Автор: Любовь Александровна Семисынова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Советская ДШИ"
Населённый пункт: г.Советский
Наименование материала: Учебное занятие
Тема: Музыкальный образ и технические приемы его воплощения
Раздел: дополнительное образование
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема урока: Музыкальный образ и технические приемы его воплощения
Образовательная область: специальность
Цель урока: систематизация и обобщение знаний в работе над пьесами кантиленного и
виртуозного характера и более глубокое их образного осмысление.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
образовательные задачи:
формировать
представление
о
музыкальном
образе,
как
форме
музыкально-
художественного мышления;
закрепить
теоретические
знания
(расширение
понятия
«музыкальный
образ»;
музыкальная терминология: динамика, штрихи, средства музыкальной выразительности,
гармония);
формировать мыслительные навыки – обобщение, умение слышать и вслушиваться в
исполняемые произведения; учить делать выводы, анализировать, выделять главное;
совершенствование уровня исполнительско - творческих навыков и умений ученицы
(осмысленное исполнение произведений, умение найти нужный игровой прием) для
передачи образного содержания произведений.
развивающие задачи:
развитие навыка эмоционального исполнительства;
формирование художественного вкуса;
развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки;
активизация художественной фантазии и воображения;
развитие навыков художественно-образного мышления;
развитие умения сравнивать, сопоставлять.
здоровьесберегающие задачи:
правильная организация игрового аппарата;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
снятие
физического
утомления
и
нервно-психических
перегрузок
через
образное
мышление.
Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:
воспитание интереса и любви к предмету и музыкальному инструменту;
повышение уровня познавательной мотивации;
реализация
возможностей
учащихся
через
учебную
деятельность
и
коллективное
творчество;
воспитание навыков самоконтроля;
воспитывать интерес к музыкальному искусству;
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тип урока: расширение и углубления знаний, практических навыков, через совместную
деятельность
ученицы
и
преподавателя
в
различных
видах
музыкально-творческой
деятельности.
Оборудование урока: два фортепиано, нотный материал (Тхен Хуан «Праздник в лунную
ночь», А. Копленд «Кот и мышь»), наглядные пособия, компьютер.
Вид урока: урок-практика.
Форма урока: индивидуальный урок
Продолжительность урока: 40 минут
Возраст учащегося: 13 лет
Краткая характеристика уч-ся: Хохлова Анна с хорошими музыкальными данными.
Пианистический
аппарат
свободный.
С
младших
классов
занимается
сольным
исполнительством
и
ансамблевым
музицированием.
Ученица
активная,
творческая,
имеет
хорошую теоретическую и исполнительскую базу. Её игра отличается пальцевой беглостью,
осмысленностью, сценической выдержкой. Многие годы защищает честь школы на различных
уровнях: участвует в различных конкурсных и концертных мероприятиях (от международного
до школьного уровня). В исполнительском репертуаре Хохловой Анны композиторы различных
эпох и стилей.
Учитывая хорошие музыкальные данные ученицы, планировала на уроке вовлекать её в
активную
учебно-познавательную
деятельность,
создавая
благоприятный
психологический
климат на уроке и условия для музыкального творчества на основе применения оптимальных
методов обучения, таких как:
словесно-индуктивный (беседа, диалог);
наглядно - дедуктивный (сравнение);
частично - поисковый (сопоставление);
метод наглядно – слухового показа (игра преподавателя);
практический (работа на музыкальными произведениями);
метод погружения (образные сравнения).
Мною
на
уроке
при
формировании
знаний
и
практических
действий
у
уч-ся,
использовались элементы следующих технологий:
Технология личностно-ориентированного обучения:
работа на уроке была выстроена с учетом индивидуальности учащейся, наделенной
своим субъективным опытом, созданы условия для самореализации учащейся, развития ее
индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Технология проблемного обучения:
учебные проблемы для учащейся были определены последовательно и целенаправленно.
Таким
образом,
были
созданы
позитивные
условия
для
включения
учащейся
в
активную
мыслительную
деятельность,
она
активно
высказывала
собственное
мнение
и
активно
усваивала знания.
Технология формирования мотивации или игровая технология:
включение в учебный процесс игровых моментов (работа с рисунками, карточками)
повышало интерес учащейся к занятию, активизировало ее творческую деятельность.
В основу урока легли следующие методические принципы:
индивидуальный подход;
обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на уроке;
единство художественного и технического развития.
Данный
урок
проводился
в
соответствии с тематическим планированием, согласно
предпрофесиональной
общеобразовательной
программе
«Фортепиано»
-
учебный
предмет
«Специальность и чтение с листа» для учащихся 6,6 – 18 лет.
Место
данного
урока
в
системе
уроков: тема
«Музыкальный
образ» изучается
на
протяжении 12 часов. Этой теме предшествуют такие темы как: «Разбор нотного текста»,
«Освоение ритмических закономерностей в произведениях», «Работа над штрихами», «Работа
над формой произведений», «Работа над динамическими оттенками». Этот урок является одним
из серии уроков по разделу «Раскрытие музыкального образа».
Планируемые результаты:
Предметные:
ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
у неё сформирован музыкальный образ;
ученица свободно и правильно владеет исполнительскими штрихами и динамическими
оттенками.
Личностные:
ученица
демонстрирует
мотивацию
к
творческой
деятельности,
умеет
применять
приобретённые знания и навыки на практике.
Метапредметные:
ученица умеет определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость
целей с помощью преподавателя;
умеет действовать по заданному алгоритму;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
развиваются способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные
действия наряду с явлениями жизни и искусства;
умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
умеет осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку
процесса и результатов деятельности;
умеет выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
Структура урока определялась этапом обучения, характером поставленных задач. В
соответствии с поставленной целью и содержанием материала, урок строился по следующим
этапам:
№
Этапы урока
(структура урока)
Задачи этапа
Показатели реального
результата решения задачи
1.
Организационный
момент - 1 мин.
Задачи:
1.
создать
психологически
комфортный
микроклимат
для
продуктивного
общения
и
активной
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности;
2 . о бе с п еч и т ь
м о т и в а ц и ю
учения.
Содержание этапа:
1.взаимное приветствие;
2.организация внимания.
Взаимное приветствие
преподавателя и ученицы
сформировало
доброжелательную атмосферу
и положительный
эмоциональный фон урока.
Н а
д а н н о м
э т а п е
б ы л
использован словесный метод
(беседа).
2.
Сообщение уч-ся
темы и цели урока
– 1 мин
Задачи:
1.организовать
и
направить
к
ц е л и
п р а к т и ч е с к у ю
деятельность ученицы;
2.обеспечить
мотивацию
и
принятие
ученицей
темы
и
цели урока.
Содержание этапа:
1.обобщение
преподавателем
темы предыдущего урока;
2.сообщение
темы
и
цели
урока.
На данном этапе, я напомнила
Анне
основные
моменты
ранее изученной темы. Точно
сформулировала тему и цель
урока. Определила значимость
данной
темы
в
изучении
музыкального
произведения.
Н а
д а н н о м
э т а п е
прослеживался
интерес
уч-ся
к данной теме урока.
Был использован
словесный
метод
(устное
изложение,
беседа).
3.
Проверка
Задачи:
Н а
д а н н о м
э т а п е
домашнего
задания
(воспроизведение
уч-ся знаний,
которые
потребуются для
выполнения
предложенных
заданий) – 8 мин
1.контроль за уровнем усвоения
пройденного материала;
2.дать
краткий
гармонический
а н а л и з
в
п р е д л о ж е н н ы х
музыкальных отрывках;
3 . р а с к р ы т ь
с в о е о б р а з и е
построения и содержание;
3 . р а з в и т и е
а к т и в н о г о ,
о с о з н а н н о го
в о с п р и я т и я
музыки уч-ся.
Содержание этапа:
1.исполнение
музыкального
п р о и з в ед е н и я
Тхе н
Ху а н
«Праздник в лунную ночь»;
2.анализ творческой работы;
3.выводы.
и с п о л ь з о в а л с я
м е т о д
а к т у а л и з а ц и и
р а н е е
п о л у ч е н н ы х
з н а н и й ,
индивидуальный
п од ход .
Ученица успешно справилась
с
домашним
заданием.
На
поставленные
вопросы
от
ученицы
были
получены
полные и правильные ответы,
что
позволило
на
практике
оценить
хорошее
качество
предыдущего урока.
Были
использованы
такие
методы,
как:
с л о в е с н ы й
(сообщение),
н а гл я д н ы й
(показ), проблемно-поисковый
(какие
средства
помогают
б о л е е
п о л н о
р а с к р ы т ь
музыкальный образ в музыке?
с
каким
образом
можно
связать музыку? и т.д.).
4.
Выполнение
учащимися
различных
творческих
заданий - 18 мин
Задачи:
1.подготовить
уч-ся
к
применению
полученных
знаний на практике;
2.учится
точно
раскрывать
авторский текст в произведении
Тхен Хуан «Праздник в лунную
ночь»;
3.добиваться
динамического
и
штрихового разнообразия;
4.уметь контролировать себя в
м о м е н т а х
р и т м и ч е с к и х
отступлений.
Содержание этапа:
1.работа
над
ритмическим
и
динамическим
разнообразием
(агогика,
фразировка,
штрихи,
динамика и т.д.);
2.р а б о т а
н а д
п е р е д а ч е й
музыкального образа.
Игра
гаммы
Ми
м а жо р .
Основная
работа
велась
над
средней
частью
-
каденцией.
Доби ва ли с ь
р и т м и ч е с к и
свободного
и с п о л н е н и я ,
динамического
и
звукового
разнообразия, осмысленности
в исполнении.
Н а
д а н н ом
э т ап е
у ч - с я
у с п е ш н о
р е ш и л а
п о с т а в л е н н ы е
з а д а ч и ,
справилась
технически
в
исполнении
трудных
мест
в
произведении.
Были
использованы
такие
методы,
как:
с л о в е с н ы й
(беседа),
наглядный
(показ
п е д а г о г а ) ,
п р о б л е м н о -
п о и с к о в ы й
( д и н а м и к а ,
агогика),
практический
(игра
на
инструменте,
выполнение
творческих заданий).
4.
Физминутка – 2
мин
Задача:
снятие
физического
у т о м л е н и я
и
н е р в н о -
психических
перегрузок
через
образное мышление.
На данном этапе выполнения
упражнений в игровой форме
5.
Обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция - 3 мин
Задача:
1.определить проблемы и пути
их решения.
Содержание этапа:
1.анализ, рекомендации.
На
данном
этапе
были
с д е л а н ы
о бу ч а ю щ и м и с я
выводы
о
своем
исполнении
(что
получилось?
что
не
получилось?). Ученица точно
сформулировала
допущенные
о ш и б к и .
М н о ю
б ы л а
произведена
коррекция
по
устранению
ошибок,
даны
рекомендации при исполнении
технических
мест
( по каз
п р и е м о в ,
с о б л ю д е н и е
аппликатурных
принципов
и
т.д.).
Поставленная
задача
была выполнена.
Были использованы методы:
объяснительно-
и л л ю с т р ат и в н ы й
( п о к а з
преподавателя);
частично-
поисковый
и
подражание
(ди н а ми ч е с к и е
о т т е н к и ,
приемы
звукоизвлечения),
анализ.
9.
Подведение итога
работы - 3 мин.
Задача:
1.дать анализ и оценку
успешности достижения цели и
наметить перспективу
последующей работы.
Содержание этапа:
1.подведение итогов работы
информация о дальнейшей
работе
В
ко н ц е
у р о к а
б ы л и
подведены
итоги
работы.
На
уроке
уч-ся
сама
сделала
вывод о своей работе на уроке.
Аня сделала выводы, отметила
важные
моменты, которые ей
пригодятся в дальнейшем при
работе над произведениями.
Итог работы подведен ответом
ученицы
на
в о п р о с
«Понравился ли вам урок?»,
«Цель урока достигнута?».
Метод: словесный (беседа).
10.
Информирование
обучающихся о
домашнем
задании - 4 мин.
Задача:
1 . з а к р е п и т ь
п р о й д е н н ы й
материал,
проконтролировать
уровень
усвоения
и
навыки
самостоятельной работы
Содержание этапа:
1.информация о домашнем
задании.
Уч-ся
получила
домашнее
з а д а н и е
с
п о д р о б н ы м и
к о м м е н т а р и я м и
и
разъяснениями
на
тему
его
выполнения.
Ход урока
Учитель
(далее
–
У.)
-
Здравствуй,
Полина!
Приготовь
ноты,
дневник,
присаживайся
за
инструмент. Какое у тебя сегодня настроение?
Анечка (далее – А.) - Все хорошо. Настроение отличное.
У. – Замечательно!!! Начинаем наш открытый урок. Тема нашего урока: «Музыкальный образ и
технические
приемы
его
воплощения».
Цель
урока:
развитие
активного,
осознанного
восприятия музыки на основе выявления музыкальных образов, определение их характера,
содержания и построения.
У. - Начнем с того, что подготовим наши пальчики к работе. С помощью чего мы это делаем?
А. - Играем гамму.
У. – Хорошо, сейчас ты сыграешь гамму Ми мажор. Не забудь, что поднимаясь вверх, мы
делаем?
А. – крещендо.
У. – Правильно, а спускаясь вниз …
А. – диминуэндо.
У. – Да, мы словно забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы
затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на
клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз – катимся с
горы, что ведет к расслаблению мышц.
Аня исполняет гамму Ми мажор
У. – Хорошо, а теперь попробуй сыграть гамму на стаккато
Аня выполняет задание
У. – Изменился характер нашей гаммы?
А. – Да, мы как будто вприпрыжку бежим куда-то.
У. – Ну что ж, а теперь мы приступим к игре нашей пьесы «Праздник в Лунную ночь»». Дома
ты должна была подучить сложные места и добиться точного исполнения. Давай проверим, что
получилось.
Анечка исполняет пьесу Тхен Хуан «Праздник в лунную ночь»
У.- Прекрасно! Анечка, скажи мне, пожалуйста, как называется наша пьеса?
А. – «Праздник в лунную ночь» вьетнамского композитора.
У. – Да, а я приготовила сегодня для тебя сюрприз. Посмотри, я принесла репродукции картин
разных художников и фотографии. Что их всех объединяет?
А. – Здесь изображен праздник, восточные картины природы.
У. – Правильно, но какие из них ты бы назвала именно «Праздником»?
Анечка отбирает репродукции и фотографии
У. – Объясни, почему ты выбрала именно эти картинки.
А. – Эти картин – «яркие и красочные», так как чувствуется, какая-то смелость, буйство
красок!!
У. – Здорово! Почему ты отложила репродукцию картины Фэн Тчу Транг «Лунная ночь» и не
взяла картину Айвазовского «Неаполитанская лунная ночь»?
А. – Думаю нет, праздник должен быть ярким, а на этой картине в основном мрачные краски.
У. – Скажи, пожалуйста, с помощью чего художник может передать буйство ярких красок?
А.
–
Художник
использует
цвета
–
красный.
Желтый,
ярко
зеленый.
Оранжевый,
синий,
фиолетовый.
У. - Хочется ли тебе побывать на таком празднике?
А. – Да, конечно, я думаю, будет здорово и я получу много ярких впечатлений.
У. – Художник всё это изобразил красками, а мы с тобой сегодня будем «раскрашивать» наш
праздник и делать его волшебным с помощью музыкальных красок. И в итоге мы создадим
музыкальный образ нашей пьесы.
Слушая нашу пьесу, можем ли мы понять, какими штрихами и ритмом передает композитор
праздник? Как это показал композитор?
А.
–
Композитор
применил
акцент,
тенуто,
полиметрию,
яркую
динамику,
отступления
темповые
У. – Правильно. И нам нужно показать, какой ц нас яркий и энергичный праздник. Как ты это
сделаешь?
А. – Я сделать крещендо и буду где указал композитор использовать агогику и выполнять
проставленную динамику.
У. – И ещё, в самом начале у нас пиано, а потом каждую фразу мы играем всё громче и громче.
Словно нарастает волнение перед встречей с чем-то чудесным и прекрасным. Давай попробуем
это сыграть.
Анечка исполняет пьесу, выполняя динамические оттенки и играя с движением вперёд.
У. – Прекрасно! Вот мы с тобой и начали создавать музыкальный образ «волшебной праздника».
Как ты думаешь, зачем композитор в этой пьесе указал такую «тонкую» педаль?
А. - Мне кажется, когда звучит такая педаль, то это дает возможность использовать «ручную
педаль», играть хорошим туше. Добиваясь певучего и бархатного звука.
У. – Хорошо, вот мы добавили ещё одну краску к нашей «картине». Кстати, давай посмотрим,
как говорили о педали великие музыканты.
Анечка читает по слайду
У. – Какое высказывание тебе больше всего понравилось?
А. – Мне понравилось, как сказал Ферруччо Бузони.
У. – да, это очень поэтично. Теперь вспомни, ты говорила, что праздник должно быть светлым и
красочным. Скажи, как композитор передал это в пьесе.
А. – Она мажорная.
У. – Правильно. А сейчас я сыграю тебе все аккорды из пьесы, послушай их, какие они?
Преподаватель проигрывает аккорды.
А. – Аккорды красивые и какие-то сложные. Это не простые трезвучия. Эти аккорды сами
звучат как-то таинственно.
У. – Как ты думаешь, какой самый яркий момент будет в твоем произведении?
А.
–
Когда
я
буду
играть
каденцию
в
пьесе.
В
этой
части
композитор
использовал
арпеджированные аккорды и пассажи. Пассажи мне напоминают «бурный ручей».
У. – Так, я сейчас исполню для тебя нашу пьесу, а ты послушаешь и потом скажешь мне, где
самый яркий момент.
Исполнений преподавателем пьесы
А. – Я думаю, самый яркий момент пьесы здесь.
У. – Такой самый яркий момент в музыкальном произведении называется кульминация.
Как же нам показать слушателям, что именно здесь кульминация нашей пьесы?
А. – Наверное, это будет самый яркий и громкий эпизод.
У. – Правильно. И чтобы его ещё выделить, можно перед его исполнением немного замереть и
сыграть
этот
аккорд
как
бы
с
небольшим
опозданием.
Попробуй
исполнить
эту
кульминационную фразу.
Анечка выполняет задание.
У. – А сейчас давай прервемся и выполним наши обычные упражнения
Анечка выполняет комплекса упражнений
У. – Что ж, продолжим. Сейчас постарайся вспомнить, что мы сегодня сделали с нашей пьесой
для того, чтобы она превратилась в яркую живую картинку, и исполни её.
Анечка исполняет всю пьесу с учетом всей проведенной работы.
У. – Молодец! Как ты считаешь теперь "праздник" зазвучал интереснее?
А. – Думаю, да.
У. – Сейчас в твоем исполнении появились твои чувства, переживания; музыкальная картинка
наполнилась красками. Теперь, когда ты дома будешь заниматься этой пьесой, ты уже будешь
играть её, выполняя все задачи, которые нацелены на создание музыкального образа. А скажи,
трудности у тебя были?
А. – Трудно уследить за всем: и за текстом, и за оттенками, и за тем, какой должен быть звук.
У. – Это действительно сложно. Как ты думаешь, что ещё нам нужно сделать для завершения
этой работы?
А. – Я думаю, нужно немного играть быстрее. Дома необходимо продолжить работу над точной
педализацией и звукоизвлечением.
У. – Молодец! Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя
или нет. В следующий раз мы поработаем над темпом. А на сегодня мы закончим, всего
хорошего. До встречи!
Структура
урока
соответствует
его
цели
и
типу.
Этапы
взаимосвязаны
и
логически
последовательны.
Рациональное
использование
время
на
уроке
позволило
предотвратить перегрузку уч-ся.
Выводы: Считаю,
урок
успешным
и
при
планировании
следующих
уроков
буду
использовать знания и умения уч-ся достигнутые ею на этом уроке. Наиболее удачными
моментами
урока
считаю
работу
по
вопросам
творческого
характера,
где
уч-ся
проявила
наибольшую активность. На уроке как преподаватель выступала, прежде всего, как организатор
учебной познавательной деятельности учащейся, так и их помощник и консультант, поэтому на
уроке доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Темп и
ритм урока были оптимальными, действия педагога и ученицы были завершенными. Объем
пройденного материала оптимальный по учебной программе, базировался на уже имеющейся
теоретической и практической базе уч-ся. На мой взгляд, на данном уроке удалось решить
поставленные задачи и достигнуть цели урока.
Используемые ресурсы
Методическая литература:
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
2.
Голубовская. Н. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.
3.
Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Классика –
XXI –М. 2002.
4.
Когай А. Ю., Сеитова Л. К. Двигательная физическая культура ученика на уроке
фортепиано в ДМШ (новые методы и приемы) // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. —
С. 16-19.
5.
Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. - М.:
КЛАССИКА – XXI, 2001.
6.
Щапов. А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика –
XXI, 2002.
Наглядные пособия:
1.
репродукции картины Фэн Тчу Транг «Лунная ночь»
2.
репродукции картины Айвазовского «Неаполитанская лунная ночь»