Напоминание

Музыкальный образ и технические приемы его воплощения


Автор: Любовь Александровна Семисынова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Советская ДШИ"
Населённый пункт: г.Советский
Наименование материала: Учебное занятие
Тема: Музыкальный образ и технические приемы его воплощения
Раздел: дополнительное образование





Назад




УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема урока: Музыкальный образ и технические приемы его воплощения

Образовательная область: специальность

Цель урока: систематизация и обобщение знаний в работе над пьесами кантиленного и

виртуозного характера и более глубокое их образного осмысление.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

образовательные задачи:

формировать

представление

о

музыкальном

образе,

как

форме

музыкально-

художественного мышления;

закрепить

теоретические

знания

(расширение

понятия

«музыкальный

образ»;

музыкальная терминология: динамика, штрихи, средства музыкальной выразительности,

гармония);

формировать мыслительные навыки – обобщение, умение слышать и вслушиваться в

исполняемые произведения; учить делать выводы, анализировать, выделять главное;

совершенствование уровня исполнительско - творческих навыков и умений ученицы

(осмысленное исполнение произведений, умение найти нужный игровой прием) для

передачи образного содержания произведений.

развивающие задачи:

развитие навыка эмоционального исполнительства;

формирование художественного вкуса;

развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки;

активизация художественной фантазии и воображения;

развитие навыков художественно-образного мышления;

развитие умения сравнивать, сопоставлять.

здоровьесберегающие задачи:

правильная организация игрового аппарата;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

снятие

физического

утомления

и

нервно-психических

перегрузок

через

образное

мышление.

Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:

воспитание интереса и любви к предмету и музыкальному инструменту;

повышение уровня познавательной мотивации;

реализация

возможностей

учащихся

через

учебную

деятельность

и

коллективное

творчество;

воспитание навыков самоконтроля;

воспитывать интерес к музыкальному искусству;

воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тип урока: расширение и углубления знаний, практических навыков, через совместную

деятельность

ученицы

и

преподавателя

в

различных

видах

музыкально-творческой

деятельности.

Оборудование урока: два фортепиано, нотный материал (Тхен Хуан «Праздник в лунную

ночь», А. Копленд «Кот и мышь»), наглядные пособия, компьютер.

Вид урока: урок-практика.

Форма урока: индивидуальный урок

Продолжительность урока: 40 минут

Возраст учащегося: 13 лет

Краткая характеристика уч-ся: Хохлова Анна с хорошими музыкальными данными.

Пианистический

аппарат

свободный.

С

младших

классов

занимается

сольным

исполнительством

и

ансамблевым

музицированием.

Ученица

активная,

творческая,

имеет

хорошую теоретическую и исполнительскую базу. Её игра отличается пальцевой беглостью,

осмысленностью, сценической выдержкой. Многие годы защищает честь школы на различных

уровнях: участвует в различных конкурсных и концертных мероприятиях (от международного

до школьного уровня). В исполнительском репертуаре Хохловой Анны композиторы различных

эпох и стилей.

Учитывая хорошие музыкальные данные ученицы, планировала на уроке вовлекать её в

активную

учебно-познавательную

деятельность,

создавая

благоприятный

психологический

климат на уроке и условия для музыкального творчества на основе применения оптимальных

методов обучения, таких как:

словесно-индуктивный (беседа, диалог);

наглядно - дедуктивный (сравнение);

частично - поисковый (сопоставление);

метод наглядно – слухового показа (игра преподавателя);

практический (работа на музыкальными произведениями);

метод погружения (образные сравнения).

Мною

на

уроке

при

формировании

знаний

и

практических

действий

у

уч-ся,

использовались элементы следующих технологий:

Технология личностно-ориентированного обучения:

работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной

своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее

индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно.

Таким

образом,

были

созданы

позитивные

условия

для

включения

учащейся

в

активную

мыслительную

деятельность,

она

активно

высказывала

собственное

мнение

и

активно

усваивала знания.

Технология формирования мотивации или игровая технология:

включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками)

повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность.

В основу урока легли следующие методические принципы:

индивидуальный подход;

обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке;

единство художественного и технического развития.

Данный

урок

проводился

в

соответствии с тематическим планированием, согласно

предпрофесиональной

общеобразовательной

программе

«Фортепиано»

-

учебный

предмет

«Специальность и чтение с листа» для учащихся 6,6 – 18 лет.

Место

данного

урока

в

системе

уроков: тема

«Музыкальный

образ» изучается

на

протяжении 12 часов. Этой теме предшествуют такие темы как: «Разбор нотного текста»,

«Освоение ритмических закономерностей в произведениях», «Работа над штрихами», «Работа

над формой произведений», «Работа над динамическими оттенками». Этот урок является одним

из серии уроков по разделу «Раскрытие музыкального образа».

Планируемые результаты:

Предметные:

ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

у неё сформирован музыкальный образ;

ученица свободно и правильно владеет исполнительскими штрихами и динамическими

оттенками.

Личностные:

ученица

демонстрирует

мотивацию

к

творческой

деятельности,

умеет

применять

приобретённые знания и навыки на практике.

Метапредметные:

ученица умеет определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость

целей с помощью преподавателя;

умеет действовать по заданному алгоритму;

осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

развиваются способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные

действия наряду с явлениями жизни и искусства;

умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умеет осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку

процесса и результатов деятельности;

умеет выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.

Структура урока определялась этапом обучения, характером поставленных задач. В

соответствии с поставленной целью и содержанием материала, урок строился по следующим

этапам:

Этапы урока

(структура урока)

Задачи этапа

Показатели реального

результата решения задачи

1.

Организационный

момент - 1 мин.

Задачи:

1.

создать

психологически

комфортный

микроклимат

для

продуктивного

общения

и

активной

п о з н а в а т е л ь н о й

деятельности;

2 . о бе с п еч и т ь

м о т и в а ц и ю

учения.

Содержание этапа:

1.взаимное приветствие;

2.организация внимания.

Взаимное приветствие

преподавателя и ученицы

сформировало

доброжелательную атмосферу

и положительный

эмоциональный фон урока.

Н а

д а н н о м

э т а п е

б ы л

использован словесный метод

(беседа).

2.

Сообщение уч-ся

темы и цели урока

– 1 мин

Задачи:

1.организовать

и

направить

к

ц е л и

п р а к т и ч е с к у ю

деятельность ученицы;

2.обеспечить

мотивацию

и

принятие

ученицей

темы

и

цели урока.

Содержание этапа:

1.обобщение

преподавателем

темы предыдущего урока;

2.сообщение

темы

и

цели

урока.

На данном этапе, я напомнила

Анне

основные

моменты

ранее изученной темы. Точно

сформулировала тему и цель

урока. Определила значимость

данной

темы

в

изучении

музыкального

произведения.

Н а

д а н н о м

э т а п е

прослеживался

интерес

уч-ся

к данной теме урока.

Был использован

словесный

метод

(устное

изложение,

беседа).

3.

Проверка

Задачи:

Н а

д а н н о м

э т а п е

домашнего

задания

(воспроизведение

уч-ся знаний,

которые

потребуются для

выполнения

предложенных

заданий) – 8 мин

1.контроль за уровнем усвоения

пройденного материала;

2.дать

краткий

гармонический

а н а л и з

в

п р е д л о ж е н н ы х

музыкальных отрывках;

3 . р а с к р ы т ь

с в о е о б р а з и е

построения и содержание;

3 . р а з в и т и е

а к т и в н о г о ,

о с о з н а н н о го

в о с п р и я т и я

музыки уч-ся.

Содержание этапа:

1.исполнение

музыкального

п р о и з в ед е н и я

Тхе н

Ху а н

«Праздник в лунную ночь»;

2.анализ творческой работы;

3.выводы.

и с п о л ь з о в а л с я

м е т о д

а к т у а л и з а ц и и

р а н е е

п о л у ч е н н ы х

з н а н и й ,

индивидуальный

п од ход .

Ученица успешно справилась

с

домашним

заданием.

На

поставленные

вопросы

от

ученицы

были

получены

полные и правильные ответы,

что

позволило

на

практике

оценить

хорошее

качество

предыдущего урока.

Были

использованы

такие

методы,

как:

с л о в е с н ы й

(сообщение),

н а гл я д н ы й

(показ), проблемно-поисковый

(какие

средства

помогают

б о л е е

п о л н о

р а с к р ы т ь

музыкальный образ в музыке?

с

каким

образом

можно

связать музыку? и т.д.).

4.

Выполнение

учащимися

различных

творческих

заданий - 18 мин

Задачи:

1.подготовить

уч-ся

к

применению

полученных

знаний на практике;

2.учится

точно

раскрывать

авторский текст в произведении

Тхен Хуан «Праздник в лунную

ночь»;

3.добиваться

динамического

и

штрихового разнообразия;

4.уметь контролировать себя в

м о м е н т а х

р и т м и ч е с к и х

отступлений.

Содержание этапа:

1.работа

над

ритмическим

и

динамическим

разнообразием

(агогика,

фразировка,

штрихи,

динамика и т.д.);

2.р а б о т а

н а д

п е р е д а ч е й

музыкального образа.

Игра

гаммы

Ми

м а жо р .

Основная

работа

велась

над

средней

частью

-

каденцией.

Доби ва ли с ь

р и т м и ч е с к и

свободного

и с п о л н е н и я ,

динамического

и

звукового

разнообразия, осмысленности

в исполнении.

Н а

д а н н ом

э т ап е

у ч - с я

у с п е ш н о

р е ш и л а

п о с т а в л е н н ы е

з а д а ч и ,

справилась

технически

в

исполнении

трудных

мест

в

произведении.

Были

использованы

такие

методы,

как:

с л о в е с н ы й

(беседа),

наглядный

(показ

п е д а г о г а ) ,

п р о б л е м н о -

п о и с к о в ы й

( д и н а м и к а ,

агогика),

практический

(игра

на

инструменте,

выполнение

творческих заданий).

4.

Физминутка – 2

мин

Задача:

снятие

физического

у т о м л е н и я

и

н е р в н о -

психических

перегрузок

через

образное мышление.

На данном этапе выполнения

упражнений в игровой форме

5.

Обсуждение

допущенных

ошибок и их

коррекция - 3 мин

Задача:

1.определить проблемы и пути

их решения.

Содержание этапа:

1.анализ, рекомендации.

На

данном

этапе

были

с д е л а н ы

о бу ч а ю щ и м и с я

выводы

о

своем

исполнении

(что

получилось?

что

не

получилось?). Ученица точно

сформулировала

допущенные

о ш и б к и .

М н о ю

б ы л а

произведена

коррекция

по

устранению

ошибок,

даны

рекомендации при исполнении

технических

мест

( по каз

п р и е м о в ,

с о б л ю д е н и е

аппликатурных

принципов

и

т.д.).

Поставленная

задача

была выполнена.

Были использованы методы:

объяснительно-

и л л ю с т р ат и в н ы й

( п о к а з

преподавателя);

частично-

поисковый

и

подражание

(ди н а ми ч е с к и е

о т т е н к и ,

приемы

звукоизвлечения),

анализ.

9.

Подведение итога

работы - 3 мин.

Задача:

1.дать анализ и оценку

успешности достижения цели и

наметить перспективу

последующей работы.

Содержание этапа:

1.подведение итогов работы

информация о дальнейшей

работе

В

ко н ц е

у р о к а

б ы л и

подведены

итоги

работы.

На

уроке

уч-ся

сама

сделала

вывод о своей работе на уроке.

Аня сделала выводы, отметила

важные

моменты, которые ей

пригодятся в дальнейшем при

работе над произведениями.

Итог работы подведен ответом

ученицы

на

в о п р о с

«Понравился ли вам урок?»,

«Цель урока достигнута?».

Метод: словесный (беседа).

10.

Информирование

обучающихся о

домашнем

задании - 4 мин.

Задача:

1 . з а к р е п и т ь

п р о й д е н н ы й

материал,

проконтролировать

уровень

усвоения

и

навыки

самостоятельной работы

Содержание этапа:

1.информация о домашнем

задании.

Уч-ся

получила

домашнее

з а д а н и е

с

п о д р о б н ы м и

к о м м е н т а р и я м и

и

разъяснениями

на

тему

его

выполнения.

Ход урока

Учитель

(далее

У.)

-

Здравствуй,

Полина!

Приготовь

ноты,

дневник,

присаживайся

за

инструмент. Какое у тебя сегодня настроение?

Анечка (далее – А.) - Все хорошо. Настроение отличное.

У. – Замечательно!!! Начинаем наш открытый урок. Тема нашего урока: «Музыкальный образ и

технические

приемы

его

воплощения».

Цель

урока:

развитие

активного,

осознанного

восприятия музыки на основе выявления музыкальных образов, определение их характера,

содержания и построения.

У. - Начнем с того, что подготовим наши пальчики к работе. С помощью чего мы это делаем?

А. - Играем гамму.

У. – Хорошо, сейчас ты сыграешь гамму Ми мажор. Не забудь, что поднимаясь вверх, мы

делаем?

А. – крещендо.

У. – Правильно, а спускаясь вниз …

А. – диминуэндо.

У. – Да, мы словно забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы

затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на

клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз – катимся с

горы, что ведет к расслаблению мышц.

Аня исполняет гамму Ми мажор

У. – Хорошо, а теперь попробуй сыграть гамму на стаккато

Аня выполняет задание

У. – Изменился характер нашей гаммы?

А. – Да, мы как будто вприпрыжку бежим куда-то.

У. – Ну что ж, а теперь мы приступим к игре нашей пьесы «Праздник в Лунную ночь»». Дома

ты должна была подучить сложные места и добиться точного исполнения. Давай проверим, что

получилось.

Анечка исполняет пьесу Тхен Хуан «Праздник в лунную ночь»

У.- Прекрасно! Анечка, скажи мне, пожалуйста, как называется наша пьеса?

А. – «Праздник в лунную ночь» вьетнамского композитора.

У. – Да, а я приготовила сегодня для тебя сюрприз. Посмотри, я принесла репродукции картин

разных художников и фотографии. Что их всех объединяет?

А. – Здесь изображен праздник, восточные картины природы.

У. – Правильно, но какие из них ты бы назвала именно «Праздником»?

Анечка отбирает репродукции и фотографии

У. – Объясни, почему ты выбрала именно эти картинки.

А. – Эти картин – «яркие и красочные», так как чувствуется, какая-то смелость, буйство

красок!!

У. – Здорово! Почему ты отложила репродукцию картины Фэн Тчу Транг «Лунная ночь» и не

взяла картину Айвазовского «Неаполитанская лунная ночь»?

А. – Думаю нет, праздник должен быть ярким, а на этой картине в основном мрачные краски.

У. – Скажи, пожалуйста, с помощью чего художник может передать буйство ярких красок?

А.

Художник

использует

цвета

красный.

Желтый,

ярко

зеленый.

Оранжевый,

синий,

фиолетовый.

У. - Хочется ли тебе побывать на таком празднике?

А. – Да, конечно, я думаю, будет здорово и я получу много ярких впечатлений.

У. – Художник всё это изобразил красками, а мы с тобой сегодня будем «раскрашивать» наш

праздник и делать его волшебным с помощью музыкальных красок. И в итоге мы создадим

музыкальный образ нашей пьесы.

Слушая нашу пьесу, можем ли мы понять, какими штрихами и ритмом передает композитор

праздник? Как это показал композитор?

А.

Композитор

применил

акцент,

тенуто,

полиметрию,

яркую

динамику,

отступления

темповые

У. – Правильно. И нам нужно показать, какой ц нас яркий и энергичный праздник. Как ты это

сделаешь?

А. – Я сделать крещендо и буду где указал композитор использовать агогику и выполнять

проставленную динамику.

У. – И ещё, в самом начале у нас пиано, а потом каждую фразу мы играем всё громче и громче.

Словно нарастает волнение перед встречей с чем-то чудесным и прекрасным. Давай попробуем

это сыграть.

Анечка исполняет пьесу, выполняя динамические оттенки и играя с движением вперёд.

У. – Прекрасно! Вот мы с тобой и начали создавать музыкальный образ «волшебной праздника».

Как ты думаешь, зачем композитор в этой пьесе указал такую «тонкую» педаль?

А. - Мне кажется, когда звучит такая педаль, то это дает возможность использовать «ручную

педаль», играть хорошим туше. Добиваясь певучего и бархатного звука.

У. – Хорошо, вот мы добавили ещё одну краску к нашей «картине». Кстати, давай посмотрим,

как говорили о педали великие музыканты.

Анечка читает по слайду

У. – Какое высказывание тебе больше всего понравилось?

А. – Мне понравилось, как сказал Ферруччо Бузони.

У. – да, это очень поэтично. Теперь вспомни, ты говорила, что праздник должно быть светлым и

красочным. Скажи, как композитор передал это в пьесе.

А. – Она мажорная.

У. – Правильно. А сейчас я сыграю тебе все аккорды из пьесы, послушай их, какие они?

Преподаватель проигрывает аккорды.

А. – Аккорды красивые и какие-то сложные. Это не простые трезвучия. Эти аккорды сами

звучат как-то таинственно.

У. – Как ты думаешь, какой самый яркий момент будет в твоем произведении?

А.

Когда

я

буду

играть

каденцию

в

пьесе.

В

этой

части

композитор

использовал

арпеджированные аккорды и пассажи. Пассажи мне напоминают «бурный ручей».

У. – Так, я сейчас исполню для тебя нашу пьесу, а ты послушаешь и потом скажешь мне, где

самый яркий момент.

Исполнений преподавателем пьесы

А. – Я думаю, самый яркий момент пьесы здесь.

У. – Такой самый яркий момент в музыкальном произведении называется кульминация.

Как же нам показать слушателям, что именно здесь кульминация нашей пьесы?

А. – Наверное, это будет самый яркий и громкий эпизод.

У. – Правильно. И чтобы его ещё выделить, можно перед его исполнением немного замереть и

сыграть

этот

аккорд

как

бы

с

небольшим

опозданием.

Попробуй

исполнить

эту

кульминационную фразу.

Анечка выполняет задание.

У. – А сейчас давай прервемся и выполним наши обычные упражнения

Анечка выполняет комплекса упражнений

У. – Что ж, продолжим. Сейчас постарайся вспомнить, что мы сегодня сделали с нашей пьесой

для того, чтобы она превратилась в яркую живую картинку, и исполни её.

Анечка исполняет всю пьесу с учетом всей проведенной работы.

У. – Молодец! Как ты считаешь теперь "праздник" зазвучал интереснее?

А. – Думаю, да.

У. – Сейчас в твоем исполнении появились твои чувства, переживания; музыкальная картинка

наполнилась красками. Теперь, когда ты дома будешь заниматься этой пьесой, ты уже будешь

играть её, выполняя все задачи, которые нацелены на создание музыкального образа. А скажи,

трудности у тебя были?

А. – Трудно уследить за всем: и за текстом, и за оттенками, и за тем, какой должен быть звук.

У. – Это действительно сложно. Как ты думаешь, что ещё нам нужно сделать для завершения

этой работы?

А. – Я думаю, нужно немного играть быстрее. Дома необходимо продолжить работу над точной

педализацией и звукоизвлечением.

У. – Молодец! Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя

или нет. В следующий раз мы поработаем над темпом. А на сегодня мы закончим, всего

хорошего. До встречи!

Структура

урока

соответствует

его

цели

и

типу.

Этапы

взаимосвязаны

и

логически

последовательны.

Рациональное

использование

время

на

уроке

позволило

предотвратить перегрузку уч-ся.

Выводы: Считаю,

урок

успешным

и

при

планировании

следующих

уроков

буду

использовать знания и умения уч-ся достигнутые ею на этом уроке. Наиболее удачными

моментами

урока

считаю

работу

по

вопросам

творческого

характера,

где

уч-ся

проявила

наибольшую активность. На уроке как преподаватель выступала, прежде всего, как организатор

учебной познавательной деятельности учащейся, так и их помощник и консультант, поэтому на

уроке доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Темп и

ритм урока были оптимальными, действия педагога и ученицы были завершенными. Объем

пройденного материала оптимальный по учебной программе, базировался на уже имеющейся

теоретической и практической базе уч-ся. На мой взгляд, на данном уроке удалось решить

поставленные задачи и достигнуть цели урока.

Используемые ресурсы

Методическая литература:

1.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

2.

Голубовская. Н. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.

3.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Классика –

XXI –М. 2002.

4.

Когай А. Ю., Сеитова Л. К. Двигательная физическая культура ученика на уроке

фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. —

С. 16-19.

5.

Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. - М.:

КЛАССИКА – XXI, 2001.

6.

Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика –

XXI, 2002.

Наглядные пособия:

1.

репродукции картины Фэн Тчу Транг «Лунная ночь»

2.

репродукции картины Айвазовского «Неаполитанская лунная ночь»



В раздел образования