Напоминание

Практико-ориентированные технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках химии


Автор: Паршикова Елена Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №9
Населённый пункт: г. Аткарск, Саратовская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Практико-ориентированные технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Паршикова Елена Владимировна, учитель химии,

Муниципального общеобразовательного учреждения -

средней общеобразовательной школы №9

г. Аткарска Саратовской области.

«Практико-ориентированные технологии как средство реализации

требований ФГОС на уроках химии»

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных

наук:

ее

успехи

всегда

были

направлены

на

удовлетворение

потребностей

человечества.

Изучение

химии

способствует

формированию

мировоззрения

учащихся

и

целостной научной

картины

мира,

пониманию

необходимости

химического образования для решения повседневных жизненных проблем.

Мы

все

мечтаем

жить

в

обществе,

где

каждый

человек

является

профессионалом на своём рабочем месте. Дж. Рескин писал: «Чтобы люди

находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна

быть

им

по

силам,

она

не

должна

быть

изнуряющей,

и

ей

должен

сопутствовать

успех».

Поэтому

в

настоящее

время

вопросам

профессиональной ориентации надо уделять больше времени, чем это принято

на самом деле. Жизнь показывает, что школа в значительной мере определяет

выбор учащимися своего профессионального пути.

Современный

образовательный

процесс

характеризуется

повышенным

вниманием

к

внутреннему

потенциалу

обучающихся,

созданием

образовательной среды, способствующей формированию личностных качеств,

обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию школьников.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

общего

образования

ориентированы

на

становление

не

только

предметных,

но

и

личностных

характеристик

выпускника.

В

Федеральном

государственном

образовательном стандарте среднего общего образования (10-11 класс) описан

«Портрет

выпускника

школы»,

где

выпускник

характеризуется

как

«подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение

профессиональной деятельности для

человека

и

общества». Значит,

задача

школы помочь ему выявить свои способности и возможности и сформировать

компетенции, которые будут востребованы в профессиональном будущем.

С

2007

года

в

нашей

школе

ведется

профильное

обучение

по

трем

направлениям:

технологическое,

естественно-научное,

социально-

экономическое.

Такой

подход

заставляет

обучающихся

уже

в

9

классе

задуматься о выборе пути. Моя задача, как учителя, разбудить в них интерес к

предмету.

Интерес

к

химии

обуславливается,

прежде

всего,

практической

значимостью

этой

дисциплины.

И

один

из

главных

путей

зарождения

профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив

химию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают

узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и

готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило,

это

проявляется,

прежде

всего,

в

том,

что

они

с

большим

желанием

и

активностью изучают

предмет.

Таким

образом,

суть профориентационной

работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам

глубоко

и

прочно

усвоить

основной

учебный

материал,

научить

их

самостоятельно

добывать

информацию,

пользоваться

приобретенными

знаниями для решения различных практических задач. Я стараюсь, чтобы мои

уроки, не отходя от принципа научности, были доступными и наглядными,

интерактивными

и

открытыми

для

диалога,

учитывали

индивидуальные

особенности и способствовали развитию мышления обучающихся.

Я

убеждена,

что

урок

-

это

сотрудничество

ученика

с

учителем,

объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности

школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные

формы

организации

учебно-познавательной

деятельности:

коллективную,

групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и

задачи на конкретном этапе урока.

С

целью

развития

мышления,

творческих

способностей

учащихся

провожу

уроки

решения

одной

задачи,

взаимообучения,

самообучения.

Использую в работе нетрадиционные формы: уроки – путешествия, лекции,

семинары, практикумы, деловые игры, интегрированные уроки, проблемно-

развивающие.

Понимая,

что

урок

основная

форма

организации

учебно-

воспитательного процесса, я думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную

познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях

по

химии

и

тем

самым

получить

конечный

результат:

глубокие

знания

предмета.

Для

этого

я

использую

в

своей

работе

следующие

практико-

ориентированные технологии.

Основу

практико-ориентированных

технологий

составляет

создание

педагогом условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и

реализовать

свой

интерес к

познанию, освоить различные формы

учебной

деятельности и сделать познание осознанной потребностью, необходимой для

саморазвития и адаптации в обществе.

Практико-ориентированные

технологии

обладают

следующими

характеристиками:

1.

обеспечивают мотивацию непрерывного образования, создания

собственной

стратегии поведения;

2.

обеспечивают

переход

от

предметной

к

профильной

(метапредметной)

организации содержания образования;

3.

обеспечивают

переход

от

преобладания

адаптивной

к

креативной

форме

активности учащихся;

4.

обеспечивают

переход

от

формирования

разобщенных предметных

знаний,

умений, навыков к формированию основ профессиональной компетентности.

Исходя из данного определения, к практико-ориентированным технологиям

обучения целесообразно относятся, прежде всего: игровые технологии (деловая

учебная

игра,

имитационная

игра),технология

проектного

обучения

(исследовательский,

практико-ориентированный,

социальный,

творческий

проекты),

деятельностные

технологии

(технология

проблемно-диалогового

обучения,

технология

развития

критического

мышления,

технология

продуктивного чтения), технологии саморегулируемого учения (когнитивно-

ориентированные, деятельностно-ориентированные).

Передо

мной

стоит

задача,

используя

данные

технологии

развить

мыслительные навыки обучающихся, необходимые не только в учебе, но и в

обычной жизни; научить думать критически; ставить перед собой вопросы;

вскрывать причины и последствия фактов; вырабатывать свою точку зрения и

отстаивать её логическими доводами. Кроме того, мне необходимо показать

востребованность теоретических знаний в практике. Для этого я использую

практико-ориентированные задачи.

О.

Д.-С.

Кендиван

сформулировал

определение

понятия

«практико-

ориентированная

химическая

задача»

так:

«Практико-ориентированной

является

задача,

направленная

на

развитие

ключевых

компетентностей

обучающегося

и

выявление

химической

сущности

объектов

природы,

производства

и

быта,

с

которыми

человек

взаимодействует

в

процессе

практической деятельности».

Задачи

такого

рода

формируют

творческое

отношение

к

процессу

познания,

развивают

интеллект,

повышают

химическую

компетентность

и

расширяют кругозор. В результате решения практико-ориентированных задач

ученики учатся применять приобретенные знания на практике, в повседневной

жизни для безопасного обращения с химическими веществами, экологически

грамотного поведения в окружающей среде, оценивать влияние химического

загрязнения окружающей среды на организм человека. Например:

Задача 1: Вы пролили на скатерть подсолнечное масло и сразу же не смогли

заняться удалением пятна. Когда через 10 дней вы вспомнили о скатерти, пятно

стало интенсивно желтым. Попытка убрать его с помощью бензина не привела

к успеху. Соседка посоветовала вам вывесить скатерть на солнце на несколько

часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил

пятно со скатерти, и хороший ли совет дала вам соседка?

Задача

2.Две

хозяйки

готовились

к стирке.

Первая подогрела

воду

до 60

градусов и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила

ее 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала

стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно

доказать и как объяснить?

Особый

интерес

представляют

практико-ориентированные

задачи,

имеющие профессиональный контекст.

Вообще, нужно отметить, что курс химии имеет большие возможности

для знакомства обучающихся с миром профессий. Так, изучая в 8 классе темы

«Атомы химических элементов» и «Простые вещества», я знакомлю ребят с

профессиями «физик», «химик», областью и возможностями трудоустройства.

Изучая тему «Металлы» в 9 классе, ребята выясняют, как и почему теория этой

темы

важна

для

таких

профессий,

как

лаборант,

сталевар,

технолог

производства,

инженер-конструктор,

врач,

горняк,

каменщик,

вальцовщик,

сварщик,

строитель,

шахтер,

электрик,

эколог.

В

10-11

классе

ребята

уже

проявляют

интерес

к

конкретным

профессиям

(

как

правило,

это

врач,

медсестра, косметолог, фармацевт, химик, лаборант, ветеринар). Я помогаю

своим

ученикам

выяснить,

где

они

могут

продолжить

образование,

чтобы

получить

определенную

профессию

и

убеждаю,

что

уже

сегодня

приобретенные знания химии будут им профессионально необходимы.

Например,

Парикмахер

1.

Химические реакции. Почему при обработке порезов

при

бритье

пероксидом

водорода

наблюдается

его

бурное «вскипание»?

2.

Состав

вещества.

Смеси. Для

окраски

волос

в

парикмахерской

необходим

5%

раствор

перекиси

водорода. Сколько воды необходимо добавить к 25%

раствору

массой

75г,

чтобы

получить

нужный

раствор?

Повар-

кондитер

1.

Химические

реакции. Гидрокарбонат

аммония

используется

при

выпечке

кондитерских

изделий. Рассчитайте,

сколько

литров

углекислого

газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто

внесено 50 г. гидрокарбоната аммония?

2.

Химические реакции. В крепко заваренный свежий чай

в

стакане

опустите

кусочек

лимона

или

несколько

кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?

3.

Химические

реакции. Приготовьте

с

помощью

лимонной

кислоты

домашний

шипучий

напиток.

Немного

кислоты

на

кончике

чайной

ложки

растворите в воде, а затем добавьте в полученный

раствор

столько

же

пищевой

(питьевой) соды.

Что

наблюдаете?

4.

Химические реакции. Почему в горячем чае кусочек

сахара растворяется быстрее, чем в холодном?

5.

Состав вещества. В 100 г кураги содержится 2,034 г

калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы

получить суточную норму калия?

6.

Химические реакции. Почему в алюминиевой посуде

нельзя хранить квас?

4.

Врачи-диетологи

советуют

практически

всем

ограничить

потребление

рафинированного

сахара.

Однако

без

него

невозможно

заготовить

на

зиму

многие фрукты и ягоды. Очень популярен рецепт

«сырого

варенья»

из

черной

смородины,

для

приготовления

которого

большинство

хозяев

смешивают 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного

песка.

Известно,

что

сахар

проявляет

консервирующие

свойства

при

концентрации

не

менее 70%. Удовлетворяет ли приведенный рецепт

этому требованию? И какова точная масса сахара на

1

кг

протертых

ягод

черной

смородины,

чтобы

можно было этот продукт хранить в сыром виде?

5.

Самой лучшей посудой для варки варенья издавна

считаются

неглубокие

медные

тазы.

Какими

свойствами меди - химическими или физическими -

это объясняется?

Решение

подобных

задач

выступает

в

качестве

ресурса

развития

мотивации учащихся к познавательной деятельности, способствует повышению

уровня

функциональной

грамотности,

формированию

ключевых

компетентностей, подготовке к профессиональному выбору.

Кроме

того

необходимо

отметить,

задачи

практико

ориентированного

характера внесены в задания ВПР -8 класс, ОГЭ- 9 класс (задание 22), ЭГЭ -11

класс

(задание

27).

Проработка

их

на

уроке

является

предметной

и

психологической подготовкой

Большой

потенциал

для

профессионального

самоопределения

обучающихся

имеет,

на

мой

взгляд,

исследовательская

и

проектная

деятельность.

Во - первых, это проведение лабораторных и практических работ на

уроках,

которые

позволяют

учащимся

приобретать

навыки

работы

в

коллективе,

формируют

самостоятельности

и

развивают

личностные

результаты обучающихся.

Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как

вид

самостоятельной

работы

обучающихся

применяются

мной

с

целью

выявления

склонностей

учащихся

к

изучению

химии,

совершенствования

химического

образования,

воспитания

потребности

в

самообразовании. Я

предлагаю разные темы для домашнего эксперимента. Например, в 8 классе

выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков,

влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др. В 10 классе на

уроках

химии

изучали

влияние

карбоновых

кислот

(на

примере

уксусной

кислоты) на природные биополимеры. Многие ребята охотно берутся за их

выполнение.

Этот

метод

как

никакой

другой

способствует

повышению

интереса

к

химическому

обучению. Домашний

эксперимент,

проведение

лабораторных

работ

и

практических

работ

позволяет

попробовать

практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт.

Во-вторых,

в

своей

работе

я

активно

приобщаю

обучающихся

к

проектной

и

научно-исследовательской

деятельности.

Выбирая

тему,

дети

руководствуются

собственными

наблюдениями

за

окружающим

миром.

Совместно

с

детьми

осуществлен

ряд

индивидуальных,

групповых

и

коллективных,

творческих

и

исследовательских

проектов

с

последующей

презентацией. За 7 лет ребята воплотили в жизнь 11 крупных проектов. Среди

них «Еда 21 века», «Вред и польза еды из Макдональдса» , «Неньютоновская

жидкость и изучение ее свойств», «Определение щелочи и воды в бензине»,

«Уникальные

свойства

мыла»,

«Изготовление

газированных

напиток

в

домашних условиях», «Коррозия железа», «Антибиотики в нашей жизни» и

др.

Естественно, что работа над исследовательскими и проектными работами

способствует

расширению

предметных

знаний,

выхода

за

рамки

учебника.

Немаловажна направленность проектной деятельности на достижение

метапредметных

результатов.

Ребята

учатся

ставить

цели,

планировать

и

организовывать свою деятельность, развивают аналитическое и критическое

мышление.

Плюс

к

этому,

продумывая

очередную

тему

работы,

я

всегда

стараюсь найти ее практический смысл для конкретного ребенка, вывести его

за пределы школы, расширить сферу его профессиональных интересов. Так

ребята знакомятся с интересными людьми, с профессиями, предлагаемыми на

рынке

труда

в

нашем

регионе.

За

2

года

мы

посетили:,

филиал

Государственного

унитарного

предприятия

Саратовской

области

«Облводоресурс» «Аткарский»,

салон красоты «Магия», МЭЗ, , ЦРБ, где

учащиеся познакомились с деятельностью данных предприятий и организаций,

а

также

родом

деятельности

таких

профессий

как,

парикмахер,

технолог,

фельдшер, медицинская сестра, автослесарь, автомеханик, повар- кондитер и

др. Встречи с гинекологом женской консультации Мироновой Л., ветеринаром

Шехматовым

Р.,

хирургом

Калугиным

Д.

позволили

не

только

получить

профессиональное мнение по разрабатываемым вопросам,, но и способствовали

формированию профессиональной ориентации обучающихся.

Свои работы учащиеся неоднократно презентовали на различных уровнях:

школьная

научно

практическая

конференция

«Парад

служения

науке»,

муниципальная

научно

практическая

конференция

«Хочу

все

знать!»

,

Международная научно – практическая конференция «От школьного проекта –

к

профессиональной

карьере»,

региональная

научно

практическая

конференция школьников «Эврика», областной молодежный форум «Будущее

– это мы» и были по достоинству оценены жюри.

Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является

начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет

от общего количества выпускников - 28,5 % продолжили обучение в учебных

заведениях

среднего

и

высшего

профессионального

образования,

выбрав

специальности,

связанные

с

химией

(студенты

СГМУ

имени

В.И.

Разумовского,

Российского

государственного

университета

нефти

и

газа

имени И.М. Губкина, СГУ имени Н.Г. Чернышевского).

Я

считаю,

что

успех

социализации

и

профессиональной

ориентации

обучающихся

на

уроке

во

многом

зависит

от

умения

учителя

связать

программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у

школьников к труду. Я стараюсь помочь своим ученикам сделать правильный

выбор.



В раздел образования