Напоминание

Создание портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в овладении метапредметными навыками.


Авторы: Некрасова Юлия Юрьевна, Морозова Любовь Андреевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школы № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в овладении метапредметными навыками.
Раздел: среднее образование





Назад




Создание портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в

овладении метапредметными навыками.

Авторы: Некрасова Юлия Юрьевна (заместитель директора по учебно-

воспитательной работе, учитель русского языка и литературы),

Морозова Любовь Андреевна (учитель русского языка и литературы)

ГБОУ школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Цель: создание портфолио как формы мониторинга продвижения учащихся в

овладении метапредметными навыками.

Задачи:

Формирование мотивации выпускников на создание портфолио

Разработка структуры портфолио

Применение современных технологий для построения портфолио

Диагностика портфолио с использованием современных педагогических

строений и методик

Оценка эффективности и актуальности портфолио

Функции портфолио как образовательной технологии:

Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период

времени.

Целеполагания - поддерживает учебные цели.

Мотивационная - поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.

Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к

году.

Рейтинговая- показывает диапазон навыков и умений.

1

Технология

«Портфолио»

- это

способ

фиксирования,

накопления

и

аутентичного

оценивания

индивидуальных

образовательных

результатов

обучающегося в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет

учитывать

результаты

в

разнообразных

видах

деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной:

Готовность к самообразованию

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки

зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне

какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя,

учителя.

Тест готовности к самообразованию В. Павлова (см. Приложение 1)

В данном тестировании приняли участие 111 учеников 9,11 классов

активная учебно-познавательная деятельность

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс

познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде

2

всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно

познавательную активность — ученик.

Опросник

изучения

познавательной

активности

обучающихся

Б.

Пашнев (см. Приложение 3)

личностные характеристики

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии

личности.

Личность

это

совокупность

выработанных

привычек

и

предпочтений,

психический

настрой

и

тонус,

социокультурный

опыт

и

приобретенные

знания,

набор

психофизических

особенностей

человека,

определяющих

повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Личностный опросник Айзенка (см. Приложение 2)

В опроснике приняли участие 111 учеников 9,11 классов

3

Таким

образом,

можно

считать,

что

портфолио

-

это

современная

эффективная форма повышения самооценки и формирования положительных

качеств

личности

выпускника.

Она

помогает

анализировать

способности

учащихся

в

процессе

непрерывного

развития,

учитывать

результаты,

достигнутые

в

учебной,

творческой,

общественной,

коммуникативной

деятельности.

Приложение 1

ТЕСТ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ (В. ПАВЛОВ)

ОПИСАНИЕ

Тест способствует определению готовности к саморазвитию: готовность

изменяться, познавать себя оказывает влияние на формирование и развитие

личностных качеств и личности в целом.

ИНСТРУКЦИЯ

«Оцените насколько верны для Вас утверждения, приведенные ниже. Если

верны, то напротив номера поставьте знак «+»; если неверно, то напишите

4

знак «-». Если не знаете как ответить, поставьте знак «?». Последний ответ

допускается только в крайних случаях».

Текст опросника

1. У меня часто появляется желание больше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

3. Я уверен (а) в своих силах.

4. Я верю, что все задуманное мною осуществиться.

5. У меня нет желания знать свои минусы и плюсы.

6. В моих планах, чаще надеюсь на удачу, чем на себя.

7. Я хочу лучше и эффективнее работать.

8. Я умею заставить и изменить себя, когда надо.

9. Мои неудачи во много связаны от неумения это делать.

10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям моей профессии.

14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.

ОБРАБОТКА

Значение «ключа» по каждому утверждении:

«+» -1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12. «-» - 2, 5, 6, 11, 13, 14. Подчитать количество

совпадений с ключом. Величина готовности «хочу знать себя» - подсчитать

количество совпадений с номерами 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13. Максимальное

значение готовности знать себя (ГЗС) может быть равно 7 баллам. Т.е., ГЗС =

«+» - 1, 7, 9, 10; «-» 2, 5, 13. Величина готовности «могут

совершенствоваться» - подсчитать количество совпадений по утверждениям:

3, 4, 6, 8, 1,12, 14. Максимум 7 баллов. Т.е., ГМС= «+» - 3, 4, 8, 1, 12; «-» - 6,

14. Полученные знания переносятся на график: по горизонтали

5

откладывается величина ГЗС, а по вертикале ГМС. По двум координатам Вы

отмечаете на графике точку, которая попадает в один из квадратов: А, Б, В, Г.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

«Попадание» в квадрат на графике – это состояние испытуемого в настоящее

время: А – «могу самосовершенствоваться», но «не хочу себя знать». Б –

«хочу знать себя» и «могу изменится». В – «не хочу знать себя» и «не хочу

изменяться». Г – «хочу знать себя», но «не могу себя изменить».

Г Б В А

Квадрат «Б». Наиболее благоприятное сочетание для дальнейшего

личностного развития. Стремление все более глубоко познавать себя

сочетается с потребностью в действительном самосовершенствовании.

Квадрат «Г». Такое сочетание означает, что испытуемый желает знать больше

о себе, но еще не владеет навыками самосовершенствования. Трудности в

самовоспитании не должны вызывать у вас такую реакцию: «не получается -

значит не буду делать». Анализ утверждений по ГМС, которые не совпали в

ответах с ключом, покажет, где и над чем предстоит поработать.

Квадрат «А». Испытуемый имеет большие возможности к саморазвитию, чем

желание понять себя. В этом случае следует поразмышлять о необходимости

начинать в освоении профессии с себя.

Квадрат «В» – нежелание работать над собой. Анализ должен быть направлен

на утверждения, которые не дали совпадений с «ключом», так как именно там

можно выявить причины нежелания работать над собой.

6

Приложение 2

Подростковый опросник Айзенка

Инструкция к тесту:

Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы

отвечаете на вопрос утвердительно — согласен, то поставьте в

7

соответствующей клетке знак «+», если отрицательно — не согласен, то знак

«–».

Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая

реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Содержание теста:

1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?

2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?

4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем

встречаться с

другими ребятами?

7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой

причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?

14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?

15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо

причинам не

смог ее сохранить?

16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты

почти не

8

волнуешься?

18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты

всегда

первым начинаешь разговор?

19. Ты когда-нибудь говорил неправду?

20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?

22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?

25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем

другие?

26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами?

27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству,

а ты по

какой-то причине не смог этого сделать?

28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?

29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?

30. Ты любишь иногда похвастать?

31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего

молчишь?

32. Ты обычно быстро принимаешь решения?

33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя?

34. Тебе временами снятся страшные сны?

35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят?

36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить?

38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?

39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?

9

40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго

расстраиваешься?

41. Ты всегда ешь все, что тебе дают?

42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?

43. Ты любишь часто ходить в гости?

44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо?

45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с

родителями?

46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?

47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?

50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?

52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?

53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?

54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой

причины?

56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от

компании

ребят?

57. На тебя влияет погода?

Ключи к тесту:

Шкала экстраверсии-интровертности

ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54.

ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.

10

Шкала нейротизма

ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57.

ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.

Шкала лжи

ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41.

ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45.

Числовые значения теста:

11

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интроверсии

Интроверсия

Экстраверсия

значительн

ая

умеренн

ая

умеренн

ая

значительн

ая

1–7

8–11

12–18

19–24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная

стабильность

Эмоциональная

нестабильность

высока

я

средняя

высока

я

очень

высокая

до 10

11–14

15–18

19–24

12

По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5

баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции

ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является

своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого.

Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня

при обработке берутся на заметку.

Анализ теста и интерпретация результатов:

Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур

индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности

деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные

жизненные проявления, которые необходимо учитывать в процессе при

индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента

проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических

процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.

Известные типы темпераментасангвиник, холерик, флегматик,

меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных

шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма

(эмоциональной неустойчивости).

Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен

жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным

поступкам, действует под влиянием момента, любит шутки, «не лезет в

карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит

смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к

агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на

него не всегда можно положиться.

Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу,

предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме

близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет

внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений,

любит во всем порядок, контролирует свои чувства, не выходит из себя, редко

13

поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит

нравственные нормы.

Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или

неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). На

полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности,

характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной

адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо

адаптированный тип.

14

Приложение 3

Опросник изучения познавательной активности обучающихся

Пашнев Б.К.

Инструкция

Прочитайте приведенные ниже вопросы. Обведите в кружок букву варианта

ответа, который наиболее Вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите

ни одного вопроса.

Вопросы

1. Тебе нравится выполнять

а) легкие учебные задания? б) трудные?

2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения

трудного задания?

а) да; б) нет.

3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

а) да; б) нет.

4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

а) да; б) нет.

5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу

вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?

а) да; б) нет.

6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание

а) одним способом? б) искать разные способы решения?

7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?

а) да; б) нет.

8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?

а) да; б) нет.

15

9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода

сделать тебе замечание?

а) да; б) нет.

10. Ты предпочитаешь на уроке

а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя?

11. Ты предпочел бы заниматься

а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным —

весь урок?

12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного

материала?

а) да; б) нет.

13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе

учились бы хуже, чем теперь?

а) да; б) нет.

14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?

а) да; б) нет.

15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным

предметам?

а) да; б) нет.

16. Тебе нравится выполнять трудное задание

а) вместе со всем классом? б) одному?

17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что

узнал на уроках?

а) да; б) нет.

18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?

а) да; б) нет.

19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?

а) да; б) нет.

16

20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический,

этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то

вопрос?

а) да; б) нет.

21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том новом,

интересном, что узнаешь на уроках?

а) да; б) нет.

22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие

оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

а) да; б) нет.

23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?

а) да; б) нет.

24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до

конца?

а) да; б) нет.

25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?

а) да; б) нет.

26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на

уроках?

а) да; б) нет.

27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько уроков по одному и тому

же основному предмету (например, языку, математике, литературе)?

а) да; б) нет.

28. Ты предпочел бы играть

а) в несложные, развлекательные игры? б) в сложные игры, где нужно много

думать?

29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?

а) да; б) нет.

30. Если ты сразу не находишь ответа при решении какой-либо задачи, то:

а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа?

17

б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то

другим?

31. Ты считаешь, что нужно задавать

а) простые домашние задания? б) сложные домашние задания?

32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два урока

подряд?

а) да; б) нет.

33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?

а) да; б) нет.

34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, кто учится лучше тебя?

а) да; б) нет.

35. Кажется ли тебе, что учителя иногда ошибаются, объясняя учебный

материал на уроке?

а) да; б) нет.

36. Хотел бы ты вместо учения заниматься одним спортом или какими-либо

играми?

а) да; б) нет.

37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести?

а) да; б) нет.

38. Ты просматриваешь в школьных учебниках материал, который в школе

еще не проходили?

а) да; б) нет.

39. Радуешься ли ты своим успехам в школе?

а) да; б) нет.

40. Ты ищешь ответы, на вопросы, возникающие на уроках не только в

учебниках, но и в других книжках (например, научно-популярных)?

а) да; б) нет.

41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или просматривать

учебники следующего класса?

а) да; б) нет.

18

42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, у тебя оценки были бы

а) лучше? б) хуже?

43. Тебе доставляет больше удовольствия:

а) когда ты получаешь правильный ответ при решении задачи? б) сам процесс

решения задачи?

44. Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке?

а) да; б) нет.

45. По-твоему, нужно ли спорить с учителем, если ты имеешь собственную

точку зрения по тому или иному вопросу?

а) да; б) нет.

46. Хотел бы ты иногда, чтобы незаконченный материал по языку или

математике учитель продолжал объяснять на следующем уроке вместо

физкультуры или какого-нибудь развлечения?

а) да; б) нет.

47. Хотел бы ты:

а) лучше выполнить легкую контрольную работу и получить хорошую

отметку?

б) услышать объяснения нового материала?

48. Тебе нравится, если тебя редко вызывают на уроках?

а) да; б) нет.

49. Ты всегда подготовлен к началу занятий?

а) да; б) нет.

50. Хотел бы ты, чтобы удлинились каникулы?

а) да; б) нет.

51. Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли

отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом?

а) да; б) нет.

52. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что

ты узнал на уроке?

а) да; б) нет.

19

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из двух групп вопросов:

• 42 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности;

• 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности

или социальной желательности ответа.

Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом».

За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается 1 балл.

Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для

соответствующих возрастных групп.

«Ключ»

Познавательная активность:

1б 2а 3б 5а

6б 7а

8а 10

а

11

б

12

а

13

б

15

б

16

б

17

а

18

б

20

а

21

а

22

б

23

а

25

б

26

б

27

б

28

б

30

а

31

б

32

б

33

а

35

а

36

б

37

а

38

а,

40

а

41

а

42

б

43

б

45

а

46

а

47

б

48

б

50

б

51

а

52

а

Шкала неискренности:

4б 9а 14

б

19

а

24

а

29

б

34

б

39

б

44

а

49

а

При совпадении 6 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности»

результаты исследования считаются недействительными для возрастного

диапазона учащихся 13-17 лет.

При совпадении 7 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности»

результаты исследования считаются недействительными для возрастного

диапазона учащихся 11-12 лет.

При совпадении 8 и более ответов с с ключом» «шкалы неискренности»

результаты исследования считаются недействительными для возрастного

диапазона учащихся 9-10 лет.

20

Интерпретация результатов

35 – 42 - высокий уровень 20 – 34 – средний уровень 0 – 19 – низкий уровень

Уровни

познавательной

активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Низкий

уровень

Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования

учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.

Данный уровень отличается неустойчивостью волевых

усилий, отсутствием у обучающегося интереса к углублению

знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний

уровень

Обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого

материала, стремится познать связи между явлениями и

процессами, овладеть способами применения знаний в

большей степени в неизмененных условиях.

Характерный показатель: относительная устойчивость

волевых усилий, которая проявляется в том, что

обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при

затруднении не отказывается от выполнения задания, а

принимает помощь или ищет пути решения.

Высокий

уровень

Характеризуется интересом и стремлением проникнуть в

сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами

применения знаний в измененных условиях, возможно,

найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых

качеств обучающегося, упорство и настойчивость в

достижении цели, широкие и стойкие познавательные

интересы.

21



В раздел образования