Напоминание

"Изографы, как один из методов в работе учителя-логопеда по предупреждению дисграфии у детей"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изографы, как один из методов в работе учителя-логопеда по предупреждению дисграфии у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Изографы, как один из методов

в работе учителя-логопеда по предупреждению

дисграфии у детей.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,

поэтому

основная

задача

педагогов,

работающих

с

дошкольниками

формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и

коррекция

речи. Дети

старшего

дошкольного

возраста

с

различными

речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении,

как

программы

детского

сада,

так

и

программы

обучения

в

общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для

детей с ОНР.

Недоразвитие речи

у

детей

может

проявляться

в

нарушениях

звукопроизношения,

бедности

словаря,

трудности

усвоения

логико-

грамматических

конструкций,

понятий. В

этом

случае

наблюдаются

трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены,

зеркальное

чтение

и

письмо,

недифференцированность

представлений

о

графически сходных формах букв. Таким образом, мы видим проявление

нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит

в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и

расположения относительно друг друга. Успешность формирования в первую

очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и

представлений. Для коррекции данных нарушений в работе используются

разнообразные

методы

и

приемы.

Одним

из

таких

методов

является

использование изографов.

Изографы

это

картинки,

на

которых

слова

нарисованы

буквами,

различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на

предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти

все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе

имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно

представленном

материале.

В

подготовительной

группе

с

целью

профилактики дисграфии я использую

изографы, которые к лексическим

темам придумываю сама. Эта работа направлена на развитие зрительного

восприятия

и

памяти,

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственной

ориентации,

оптико-пространственного

анализа

и

синтеза,

слухового

восприятия

и

внимания,

слухоречевой

памяти,

фонематического

слуха,

сенсомоторных координаций, познавательных способностей.

В данном материале предложены изографы к лексической теме: «Профессии.

Пожарный».

Методика работы с изографом.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

5. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.

6. Называние букв и звуков слова - изографа.

7. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.

8. Разделение слова - изографа на слоги.

9. Придумывание предложения со словом - изографом.

Работа с изографом (примерные вопросы)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Запишите в тетради это слово печатными буквами.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Назовите гласные (согласные) буквы.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

- Попробуйте сами составить изограф.

Упражнения имеют большое значение для развития познавательной сферы

детей :

1.

Развиваются внимание, мышление, память, речь.

2.

Происходит

обогащение

словарного

запас а,

с т и м ул я ц и я

познавательной активности.

3.

Развиваются произвольность, наблюдательность.

4.

Помимо

развития

всех

видов

памяти,

происходит

развитие

воображения, а так же творческих навыков.

Предложенное авторское пособие поможет не только педагогам, но и

родителям в доступной увлекательной форме закрепить знания детей по

данной теме.

Методическое пособие имеет практическую значимость и отвечает всем

основным

требованиям,

представленным

к

работе

данного

вида.

Представленное

методическое

пособие

может

быть

рекомендовано

к

использованию

педагогами

дошкольных

образовательных

учреждений

и

родителям в индивидуальной работе с детьми.

Расшифровка изографов.

1.

Пожарная (машина).

2.

Пламя.

3.

Вертолет (пожарный).

4.

Шлем.

5.

Огонь.

6.

Лестница.



В раздел образования