Напоминание

Коррекционная работа со слабоуспевающими в начальной школе


Автор: Шевченко Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. Б. М. Ляха г. Туапсе
Населённый пункт: город Туапсе Краснодарский край
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Коррекционная работа со слабоуспевающими в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта раьоты учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы №2 им. Б. М. Ляха

г. Туапсе

Шевченко Натальи Васильевны

Коррекционная

работа

со

слабоуспевающими

учащимися в

начальной школе.

Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и

остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности обще-

ства можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения

и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая зада-

ча теоретической и практической педагогики.

Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факто-

ры риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология бе-

ременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприят-

ные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный

психологический микроклимат в семье и в школе.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на

свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка

сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится

«трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в по-

ведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут

чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя ар-

мию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время уча-

щийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учеб-

ной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в

связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в

основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в

коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает

ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 %

семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают доста-

точной функциональной готовностью к школе. Если вовремя не помочь, не провести кор-

рекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.

Основные причины неуспеваемости:

1.

особенности организма школьника;

2.

особенности личности школьника;

3.

бытовые условия;

4.

гигиенические условия в школе;

5.

особенности воспитания в семье;

6.

особенности обучения и воспитания в школе;

7.

причины недостатков бытовых условий;

8.

причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

9.

условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

10.

условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину ре-

шить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная

проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными

возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуаль-

ного развития

отсутствие познавательного интереса

не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагоги-

ческой (в плане обучения) точки зрения

нет опоры на родителей как союзников учителя

дети, в основном, из асоциальных семей

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как

следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнару-

жить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способно-

сти;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а

предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать

волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

в поддержке

показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы,

обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебно-

го материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень

его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответство -

вать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовав-

шиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную

ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применя-

емых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно системати-

чески обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, что-

бы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию

Коррекционная работа с неуспевающими детьми.

В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной

работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых

коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цели этой работы :

- помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной про-

граммы;

- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего

развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учеб-

ных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к вос-

питанию и развитию ребенка.

Задачи:

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных уме-

ний и навыков;

-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного пове-

дения.

В коррекционной работе планируется не столько достижение отдельного результа-

та (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения

возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного

воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптома-

ми отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины от-

клонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед пер-

вой.

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспита-

тельного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и ре-

чевое развитие детей.

Учебный материал должен быть построен в соответствии с методическими прин-

ципами: направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опору на жизненный опыт ребенка;

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как

в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходи-

мости и достаточности;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусмат-

ривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений

детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных

задач.

Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы со-

здать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник вну-

тренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении та-

ких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир,

английский язык. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить

психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, кото-

рый сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику

подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие

методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не толь-

ко неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяет-

ся группа учащихся.

-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по

образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретиче-

ской и практической части.

-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового ма-

териала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправ-

ляет учитель.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам

рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга.

Опрос занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированны-

ми (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ?

если были вопросы или затруднения.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий

и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для ин-

дивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля

и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащих-

ся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, уче-

ник может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается

вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультиро-

вался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие

задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках.

Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На само-

стоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип

темперамента каждого учащегося.

Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества

пропусков по болезни, строится иначе.

1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и

решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей.

Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего

достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бы-

вает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность,

семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи учени-

ку по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока,

но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этих занятий должно исключить фор-

мальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить та-

блицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ре-

бенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптомати-

ческую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать

20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые

пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учеб-

ной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих

занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей

ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так

как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику пережива-

ние успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания сле-

дует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения

задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррек-

ционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учи-

теля, соревнование и т..).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить

и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации

деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактиче-

ских игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более ак-

туальной и значимой для ребенка

На этих занятиях царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результа-

ты сразу.

Вывод по всему выше перечисленному, можно представить в виде таблицы:

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подго-

товленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при

опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у

доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо-

гающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение ново-

го материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с по-

мощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного

материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке

приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблем-

ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути

проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная

работа учащихся на уро-

ке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных

заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выпол-

ненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное

правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для

решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения за-

даний, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспева-

ющих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на

ошибки, проверка, исправления

Организация

самостоятельной рабо-

ты вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональ-

ной системы упражнений, а не механическое увеличение их чис-

ла.

Более подробное объяснение последовательности выпол-

нения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использова-

ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом

действий

Основные группы неуспевающих учеников.

Учитывая особенности неуспевающих учеников, можно условно разделить их на

следующие группы.

I. « Гиперактивные- очень трудные дети, которые очень часто приводят в отчаяние

как родителей, так и учителей.»- М. Раттер.

« У такого ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. всё это вызывается

ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихи-

ческой активностью.»- В. Кащенко.

Что же такое гиперактивность?

Гиперактивность- сочетание двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия

лишних движений, аффективной возбудимости, нарушений концентрации внимания. И

так, это - одно из проявлений целого комплекса нарушений.

Как работать с такими детьми? Без помощи психолога, родителей учителю одному

«не сдвинуть эту гору». Ребёнку необходимо создать определённые условия жизни: спо-

койная психологическая обстановка в семье, чёткий режим дня.

Что же делать педагогу?

1-

стараться индивидуализировать работу;

2-

как можно чаще поощрять хорошее поведение и стараться игнорировать

( по возможности) вызывающие поступки;

3-

на уроке до минимума ограничивать отвлекающие факторы;

4-

выбрать для него оптимальное место ( 2 парта среднего ряда), по возможно-

сти, чтобы он сидел один;

5-

распоряжения давать чётко, ясно, не более 10 слов.

Для таких детей рекомендуется проведение гимнастики для ног по нескольким

причинам:

- новая возможность телесной самоорганизации влияет на развитие про-

странственной ориентации

- создание эффекта новизны. ( Приложение 1).

II. Слабоуспевающие дети. При работе с ними, нужно учитывать следующее:

1.При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешает-

ся пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у дос -

ки, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5.В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброже-

лательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников кон-

центрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще об-

ращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,

привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемо-

го, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в

письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирова-

ния новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их

устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в уче-

нии.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбира-

ются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж

о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются

(при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала,

который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывает-

ся так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Основные виды работы:

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

Перфокарты.

Карточки - тренажеры.

Творческие задания.

“карточки-с образцами решения”,

III. Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельно-

стью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по фор-

мированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных

операций: сравнения, классификации, обобщения ; занятия по формированию учебных

навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и

т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству дол -

га, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои

неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе,

каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активно-

сти в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к

поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или

пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учеб-

ной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать

все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку

деятельности (например , задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результа-

том?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой «). Учащиеся,

которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить до-

полнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит

дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осужде-

ния и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуются упражнения, направленные на

развитие мышления, памяти и внимания. ( Приложение 2)

IV. Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личност-

ная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за преде-

лами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уро-

ках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся

отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет про-

дуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации дея-

тельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

развивать ответственность;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая по-

зитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития

внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать

все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы

повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного матери-

ала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и ме-

тодов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава

групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа

над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая,

унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной де-

ятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредото-

чивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный матери-

ал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять упражнения. ( Приложение 3)

Итак, можно сделать следующие выводы. Каковы бы не были причины неуспешно-

сти ученика, от учителя на уроке требуется:

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать

консультативную работу;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассив-

ность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для

этого обучающие игры;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободно-

го выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания,

культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Для эффективной работы с неуспевающими детьми, каждый учитель должен :

- знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

- память (вербальная, невербальная)

Стремиться понять и принять каждого ребёнка

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на

уроке

Проявлять

- разумную требовательность

- неиссякаемое терпение

- справедливую строгость

- веру в возможности ученика

Уметь встать на позиции ученика

НЕТ насмешливому тону!

Уметь вести непринуждённый диалог

Стремиться к внешней занимательности

Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки,

таблицы, схемы, план)

Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять

- опережающее обучение

- различные формы групповой работы

- взаимоопрос, самоконтроль

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

Применять частую смену видов деятельности на уроке

Многократно проговаривать и закреплять материал урока

Стремиться к алгоритмизации деятельности

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие прави-

ла, разработанные психологами:

1.

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать

быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготов-

ку.

2.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени

большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдель-

ные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому,

только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав воз-

можность ученикам позаниматься дома.

5.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но

и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких

учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверен-

ность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написа-

ния контрольных работ и т. д.

6.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень бо-

лезненно к ним относится.

7.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для про-

верки и исправления написанного.

8.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не

переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Основные методы и приёмы педагогических технологий, используемых в

работе со слабоуспевающими.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому

ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы

с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замече-

ны и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Как этого добиться? Учителю не обойтись без применения методов и приёмов различных

педагогических технологий.

Одна из таких технологий- ИСУД ( индивидуальный стиль учебной деятельности).

У учителя на каждого ученика составлена матрица учебного успеха, в которой отра-

жены параметры инд.стиля ребёнка:

- обученность ( объём и глубина знаний по предмету)

- обучаемость ( уровень самостоятельности в уч. дея-сти)

- внимание ( направленность и сосредоточенность сознания на определен. объек-

тах)

- память ( запоминание, сохранение, воспроизведение информации)

- модальность ( наиболее комфортный канал приёма информации)

- функцион. асимметрия полушарий головного мозга

- организац. общеуч. умения и навыки ( самостоятельность действий и оптиматиза-

ция дея-сти)

-коммуникативные ОУУН ( формы и виды участия в коллект. учебн.дея-сти)

-информац. ОУУН ( возможность самост.поиска и осмысления информации)

- Мыслит. ОУУН ( психофизиологич.функции головн.мозга).

В окончательном виде матрица ИСУД ученика является основой для выбора ком-

фортных для ученика заданий и развивающих форм заданий на каждом уроке.

Разумно и применение дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соот-

ветствующих дидактических материалов:

специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходи-

мыми разъяснениями, чертежами;

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу уча-

щихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие

рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и

повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся) ( Приложение )

2.

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных

заданий все возрастающей степени трудности.

3.

Индивидуальные дифференцированные задания.

4.

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже

решенным задачам и примерам.

В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и

сложной деятельности;

слабому – выполнить посильный объем работы.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им

трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особен -

ностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию

и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на

помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не

было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая

форма работы. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низ-

кий, высокий–средний. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе,

при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с

последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный

вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. В ходе этой

работы создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным,

с ним совещаются, разговаривают);

– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, гра-

мотная, посильная);

– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии,

отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное

обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования

познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и

слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются

полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская

деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уро-

ках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьюте-

ром, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользовать-

ся, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую

компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы?

Посмотрите, что из этого может получиться.

Учителю при работе со слабоуспевающими учениками необходимо уделять внима-

ние и внеурочной деятельности учеников.

1) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и воз-

можностей детей.

2) Вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достиже-

ния в области этой деятельности.

3) Со стороны педагогов и родителей организовать ненавязчивый контроль над

свободным временем.

Профилактика неуспеваемости.

Ребёнок, придя в школу, не сразу становиться неуспевающим. Очень многое зави-

сит и от работы учителя по профилактике неуспеваемости.

Психолого-педагогическая профилактика - система предупредительных мер, свя-

занных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные

недостатки в развитии детей.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспи-

тательно-образовательного процесса, а поэтому носит общий педагогический характер. В

зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов профилактики:

I. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

-

познавательные игры;

-

создание ситуаций эмоционального переживания;

-

создание ситуаций занимательности;

-

создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

-

создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

II. Организация жизни детского воспитательного коллектива:

-

создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

-

коллективные игры;

-

выработка коллективно-единых требований;

-

коллективное соревнование;

-

коллективное самообслуживание.

III. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

-

уважение;

-

педагогическая требовательность;

-

убеждение;

-

осуждение;

IV. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

-

пример, разъяснение;

-

ожидание радости;

-

снятие напряжения;

-

обращение к самолюбию, самоуважение;

-

обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

-

требование;

-

внушение.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготов-

ленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно

анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые уче-

никами в устных ответах, письменных работах, выявить типич-

ные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустивши-

ми предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить

итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и

навыков, выявить причины отставания

Изложение нового

материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания

учащимися основных элементов излагаемого материала. Стиму-

лировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в

усвоении учебного материала. Применять средства поддержа-

ния интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие

методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваи-

вать материал

Самостоятельная

работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наи-

более существенным, сложным и трудным разделам учебного

материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но по-

данных в определенной системе достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения

по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке вы-

полнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учите-

лю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказы-

вать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их само-

стоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее

в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация само-

стоятельной работы вне

класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение

пройденного, концентрируя внимание на наиболее существен-

ных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие

затруднения. Систематически давать домашние задания по ра-

боте над типичными ошибками. Четко инструктировать учащих-

ся о порядке выполнения домашних работ, проверять понима-

ние этих инструкций школьниками. Согласовывать объем до-

машних заданий с другими учителями класса, исключая пере-

грузку, особенно слабоуспевающих учеников

Рекомендации по устранению затруднений учащихся .

РЕБЕНОК ЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕЕ ВСЕХ В КЛАССЕ.

КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Рекомендации родителям: Перед выполнением домашнего задания давайте ребенку 5

минут читать любой текст, затем приступайте к выполнению домашнего задания по мате-

матике; после чего опять 5 минут чтения – выполнение следующего домашнего задания –

по русскому языку. В течение дня усаживайте его за чтение по 5 минут с промежутком

времени в час-полтора.

Работа с учебным пособием:

Контролируйте технику чтения. Подберите подходящую детскую книгу и, отсчитав 100

слов, попросите ребенка почитать. Запишите, сколько времени ушло на эту работу. За -

дайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов он после

самостоятельного чтения дал правильных ответов. Через неделю повторите замер. Сдвиги

будут заметны и родителям и ребенку. В дальнейшем замеры скорости достаточно прово-

дить 1 раз в месяц.

Развивайте оперативную память ребенка с помощью зрительных диктантов.

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПЕРЕСКАЗАТЬ ПРОЧИТАННОЕ.

КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Сюжет их

состоит из аналогичных эпизодов. В них много повторяющихся диалогов, что облегчит чте-

ние и запоминание. В то же время ребенок приучается к внимательному чтению. Ведь

каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но отличается от нее. Неправильно прочита-

ешь – смысл сказки изменится. Все сразу станет непонятным и даже смешным. По сказке

легко ставить вопросы и легко по ним отвечать. Когда ребенок это освоит можно давать

короткие рассказы Л.Н.Толстого, а затем переходить к более сложным текстам.

РЕБЕНОК СЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ.

КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Овладение навыками вычислений в пределах 100 – один из главных итогов изучения про-

граммы 1, 2 класса. Эти навыки составляют основу умения выполнять письменные вычис-

ления. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок с помощью опреде-

ленных упражнений. Такие упражнения ребята охотно выполняют вне уроков во время об-

щения с родителями: по дороге домой, во время выполнения разнообразных домашних

дел, на прогулке: назови число, которое больше __ на __; дополни число ___ до числа __;

округли до десятков число __, и т.д.

Таблицу умножения лучше всего таким детям изучать, играя в математическое домино

или лото.

Заключение.

Работа с неуспевающими детьми должна быть системной. Всё, что связано с этой деятель-

ностью, можно представить в виде таблицы.

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и

неуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на

уроке

При выявле-

нии стадии раз-

вития, на кото-

рой находится

ученик, опреде-

лении зоны его

ближайшего

развития по-

средством регу-

лярного мони-

торинга, диа-

гностики.

Для предотвраще-

ния отставания,

своевременного

усвоения предме-

та.

1. Создание ми-

кроклимата в клас-

се.

2. Алгоритмизация

действий.

3. Удержание ин-

тереса.

4. Формирование

мотивации к обуче-

нию.

5. Стимулирование

оценкой, похвалой.

1. Вести карту на-

блюдения.

2. Работа в груп-

пах, парах.

3. Индивидуаль-

ные консульта-

ции.

4. Уроки коррек-

ции знаний.

5. Опорные

конспекты, па-

мятки.

6. Дидактические

игры.

Внеурочная

деятель-

ность

При возникно-

вении затруд-

нений:

– в изучении

нового матери-

ала;

– выявлении

пробелов в зна-

ниях.

Для:

– предупреждения

неуспеваемости;

– ликвидации вы-

явленных пробелов

в знаниях;

– формирования

мотивации, интере-

са к учебе

Индивидуально-

личностный подход

в работе со слабо-

успевающими и

неуспевающими

учащимися

1. Индивидуаль-

ные и групповые

консультации.

2. Оказание по-

мощи при вы-

полнении до-

машнего задания

(карточки

инструкции, по-

мощь сильных

учеников).

3. Творческие за-

дания.

Воспита-

тельная ра-

бота

Регулярно, опи-

раясь на

контроль со

стороны учи-

телей предмет-

ников.

Для формирования

личности школьни-

ка, мотивации, ин-

тереса к учебе

Индивидуально-

личностный подход,

создание комфорт-

ной среды.

1. Вовлечение в

кружки, КТД.

2. Проведение

тематических

классных часов,

предметных не-

дель.

3. Опора на хоб-

би.

Работа с ро-

дителями

При отставании

в учебе, про-

пусках занятий,

невыполнении

домашних за-

даний, несоот-

ветствующей

обстановке в

классе, семье.

Для оказания про-

фессионально-

педагогической по-

мощи родителям;

выяснения причин

неуспеваемости;

установления еди-

ных требований.

Определение типа

ученика и причин

неуспеваемости.

Формирование как

внутренних, так и

внешних мотивов.

Помощь родителям

в коррекции успева-

емости ребенка.

Тематические ро-

дительские со-

брания.

Индивидуальная

и коррекционная

работа с родите-

лями.

Совет профилак-

тики.

Работа ведется

регулярно.

Приложение 1.

Гимнастика для ног.

Вот как пляшет наш Большак,

И вот эдак, и вот так.

( изо всех сил шевелят большими пальцами ног).

Он один- впереди,

Остальные- позади.

( Шевелят всеми пальцами ног).

Дед Егор срубил забор,

Щели и дыры, чтоб виден был вор.

( Развести пальцы ног как можно шире, а потом их с силой поджать).

Приложение 2.

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им

предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного ма-

териала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-

то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все

участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные

и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени

школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все

свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше инфор-

мации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены ко-

манды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и

сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше тек-

ста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный

вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на

него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему учени-

ку и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто луч-

ше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в

центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого иг-

рока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часо-

вой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца.

После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, допол-

няют то, что было упущено.

Приложение 3

.

«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний.

После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое

изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал.

Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку

предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не

допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изобра-

жения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя

30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить со-

ответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизве-

денных слов.

Приложение 4.

Русский язык.

Подсказки на уроке:

« Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает,

женский род – с ь, мужской род – без ь».

Приемы заучивания правил.

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях: а) по «телефону» маме

или товарищу;

б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя,

а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет

правило за учителем;

в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например,

«Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некото-

рые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;

г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:

«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 5 класса стало извест-

но, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.

В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, про-

пуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор»

останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

ж) представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко

или очень холодно;

з) рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, груст-

но, с сомнением, как тайну, защищая и желая).

Способы «усиления» орфограммы.

1.Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом

самого предмета

2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков.

3.Составление ребусов.

4.Заучивание обобщенным способом.

5.Возвращение в забытую этимологию слова.

Например: насекомое – это слово произошло от слова надрез или насечка. Ля-

гушка – от слова ляга, означавшего «ляжка», и «бедро». Бедра – «ляжки» - ха-

рактерные части тела этого животного. Дневник – в переводе с французского

«ежедневный» и т.д.

Алгоритмы:

Безударные гласные в корне.

1. Объясни значение слова.

2. Подбери проверочное

предмет действие признак

ед.ч.

мн.ч. что (с)делает? каков?

Кто? Что? что (с)делал?

много Кого? что (с)делаю?

Чего?

Разделительный Ъ.

Есть ли

?

Да

нет- Ъ не пишется

оканчивается на согласный?

Да Ъ не пишется

Есть ли после

е ё я?

Да, Ъ пишется нет, Ъ не пишется

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности

памяти - слуховые и зрительные диктанты.

Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию

мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написа-

ния.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берут-

ся 1,2,3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимся каждое

предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается,

но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и ана-

лиза.

Алгоритм проведения зрительного диктанта

1.

Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (запись

предложения для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово).

2.

Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно.

3.

Предложение записывается в тетрадь по памяти.

4.

То же со вторым предложением и.т.д.

5.

Проверка под руководством учителя.

Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми

диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зритель-

ные и слуховые диктанты советую разрабатывать в соответствии с проходи-

мыми программами темами и словарной работой.

Например, я делаю так. Тема: Безударные окончания имен существитель-

ных в Родительном, Дательном и Предложном падежах.

Предложение для зрительного запоминания:

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

Лень хуже болезни.

Сила жизни в дружбе.

Мама погладила дочку по головке.

Хорошая дочь поможет матери по хозяйству.

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению

распознавать фонему за произносимые звуком и обучать ее соответствующей

буквой путем соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой

памяти.

Алгоритм проведения слухового диктанта

1.

Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза .

(Учитель читает, четко проговаривая знакомые орфограммы, их должно

быть не более 2)

2.

Учащиеся сразу же повторяют предложения про себя .

(Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения

обеспечивают предельную точность запечатления).

При повторении про себя ребята должны приучиться контролировать не

только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор

учителем отдельных слов – это развивает, помимо объема, еще качество

слуховой памяти.

3.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.

4.

То же со вторым.

5.

Проверка под руководством учителя.

Слуховые диктанты можно проводить с предварительной подготовкой.

Вариант 1: С полной подготовкой.

Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и

объяснения опасных мест. Далее записать закрывается.

Диктант проводят согласно алгоритму.

Вариант 2: С выборочной подготовкой.

Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны

слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что

эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, по-

сле чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме.

Вариант 3: «Для красного карандаша».

Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:

1.

Отыскать ошибки и доказать их исправления;

2.

Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске,

исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены,

текст закрывается, ученики пишут под диктовку.

Вариант 4: Самодиктант.

На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, по-

вторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают

самопроверку написанного по доске.

Зрительный диктант: телеграмма, телеграф, миллиметр.

Слуховой диктант: в субботу пришла срочная телеграмма.

Длина отрезка – шесть миллиметров.

Зрительный диктант: Воробьи чирикают.

Всюду веселье.

Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья и перья.

Живут они возле жилья людей.

Всюду слышно их чириканье

Упражнения на лучшее запоминание словарных слов.

1.

Работа с алгоритмом запоминания слов:

- значение слова

-орфографическое чтение слова

- одновременная запись и произношение слова

- запись по памяти

- проверка по образцу.

Способы, облегчающие запоминание:

- образное представление ( семантическая карта)

- мнемоническое представление слова ( подобрать слово, которое часто на

слуху, легко запоминается, схожее по звучанию со словарным словом) : Костя

в костюме , Катя у калитки

- этимология слова:

« Рябина»- соцветия, цветы рябые

- тематическая группировка

Игры для запоминания словарных слов:

Сетка, устный кроссворд,

Индивидуальные карточки.

Запиши проверочные слова к двум безударным гласным в корне слова.

сторожа

колосок

сторона

волосок

полоса

голоса

Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Под-

черкни парные согласные.

Брат ........................ экзамен.

Я .............................старше.

СДАЛ

СТАЛ

Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ры…ка – ли…кий

– зу… – ке…кА

В – Ф

– ло…ко – бро…ь

– краси… – морко…ь

– клю… – ко…та

Прочитай отрывок из стихотворения. Напиши недостающие буквосоче-

тания. Подчеркни орфограммы.

Встаёт заря во мгле х………дной.

На нивах шум работ умолк.

С своей волчихою г………дной

Выходит на дорогу волк.

Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Г – К

– ро… – пиро…

– бере… – стерё…

– берё… – фла…

– ле…ко – бе…

Д – Т

– моло… – ро…

– ро… – пло…

– пло… – тетра…ка

Приложение 5.

Математика.

В этом могут помочь систематические задания устного

характера. Для решения этой проблемы я использую

папки для устного счёта (комплект таблиц). В начале

урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная

работа с классом, а индивидуальная, с последующей

проверкой каждого учащегося. В начале урока дежурные

раздают папки, учитель объявляет номер таблицы и

распределяет варианты между учащимися. Выполняя

задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Время выпол-

нения

работы и количество заданий определяет учитель, в зависимости от уровня

подготовленности класса. Система работы с комплектом таблиц позволяет ис-

пользовать

разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, ра-

бота в парах, работа в парах сменного состава и т. д.

Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право

определенным образом

дополнить рисунок. Например, изобразим печку,

составив две лесенки. Тот, кто выполнит все

необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т.

е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение

и как дети хотят его заслужить!

Лото.

Оказание помощи ребёнку на уроке.

ЭТАПЫ УРОКА

ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ

1. В процессе контроля за

подготовленностью учащихся

Создание атмосферы доброжелательности при опросе.

При опросе разрешать дольше готовиться у доски.

Давать примерный план опроса.

Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами.

Поощрять первые же успехи при опроса.

2. При изложении нового

материала

Более часто обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими сте-

пень

понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при показе опытов, наглядных посо-

бий.

Чаще вовлекать их в беседу в ходе проблемного обучения.

3. В ходе самостоятельной

работы

Разделять сложные задания для таких учеников на определенные дозы, этапы

и пр.

Внимательно наблюдать за их деятельностью, отмечая положительные момен-

ты в их

работе, активизируя их усилия.

Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе этих детей и акцентиро-

вать на

них внимание всех учащихся, чтобы предупредить их повторение другими

школьниками.

4. При организации самостоя-

тельной

работы вне класса

Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих

сущность

изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные

затруднения

в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении

новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие

причины

Задания для психодиагности-

ки и коррекции

Психолого-педа-

гогические реко-

мендации

Замена согласных букв, близких по акусти-

ческим

или

артикуляционным

признакам,

пропуск гласных букв (напр., «зуки» вместо

«жуки»,

«шапаги»

вместо

«сапоги»,

«панка» вместо «банка»).

Недоразвитие

фонематиче-

ского анализа

“Выявление недостатков фо-

нематиче ского

а н а л и з а ”

(Определить

умения

разли-

чать данный звук среди дру-

гих

речевых

звуков;

осуще-

ствлять тонкую дифференци-

ровку сходных звуков; разли-

чать слова, близкие по звуко-

вому составу; опозновать изо-

лированный

звук

в

ряду

звуков

и

слогов;

опозновать

звук в слове).

Недостатки в развитии про-

цессов

произвольного

вни-

мания

“Изучение

процессов

произ-

вольного внимания” (коррек-

турные пробы)

Несформированность звуко-

буквенных ассоциаций

“Мягкие

буквы”

(запомина-

ние формы буквы и соотно-

шения её частей и пропор-

ций)

“Поиск

в

тексте

заданных

слов”

(перевод

из

слуховой

формы в зрительную)



В раздел образования