Автор: Викторова Инна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 18 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: город Печора
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность в современном детском саду
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в современном
детском саду.
«Это просто чудо, что современные методы обучения еще окончательно не
убили в учениках естественную тягу к уче6ниям».
Альберт Энштейн
Данное высказывание, как нельзя лучше, характеризует в целом ситуацию в
образовании, которая
складывалась
годами и которая
предполагает
школьную
модель организации
образовательного
процесса в детском саду.
Когда
мы
организуем занятие, то главным действующим лицом является педагог. Он вещает,
он преподносим детям готовые знания, независимо от того, интересны ли они
детям. Воспитатель просто выполняет запланированную заранее программу.
Стандарт
дошкольного
образования
изменяет
такую
позицию,
он
провозглашает новую
идеологию построения,
содержания, методов
и
приемов,
подходов,
форм
организации
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении.
Стандарт предполагает полноценное проживание детства как уникального
периода развития. Чтобы реализовать плавную цель стандарта мы действуем так,
чтобы организовать поддержку естественных процессов развития, воспитания и
обучения. При этом в этой триаде обучение занимает не передовые позиции.
Именно такова иерархия, именно к такому направлению своей деятельности, к
развивающему направлению мы все время должны стремиться. Очень важно для
реализации этой новой идеологии стандарта понять, каким мы хотим видеть
ребенка на дошкольном этапе? Маленьким взрослым, который умеет читать,
считать, усидчивый и умеющий
точно
выполнять
инструкцию взрослого – вот
такого серьезного маленького ученика ИЛИ все – таки у нас сейчас другие
установки.
Стандарт
говорит
о
том, что
наш
ребенок должен
стать активным,
самостоятельным, любознательным, инициативным, он должен быть исследователем
и первооткрывателем. Первооткрывателем знаний о том окружающем мире, в
котором он живет и действует, познать который он пытается. Любознательность
ребенка позволяет достичь много в познании окружающего мира. Это и есть тот
двигатель развития, который мы пока используем не в полной мере. Мы не
учитываем в организации нашего образовательного процесса. И в итоге каким мы
хотим видим маленького ребенка? Таким, каким он описан в стандарте. Для нас
актуальна вторая позиция! Почему? Потому что, какой бы объем знаний мы не
давали нашему ребенку ему будет этого мало. Потому, что предоставление ребенку
готового материала не позволяет сформировать именно те качества, про которые
мы сейчас говорили.
Чтобы свести воедино эти две позиции, для того, чтобы мы достигли волевой и
мотивационной
готовности
к
школе,
поддерживая
инициативность
и
самостоятельность ребёнка, мы говорим о новом пути ребёнка к знаниям.
Педагог прежде всего создаёт условия для развития самостоятельности,
любознательности и познавательно-исследовательской деятельности.
Педагог
стремится
к
тому,
чтобы
поддержать
детскую
инициативу,
ориентируется
на
потребности
и
интересы
ребёнка
и
организует
образовательный процесс с их учётом.
Если мы пойдём по такому пути, то знание станет для ребёнка интересным, станет его
личной «находкой», его личным «открытием». А именно это является залогом того, что
знание будет присвоено ребёнком и останется с ним практически на всю жизнь.
В связи с этим меняется и позиция педагога в образовательном процессе.
Если
раньше
педагог
на
пути
развития
ребёнка
выступал
как
педагог-
информатор,
педагог-«передатчик» готового знания, то сейчас это педагог-партнёр,
педагог-организатор,
педагог-координатор,
педагог-инициатор,
педагог
–
участник
совместной деятельности.
Педагог должен вместе с ребёнком проживать этот уникальный период детства,
жить интересной жизнью и вовлекать своих воспитанников в эту жизнь. Позиция
педагога – не над, а рядом с ребёнком.
Позицию
педагога
как
помощника
детей,
как
участника
совместной
деятельности иллюстрируют высказывания многих великих педагогов.
«…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Фридрих
Адольф Дистервег.
Безусловно, большое внимание сейчас должно быть уделено педагогической
поддержке детской инициативы. Что это значит? Мы должны подтолкнуть ребёнка к
открытию нового знания, поддержать, подвести, но позволить сделать последний шаг,
само открытие, именно ребёнку. При этом мы должны помнить, что хотя мы и говорим
о
самостоятельности
ребёнка,
мы
понимаем,
что
эта
самостоятельность
условна.
Мастерство педагога заключается в том, что помогая ребёнку осваивать знания, мы
делали бы это ненавязчиво, чтобы наша педагогическая поддержка была бы незаметна
для самого ребёнка, чтобы у него создавалось полное впечатление того, что это
полностью его открытие. В этом состоит суть поддержки детской инициативы.
Очень
хороша
для
поддержки детской
инициативы
в
познании
окружающего мира, для формирования главной потребности – саморазвития как
естественного состояния – такая форма организации педагогического процесса
как проектная деятельность.
С
этой
точки
зрения
проектная
деятельность
как
нельзя
лучше
отвечает
требованиям Стандарта о том, что образовательная программа реализуется во всё
время пребывания ребёнка в ДОУ, а не только во время занятийной деятельности.
Лидия
Васильевна
Михайлова-Свирская
называет
проектом
«отрезок
жизни
группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную
поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством
воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр».
В
проектной
деятельности
ребёнок
является
активным
субъектом
образовательного процесса:
он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность
и общую продолжительность её выполнения;
он выступает в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя
указаний взрослых;
он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других
видах деятельности в основном самостоятельно.
В
этом
большая
сила
проектной
деятельности,
она
делает
знание
не
только
увлекательным и важным для ребёнка, не только формирует у ребёнка сам процесс
получения
этих
знаний,
но
и
поддерживает
его
инициативу,
формирует
его
самостоятельность.
Особая педагогическая значимость проектного метода состоит в том, что:
проект, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает
возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка;
метод
основан
на
личностно-ориентированном
подходе
к
детям,
ведь
темы
проектов в основном рождаются именно из интересов детей;
участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников,
видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;
проектный
метод
способствует
развитию
благоприятных
межличностных
отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребёнка;
побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что,
несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса;
проект
подталкивает
к
активному
взаимодействию
всех
специалистов
ДОУ,
родителей воспитанников и организаций социума;
проект
–
продукт
сотрудничества
и
сотворчества
воспитателей,
детей
и
родителей.
Основные компоненты проекта:
Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми.
Уточнение того, что дети знают, хотят узнать , предполагают сделать,
чтобы узнать, ведение записей с высказываниями детей.
Совместное планирование взрослого с детьми содержания и действий по
проекту, ведение записей идей детей и взрослых.
Подготовка и постоянное пополнение взрослыми РППС (ресурсное
обеспечение проекта).
Внимательное отношение к ежедневным результатам проекта и их
использование в обеспечение активных действиях следующего дня.
Каждый проект, особенно долгосрочный, предполагает подведение итогов.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны
наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Классификация тематических проектов в ДОУ
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
1. По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательско – творческий
ролево – игровой
творческий
информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
Непосредственный
Скрытый
4. По характеру контактов:
С воспитанниками одной группы
С воспитанниками нескольких групп
С воспитанниками всего ДОУ
5. По
продолжительности
выполнения
проекта (зависит
от
степени
заинтересованности детей, определяет педагог):
Краткосрочные (1 – 3 недели)
Средней продолжительности (до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
6. По тематике
Творческие
Информационные
Игровые
Исследовательские
7. По составу участников
индивидуальные
групповые
фронтальные
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После
воплощения
проекта
в
жизнь
проводится
оформление
результата
в
виде
детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов,
выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей
сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети
собирают
информацию
и
реализуют
её,
ориентируясь
на
собственные
социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
В
основе
любого
проекта
лежит
проблема,
для
решения
которой
требуется
исследовательский поиск;
обязательные
составляющие
проекта:
детская
самостоятельность
(при
поддержки
педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие
коммуникативных
способностей
детей
познавательных
и
творческих
навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой
личности
ребёнка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой
личности
ребёнка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской деятельности детей.
Воспитатель
выступает
как
организатор
детской
продуктивной деятельности,
он
источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и
последующей
исследовательской,
игровой,
художественной,
практико-
ориентированной деятельности,
координатор
индивидуальных
и
групповых
усилий
детей в решении проблемы.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают:
Целеполагание: педагог помогает
ребёнку
выбрать
наиболее
актуальную
и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта - практическая часть.
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Таким
образом,
метод проектов в
работе
с
дошкольниками
сегодня
-
это
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое
достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в
дошкольном
образовании
как
одного
из
методов
интегрированного
обучения
дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей,
развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания
для
создания
новых
объектов
действительности.
А
так
же
делает
образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то,
что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или
даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в
совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению
и
воспитанию,
в
конечном
итоге,
она
должна
способствовать
развитию
индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и
технологии
образовательного
процесса,
способствовать
личностному
развитию
воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает
возможность
развития
наблюдения
и
анализа
явлений,
проведения
сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики
познания,
п ы т л и в о с т и
у м а ,
с о в м е с т н о й
п о з н а в а т е л ь н о - п о и с к о в о й
и
исследовательской деятельности,
коммуникативных
и
рефлексивных
навыков
и
многое другое, что является составляющими успешной личности
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в
ДОУ с использованием системной паутинки проекта
1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта,
автор проекта.
2. Тема проекта и ее происхождение.
3. Задачи
проекта (образовательные,
развивающие
и
воспитательные):
для
детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных
руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
4. Системная паутинка проекта.
5. Ожидаемые
результаты
проекта: для
детей,
для
педагогов,
для
членов
семьи.
6. Краткое содержание проекта:
* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия
членов семьи
* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов
семьи
* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов
семьи
7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи
8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь
уместно разместить фотографии продукта проекта).
Советы воспитателю по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную
развивающую среду.
Создавать
игровую
мотивацию,
опираясь
на
интересы
детей
и
их
эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с
опорой на их личный опыт.
Заинтересовать
каждого
ребенка
тематикой
проекта,
поддерживать
его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При
составлении
совместного
плана
работы
с
детьми
над
проектом
поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:
ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески
подходить
к
реализации
проекта;
ориентировать
детей
на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая
радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию
всеми участниками.
В
младших
группах
выбор
проекта
осуществляет
воспитатель,
основываясь
на
и н т е р е с а х
д е т е й
и л и
д а н н ы х
д и а г н о с т и к и .
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять
как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети
– это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт
являются важными критериями отбора содержания проекта
И, действительно, проект всегда приносит удовлетворение всем его участникам. В
проекте мы всегда выходим на результат. Любой проект всегда несёт активность и
самореализацию у взрослых и детей.