Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изографы, как один из методов в работе учителя-логопеда по предупреждению дисграфии у детей"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Изографы, как один из методов
в работе учителя-логопеда по предупреждению
дисграфии у детей.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,
поэтому
основная
задача
педагогов,
работающих
с
дошкольниками
–
формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и
коррекция
речи. Дети
старшего
дошкольного
возраста
с
различными
речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении,
как
программы
детского
сада,
так
и
программы
обучения
в
общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для
детей с ОНР.
Недоразвитие речи
у
детей
может
проявляться
в
нарушениях
звукопроизношения,
бедности
словаря,
трудности
усвоения
логико-
грамматических
конструкций,
понятий. В
этом
случае
наблюдаются
трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены,
зеркальное
чтение
и
письмо,
недифференцированность
представлений
о
графически сходных формах букв. Таким образом, мы видим проявление
нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит
в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и
расположения относительно друг друга. Успешность формирования в первую
очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и
представлений. Для коррекции данных нарушений в работе используются
разнообразные
методы
и
приемы.
Одним
из
таких
методов
является
использование изографов.
Изографы –
это
картинки,
на
которых
слова
нарисованы
буквами,
различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на
предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти
все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе
имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.
Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно
представленном
материале.
В
подготовительной
группе
с
целью
профилактики дисграфии я использую
изографы, которые к лексическим
темам придумываю сама. Эта работа направлена на развитие зрительного
восприятия
и
памяти,
зрительного
анализа
и
синтеза,
пространственной
ориентации,
оптико-пространственного
анализа
и
синтеза,
слухового
восприятия
и
внимания,
слухоречевой
памяти,
фонематического
слуха,
сенсомоторных координаций, познавательных способностей.
В данном материале предложены изографы к лексической теме: «Профессии.
Пожарный».
Методика работы с изографом.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
4. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
5. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.
6. Называние букв и звуков слова - изографа.
7. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.
8. Разделение слова - изографа на слоги.
9. Придумывание предложения со словом - изографом.
Работа с изографом (примерные вопросы)
- Рассмотрите изограф.
- Какой предмет он напоминает?
- Составьте слово.
- Запишите в тетради это слово печатными буквами.
- Сколько звуков (букв) в этом слове?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.
- Попробуйте сами составить изограф.
Упражнения имеют большое значение для развития познавательной сферы
детей :
1.
Развиваются внимание, мышление, память, речь.
2.
Происходит
обогащение
словарного
запас а,
с т и м ул я ц и я
познавательной активности.
3.
Развиваются произвольность, наблюдательность.
4.
Помимо
развития
всех
видов
памяти,
происходит
развитие
воображения, а так же творческих навыков.
Предложенное авторское пособие поможет не только педагогам, но и
родителям в доступной увлекательной форме закрепить знания детей по
данной теме.
Методическое пособие имеет практическую значимость и отвечает всем
основным
требованиям,
представленным
к
работе
данного
вида.
Представленное
методическое
пособие
может
быть
рекомендовано
к
использованию
педагогами
дошкольных
образовательных
учреждений
и
родителям в индивидуальной работе с детьми.
Расшифровка изографов.
1.
Пожарная (машина).
2.
Пламя.
3.
Вертолет (пожарный).
4.
Шлем.
5.
Огонь.
6.
Лестница.