Автор: Щитова Любовь Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку для начальной школы
Раздел: начальное образование
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008
тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.
shd.
ru
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
структурного
методического
подразделения
________________
_
Председатель НМС
____________________________
_
Директор МАОУ
«Обдорская гимназия»
_________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет русский язык
Класс 3
Учебный год 2019-2020
Срок реализации программы 1 год
Учитель (ФИО) Щитова Любовь Алексеевна
г. Салехард
2018 г.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по _русскому языку для начальной
предназначена для учащихся третьих
классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет русский язык.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной
образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя
скорректированный вариант примерной основной образовательной программы
основного общего образования, авторской программы «Русский язык» Журовой Л.Е., С.
В. Иванова УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Русский язык» Журовой Л.Е., С. В. Иванова реализуется на базе УМК «Начальная
школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития
универсальных
учебных
действий
для
начального
(основного,
среднего
общего)
образования, преемственность с программой начального общего образования.
Цели :
когнитивно – познавательная цель связана с представлением научной картины
мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик,
ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как
следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование: а)
коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б)
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого
объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
Содержание обучения русскому языку рассчитано 540 ч.
1 класс-132 ч.
2 класс-136 ч.
3 класс-136 ч.
4 класс-136 ч.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№273-ФЗ
«
Об
образовании
в
Российской
Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373
«Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от31
декабря 2015 г.).
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014
года
N
253
«Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (с изменениями и дополнениями:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015
г. N 576;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
декабря 2015 г. N 1529; Министерства образования и науки Российской Федерации
от 26 января 2016 г. N 38; Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 21 апреля 2016 г. N 459; Приказ Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от
29
декабря
2016
г.
N
1677;
Приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. N 535; Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N
581; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля
2017 г. N 629).
4.
Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком
автономном округе».
5.
Примерная (авторская) программа по учебному предмету «Русский язык» Журовой
Л.Е., С. В. Иванова; УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.
Виноградовой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА,
КУРСА (ФГОС)
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного
отношения
к
школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая
мотивационная
основа
учебной
деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
– ориентация
на
понимание
причин
успеха
в
учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
на
понимание
оценок
учителей,
товарищей,
родителей
и
других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– ориентация
в
нравственном
содержании
и
смысле
как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание
основных
моральных
норм
и
ориентация
на
их
выполнение;
– развитие
этических
чувств —
стыда,
вины,
совести
как
регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы
экологической
культуры:
принятие
ценности
природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего
поведения;
– чувство
прекрасного
и
эстетические
чувства
на
основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения
к
образовательной
организации,
пон им ан ия
необходимости
учения,
выраженного
в
преобладании
учебно-
познавательных
мотивов
и
предпочтении
социального
способа
оценки знаний;
–
выраженной
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации
учения;
– устойчивого
учебнопознавательного
интереса
к
новым
общим
способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной
адекватной
дифференцированной
самооценки
на
основе
критерия
успешности
реализации
социальной
роли
«хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном
поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации
на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии
как
осознанного
понимания
чувств
других
людей
и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать
установленные
правила
в
планировании
и
контроле
способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной
оценки
соответствия
результатов
требованиям
данной
задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском языке.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату
и
по
способу
действия,
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
–
Познавательные
УУД:
Обучающийся научится:
–
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном
про ст ранстве,
в т о м
ч и с л е
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов
ИКТ;
- использовать знакосимволические средства, в том числе модели
(включая
виртуальные)
и
схемы
(включая
концептуальные),
для
решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
-
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его
строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения
сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
- объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
записывать,
фиксировать
информацию
об
окружающем
мире
с
помощью инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
–
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач в зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осущ ествлять
сравнение,
сериацию
и
к л а с с и ф и ка ц и ю ,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
–
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде
всего
речевые,
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание
(в
том
числе
сопровождая
е го
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть
диалогической
формой
коммуникации,
используя
в
том
числе
средства
и
инструменты
ИКТ
и
дистанционного общения;
–
допускать
возможность
существования
у
людей
различных
точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
учитывать
и
координировать
в
сотрудничестве
позиции
других
людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать
относительность
мнений
и
подходов
к
решению
проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
–
продуктивно
содействовать
разрешению
конфликтов
на
основе
учета интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
–
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно
использовать
речевые
средства
для
эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции
своей деятельности.
Предметные
Ученик научится:
• различать, сравнивать, кратко характеризовать:
— имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
— виды предложений по цели высказывания и интонации;
—
главные
(подлежащее
и
сказуемое)
и
второстепенные
члены
предложения;
• выделять, находить:
— собственные имена существительные;
— личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
— грамматическую основу простого двусоставного предложения;
—
в
простом
предложении
однородные
члены
(как
главные,
так
и
второстепенные);
• решать учебные и практические задачи:
— определять род изменяемых имён существительных;
— устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени
существительного;
—
задавать
падежные
вопросы
и
определять
падеж
имени
существительного;
—
определять
принадлежность
имён
существительных
к
1,
2,
3-му
склонению;
—
устанавливать
с
помощью
смысловых
(синтаксических)
вопросов
связь между словами в предложении;
—
находить
предложения
с
однородными
членами
без
союзов
и
с
союзами и, а, но;
— использовать разные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове;
— подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
— определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
— безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65–80
слов;
—
проверять
собственный
и
предложенный
тексты,
находить
и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— составлять план собственного и предложенного текстов;
— определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
—
корректировать
тексты
с
нарушенным
порядком
предложений
и
абзацев;
— составлять собственные тексты в жанре письма;
• применять правила правописания:
— приставки, оканчивающиеся на з, с;
— непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова,
определённые программой);
— буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
— буквы и, ы после ц в различных частях слов;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
— буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и,
а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический
разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми
морфемами);
• устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее
употребительные слова);
• склонять личные местоимения;
• различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
•
находить
второстепенные
члены
предложения:
определение,
обстоятельство, дополнение;
• самостоятельно составлять предложения с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но;
• разбирать по членам простое двусоставное предложение;
•
применять
правило
правописания
соединительных
гласных
о,
е
в
сложных словах;
• применять правило правописания суффиксов имён существительных
-ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк,инк, енк;
• применять правило правописания безударных гласных в падежных
окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять
способы
действий,
по
могающих
предотвратить
её
в
последующих письменных работах;
• писать подробные изложения;
•
создавать
собственные
тексты
(писать
сочинения)
с
учётом
правильности, богатства и выразительности письменной речи;
•
соблюдать
нормы
современного
русского
литературного
языка
в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объёме представленного в учебнике материала).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (из ООП)
№ п/п
Раздел (глава)
Дидактические единицы
1 класс
1.
2.
Виды речевой
деятельности.
Слушание.
Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью
наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на
слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать
диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики,
интонации в устном общении людей.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить
слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой
речи.Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение
текста.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание
небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий
рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение
грамоте
Фонети
ка.
Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и
последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-
символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных
противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их
обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги,
открытый
и
закрытый
слоги.
Ударение.
Определение
места
ударения
в
слове,
различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные
буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на
письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель
мягкости
согласных
звуков.
Употребление ъ и ь как разделительных
знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение
алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с
помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного
письма.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с
интонациями
и
паузами
в
соответствии
со
знаками
препинания.
Развитие
осознанности
и
выразительности
чтения
на
материале
небольших
текстов
и
стихотворений.
Воспроизведение
прочитанного
текста
по
вопросам
учителя
и
самостоятельно.
Знакомство
с
орфоэпическим
чтением
(при
переходе
к
чтению
целыми
словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Слово и
предложение.
.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев
и
свободы
движения
руки.
Развитие
умения
ориентироваться
на
пространстве
листа
в
тетради
и
на
пространстве
классной
доски.
Овладение
начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением
гигиенических
норм.
Овладение
разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание
которых
не
расходится
с
их
произношением.
Освоение
приёмов
и
последовательности правильного списывания текста.
Понимание
функции
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами, знака переноса.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова
как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в
речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с
обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка
Орфография и
пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение:
● раздельное написание слов;
● обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
● употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
● употребление ъ и ь как разделительных знаков;
● прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
● перенос слов по слогам без стечения согласных;
● знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Первоначальное
представление
о
тексте
как
речевом
произведении.
Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание
прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное
представление
о
речи
с
помощью
наглядно-образных
моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и
схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных
картинок,
по
материалам
собственных
игр,
занятий,
наблюдений.
Культура
речевого
общения.
Освоение
позитивной
модели
речевого
общения,
основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
3.
Систематиче
с к и й
к у р с
русского языка
Фонети
ка и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных
гласных
звуков.
Различение
мягких
и
твёрдых
согласных
звуков,
определение
парных
и
непарных
по
твёрдости-
мягкости
согласных
звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-
глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный
ударный
—
безударный;
согласный
твёрдый
—
мягкий,
парный
—непарный;
согласный
звонкий
—
глухой,
парный
—
непарный.
Деление
слов
на
слоги.
Ударение,
произношение
звуков
и
сочетаний
звуков
в
соответствии
с
нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова
Графика.
Различение
звуков
и
букв.
Обозначение
на
письме
твёрдости-мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительныхъи ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах
типа стол,
конь;
в
словах
с
йотированными
гласными е,
ё,
ю,
я;
в
словах
с
непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса, абзаца.
Знание
алфавита:
правильное
называние
букв,
их
последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова,
единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и
внутренней
(значения
слова)
с
помощью
наглядно-образных
моделей.
Первоначальное
представление
о
слове
как
знаке,
как
заместителе
реальных
предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
4.
Изучается
во
всех
разделах
курса.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена
нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация
слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых
предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда).
Знакомство со словарями.
Наблюдения
за
использованием
в
речи
антонимов
и
синонимов.
Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова.
2 класс
1.
2.
Мир общения
Собеседники
Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель
общения, способы и результат общения.
Язык
—
самое
удобное
и
основное
средство
общения.
Различение
устных
и
письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.
Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и
письменной
речи.
Совершенствование
процесса
восприятия
речи:
понимание
смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности
предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности
речи
Слово,
предложение и
т е к с т
в
речевом
общении
Различия функции слова и предложения.
Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства
текста.
Выделение
самых
общих
признаков
текста
(состоит
из
предложений,
связанных по смыслу,
имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст-описание, текст-
повествование, текст-рассуждение
Главный
п ом о щ н и к
в
о б щ е н и и
—
родной язык
Основные языковые единицы, их особенности.
Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные
модели слов и предложений
Звуки и буквы.
Слог.
УдарениеГласн
ые и согласные
звуки.
Обозначение
их буквами
Классификация
гласных
и
согласных
звуков.
Ударные
и
безударные
гласные.
Согласные звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка
начальных букв слов.
Роль гласных и согласных звуков в речи.
Передача
звуков
речи
на
письме.
Возможные
расхождения
произношения
и
написания.
Понятие орфограммы
Звук й и буква
й
Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине
слова
Звук э и буква э
Слова с буквой э в начале и в середине слова
Т в ё р д ы е
и
мягкие
согласные
звуки.
Обозначение
их на письме
Парные
и
непарные
по
мягкости-твёрдости
согласные
звуки.
Два
способа
обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с
помощью гласных е, ё, ю,я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука.
Позиции, в которых буквы е, ё,ю, я обозначают два звука
Шипящие
согласные
звуки.
Буквосочетани
я жи—ши,ча—
ща, чу—щу, чк,
чн, щн
Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и
форм слов с данными буквосочетаниями
Слог.
Перенос
слов
Гласные
звуки
как
слогообразующие.
Определение
количества
слогов
в
слове.
Правила переноса слов
Безударные
гласные
звуки.
Их
Возможность
передачи
одинаковых
гласных
звуков
в
без
ударном
положении
разными
буквами.
Алгоритм
проверки
безударных
гласных
в
слове.
Подбор
родственных слов для проверки безударного гласного в слове
обозначение на
письме
С л о в а
с
удвоенными
согласными
Удвоенные
согласные
как
орфограмма.
Работа
с
орфографическим
словарём.
Перенос слов с удвоенными согласными
Непроизносим
ые согласные
Алгоритм
способа
проверки
слов
с
непроизносимыми
согласными.
Слова,
не
содержащие непроизносимыхсоглас-ных. Способы их проверки
Разделительны
е
м я г к и й
и
твёрдый знаки
(ь, ъ)
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю,
я, и.
Первичные наблюдения за упо-треблением разделительного твёрдого знака
3.
Слово
и
ег о
значение
Ч т о
рассказало
слово
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и
значения
(с
помощью
простейших
структурно-семантических
моделей).
Обобщающее значение слова.
Этимология слова (происхождение его значения)
Имена
собственные и
нарицательны
е
Различие
в
их
функциях:
называть
целый
ряд
однородных
предметов
(имена
нарицательные) или единичный предмет
(имена собственные)
С л о в а
с
несколькими
значениями
Необходимые
условия
для
переноса
названия
с
одного
предмета
на
другой.
Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим)
Слова,
близкие
по
зн ач ен ию
(синонимы)
Синонимы, их роль в речи
Слова,
противополож
н ы е
п о
значению
(антонимы)
Роль антонимов в речи
Устойчивые
сочетания слов
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи
Тематические
группы слов
Распределение слов по тематическим группам
4.
Состав слова
Как собрать и
разобрать
слово
Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих
значение.
Наблюдения
за
строением
слова
на
наглядно-образных
моделях.
Первоначальное
знакомство
с
составом
слова:
корень,
приставка,
суффикс,
окончание
К о р е н ь
—
главная
часть
слова.
Однокоренные
(родственные)
слова
Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической
значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и
написанию. Единообразное написание корня в родственных словах.
Правописание безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в
корне слова
Приставка
Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.
Правописание разделительного твёрдого знака
Суффикс
Роль
суффикса
в
слове.
Значение
некоторых
суффиксов
(уменьшительно-
ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.)
Окончание
Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова
5.
Части речи
Ч т о
т а к о е
части речи
Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых
общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления
о грамматическом значении (без введения
термина) как о значении, свойственном целым группам слов
Глагол
Глагол как часть речи.
Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без
введения термина). Роль глаголов в речи
Имя
прилагательно
е
Имя прилагательное как часть речи.
Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в
речи
Обобщение знаний об основных частях речи
6.
Предложение.
Текст
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в
предложении. Типы предложений по
интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения — подлежащее и
сказуемое. Текст, определение текста, типы текстов.
Записка как один из видов текста, её особенности. Письмо как один из видов текста,
требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности
3 класс
1
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1.1
Фонетика и
графика
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова
1.2
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка.
1.3
Состав слова
(морфемика)
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу
1.4
Синтаксис
Предложение.
Нахождение
главных
членов
предложения:
подлежащего
и
сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи
между
словами
в
предложении.
Различение
главных
и
второстепенных
членов
предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение
за
однородными
членами
предложения.
Использование
интонации
перечисления
в
предложениях
с
однородными
членами.
Нахождение
и
самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но.
1.5
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употреблениев речи. Различение имён
существительных
мужского,
женского
и
среднего
рода. Род неизменяемых имён
существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён
существительных
по
числам.
Изменение
имён
существительных
по
падежам.
Падеж и предлог: образование предложнопадежной формы. Различение падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Определение
принадлежности
имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных
имён существительных.
Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.
Словообразование имён существительных.
Имя
прилагательное:
общее
значение
и
употребление
в
речи.
Изменение
имён
прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных,
относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён
прилагательных.
Местоимение:
общее
значение
и
употребление
в
речи.
Личные
местоимения.
Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
2
«Правописани
е»
(формирование
навыков
грамотного
письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• приставки, оканчивающиеся на з, с;
• соединительные гласные о, е в сложных словах;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые
программой);
• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
• буквы и, ы после ц в различных частях слов;
• суффиксы имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия,
-ие;
• буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных
текстов.
3
«Развитие речи»
3.1
Устная речь
Выбор
языковых
средств
в
соответствии
с
целями
и
условиями
общения
для
эффективного
решения
коммуникативной
задачи.
Соблюдение
норм
речевого
этикета
и
орфоэпических
норм
в
ситуациях
учебного
и
бытового
общения.
Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и
дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра
при
проведении
парной
и
групповой
работы. Соблюдение
норм
речевого
взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта,
Интернет и другие виды и способы связи).
3.2
Письменная
речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание
текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста,
написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование,
описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением
как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
правильности,
богатства
и
выразительности
письменной
речи
(с
опорой
на
материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах
многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов
и фразеологизмов.
4 класс
1.
Повторение.
Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения, содержание речи и её
словесное оформление. Умение вести диалог-расспрос. Устная и письменная формы
общения.
Обращение,
знаки
препинания
при
обращении.
Расширение
представлений о тексте.
2.
Язык как
средство
общения.
Р о л ь
я з ы к а
в
о б щ е н и и .
П о в т о р е н и е
о с н о в н ы х
о р ф о г р а м м .
Главныеивторостепенныечленыпредложения(общеепоня-
тие).Предложениесоднороднымичленами,соединеннымисоюзамии ,
а ,
н о
ибезсоюзов;интонация
перечисления,запятаявпредложенияхсоднороднымичленами.
Сопоставлениепредложенийсоднороднымичленамибезсоюзовиссоюзамии,
а,
н о . Знаки
препинаниявпредложениях.
Простые
и
сложные
предложения.
Словосочетание.
Синонимы,
антонимы.
Состав
слова.
3.
Имя
существитель
ное.
Склонение имен существительных в единственном и множественном
числе.Особенности
падежейи
способыих
распознавания.Несклоняемые
именасуществительные.
Тритипасклоненияименсуществительных.
Правописание
безударныхпадежныхокончанийименсуществительных1,2и
3-
госклонениявединственномчисле(кромеименсуществительныхна-мя, -ий, -ие,
-ия). Употреблениепредлоговсименамисуществительнымивраз-
личныхпадежах:пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым,
возвратился с Камчатки, из Крымаит.п.
Склонениеименсуществительныхвомножественномчисле.
Умениеправильнообразовыватьформыименительногоироди-
тельногопадежеймножественногочислаименсуществительных: учителя,
инженеры; урожай помидоров и яблок
4.
Имя
прилагательн
ое.
Имяприлагательноекакчастьречи:общеезначение,вопро-
сы,измененияпородам,числам,падежам,рольвпредложении.
Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен-
скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс
именамисуществительными.
Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеимен
прилагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна -ья, -ье, -ов, -ин).
Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен-
скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс
именамисуществительными.
Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеимен
прилагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна -ья, -ье, -ов, -ин).
Склонениеиправописаниеименприлагательныхвомножественномчисле.
Употреблениеименприлагательныхвпрямомипереносном
смысле.Прилагательные-синонимыиприлагательные-антонимы.
5.
Местоимение.
Местоимениекакчастьречи.Местоимения1,2и3-голица
единственногоимножественногочисла.Употреблениеличных,
притяжательныхиуказательныхместоименийвречи(наблюд е н и я ) .
Склонение
личных
местоимений
с
предлогами
и
без
предлогов.
Использование
личных
местоимений
как
средства
связи
предложений
в
тексте
(текстообразующая
роль
местоимений).
Раздельное
написание
предлогов
с
местоимениями.
6.
Глагол.
Особенности
глаголов
как
части
речи
по
сравнению
с
именами
существительными
и
именами
прилагательными.
Прошедшее
время
глагола:
употребление
в
речи,
изменение
по
числам
и
родам,
правописание
родовых
окончаний.
Общее
понятие
о
неопределенной
форме
глагола
как
начальной.
Изменение
глаголов
по
лицам
и
числам
в
настоящем
и
будущем
времени
(спряжение).
Глаголы I и I Iс п р я ж е н и я .
Ь после
шипящих
в
окончаниях
глаголов
2-го
лица
единственного
числа.
Правописание
безударных
личных
окончании
глаголов.
Глаголы-исключения.
Правописание
безударных
личных
окончании
гл а гол о в - и с к л юч е н и й .
Правописание
суффиксов
глаголов
в
прошедшем
времени:
слышать —
слышал, увидеть — увидел.
Возвратные
глаголы
(ознакомление).
Распознавание
глаголов
в
3-м
лице
и
глаголов
в
неопределенной
форме
с
помощью
вопросов
ч т о д е л а ю т ?(учатся), ч т о д е л а т ь ? (учиться).
7.
.
Имя
числительное
Общее
представление
об
имени
числительном.
Разряды
числительных
по
структуре.
Употребление
числительных
в
речи.
8.
Наречие.
Общее
представление
о
наречии.
Употребление
наречий
в
речи.
9.
Повторение
изученного за
год.
Текст
и
предложение
как
единицы
языка
и
речи.
Виды
предложений
по
цели
высказывания.
Виды
текстов.
Слово
—
единица
языка
и
речи.
Лексическое
и
грамматическое
значение
слова.
Грамматические
признаки
имен
существительных,
имен
прилагательных,
глаголов
(обобщение).
Правописание
в
корне
слова
безударных
гласных,
парных
звонких
и
глухих
согласных,
непроизносимых
согласных.
Правописание
безударных
гласных
в
падежных
окончаниях
имен
существительных
и
имен
прилагательных,
в
личных
окончаниях
глаголов.
Правописание
суффиксов
и
окончаний
глаголов
прошедшего
в р е м е н и .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел, глава
количество
часов
3 класс
1
«Как устроен наш язык»
56
2
«Правописание»
46
3
«Развитие речи»
25
4
Резервные уроки
9
Всего
136
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет русский язык
Класс 3
Учитель (ФИО) Щитова Любовь Алексеевна
Календарно-тематическое
планирование
курса
рассчитано
на
34
учебные
недели
при
количестве 4 урока в неделю, всего 136 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с
составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило
___ уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения
государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой
подачи материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
дата
Корр
1
Повторяем фонетику.
2
Вспоминаем правило написания прописной буквы
3
Фонетический разбор слова
4
Вспоминаем правило переноса слов.
5
Повторяем текст, его признаки и типы. Фонетический разбор слова
6
Входной контрольный диктант.
7
Работа над ошибками. Повторяем правила обозначения гласных после шипящих
8
Списывание по теме «Повторяем состав слова»
9
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова
10
Повторяем признаки и типы текста
11
Тест «Разбор слова по составу»
12
Повторяем правописание согласных в корне слова.
13
Тест «Повторяем словообразование»
14
Работа над ошибками. Повторяем правописание непроизносимых согласных в
корне слова
15
Текст и его заголовок.
16
Контрольная работа по теме «Разбор слова по составу и словообразование»
17
Работа над ошибками. Вспоминаем правописание суффиксов
18
Вспоминаем правописание приставок
19
Самостоятельная работа «Заголовок и начало текста»
20
Работа над ошибками. Предложение и его смысл. Слова в пред ложении.
21
Виды предложения по цели высказывания и интонации.
22
Последовательность предложений в тексте
23
Деление текста на абзацы.
24
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения»
25
Работа над ошибками. Повторяем написание разделительного твёрдого и
разделительного мягкого знаков
26
Главные члены предложения
27
Учимся писать приставки
28
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с.
29
Контрольный диктант за 1 четверть.
30
Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое
31
Учимся писать письма
32
Подлежащее и сказуемое
2 четверть
33
Учимся писать письма.
34
Второстепенные члены предложения
35
Списывание по теме «Обстоятельство»
36
Работа над ошибками. Обстоятельство.
37
Учимся писать приставку с-
38
Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма.
39
Определение. Способы выражения определений.
40
Контрольная работа по теме «Определение»
41
Работа над ошибками. Учимся писать слова с двумя корнями
42
Запоминаем соединительные гласные о, е
43
Учимся писать письма. Редактирование текстов.
44
Дополнение, как второстепенный член предложения.
45
Диктант по теме «Дополнение»
46
Работа над ошибками. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне
слова
47
Работа над ошибками. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне
слова
48
Самостоятельная работа «Учимся писать письма»
49
Работа над ошибками. Однородные члены предложения
50
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
51
Однородные члены предложения. Составление предложений с однородными
членами без союзов и с союзами и, а, но
52
Знаки препинания при однородных членах предложения.
53
Учимся писать письма, определять основную мысль текста.
54
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»
55
Работа над ошибками. Учимся ставить знаки препинания при однородных
членах предложения
56
Однородные члены предложения
57
Тест « Учимся знаки препинания в предложениях с однородными членами
предложения»
58
Работа над ошибками. Учимся писать письма.
59
Контрольный диктант за 2 четверть.
60
Работа над ошибками. Повторяем фонетику и состав слова
61
Части речи. Признаки выделения частей речи.
3 четверть
62
Самостоятельные и служебные части речи
63
Повторение. Определение основной мысли текста.
64
Имя существительное. Признаки имён существительных.
65
Повторение. Место и тип орфограммы в слове.
66
Учимся писать изложение, выделять в текстах-описаниях опоры для пересказа.
67
Контрольная работа по теме «Род имён существительных»
68
Работа над ошибками. Род имён существительных.
69
Учимся писать изложение, сравнивать тексты разных типов.
70
Число имён существительных
71
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
72
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
73
Число имён существительных.
74
Изменение имён существительных по числам
75
Изменение имён существительных по числам.
76
Учимся писать изложение. Заголовок текста.
77
Изменение имён существительных по падежам
78
Диктант по теме «Падеж имён существительных»
79
Работа над ошибками. Падеж имён существительных
80
Учим слова с удвоенными согласными в корне слова
81
Учимся писать письма, находить в тексте заданную информацию.
82
Падеж имён существительных.
83
Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.
84
Списывание по теме «Падеж имён существительных»
85
Работа над ошибками. Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и
ечк
86
Работаем с текстом. Определение типа текста.
87
Склонение имён существительных.
88
Учимся писать сочетания инк и енк
89
Склонение имён существительных. Формулирование алгоритма определения
склонения имён существительных в косвенных падежах.
90
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения
91
Работаем с текстом. Учимся заканчивать текст по предложенному началу.
92
Тест «Склонение имён существительных»
93
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения
94
Контрольная работа по теме «Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые»
95
Работа над ошибками. Учимся писать безударные окончания имён
существительных 2-го скло не ния
96
Учимся писать изложение. Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев
97
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
98
Контрольный диктант за 3 четверть.
99
Работа над ошибками. Имена существительные собственные и нарицательные.
100
Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
101
Текущее изложение «Учимся писать изложение»
102
Способы образования имён существительных
4 четверть
103
Способы образования имён существительных
104
Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения
105
Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения
106
Учимся писать изложение, анализировать заголовок текста, устанавливать
основную мысль текста.
107
Повторяем фонетику и состав слова
108
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-
го склонения.
109
Имя прилагательное.
110
Правописание окончаний имён существительных множественного числа
111
Диктант по теме «Имя прилагательное»
112
Работа над ошибками. Имя прилагательное
113
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных
114
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
115
Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных на -ий,
-ия, -ие
116
Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
117
Повторение правописания безударных окончаний имён существительных
118
Качественные имена прилагательные.
119
Качественные имена прилагательные. Знакомство с лексическим признаком
качественных прилагательных — наличием антонимической пары.
120
Изложение с элементами сочинения. Выделение смысловых частей текста.
121
Диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных, краткой
формы имён прилагательных»
122
Текущее изложение «Учимся писать изложение»
123
Итоговый диктант за 4 четверть
124
Работа над ошибками. Краткая форма качественных прилагательных.
125
Списывание по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»
126
Работа над ошибками. Учимся писать сочинение
127
Относительные имена прилагательные.
128
Правописание относительных прилагательных
129
Притяжательные прилагательные. Правописание притяжательных
прилагательных.
130
Комплексная итоговая контрольная работа.
131
Работа над ошибками. Местоимения.
132
Личные местоимения.
133
Правописание местоимений с предлогами
134
Как изменяются местоимения.
135
Учимся писать сочинение. Знакомство с сочинением как видом письменной
работы.
136
Повторение.