону усложнения. Из гороха и зубочисток можно собрать

числа, буквы, слова, можно просто дома, дворцы, машины, лабиринты.

Дети могут

придумывать свои вариации, ориентируясь на принцип «от простого к сложному».



В раздел образования