Напоминание

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе


Автор: Смирнова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный центр №1"
Населённый пункт: г Ивантеевка Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе
Раздел: начальное образование





Назад




Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным

напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш

освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям,

н о в ы м

ф а к т о р а м ,

м о б и л и з у я

с и с т е м у

а д а п т а ц и о н н ы х

р е а к ц и й .

Наблюдения

показывают,

что

относительно

устойчивое

приспособление

к

школе

происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются:

формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем,

овладение навыками учебной деятельности.

Совместные

усилия учителей,

педагогов,

родителей,

врачей

и

школьного

психолога

способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей

обучения.

Как же все это происходит.

Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные

изменения;

из

беззаботного

детства

он

попадает

в

мир

с

гораздо

более

жесткими

требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по

30-40 минут спокойно высидеть на уроке, заодно стараясь усвоить учебный материал.

В первые дни у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5

уроков. Сейчас в учебном плане есть внеурочная деятельность. Это занятия, которые

направлены на:

Развитие познавательных процессов

С

учётом

повышенной

эмоциональной

и

интеллектуальной

нагрузки

детей

на

этапе

адаптации данная программа составлена таким образом, чтобы развитие познавательных

процессов происходило в процессе специально организованной игры.

Развитие эмоционального интеллекта

Формирование у ребёнка умений распознавать своё эмоциональное состояние называть

его и адекватно выражать, научиться управлять своими эмоциями, понимать чувства

других, представлять себя на месте другого человека.

Развитие социального интеллекта

Формирование

у

детей

гибких

навыков

социального

поведения,

позволяющих

им

чувствовать себя более уверенно в меняющихся условиях социальной среды; научиться

понимать поступки и действия людей, смысл речи, а также невербальных реакций.

Формирование здорового общения в кругу семьи

Специально разработанные задания позволяют активно вовлекать родителей в совместную

деятельность с ребёнком и помогают вступить с ним в активный диалог, а ребёнку

почувствовать свою значимость.

С

приходом

в

школу

ребенку

необходимо

строить

отношения

в

новом,

большом

коллективе.

Вот

почему

психологи

рассматривают

весь

первый

школьный

год

как

длительную стрессовую ситуацию.

Наиболее распространенные проблемы первоклассников:

- ребенок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;

- ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;

- ребенок не может подолгу сидеть без движения над домашними заданиями, его больше

интересуют игрушки, а не книжки-прописи.

Поэтому

трудно

переоценить

помощь,

которую

могут

оказать

в

это

время

родители

ребенку.

Для

начала

просто

с

вниманием

отнеситесь

к

его

ежедневным

школьным

проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на

уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта

дома тетрадь. Поэтому не поленитесь накануне каждого учебного дня проверить, заточены

ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в

порядке

ли

школьная

одежда.

На

замечания,

которые

ребенок

услышит

он

может

реагировать по разному, но в любом случае они будут ему неприятны, поэтому эти

моменты Вы, как родители можете избежать.

Некоторые рекомендации

1.Как только ваш ребенок получил учебники и тетради вместе с ним пойдите в магазин и

купите на них обложки. Приведите все учебные пособия в порядок, пусть ученик сам все

разложит в портфель, найдет какой кармашек для чего будет служить. Покажите ему, где

лежат чистые тетради, тетради для того, чтобы порисовать. Очень часто бывает так, что

дети совсем не ориентируются в своем рюкзаке и не могут подготовится к уроку. У

педагога нет времени доставать из портфеля ученика тетради, учебники. Этот момент

может сбить весь класс с того настроя, который учитель провел в самом начале, а ученик

видит,

что

из-за

него

сорвалось

начало

урока

и

очень

расстраивается.

Отсутствие

подточенных

карандашей

тоже

вносит

хаос

в

урок.

Проверяйте

вместе

с

ребенком

насколько

все

готово

к

уроку.

Забытая

спортивная

форма,

папка

по

технологии

и

рисованию вносят хаос в еще не очень сформировавшийся уклад ученика. Старайтесь

этого избежать.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником.

Ваша

искренняя

заинтересованность

в

его

школьных

делах

и

заботах,

серьезное

отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику

п о д т в е р д и т ь

з н а ч и м о с т ь

е г о

н о в о г о

п о л о ж е н и я

и

д е я т е л ь н о с т и .

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните

и х

н е о б х о д и м о с т ь

и

ц е л е с о о б р а з н о с т ь .

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то

не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Каждый день

ребенок будет узнавать что-то новое, учиться новому. Ваши вопросы должны звучать, так,

чтобы

ребенок

понимал,

что

каждый

день

его

жизни

в

школе,

это

уже

большое

достижение. Мы спрашивает у ребенка чему он научился, что нового узнал? Не следует

спрашивать, что ребенок делал в школе. Он очень много всего делал, слушал, смотрел в

окно, играл на перемене, но это не то зачем он пришел в школу. Главная его задача или

ведущая деятельность познавательная или учебная, а игровая уже осталась в детском саду.

Он конечно будет играть, обучение строится через игру, но цель игры в обучении и

п о л у ч е н и и

н о в ы х

з н а н и й .

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Это

важный момент, так как ребенок в этом тоже видит путь взросления,он как мама и папа

планирует свой день. Это поможет в последующем не тратить напрасно время, когда

нужно

будет

уроки

и

посещать

кружки

и

секции.

Дети,

зная,

что

им

необходимо

высвободить время для любимого хобби быстрее садятся за уроки и тратят на них меньше

времени.

5.

Не

пропускайте

трудности,

возможные

у

ребенка

на

начальном

этапе

овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы,

п о с т а р а й т е с ь

с п р а в и т ь с я

с

н и м и

н а

п е р в о м

г о д у

о б у ч е н и я .

6.

Поддержите

первоклассника

в

его

желании

добиться

успеха.

В

каждой

работе

обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и

эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно

повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос

спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не

ругайте

за

двойки

и

грязь

в

тетради.

Все

это

мелочи

по

сравнению

с

тем,

что

от

бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. Обратите внимание,

что мы хвалим ребенка только за его успехи и сравниваем его только с самим собой. Дети

очень часто стараются выполнить все очень быстро, а у первоклассников главная задача

научится

выполнять

работу

аккуратно

и

в

соответствии

с

образцом.

Пэтому,

когда

наступит этап письма букв, тут обращаем внимание на то, соответствует буква образцу

или нет. Выделяем самую близкую к образцу и говорим, что вот здесь ты постарался и у

тебя получилось, значит и дальше нужно стараться…..

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь

обращаться

за

советом

и

консультацией

к

учителю

или

школьному

психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный,

чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Никогда не оспаривайте то, что сказал педагог. Каждый учитель работает согласно своей

методике, которую отработал с годами и даже, если Вам кажется, что то, что просят

выполнить совсем не нужно, поддерите ребенка, помогите ему, а старайтесь внести в его

жизнь разногласия.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет

жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника

должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или

кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей.

Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у

него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если

занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка,

начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11.

Помните,

что

ребенок

может

концентрировать

внимание

не

более

10–15

минут.

Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо

прерываться

и

обязательно

давать

малышу

физическую

разрядку.

Можете

просто

попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько

минут.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные

задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Если

квартирные условия не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже

отдельный

стол,

у

него

все

равно

должно

быть

постоянное

место

для

подготовки

домашних заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего

ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать его во

время занятий, и на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.

Первый год - два нужно обязательно помогать ребенку в подготовке домашнего задания.

Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в

ребенке самостоятельность. А на такое обучение может потребоваться и не год, и не два.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,

должны

продолжаться

не

более

часа

в

день

так

считают

врачи-офтальмологи

и

невропатологи во всех странах мира.

Ребенок пошел в первый класс – психилогические моменты этого периода.

1.

Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную

работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже

большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и тд.)»

2.

Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите

с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе

фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.

3.

Не

ругайте,

а

тем

более

не

оскорбляйте

ребенка,

особенно

в

присутствии

посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите ребенка делиться своими

проблемами.

4.

Обсуждайте

с

ним

конфликтные

ситуации,

возникшие

в

общении

ребенка

со

сверстниками

или

взрослыми.

Искренне

интересуйтесь

его

мнением,

только

так

вы

сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

5.

Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте

внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно

интересно.

Вместе

с

ним

придумайте

самые

разные

фантастические

истории

о

предметах, вещах, явлениях природы.

6.

Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный

интерес никогда не иссякнет.

7.

Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь

вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.



В раздел образования