Активизация познавательной деятельности и развитие творческого мышления учащихся на уроках математики.
Автор: Медведева Светлана Ильинична Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МКОУ Палехская СШ Населённый пункт: п. Палех Наименование материала: статья Тема: Активизация познавательной деятельности и развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Раздел: полное образование
Активизации познавательной деятельности и развитие творческого
мышления учащихся на уроках математики.
Цель
современной
школы
–
воспитание
человека,
не
только
обладающего
определённым
объёмом
фундаментальных
знаний,
но
и
способного
самостоятельно,
критически
мыслить,
аргументировано
отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения
конкретных практических проблем.
Согласно Конвенции о правах ребенка образование ребенка должно
быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей
ребенка.
Системы
поддержки
талантливых
детей
в
рамках
Образовательной
инициативы
«Наша
новая
школа»
предусматривает
необходимость создания творческой среды для умственного, нравственного,
эмоционального развития личности.
Стремительные
изменения
в
социально-экономических
и
научно-
технических сферах современного общества выдвигают перед образованием
принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в
мощный фактор развития ребенка.
Актуальной
проблемой
современного
общества
является
развитие
самостоятельной
личности,
владеющей
инструментарием
саморазвития
и
самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения
проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и
вступать в дискуссию, коммуникацию.
Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях
современного
рынка
труда
и
быстро
изменяющегося
информационного
пространства,
необходимо
быть
эффективным,
конкурентоспособным
работником. Необходимо быть творческим, самостоятельным, ответственным
коммуникабельным
человеком,
способным
решать
проблемы
личные
и
коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового,
умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня
очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению
активности учеников, развитию креативного мышления, формированию их
творческого потенциала.
В
современном
информационном
обществе
целью
образования
является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а
подготовка человека, креативно мыслящего и способного к непрерывному
обучению.
Своеобразие
и
новизна
предлагаемого
опыта
заключается
в
применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы
научить учеников самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить,
научиться
ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и
успешным.
Приёмы развития мыслительной деятельности, используемые мной -
это
разнообразие
форм,
методов,
средств
обучения,
выбор
таких
их
сочетаний,
которые
в
возникших
ситуациях
стимулируют
учащихся
к
активному и творческому мышлению.
С целью приобретения учащимися
глубоких и прочных знаний использую такие активные методы обучения, как
«Мозговой
штурм»,
«Деловая
игра»,
«Анализ
конкретных
ситуаций»,
а
также
познавательные
методы
мотивации:
создаю
проблемные
ситуации,
использую творческие задания.
Интегрированный
урок
–
импровизированное
учебное
занятие
со
свободной структурой с привлечением знаний из других предметов. Такие
уроки провожу в конце четверти или в начале. По структуре он может быть
уроком изучения нового или повторения, обобщения или комбинированным.
Такие уроки появились как урок развития интереса, ликвидации пробелов в
знании, как урок конкурс, урок защиты идей, презентаций. На таких уроках
легко осуществляется личностно – ориентированный подход к учащимся.
Бывают
уроки,
когда
учащиеся
сами
определяют
и
формулируют
новые
понятия, а также цель урока. Мне остается только поставить "точку над и".
Также
появляется
возможность
эффективно
работать
с
трудными
учащимися,
плохо
адаптирующимися
к
общественным
нормам.
Провожу
уроки-семинары.
Темы
в
таком
случае
даю
крупными
блоками,
объединяющими
несколько вопросов.
Первоначальное ознакомление
происходит сразу же на вводном уроке. На всех последующих уроках тема
рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно.
Происходит
многократное
возвращение
к
изученному
материалу,
однако
каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Таким образом, каждый
крупный
блок
состоит
из
следующих
этапов:
усвоение,
закрепление
и
углубление знаний и контрольно-оценочный.
На уроке применяю интеллектуально - тренинговые игры или игровые
моменты:
викторина,
угадай-ка,
веселый
счет
и
многие
другие.
Игра
вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В
процессе
игры
у
детей
вырабатывается
привычка
сосредоточиваться,
мыслить творчески, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись,
дети
не
замечают,
что
они
учатся.
Даже
самые
пассивные
из
детей
включаются в игру с желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает
процесс обучения более интересным. Я использую их на разных этапах
урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя
выполняют
различные
упражнения,
где
им
приходится
сравнивать,
анализировать, тренироваться в устном счете, решать нестандартные задачи,
головоломки.
Длительное
время
наблюдаю
и
убеждаюсь
в
том,
что
школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к
умственным
играм.
Подбираю
их
в
определенной
системе
и
последовательности, с учетом того, какие свойства и качества школьников
они воспитывают. В своей совокупности игры способствуют развитию у
детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности
к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию
конструктивных умений, воспитанию
наблюдательности, обоснованности,
привычки к самопроверке, доводить начатое дело до конца. Развивающие
игры требуют и осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка
отпугнуть. Поэтому следует соблюдать принцип от простого
к сложному.
Для более эффективного развития математических способностей у учащихся
использую
задачи
на
сообразительность,
задачи-шутки,
математические
ребусы, софизмы, нестандартные задачи и проблемные ситуации.
Уроки-соревнования
основываются
на
групповой
деятельности
учащихся, что является средством воспитания коллективизма. Соревнования
бывают
разными
по
содержанию,
структуре,
форме
организации,
разной
может быть и их роль в учебном процессе. Чаще всего такие уроки провожу
в 5 и 6 классах.
К.Ф. Гаусса в свое время высказал мысль о том, что «математика наука
для глаз, а не для ушей». Использую это крылатое выражение для развития
мышления и воображения. С это целью провожу урок решения задач на
готовых чертежах, в том числе выполненных учащимися. Упражнения на
готовых
чертежах
позволяют
увеличить
темп
работы,
обучать
учащихся
рассуждать,
сопоставлять
и
противопоставлять,
находить
в
них
общее
и
различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений
на
готовых
чертежах
происходит
активная
мыслительная
деятельность
учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений,
свойств и признаков изучаемых фигур. Тестовая технология помогает при
контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при
проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и
внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по
форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю задания такие, как
закончи
предложение,
задания
выбор
ответа,
истинности
или
ложности
высказывания.
Мышление представляет активную целенаправленную деятельность, в
процессе которой осуществляется переработка информации . Мышление не
может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, оно предполагает
выход
за
его
пределы,
открытие
новых
знаний.
Синонимом
к
понятию
«продуктивное
мышление»
является
термины:
творческое
мышление,
самостоятельное, эвристическое, креативное. Синонимом к репродуктивному
мышлению служит термин словесно-логическое или рецептивное. Термин
«творческое
мышление»
обозначает
высшую
ступень
мыслительной
деятельности,
открытие
принципиально новых
знаний, законов - нечто
оригинальное, не имеющее аналога. Увеличение умственной нагрузки на
уроках
математики
заставляет
задуматься
над
тем,
как
поддержать
у
учащихся интерес к изучаемому материалу в течение урока. При этом роль
учителя
вижу
в
том,
чтобы
стать
организатором
познавательной
деятельности, где главное действующее лицо ученик. Все это побуждает меня
к поиску педагогических технологий по проблем развития творческого
мышления
учащихся
Мною
разработаны
поурочные
конспекты,
дидактические материалы, проверочные и тестовые работам, конспекты
открытые уроки. На уроках использую ИКТ.
Ведущая педагогическая идея моей работы вижу в том, чтобы научить
ученика понимать то, о чем говорит сам, и что говорят другие, научить
творчески мыслить, овладевать фундаментальными знаниями. Это, прежде
всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску
самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их
на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и
способы
развития мышления для решения логических, практических и
нестандартных задач. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к
математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, конкурсах и т.п.
И наоборот, участие в различных математических соревнованиях, в занятиях
спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, побуждают
интерес к самой математике.
Групповая
технология
позволяет
организовать
а кт и в н у ю
самостоятельную работу на уроке. Это работа детей паре или в группе. Такую
технологию
применяю
при
закреплении
изученного
и
при
повторении
материала.
Практическая
значимость
вижу
в
том,
что
она
позволяет
в
короткий срок опросить почти весь класс. При этом каждый ученик пробует
себя в роли учителя и в роли отвечающего. В каждой группе появляется
свой лидер, тот ученик, к которому больше всех обращаются за помощью.
Это создает благоприятную обстановку на уроке. Ведь повышается уровень
Я:
"сильные" утверждаются в своих способностях,
"слабые" получают
возможность
испытывать
учебный
успех,
избавиться
от
комплекса
неполноценности, а также можно отметить высокую взаимопомощь в классе.
Взаимопроверку и самопроверку провожу с целью
развития у ученика
ответственности,
формирования
адекватная
оценка
своих
возможностей.
Каждый
из учеников имеет возможность проверить, оценить, подсказать,
исправить, что создает комфортную обстановку.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения.
Роль
переключения
внимания детей успешно выполняют физкультминутки. Они наиболее кратки
по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты,
но
очень
необходим
ученикам.
Упражнения
для
физкультминуток
подбираются
с
учетом
характера
занятия.
Я
использую
различные
виды
физкультминуток: физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-
речевые.
В
результате
использования
вышеописанных
подходов
в
изучении
математики,
повышается
качество
знаний
учащихся;
формируется
способность
к
логическому
мышлению;
способность
мыслить
математическими
символами;
способность
мыслить
свернутыми
структурами;
способность
к
быстрой
и
свободной
перестройке
направленности
мыслительного
процесса,
переключение
с
прямого
на
обратный
ход
мысли;
математическую
направленность
ума .
Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием
или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией
собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое
мышление, является: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Внешними
результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах,
олимпиадах.