Авторы: Липатова Евгения Николаевна, Евгения Николаевна Филиппова
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ОГБПОУ "Новгородский строительный колледж"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы химического образования в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы химического образования в СПО
Роль СПО в общей системе образования. Среднее профессиональное
образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается
как
звено
в
системе
непрерывного
образования
и
призвано
удовлетворять
потребности личности, общества и государства в получении профессиональной
квалификации
специалиста
среднего
звена.
Важнейшими
институтами
социализации
являются
учреждения
системы
среднего
профессионального
образования,
формирующие
профессиональную
культуру
и
профессиональные
качества будущих специалистов.
Область
применения
Химии.
Программа
учебной
дисциплины
Химии
является частью основной профессиональной образовательной программы для
получения среднего общего образования по программе СПО
Специфика.
Изучение
химии
в
системе
среднего
профессионального
образования имеет свою специфику, которая состоит в необходимости сочетания
общеобразовательных
функций
обучения
с
формированием
профессиональных
знаний и умений.
Проблематика.
Во
время
работы
я
выделила
основные
проблемы
химического образования в СПО . Первое это знания получаемые обучающимися,
должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности. Поэтому
преподаватель
химии
обязан
устанавливать
межпредметные
связи
химии
с
предметами профессионального цикла, что убеждает обучающихся в дальнейшем,
что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной
профессии и должны использоваться в их производственной деятельности. Работа
по осуществлению межпредметных связей должна проводиться не от случая к
случаю,
а
систематически,
целенаправленно.
Благодаря
целенаправленности
уроков химии у учащихся формируется устойчивый интерес к этому предмету,
тесно
связанному
с
приобретаемой
профессией,
повышается
сознательность
усвоения
учебного
материала,
а
значит,
и,
как
следствие,
качество
знаний.
Описанные в методической литературе приёмы реализации межпредметных связей
можно
разделить
на
три
группы:
Информационные,
Инструктивные
и
Побуждающие. На уроках, задавая познавательные и проблемные вопросы, и давая
такие
же
задания,
побуждает
студентов
вспоминать
и привлекать
учебный
материал смежных предметов.
6
слайд Изложение
материалов
химии
должно
быть
на
достаточно
высоком
научном уровне и иметь профессиональную направленность. Необходимо показать
учащимся
роль
и
место
данной
науки
в
технике
и
технологии
конкретного
производства, перспективы его развития на основе новейших достижений той или
иной отрасли науки. В данной теме проблемой является недостаточный уровень
знаний при поступлении в спо.
Представлен
график
входного
контроля
по
химии.
Группа
43.о2.11
Гостиничное дело, выделено синим цветом, группа 08.02.05. Строительство и
эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, выделена голубым цветом и
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений выделено серым.
Для примера были выбраны три специальности и составлена динамика среднего
балла за три года, 2017, 2018 и 2019гг. Но нужно учитывать то обстоятельство,
что
студенты
пишут
вводный
контроль
сразу
после
летних
каникул
и
на
подготовку даётся от 3 до 7 дней, после проведения аттестации, как правило,
средний
балл
повышается,
конкретнее
уменьшается
кол и ч е с т в о
неудовлетворительных оценок... На диаграмме можно увидеть, что большинство
оценок
это
неудовлетворительно.
Причины
могут
быть
разными.
Забыли
материал, не уделяли должного внимания предмету в школе, потому что были
заняты подготовкой к ОГЭ по другим предметам. Нежелание, в принципе изучать
дисциплину, так как в самом начале не смогли разобраться, а в дальнейшем
просто «опускаются руки» и ребёнок уже не хочет даже пытаться понять.
В связи с этим можно выделить следующую проблему. Это небходимость
обучать химии, подкрепляя конкретным содержанием будущей деятельности в то
время,
как
знания
находятся
на
данном
уровне.
На
повторение
и
изучение
старого
материала
уходят
минимум
5ая
часть
лекций,
что
останавливает
изучение нового материала
Так в планирование учебного процесса повляются следующие проблемы.
Это планирование урока в зависимости уровня знаний, то есть деление заданий
по
уровням
сложности.
Для
выведения
группы
на
один
уровень
требуютя
дополнительные занятия и консультации. Необходимость введения группового
метода работы на начальном этапе,как можно чаще, так как боллее сильные
студенты
помогают
разобраться
отстающим
и
в
данной
ситуации
никто
не
чувствует себя некомфортно. Так же в это время проходит период адаптации
студентов в новой среде, они узнают друг друга лучше и в дальнейшем их
взаимодействие упрощается.
Нельзя
себе
представить
хорошей
профессиональной
подготовки
без
общеобразовательного
уровня.
Овладение
профессией
и
основами
наук
составляет
единый
учебно-воспитательный
процесс.
Общеобразовательные
предметы
должны
служить
не
только
базой
для
изучения
специальных
дисциплин,
но
и
непо средственно
спо собствовать
п о в ы ш е н и ю
профессиональной
подготовки
обучающихся.
Изучение
же
специальных
предметов
должно
не
только
помогать
в
закреплении
знаний
по
общеобразовательным предметам, но и дополнять, углублять их.