Автор: Боровикова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Журавушка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект ООД по развитию речи
Тема: "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе
«Путешествие по сказкам»
Цель:
Закрепить знания детей о русских народных сказках; создать радостное настроение при
общении с взрослыми и сверстниками. Поддерживать интерес к русской народной сказке.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение детей узнавать и называть сказки по
литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам. Закрепить
умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные.
Развивающие: Развивать и активизировать в речи детей название знакомых сказок, имена
сказочных героев, образных выражений, сравнений; учить узнавать и называть
персонажей из знакомых сказок по описанию. Развивать интонационную
выразительность речи детей, память, мыслительную операцию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, произведениям устного
народного творчества. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Предварительная работа: Чтение
сказок «Курочка Ряба», «Репка». Драматизация знакомых сказок с различными видами
театра, рассматривание книг и иллюстраций, разгадывание загадок.
Чтение сказки «Колобок», рассматривание колобка, иллюстрации к сказке, игра с
кукольным театром по сценарию сказки.
Материалы и оборудование : Сказка «Репка»- пальчиковый театр, коробка, конверт с
письмом; сказка «Курочка Ряба»- резиновый театр, сказка «Колобок» - театр бибабо,
домик – 3 шт. Выставка книг и иллюстраций к сказкам, игрушка Колобок. Мяч.
Словарная работа:
1. Упражнять детей в подборе слов противоположных по смыслу.
2. Учить правильно строить предложения. Расширять словарь детей.
Ход :
Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Дети: (вместе с воспитателем здороваются) «Здравствуйте!».
-Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг– улыбнёмся всем вокруг.
Воспитатель:
-Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И, конечно, поиграть!
Воспитатель: Предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие в страну сказок на
нашем волшебном поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькие вагончики. Согласны?
(ответы детей) А пока мы ждем поезд, давайте поиграем. Я буду говорить слово, а вы
противоположное по значению. (Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди).
1. Летом тепло, а зимой – ( холодно)
2. Сахар сладкий, а лимон – (кислый)
3. Днем светло, а ночью - (темно)
4. Я высокая, а Таня – (низкая)
5.Мама молодая, а бабушка – (старенькая)
6. Волк злой, а зайчик – (добрый)
7. Слон большой, а мышка- (маленькая)
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Вот и паровоз подъехал, прицепляйтесь вагончики.
Ребята, посмотрите, какой у нас поезд получился! А он длинный или короткий? (Ответы
детей). Поехали.
(Дети едут за воспитателем, имитируя движение поезда).
1 остановка
Воспитатель: Вот и первая остановка она называется «Книжная». (На книжных полках
стоят книжки со сказками и иллюстрациями к сказкам)
Воспитатель: А какие сказки вы здесь узнали? ( Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель показывает на книгу или иллюстрацию к сказке, и задаёт вопрос
определённому ребёнку)
Воспитатель : «Ой-ой-ой, мне кажется, кто-то плачет!».
(воспитатель выносит Колобка).
Колобок : «Я по коробу скребён, по сусекам метён, в печке печён: я от бабушки ушёл и от
дедушки ушёл!
Поставила меня бабушка на окошко остынуть, мне надоело, я и укатился! А теперь и
заблудился!»
Воспитатель : «Ну что же, ребятки, поможем Колобку найти бабушку и дедушку?» -
ответы детей
Садимся в волшебный поезд и отправляемся в путь.
2 остановка (На столе сказочный домик, конверт и коробка с героями сказки «Репка»)
Воспитатель: «Остановка «Сказочная». Садитесь ребятки на ковер. Дети,
посмотрите, в этом домике живёт какая-то сказка, а в конверте, наверно, подсказка».
Воспитатель открывает конверт: «А здесь загадка. Если вы отгадаете загадку, то мы
узнаем, какая сказка здесь живёт».
Загадка: Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой?
Дети: Репка
Воспитатель: «Дети, в этой сказке есть бабушка и дедушка?»
Дети: да.
Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку "Репка".
Что же случилось с героями сказки, они забыли, кто за кем будет репку тянуть. Надо их
правильно расставить.
Воспитатель: Кто посадил репку? Дети: Дед
Воспитатель: Кого позвал Дед? Дети: Бабку
Воспитатель: Кого позвала Бабка? Дети: Внучку
Воспитатель: Кого позвала Внучка? Дети: Жучку
Воспитатель: Кого позвала Жучка? Дети: Кошку
Воспитатель: Кого позвала Кошка? Дети: Мышку
Дети расставляют героев сказки по порядку.
Воспитатель: Вот теперь все хорошо. Колобок тебе понравилась сказка?
Колобок: Да, но это не мои бабушка и дедушка.
Воспитатель: Не расстраивайся колобок, мы сейчас поиграем. Вставайте ребята в круг.
Физминутка «Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом. Лесом и зеленым лугом. (ходьба)
Перед нами огород. (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет. (махи руками)
Вот мы репку посадили. (наклониться)
посадили. (наклониться)
И водой её полили. (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь её потянем. (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие. показать силу)
(Дети прощаются с героями сказки).
Воспитатель : Нам пора отправляться в дорогу, искать колобку его бабушку и дедушку.
Прицепляйтесь, вагончики к поезду.
(Дети строятся в поезд и двигаются дальше).
3 остановка
Воспитатель: остановка «Избушка»
Дети подходят к столу, на нем стоят резиновые фигурки деда и бабки.
Воспитатель: Колобок посмотри, это не твоя сказка?
Колобок: не знаю
Воспитатель (куклам) : А вы из какой сказки?
Бабушка и дедушка : Отгадайте загадку и узнаете.
Бабушка и дедушка загадывают загадку
Загадка:
Как то мышка –невеличка на пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед. Что за сказка? Дай ответ. (ответы детей)
Дети: Курочка Ряба (Воспитатель ставит на стол курочку)
Воспитатель: У кого жила курочка Ряба?
- Что снесла курочка Ряба?
- Какое яичко снесла курочка? (Воспитатель ставит на стол яичко)
- Что делал дед?
- Что делала баба?
- Кто же разбил яйцо? (Воспитатель достает мышку)
- Как мышка разбила яйцо?
-Как курочка Ряба утешала деда и бабу? (Воспитатель ставит простое яичко)
Воспитатель: Колобок, кажется и эта сказка не твоя. Ну тогда скажем героям «До
свидания» и поедем дальше. Вставайте , ребятки. Поезд отправляется.
4 остановка
(Поезд останавливается, ребятки выходят из вагончиков и подходят к домику).
Воспитатель: Остановка называется «Сказочный домик». Нас встречают дедушка и
бабушка. Но почему они такие грустные?
Бабка : по амбару помела, по сусекам поскребла, в масле изжарила, на окошко поставила,
а Колобок взял и укатился!
Воспитатель: вот бабушка и дедушка нашли мы вашего Колобка.
Воспитатель: дети, расскажите колобку что бы с ним приключилось, если бы он нас не
встретил.
Воспитатель: Кто встретился Колобку первым на лесной тропинке?
Дети : зайчик- побегайчик, волчок- серый бочок, мишка косолапый.
Последним ему повстречалась кто? (лисичка сестричка, что она сделала с колобком –дети :
съела (обманула, перехитрила)
Колобок, больше не убегай от бабушки и от дедушки. Взрослых надо слушаться.
Колобок : спасибо вам, ребятки, теперь я буду слушаться бабушку и дедушку. До
свидания, приезжайте ещё к нам в гости!
(Воспитатель одевает на руку куклу бибабо Бабку).
Бабка : Ребята, а я вам печенье испекла, угощайтесь. (дети благодарят и прощаются с
героями сказки).
Воспитатель: А нам пора отправляться обратно в детский сад.
(Все садятся в поезд и возвращаются в детский сад).
Итог
В конце занятия воспитатель спрашивает у детей:
1. Понравилось вам путешествие?
2. Какому герою мы помогли?
3. В каких сказках побывали?