Напоминание

"Тема Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании младших школьников"


Авторы: Денисова Елена Валентиновна, Мыскина Ирина Геннадьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: города Ртищево
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Тема Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы. «Тема Великой Отечественной войны в патриотическом

воспитании младших школьников»

«Только

тот,

кто

любит,

ценит,

уважает

накопленное

и

сохраненное

предшествующим

поколением,

может

любить

Родину,

стать

подлинным

ее

патриотом», - писал С.В. Михалков. Эти слова становятся очень актуальными в

настоящее время.

Сегодня

для

России

нет

более

важной

идеи,

чем

патриотизм. Ведь

Россия

переживает

именно

такой

период,

когда

вопросы

патриотического

воспитания,

исторической памяти вышли на первый план. Общество и государство ведут поиск путей

преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания.

В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности

имеют

знаменательные

даты

отечественной

истории.

Отрадно,

что

сейчас

на

государственном

уровне

приняты

документы,

направленные

на

возрождение

военно-

патриотического

воспитания

в

школах,

формирование

и

развитие

гражданских

и

нравственных качеств личности.

В

«Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России»

дано

определение

понятия

«патриотизм». Патриотизм

– это

чувство

и

сформировавшаяся

позиция

верности

своей

стране

и

солидарности

с

её

народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е.

край,

республику,

город

или

сельскую

местность,

где

гражданин

родился

и

рос.

Патриотизм

включает

активную

гражданскую

позицию,

готовность

к

служению

Отечеству.

Чувство

патриотизма

не

возникает

само

по

себе.

Это

результат

длительного

воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. К. Д. Ушинский

считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим

педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви

к

отечеству,

и

эта

любовь

дает

воспитанию

верный

ключ

к

сердцу

человека

и

могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и

родовыми наклонностями».

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный.

Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной

истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

«Без прошлого нет будущего», - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых

надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Придя к такому выводу, на заседании МО учителей начальных классов мы решили,

что

в

преддверии

75-летия

Великой

победы патриотическое

воспитание

младших

школьников

должно

стать

той

объединяющей

силой,

которая

будет

способствовать

воспитанию

настоящих

патриотов,

любящих

свою

Родину

не

на

словах,

а

на

деле.

Определили цели работы и задачи на учебный год.

Одна из целей работы МО: 1. Воспитание патриотического сознания у обучающихся.

Перед собой поставили задачи:

познакомить детей с историческими фактами военных лет;

использовать воспоминания очевидцев событий;

воспитывать чувство гордости за великую Победу и благодарности ветеранам,

детям войны;

провести исследовательско – поисковую работу по сбору информации о наших

земляках в годы Великой Отечественной войны.

Помня слова В.А. Сухомлинского о том, что «восхищение гражданской красотой и

доблестью – это искра, из которой разгорается огонь зрелой гражданственности, желания

стать

настоящим

сыном

своей

Родины»,

мы разработали

систему

работы

по

патриотическому

воспитанию

детей,

которая

включает

различные

направления

для

формирования чувства патриотизма.

Стало

традицией

в

первые сентябрьские

дни

проведение

во

всех

начальных

классах

классного

часа

«Я

гражданин

России»,

посвященного

государственной

символике. В доступной, занимательной, игровой форме педагоги подготовили материал

для расширения представления младших школьников о величии и могуществе Отечества,

знакомства с основными законами Российского государства, государственной символикой.

Ученики на этом классном часе знакомятся со значением цветов флага, изображениями на

гербе, гимном России. Узнают, для чего нужны в государстве законы, что дают они

человеку, знакомятся с необходимостью соблюдения законов. Мы убедились, что такой

классный час имеет большое воспитательное значение, т. к формирует патриотические

убеждения, активную гражданскую позицию.

В октябре эффективно прошла неделя мира. Были подготовлены и проведены

такие мероприятия, как «День солидарности в борьбе с терроризмом», Акция «Голубь

мира».

Члены

нашего

МО

тесно

сотрудничают

с

Выдвиженской

библиотекой.

В

1

четверти 2019-2020 учебного года совместно была проведена акция «Читаем книги о

войне»,

где

библиотекарь

подготовила выставочную экспозицию «Они

сражались

за

Родину», «Никто

не

забыт,

ничто

не

забыто»

и познакомила детей с произведениями

советских писателей о войне, с их героями. Интересный обзор литературы, краткий

рассказ сюжетной линии заинтересовал

обучающихся. У

них появилось желание

прочитать эти произведения. Один раз в неделю на уроке чтения мы слушаем отзыв о

прочитанном рассказе, о героях прочитанной книги. Это помогает формировать не только

читательский интерес ребят, но и гражданскую позицию патриота своей страны.

В ноябре не первый год проводим Урок, посвященный празднованию 4 ноября, Дня

народного единства. Этот урок преследует

следующие цели: воспитание российской

гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему

многонационального народа России; воспитанию чувства ответственности и долга перед

Родиной, уважению к государственным праздникам России. Мы считаем, для каждого

очень важно знать историю своей Родины, ведь история - это память народа о том, кто мы,

где наши корни, каков наш путь? В доступной форме, с учетом возрастных особенностей

обучающихся,

учителя

подбирают

примеры,

доказывающие,

что

русским

людям

свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли и эта любовь испокон

века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Героические примеры рождают у детей чувство любви, гордости за свое Отечество.

В

декабре

члены

исторического

кружка

готовили

для

наших

ребят

беседы

с

мультимедийной

презентацией:

«Солдат

по

имени

церковь»,

«Священники

пример

героизма и жертвенности», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества.»

Январь. Классные часы «В блокадном Ленинграде случались чудеса», «Холокост.

Мы помним!», конкурс рисунков «Наша армия», конкурс сочинений «О героях былых

времен…».

Все ребята начальной школы приняли участие во всероссийской акции

«Блокадный хлеб». На внеклассное мероприятие «Хлеб всему головапригласили дитя

войны Р. К. Мельникову, которая рассказала о жизни детей во время войны и о трудностях,

которые они испытывали. Детям показали фильм о блокадном Ленинграде.

Ежегодно в феврале в рамках месячника по патриотическому воспитанию для

учеников начальной школы проводятся такие мероприятии, как конкурс солдатской песни,

смотр строя и песни, конкурс стихов и рисунков о Великой Отечественной войне, День

юного героя-антифашиста, День памяти россиян, исполнявших свой долг за пределами

Отечества, встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне. На встречах с

ветеранами

ребята

имеют

прекрасную

возможность

услышать

об

ужасных

моментах

войны из первых уст.

На протяжении многих лет мы стараемся устроить встречу с

участниками Великой Отечественной войны (к сожалению, их остается все меньше и

меньше.) Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое

впечатление от рассказа участника страшных событий. Со слезами на глазах сидят в зале

ветераны войны и труда, труженики тыла, когда ребята поют и инсценируют военные

песни.

В каникулы мы с детьми посещаем музеи, чтобы они как можно больше узнали о

своём городе, людях, прославивших наш край.

В 3 четверти прошла предметная неделя в начальных классах «Память сильнее

времени». Дети писали сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”, подготовили

выпуск

школьной

стенгазеты

«Поклонимся

великим

тем

годам!»,

провели

выставку

творческих

работ

«Война

в

истории

моей

семьи»,

изготовили открытки,

нарисовали

рисунки на военную тему. А закончили эту большую работу литературно-музыкальной

композицией, посвящённой 75-летию Великой Победы «Остался в сердце след войны».

Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и

остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического

сознания,

патриотических

чувств

и

поведения

гражданина

строителя

и

защитника

Отечества. Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания

дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки

русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства

Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе,

является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма

(любовь к своей Родине и своему народу, гордость и уважение к событиям исторического

прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит,

привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные

языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь

важное место отводится изучению лексики.

Цель – расширить знания учащихся о русском языке, привить интерес к изучению языка,

подвести

учащихся

к

осмыслению

своего

словаря,

обогатить

словарный

запас.

Так,

например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой

России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На

уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе. На уроках русского

языка

работу

по

патриотическому

воспитанию

начинаем

проводить

уже

с минуток

чистописания. Например: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем

пословицу Ж..ть-Родине

служ..ть Основная работа с пословицами - это раскрытие их

смысла

прямого,

переносного

значения,

заучивание

пословиц.

После

работы

над

смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы. При изучении

новых словарных слов, например: Родина, герой, Москва, предлагаем детям объяснить

лексическое значение этих слов, записать, составить предложения. На этапе закрепления

нового

материала

по

теме

«Разделительный

мягкий

знак»

после

сопоставления

разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание:

сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем

мягкости. 1.Любовь к Родине сильнее смерти. 2.Ручьи сольются - река, люди соединятся -

сила. 3.Береги землю родимую как мать любимую.

Для восстановления навыка чтения мы проводим на каждом уроке пятиминутное

чтение. В этом году для чтения были предложены произведения о войне. Ученики 4 класса

прочитали произведение В. Катаева «Сын полка», 3 класса-

А. Гайдара «Тимур и его

команда, 2 класса -рассказы о пионерах-героях.

На уроках русского языка ученики 4 и 3 класса писали сочинение на темы: «Война в

моей

семье»,

«Мой

дедушка-герой».

Обучающимся

2

и

1

класса

были

предложены

списывание текста по данной теме.

На уроках математики дети составляют задачи о войне и решают их.

1.

Великая отечественная война началась в 1941 году 22 июня, а закончилась 9 мая

1945 года. Сколько дней и часов длилась война.

2.

В блокадном Ленинграде рабочим выдавали 250 г. хлеба, служащим и детям по 125

г. хлеба, военной охране, пожарной команде по 300г. хлеба. В семье 2 рабочих, 2

детей и 1 служащий.Чтобы прокормиться они делили общий хлеб на всех и ели 3

раза в день. Сколько весила одна порция?

На уроках окружающего мира нет материала о Великой Отечественной войне, лишь в

4 классе есть один урок по данной теме. Поэтому мы решили расширить кругозор

обучающихся о войне, выполнили проекты и подготовили сообщения.1 класс. Пионеры

герои. 2 класс. Главные битвы. 3 класс. Участие моей семьи в Великой Отечественной

войне. 4 класс. Великие полководцы Великой Отечественной войне.

Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши

дни.

Главное,

чтобы

каждый

урок

и

каждое

внеклассное

мероприятие,

посвященное

событиям Великой Отечественной войны, волновали школьников и оставляли в их душах

глубокий след.

Такая

целенаправленная

работа

проводится

членами

нашего

МО

не

только

в

юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно дети младших классов

принимают участие в различных муниципальных и региональных конкурсах и акциях.

Муниципальный конкурс стихов «Стихи, как летопись войны» (Дипломом 1 степени),

акция «Цветы для ветеранов», акция «Отдайте памяти сердце» (благодарственное письмо),

межрегиональная акция «Мы правнуки твои, Победа» (дипломом участника). Каждый год

ребята принимают участие в акции «Письма победы». В этом году приняли участие в

акции «Живая память». Посетили детей войны Леонтьеву А.И. и Коблову П.К., которые

рассказали о трудной жизни детей во время войны.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять

её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить

свой народ. Мы считаем, что эти формы и методы работы способствуют

формированию

гражданской

грамотности

обучающихся,

патриотических

чувств,

повышению

уровня

воспитанности и нравственности обучающихся.

Гражданско-патриотическое

воспитание

детей

в

школе

должно

стать

важным

этапом в жизни каждого ребенка, в становлении его личности, в формировании нового

поколения граждан России – истинных патриотов, которые любят свою страну не только

на

словах,

подтверждая

свою

гражданскую

позицию

делами.

Именно

поэтому

это

направление в нашей педагогической и воспитательной системе занимает особое место.

Остается лишь надеяться, что нашими общими усилиями поставленная государством цель

по воспитанию настоящих патриотов будет достигнута. Всё, что вкладываем мы в наших

детей

сегодня,

завтра

даст

соответствующие

результаты.

Сегодня

мы

воспитываем

патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении

нормального общества и сильной державы.



В раздел образования