Напоминание

"Родительское сообщество как форма современного партнерства семьи и образовательной организации"


Автор: Репина Елизавета Валериевна
Должность: студент магистра
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университета им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Родительское сообщество как форма современного партнерства семьи и образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Родительское сообщество как форма современного партнерства семьи и

образовательной организации"

Актуальность нашей темы заключается в том, что, один из основных

принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьями, в целях

обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей в вопросах развития и образования; приобщения

детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Но с другой стороны

существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей

в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации

основной общеобразовательной программы ДОУ: Проблемы воспитания,

развития детей решаются только образовательным учреждением и

педагогами. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и

выбирать соответствующие им формы работы с семьей. Родители и педагоги

не готовы иногда совместно взаимодействовать по реализации

общеобразовательной программы. И чтобы решить эту проблему, нами

поставлена цель: «Совершенствование содержания и механизмов

взаимодействия ДОУ и семьи на основе деятельности родительского

комитета как самоуправляемого сообщества». И следующие задачи: -

Способствовать стимулированию мотивации родительской активности в

решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями

воспитанников. - Знакомить родителей с особенностями возрастного и

психологического развития детей. - Создать атмосферу взаимопонимания,

общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. - Организовать

совместную деятельность по созданию условий для личностного становления

ребенка. - Поддерживать уверенность родителей в собственных

педагогических возможностях. Наша работа с родителями основывается на

следующих принципах: Преемственность согласованных действий -

Взаимопонимание семьи и ДОУ состоится при согласованности

воспитательных целей и задач, позиции обеих сторон, «выстроенных по

принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения

обязанностей и ответственности». Гуманный подход к выстраиванию

взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности,

терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех

участников взаимодействия. Открытость по отношению к семье

воспитанника. Индивидуальный подход - учет социального положения,

традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения

выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в

зависимости интереса семья. Доброжелательный стиль общения педагогов с

родителями. Позитивный настрой на общении является тем самым прочным

фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с

родителями. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах

семьи и искреннее желание помочь. Обратная связь необходима для изучения

мнения родителей по различным вопросам воспитания. Мероприятия по

работе с родителями мы разделили на 4 основных направления:

1.Информационно – аналитическое - мы в начале года проводим

анкетирование, родители заполняют анкеты, в которых мы узнаем более

полные сведения о них, о ребенке, об увлечениях семьи. На родительских

собраниях проводим тесты по темам: «Какой вы родитель», «Мой ребенок»,

«Как помочь учиться». На дверях шкафов мы сделали копилки добрых дел:

жучки и цветочки, в которых заклеиваем бабочки и точки по мере участия

родителей в разных мероприятиях группы и ДОУ. 2. Познавательное - ходим

на экскурсии в музеи, на памятники города. В гости к нам приходят наши

родители, которые рассказывают о своих профессиях, об увлечениях,

проводят мастер- классы, нетрадиционные родительские собрания. 3.

Наглядно – информационное - это участие в проектной деятельности, любой

проект включает в себе работу с семьей; это доска объявлений, родительские

уголки, которые используются для ознакомления с работой детского сада,

особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с

дошкольниками. 4. Досуговое – родители с большой активностью посещают

праздники, театрализованные представления; участвуют в садовских,

городских конкурсах, выставках, в спортивных мероприятиях и субботниках.

Это конечно очень полезно для установления эмоционального контакта

между педагогами, родителями и детьми. По результатам анкетирования мы

выбираем активных родителей, готовых помочь в совместной работе, т. е

родительский комитет. Что нужно учитывать при выборе родительского

комитета: - Родительский комитет представляет интересы детей. - В состав

родительского комитета входят активные и авторитетные родители. -

Родительский комитет избирается на один год в составе 3-5 человек. -

Основанием для работы родительского комитета является план работы,

утвержденный родительским собранием и согласованный с воспитателями. -

Председатель родительского комитета выбирается на общем собрании и

входит в состав родительского комитета ДОУ. - Родительский комитет группы

согласует свою деятельность с воспитателями. - Родительский комитет

представляет интересы детей. - По решению родительского собрания

родительский комитет может быть расформирован. Родительский комитет

поставил перед собой цель: - это «Создание единого образовательного

пространства через деятельность родительского комитета как

самоуправляемого сообщества». И работают по 3 направлениям: Создание

предметно - пространственной среды в групповой комнате, с внедрением

национально - регионального компонента. Участие в образовательном

процессе и организации досугово - спортивных мероприятий. Проектно –

исследовательская деятельность. При создании предметно -

пространственной среды родители придерживаются следующим принципам:

доступность, безопасность, вариативность, полифункциональность и

трансформируемость. Благодаря родителям созданы центры: Центр

«Сюжетно-ролевые игры»; Центр « Настольные - якутские игры»; Центр

театрализованной деятельности; Центр коллекционирования; Центр

экспериментирования; Центр оздоровления; Центр спортивной деятельности;

Центр по ОБЖ и ПДД; Книжный уголок « То5очоон»; Мини – музей; Центр

по учебной деятельности; Центр природоведения. Таким образом, в

результате повысилась педагогическая компетентность, инициативность,

активность у родителей; созданы социально-педагогические условия для

построения единого образовательного пространства «ДОУ – семья –

ребенок»; усилилось чувство единения, взаимопонимания, уважения и любви

между детьми и родителями. Мы не останавливаемся на достигнутых

позитивных изменениях и результатах, впереди нас ждет много интересных

проектов по укреплению, совершенствованию партнерского

взаимоотношения между родителями, педагогами и детьми.

Список литературы

1. Прокопьева М. М. Семья как самоорганизующаяся система воспитания //

Наука и образование. Якутск, 1998. № 3. С. 95–98.

2. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации

семьи : моногр. М. : МПСИ, 2007.

3. Прокопьева М. М. Социально-педагогическая самоорганизация якутской

семьи // Педагогика. 2007. № 6.



В раздел образования