Автор: Коваль Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Чувашская Республика . Ядрин
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Гороховый конструктор. Обучение с увлечением.
Раздел: дошкольное образование
Гороховый конструктор. Обучение с увлечением.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать
такую форму работы, как конструирование, а новым
материалом,
доступным для
тактильного
восприятия,
вмещающим
в
себя
огромный
мир
математических
задач
является гороховый конструктор – один из первых детских развивающих конструкторов,
созданный Фридрихом Фрёбелем. Хотя этому конструктору исполнилось уже 150 лет , но
он в наше время приобрел популярность и принцип его прост – соединение отдельных
деталей
(палочки-зубочистки)
в
целые
конструкции
при
помощи
узлов
соединения
(горошин). Горох нужен особый, «Нут»- он крупнее обычного гороха, и работать с ним
одно
удовольствие. Что
же
нужно
для
гороховой
постройки:
горох,
зубочистки,
воображение, терпение.
Чтобы ребёнок смог вставлять зубочистки в горошины, горох
замачиваем
в
горячей воде примерно на 5- 8 часов, чтобы он немного размягчился. После этого горох
довольно
легко
прокалывается
зубочисткой,
но
не
разваливается,
если
конечно,
не
прилагать больших усилий. Дети быстро начинают чувствовать, с какой силой нужно
надавливать, чтобы горошина осталась целой. Достаточно того, чтобы зубочистка входила
в горох на 3-4 мм, поэтому необходимо периодически проверять горошины на мягкость,
вставляя
зубочистки
под
разным
углом.
Когда
горох
становится
достаточно
мягким,
выкладываем его на мокрое полотенце (чтобы не высыхал) и начинаем конструировать.
Гороха должно быть много!
Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать детям
принцип конструирования и их невозможно будет оторвать от этого занятия.
Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на
острые края зубочисток. После того как конструктор собран и пространственная гороховая
модель
готова,
нужно
оставить
её
высохнуть.
Высыхая,
горох
намертво
зажимает
зубочистки, модель становиться крепкой и её можно будет перемещать. Такой гороховый
конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребёнку
исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с
таким конструктором у детей останутся только приятные впечатления.
В процессе работы с гороховым конструктором развивается:
- Образность части фигур: вершины, стороны, грани приобретают конкретный
вид: горох – вершины, зубочистки – стороны. Одно дело показать треугольник или
нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому.
-
Соизмеренность
отношения
между
углами
и
сторонами.
Три
–
это
треугольник (нужны три горошины и три зубочистки). Четыре – это четырёхугольник. А
как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну
зубочистку.
А
наоборот?
Возникают
ассоциативные
связи
между
понятием
числа
и
образом
–
геометрической
фигурой.
Можно
делать
плоские
фигуры
и
из
большего
количества
зубочисток
и
горошин.
Чтобы
аккуратно
собрать
многоугольник,
нужно
разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять.
-
Счёт.
Развитие
исследовательских
навыков: каждый
раз
при
составлении
фигуры
можно
подсчитывать
количество
горошин
и
зубочисток.
Воспитатель
может
спрашивать, сколько надо ребёнку зубочисток для треугольника (квадрата и пр.), и после
его ответа выдавать именно то количество, которое он попросил. Важно не исправлять
ответ, если будет названо неправильное число: в процессе построения ребёнок сам поймёт,
что ему не хватает деталей. Так развивается умение исследовать.
- Объёмность фигур, или многогранники. В процессе у детей вызывает особое
восхищение
«переход
в
пространство».
На
основе
треугольника
можно
собрать
и
пирамидку и призму (крышу для домика). Важно перед детьми поставить проблемную
ситуацию, а затем поинтересоваться, как они это сделали.
Дети
не
замечают,
что
учатся:
познают,
запоминают
новое,
ориентируются
в
необычных
ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Даже самые пассивные из детей, включаются в игру с конструктором
с огромным
желанием. Вариации задач с условием могут быть разнообразные, направленные как в
сторону упрощения, так и в сторону усложнения. Из гороха и зубочисток можно собрать
числа, буквы, слова, можно просто дома, дворцы, машины, лабиринты.
Дети могут
придумывать свои вариации, ориентируясь на принцип «от простого к сложному».