Напоминание

"Классификация и характеристика детей с разными уровнями аутизма"


Автор: Силина Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 36 города Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Классификация и характеристика детей с разными уровнями аутизма"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Классификация

и характеристика

детей

с

разными

уровнями

аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки

раннего детского

аутизма проявляются

непостоянно,

избирательно и не определяют основную специфику аномального развития.

Один

из

основных

признаков

аутизма

-

нарушение

речевого

развития.

Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим

проявлениям.

Выделяют следующие речевые нарушения:

- нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения,

ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, не связана с

ситуацией и окружением;

- ребенок оторван от мира, что сказывается на его самосознании;

-

стереотипность

речи,

склонность

к

словотворчеству,

почти

у

всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения.

Ребенок расторможен, не собран, легко отвлекается. Подобное поведение

называется «полевым».

Предмет

притягивает аутичного

ребенка

к

себе,

взрослый ж должен сам направлять действия этих сил, иначе его требование

и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от ребенка очень большого напряжения,

ему трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В

результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая

картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами

жизни

и

в

течение

нескольких

лет (до

5-6

летнего

возраста) наиболее

выражена.

Затем своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм

с

аутическими проявлениями

это

исходная

трудность

установления

контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции – это

избегание контактов.

Аутизм может

проявляться

как

пассивный

уход,

безразличие,при

этом

может

быть

избирательность

в

контактах:

общение

только

с

одним

человеком, и полная зависимость от него - «симбиотическая связь». Контакт с

миром осуществляется только через этого человека. Наблюдается так же

тенденция

к

сохранению

постоянства,

стереотипов.

Это

своего

рода

приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к

аутостимуляциям:

бег

по

кругу,

раскачивание

и

другие.

Эти

движения

усиливаются,

когда

ребенок

боится

чего

-

либо. Аутичный ребенок

не

выполняет

инструкций,

игнорируя

их,

убегая

от

взрослого

и

делая

все

наоборот. Но все - таки при правильной коррекции у таких детей удается

достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

- врожденные патологии нервной системы;

- ранние психические травмы;

- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

- недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная

конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика

раннего детского

аутизма

базируется

на

выраженных

в

большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в

себя, нарушение коммуникативных способностей, стереотипии в поведении,

страхи

и

сопротивление

изменениям

в

окружающей

обстановке,

боязньтелесного (зрительного) контакта, характерное о с о б о е

н а р у ш е н и е

развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем

лице,

нарушения

звукопроизношения,

темпа

и

плавности

речи,

раннее

проявление патологии психического развития.)

Невозможность

адекватного

реагирования

на

окружающую

среду

приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи

активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это

приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень

нарушения

психического

развития

при аутизме может

значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с аутизмом

имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у

большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, а

у

некоторых

интеллект

сохраняется.

Считается,

что

нарушение

познавательной

деятельности

является

вторичным

результатом

поведения

этих детей,

э то

в

с во ю

оч е р ед ь

п р е п я т с т вуе т

ф о р м и р о в а н и ю

интеллектуальных функций.

Ре б е н о к

м о ж е т

б ы т ь

к а к

у м с т в е н н о

о т с т а л ы м ,

т а к

и

высокоинтеллектуальным, одаренным, но при этом не имеющим простейших

бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза

В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы

раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень

нарушения

взаимодействия

с

внешней

средой

по

существу,

тип

самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Эта

группа

детей

характер

изуется наиболее

тяжелыми

нарушениями

психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в

проявлениях аутизма:

не

имеют

потребности

в

контактах,

не

овладевают

навыками

социального

поведения.

У

них

не

наблюдаются

стереотипные

действия,

нет

стремления

к

поддержанию

привычного

постоянства

окружающей среды. В первые годы жизни у этих детей застывший взгляд,

отсутствие

ответа

на

улыбку

матери,

отсутствие

чувства

голода,

холода,

реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, почти или совсем не

владеют

навыками

самообслуживания,

примитивной

игрой.

Иногда

подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов,

не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти

дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции

у

т а к и х детей могут

быть

сформированы

элементарные

навыки

самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних

условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети предыдущей группы: контактны со средой,

но

избирательно,реагируют

на

холод,

голод,

боль,

им

свойственны

переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у

них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении

привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты,

страхи,

протест,

плач.

С

тревогой

и

многочисленными

страхами

могут

бороться

аутостимуляцией

положительных

ощущений

при

помощи

многочисленных

стереотипий:

двигательных

(прыжки,

взмахи

руками,

раскачивания,

перебежки

и

т.

д.,

речевых

(скандирование

слов,

стихов,

эхолалия),

сенсорных

(самораздражние

зрения

и

слуха,

трясение

и

перебирание веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким

образом,

они

заглушают

неприятные

воздействия

извне.

У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков

самообслуживания,

возможны

двигательные

возбуждения (вспышки

агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны

контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно

у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на

окружающее,

речевые

штампы.

Часто

наблюдается

примитивная

"симбиотическая"

связь

с

матерью,

которая

основана

на

необходимости

ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-

й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в

массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов,

выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных

фантазиях.

Их

поведение

ближе

к

психопатоподобному.

Для

них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу не

способны. Низкая способность к сопереживанию, эмоциональные связи с

близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить

на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в

быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети

3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут

быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой

группы

менее

высок аутистический

барьер,

меньше

патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные

расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах,

сверхосторожность. Поведенческие штампы активно усваивают. Игра тихая и

малоподвижная.

Особенно

чувствительны

к

отрицательному

отношению

взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от

эмоционального

состояния

близких.

Уходят

от

контактов

при

изменении

стереотипов.

Любят

природу,

нежную

музыку,

мелодичные

стихи.

Дети

именно этой группы часто обнаруживают

одаренность. Оно могут быть

подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев —

обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной,

социальной

адаптацией,

прогнозом

требует

и

дифференцированного

коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная

работа

с

детьми

с

проявлениями

раннего детского

аутизма строится

на

основе

всестороннего

изучения

особенностей

их

развития.

Учитывается

клинический

диагноз,

данные

психолого-

педагогического

изучения

(уровень познавательных

процессов

и

личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа,

имеющая индивидуальную направленность.

Список использованных источников:

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути

помощи. – М.: Теревинф, 2005. - 240 стр.

Григоренко

Е.

Расстройства

аутистического

спектра.

Вводный

курс.

Учебное пособие для студентов – М.: Практика,2018. – 280 стр.



В раздел образования