Автор: Репина Елизавета Валериевна
Должность: студент магистра
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университета им. М. К. Аммосова
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Якутск
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Родительское сообщество как форма современного партнерства семьи и образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
"Родительское сообщество как форма современного партнерства семьи и
образовательной организации"
Актуальность нашей темы заключается в том, что, один из основных
принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьями, в целях
обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования; приобщения
детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Но с другой стороны
существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей
в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации
основной общеобразовательной программы ДОУ: Проблемы воспитания,
развития детей решаются только образовательным учреждением и
педагогами. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и
выбирать соответствующие им формы работы с семьей. Родители и педагоги
не готовы иногда совместно взаимодействовать по реализации
общеобразовательной программы. И чтобы решить эту проблему, нами
поставлена цель: «Совершенствование содержания и механизмов
взаимодействия ДОУ и семьи на основе деятельности родительского
комитета как самоуправляемого сообщества». И следующие задачи: -
Способствовать стимулированию мотивации родительской активности в
решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями
воспитанников. - Знакомить родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей. - Создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. - Организовать
совместную деятельность по созданию условий для личностного становления
ребенка. - Поддерживать уверенность родителей в собственных
педагогических возможностях. Наша работа с родителями основывается на
следующих принципах: Преемственность согласованных действий -
Взаимопонимание семьи и ДОУ состоится при согласованности
воспитательных целей и задач, позиции обеих сторон, «выстроенных по
принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения
обязанностей и ответственности». Гуманный подход к выстраиванию
взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности,
терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех
участников взаимодействия. Открытость по отношению к семье
воспитанника. Индивидуальный подход - учет социального положения,
традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения
выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в
зависимости интереса семья. Доброжелательный стиль общения педагогов с
родителями. Позитивный настрой на общении является тем самым прочным
фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с
родителями. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах
семьи и искреннее желание помочь. Обратная связь необходима для изучения
мнения родителей по различным вопросам воспитания. Мероприятия по
работе с родителями мы разделили на 4 основных направления:
1.Информационно – аналитическое - мы в начале года проводим
анкетирование, родители заполняют анкеты, в которых мы узнаем более
полные сведения о них, о ребенке, об увлечениях семьи. На родительских
собраниях проводим тесты по темам: «Какой вы родитель», «Мой ребенок»,
«Как помочь учиться». На дверях шкафов мы сделали копилки добрых дел:
жучки и цветочки, в которых заклеиваем бабочки и точки по мере участия
родителей в разных мероприятиях группы и ДОУ. 2. Познавательное - ходим
на экскурсии в музеи, на памятники города. В гости к нам приходят наши
родители, которые рассказывают о своих профессиях, об увлечениях,
проводят мастер- классы, нетрадиционные родительские собрания. 3.
Наглядно – информационное - это участие в проектной деятельности, любой
проект включает в себе работу с семьей; это доска объявлений, родительские
уголки, которые используются для ознакомления с работой детского сада,
особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с
дошкольниками. 4. Досуговое – родители с большой активностью посещают
праздники, театрализованные представления; участвуют в садовских,
городских конкурсах, выставках, в спортивных мероприятиях и субботниках.
Это конечно очень полезно для установления эмоционального контакта
между педагогами, родителями и детьми. По результатам анкетирования мы
выбираем активных родителей, готовых помочь в совместной работе, т. е
родительский комитет. Что нужно учитывать при выборе родительского
комитета: - Родительский комитет представляет интересы детей. - В состав
родительского комитета входят активные и авторитетные родители. -
Родительский комитет избирается на один год в составе 3-5 человек. -
Основанием для работы родительского комитета является план работы,
утвержденный родительским собранием и согласованный с воспитателями. -
Председатель родительского комитета выбирается на общем собрании и
входит в состав родительского комитета ДОУ. - Родительский комитет группы
согласует свою деятельность с воспитателями. - Родительский комитет
представляет интересы детей. - По решению родительского собрания
родительский комитет может быть расформирован. Родительский комитет
поставил перед собой цель: - это «Создание единого образовательного
пространства через деятельность родительского комитета как
самоуправляемого сообщества». И работают по 3 направлениям: Создание
предметно - пространственной среды в групповой комнате, с внедрением
национально - регионального компонента. Участие в образовательном
процессе и организации досугово - спортивных мероприятий. Проектно –
исследовательская деятельность. При создании предметно -
пространственной среды родители придерживаются следующим принципам:
доступность, безопасность, вариативность, полифункциональность и
трансформируемость. Благодаря родителям созданы центры: Центр
«Сюжетно-ролевые игры»; Центр « Настольные - якутские игры»; Центр
театрализованной деятельности; Центр коллекционирования; Центр
экспериментирования; Центр оздоровления; Центр спортивной деятельности;
Центр по ОБЖ и ПДД; Книжный уголок « То5очоон»; Мини – музей; Центр
по учебной деятельности; Центр природоведения. Таким образом, в
результате повысилась педагогическая компетентность, инициативность,
активность у родителей; созданы социально-педагогические условия для
построения единого образовательного пространства «ДОУ – семья –
ребенок»; усилилось чувство единения, взаимопонимания, уважения и любви
между детьми и родителями. Мы не останавливаемся на достигнутых
позитивных изменениях и результатах, впереди нас ждет много интересных
проектов по укреплению, совершенствованию партнерского
взаимоотношения между родителями, педагогами и детьми.
Список литературы
1. Прокопьева М. М. Семья как самоорганизующаяся система воспитания //
Наука и образование. Якутск, 1998. № 3. С. 95–98.
2. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации
семьи : моногр. М. : МПСИ, 2007.
3. Прокопьева М. М. Социально-педагогическая самоорганизация якутской
семьи // Педагогика. 2007. № 6.