Авторы: Бойко Ольга Марксовна, Вострикова Рузанна Маисовна
Должность: заведующий, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: город Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей 3-4 лет к ДОО по средствам режимных моментов
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей 3-4 лет к ДОО по средствам режимных моментов
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение ребенок
вынужден привыкать к новым условиям, адаптироваться в детском саду, в
кругу сверстников и взрослых. Этот процесс для одних детей проходит
незаметно, для других – оказывается травмирующим фактором. Термин
«адаптация» происходит от латинского «аdарtаtiо», что означает
«приспособление», «прилаживание». Под ним понимают приспособление
организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация
ребенка в ДОО направлена на сохранение сбалансированной деятельности
систем, органов и его психической организации при изменившихся условиях
жизни.
Р. С. Немов определяет адаптацию как «постепенное приспособление
физиологических процессов, происходящих в органе чувств человека к
физическим воздействиям на них в данный момент времени, например, глаза
человека к яркости света, уха к громкости звука» [3, с. 70].
Адаптация ребенка 3-4 лет к условиям дошкольного учреждения может быть
как социальной, так и психологической.
В педагогическом словаре по педагогике под социальной адаптацией
понимается процесс и результат встречной активности субъекта и социальной
среды, и эта адаптация предполагает согласование требований и ожиданий
социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным
поведение; это есть «процесс и результат становления индивида социальным
существом» [2, с. 9].
По определению Р. С. Немова, психологическая адаптация – это
«приспособление психологических свойств, состояний и процессов человека
к тем условиям, в которых он в данный момент времени находится» [3, с. 70].
Психологическая адаптация ребенка в ДОО осуществляется путем усвоения
им норм и ценностей, а основными ее проявлениями являются
взаимодействие ребенка с окружающими людьми, его активная деятельность.
Необходимо отметить и еще один вид адаптации – сенсорную адаптацию,
которая есть, со слов Р. С. Немова «приспособление органов чувств, их
чувствительности к условиям восприятия воздействующих на данные органы
чувств стимулов» [3, с. 71].
По мнению Л. С. Болотиной, дошкольник всегда активен со средой, в которой
пребывает или ему нужно быть пребывать, и «его способность активно
взаимодействовать с социальной средой, используя ее потенциал для
собственного развития, и есть адаптация» [1, с. 232].
Таким образом, вышеуказанные определения дают возможность сделать
вывод о том, что адаптация детей 3-4 лет в ДОО есть своеобразный уровень
их приспособления к жизнедеятельности учреждения, удовлетворенности
или неудовлетворенности своего пребывания в нем, а также собой.
Дошкольное образовательное учреждение реализует успешность адаптации
ребенка 3-4 лет в ДОО посредством реализации педагогических условий, к
числу которых можно отнести: способность образовательной среды
учреждения реализовывать соответствие между предлагаемыми
образовательными услугами и образовательными запросами ребенка и его
семьи; создание условий поддержки развития и воспитания ребенка; учет
индивидуальных и возрастных особенностей детей; создание положительной
эмоциональной, предметно-развивающей среды; формирование
положительных взаимоотношений детей друг с другом; организация и
реализация образовательных и воспитательных услуг для каждого ребенка;
использование демократического стиля педагогического общения; создание
психологического комфорта для каждого ребенка, развитие его интересов,
способностей и потребностей. Важным педагогическим условием успешной
адаптации детей 3-4 лет в ДОО должна стать адаптированность дошкольной
образовательной среды для каждого ребенка, которая заключаться в
дружественном характере информационной и социальной среды учреждения,
согласованности педагогических технологий, нацеленности на всестороннее
развитие дошкольника.
При поступлении в детский сад у детей 3-4 лет может происходить первичная
индивидуальная адаптация, то есть конформность, которая во многом будет
определяться их межличностными отношениями. Однако, некоторые дети
могут выбрать в качестве адаптации отклонение от принятых норм, и их
поведение может не соответствовать установленным нормам. Поэтому
сначала ребенок «входит» в среду детского учреждения «постепенно»: он
может пребывать в группе лишь несколько часов (от двух до трех) во
избежание дезадаптации или своего психологического дискомфорта.
Причинами дезадаптации детей 3-4 лет в ДОО могут стать: отсутствие
адекватного общения с ним сверстников или взрослых; длительная болезнь;
долгая изоляция детей от среды повседневной жизни детского сада, группы;
резкий переход детей от одного вида деятельности к другому. В числе
средовых факторов дезадаптации детей 3-4 лет в ДОО могут выступать:
недостаточность внимания родителей к общению детей; нездоровая семейная
обстановка; подавление личности ребенка группой; негативное проявление
воспитания. При резкой смене условий жизни и деятельности у детей 3-4 лет
может происходить и переадаптация, когда смысловые их образования, а
также цели и потребности перестариваются полностью, в значительной
степени. При этом ребенок уже начинает нуждаться в реадаптации.
Отмечая важную роль дошкольных образовательных учреждений в адаптации
детей, И. П. Подласый отмечает, что эти учреждения должны рассматривать
адаптацию как естественное развитие детей и «их адаптационных
возможностей в различных условиях среды детского сада» [4, с. 245].
Адаптация особенно важна в период поступления ребенка в детский сад или
при выпуске из его стен.
Дошкольное образовательное учреждение стремится обеспечивать ребенка
свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например,
это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него
оказываются наиболее благоприятными. Поэтому важнейшим
педагогическим условием адаптации детей 3-4 лет является умения увидеть
их реакцию на дискомфортность, заметить у них нетипичные проявления.
Это требует от педагогов внимания к изучению причин дезадаптации детей;
создания оптимальных для детей средовых условий; недопущения
перегрузок; поддержки и приспособлению к новым условиях; тактики
сотрудничества при взаимодействии «взрослый – ребенок». Основное
педагогическое условие успешной адаптации детей 3-4 лет в ДОО – это
самореализация, развитие способностей детей, их личностного роста.
Успешная адаптация детей 3-4 лет в ДОО может осуществляться посредством
организации режимных моментов – чередовании различных по характеру и
нагрузке видов деятельности, предохраняющих детей от физического и
нервного переутомления. Организация режимных мероприятий имеет
значение для воспитания детей, их адаптации в ДОО, так как, в ходе
различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением
гигиенических процедур, отдыха и так далее, происходит формирование
культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил
поведения, формирование представлений об окружающих предметах и
людях. В ходе режимных моментов у детей формируются активность,
самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать
отношения с другими людьми. В ДОО проводятся несколько режимных
моментов: утренний прием, игры, завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной
сон, водные процедуры, полдник, уход домой и так далее. К некоторым видам
режимных моментов есть подготовка (занятия, обед, полдник, прогулка, сон).
В режиме дня каждый режимный момент играет важную роль и для
адаптации детей 3-4 лет к ДОО. «Вхождение» детей в режим дня и
осуществление режимных мероприятий для адаптации происходит
постепенно. Так, сначала могут использоваться режимные моменты: приход в
детский сад, завтрак, подготовка к завтраку, завтрак. Или один отдельный
режимный момент (например, игры или прогулка). Например, продуманное и
хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое
значение не только в режиме дня, но и для их адаптации в ДОО. Воспитатель
подсказывает ребенку, как нужно быть готовым к жизнедеятельности в
группе, наблюдает, как ребенок приветствует сверстников, переодевается,
моет руки и так далее, то есть проверяет не только внешнее состояние
ребенка, но и его эмоциональное благополучие, уровень сформированности
адаптацию в группу. Таким образом, дети 3-4 лет, приучаясь к режиму,
строгому распорядку жизнедеятельности в ДОО способны успешно пройти
сложную для них адаптацию.
Список используемой литературы:
1. Болотина, Л. Г. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. средн. и
высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Болотина. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова. – М. :
ИКЦ МарТ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005. – 448 с.
3. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. –
В 3-х кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2010.
– 608 с.
4. Подласый, И. П. Педагога начальной школы : учебник для студ. пед.
училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 399 с.