Напоминание

Адаптация детей 3-4 лет к ДОО по средствам режимных моментов


Авторы: Бойко Ольга Марксовна, Вострикова Рузанна Маисовна
Должность: заведующий, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: город Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей 3-4 лет к ДОО по средствам режимных моментов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей 3-4 лет к ДОО по средствам режимных моментов

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение ребенок

вынужден привыкать к новым условиям, адаптироваться в детском саду, в

кругу сверстников и взрослых. Этот процесс для одних детей проходит

незаметно, для других – оказывается травмирующим фактором. Термин

«адаптация» происходит от латинского «аdарtаtiо», что означает

«приспособление», «прилаживание». Под ним понимают приспособление

организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация

ребенка в ДОО направлена на сохранение сбалансированной деятельности

систем, органов и его психической организации при изменившихся условиях

жизни.

Р. С. Немов определяет адаптацию как «постепенное приспособление

физиологических процессов, происходящих в органе чувств человека к

физическим воздействиям на них в данный момент времени, например, глаза

человека к яркости света, уха к громкости звука» [3, с. 70].

Адаптация ребенка 3-4 лет к условиям дошкольного учреждения может быть

как социальной, так и психологической.

В педагогическом словаре по педагогике под социальной адаптацией

понимается процесс и результат встречной активности субъекта и социальной

среды, и эта адаптация предполагает согласование требований и ожиданий

социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным

поведение; это есть «процесс и результат становления индивида социальным

существом» [2, с. 9].

По определению Р. С. Немова, психологическая адаптация – это

«приспособление психологических свойств, состояний и процессов человека

к тем условиям, в которых он в данный момент времени находится» [3, с. 70].

Психологическая адаптация ребенка в ДОО осуществляется путем усвоения

им норм и ценностей, а основными ее проявлениями являются

взаимодействие ребенка с окружающими людьми, его активная деятельность.

Необходимо отметить и еще один вид адаптации – сенсорную адаптацию,

которая есть, со слов Р. С. Немова «приспособление органов чувств, их

чувствительности к условиям восприятия воздействующих на данные органы

чувств стимулов» [3, с. 71].

По мнению Л. С. Болотиной, дошкольник всегда активен со средой, в которой

пребывает или ему нужно быть пребывать, и «его способность активно

взаимодействовать с социальной средой, используя ее потенциал для

собственного развития, и есть адаптация» [1, с. 232].

Таким образом, вышеуказанные определения дают возможность сделать

вывод о том, что адаптация детей 3-4 лет в ДОО есть своеобразный уровень

их приспособления к жизнедеятельности учреждения, удовлетворенности

или неудовлетворенности своего пребывания в нем, а также собой.

Дошкольное образовательное учреждение реализует успешность адаптации

ребенка 3-4 лет в ДОО посредством реализации педагогических условий, к

числу которых можно отнести: способность образовательной среды

учреждения реализовывать соответствие между предлагаемыми

образовательными услугами и образовательными запросами ребенка и его

семьи; создание условий поддержки развития и воспитания ребенка; учет

индивидуальных и возрастных особенностей детей; создание положительной

эмоциональной, предметно-развивающей среды; формирование

положительных взаимоотношений детей друг с другом; организация и

реализация образовательных и воспитательных услуг для каждого ребенка;

использование демократического стиля педагогического общения; создание

психологического комфорта для каждого ребенка, развитие его интересов,

способностей и потребностей. Важным педагогическим условием успешной

адаптации детей 3-4 лет в ДОО должна стать адаптированность дошкольной

образовательной среды для каждого ребенка, которая заключаться в

дружественном характере информационной и социальной среды учреждения,

согласованности педагогических технологий, нацеленности на всестороннее

развитие дошкольника.

При поступлении в детский сад у детей 3-4 лет может происходить первичная

индивидуальная адаптация, то есть конформность, которая во многом будет

определяться их межличностными отношениями. Однако, некоторые дети

могут выбрать в качестве адаптации отклонение от принятых норм, и их

поведение может не соответствовать установленным нормам. Поэтому

сначала ребенок «входит» в среду детского учреждения «постепенно»: он

может пребывать в группе лишь несколько часов (от двух до трех) во

избежание дезадаптации или своего психологического дискомфорта.

Причинами дезадаптации детей 3-4 лет в ДОО могут стать: отсутствие

адекватного общения с ним сверстников или взрослых; длительная болезнь;

долгая изоляция детей от среды повседневной жизни детского сада, группы;

резкий переход детей от одного вида деятельности к другому. В числе

средовых факторов дезадаптации детей 3-4 лет в ДОО могут выступать:

недостаточность внимания родителей к общению детей; нездоровая семейная

обстановка; подавление личности ребенка группой; негативное проявление

воспитания. При резкой смене условий жизни и деятельности у детей 3-4 лет

может происходить и переадаптация, когда смысловые их образования, а

также цели и потребности перестариваются полностью, в значительной

степени. При этом ребенок уже начинает нуждаться в реадаптации.

Отмечая важную роль дошкольных образовательных учреждений в адаптации

детей, И. П. Подласый отмечает, что эти учреждения должны рассматривать

адаптацию как естественное развитие детей и «их адаптационных

возможностей в различных условиях среды детского сада» [4, с. 245].

Адаптация особенно важна в период поступления ребенка в детский сад или

при выпуске из его стен.

Дошкольное образовательное учреждение стремится обеспечивать ребенка

свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например,

это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него

оказываются наиболее благоприятными. Поэтому важнейшим

педагогическим условием адаптации детей 3-4 лет является умения увидеть

их реакцию на дискомфортность, заметить у них нетипичные проявления.

Это требует от педагогов внимания к изучению причин дезадаптации детей;

создания оптимальных для детей средовых условий; недопущения

перегрузок; поддержки и приспособлению к новым условиях; тактики

сотрудничества при взаимодействии «взрослый – ребенок». Основное

педагогическое условие успешной адаптации детей 3-4 лет в ДОО – это

самореализация, развитие способностей детей, их личностного роста.

Успешная адаптация детей 3-4 лет в ДОО может осуществляться посредством

организации режимных моментов – чередовании различных по характеру и

нагрузке видов деятельности, предохраняющих детей от физического и

нервного переутомления. Организация режимных мероприятий имеет

значение для воспитания детей, их адаптации в ДОО, так как, в ходе

различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением

гигиенических процедур, отдыха и так далее, происходит формирование

культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил

поведения, формирование представлений об окружающих предметах и

людях. В ходе режимных моментов у детей формируются активность,

самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать

отношения с другими людьми. В ДОО проводятся несколько режимных

моментов: утренний прием, игры, завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной

сон, водные процедуры, полдник, уход домой и так далее. К некоторым видам

режимных моментов есть подготовка (занятия, обед, полдник, прогулка, сон).

В режиме дня каждый режимный момент играет важную роль и для

адаптации детей 3-4 лет к ДОО. «Вхождение» детей в режим дня и

осуществление режимных мероприятий для адаптации происходит

постепенно. Так, сначала могут использоваться режимные моменты: приход в

детский сад, завтрак, подготовка к завтраку, завтрак. Или один отдельный

режимный момент (например, игры или прогулка). Например, продуманное и

хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое

значение не только в режиме дня, но и для их адаптации в ДОО. Воспитатель

подсказывает ребенку, как нужно быть готовым к жизнедеятельности в

группе, наблюдает, как ребенок приветствует сверстников, переодевается,

моет руки и так далее, то есть проверяет не только внешнее состояние

ребенка, но и его эмоциональное благополучие, уровень сформированности

адаптацию в группу. Таким образом, дети 3-4 лет, приучаясь к режиму,

строгому распорядку жизнедеятельности в ДОО способны успешно пройти

сложную для них адаптацию.

Список используемой литературы:

1. Болотина, Л. Г. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. средн. и

высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Болотина. – М. : Академия, 2009. – 240 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова. – М. :

ИКЦ МарТ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005. – 448 с.

3. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. –

В 3-х кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2010.

– 608 с.

4. Подласый, И. П. Педагога начальной школы : учебник для студ. пед.

училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 399 с.



В раздел образования