Программа воспитательной работы преподавателя СПО "Личностно-ориентированный подход в системе воспитания"
Автор: Симакова Татьяна Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В.Никольского Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: Программа воспитательной работы преподавателя СПО "Личностно-ориентированный подход в системе воспитания" Раздел: среднее профессиональное
воспитания»
Основная задача куратора колледжа – создать условия для свободного развития
физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами студентов и их
возрастными потребностями. Куратор должен знать проблемы физического и
психологического здоровья своих студентов и сделать все возможное, чтобы
родители и студенты без боязни могли рассказывать о своих проблемах. В своей
деятельности, как куратор я использую четыре направления в работе с учащимися
и их родителями.
Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно
от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.Для обеспечения
нормального физического здоровья учащихся куратор работает по следующим
пунктам:
Просвещение детей по программе “Здоровье”.
Привлечение к этому виду деятельности преподавателей физической культуры,
родителей.Проведение классных мероприятий, направленных на осознание
студентов самооценки здоровья.Привлечение специалистов-медиков к
просветительской работе с родителями студентов и самими студентами.
Второе направление – общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие
личности, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование
общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к
пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для студентов.
1.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное
условие работы со студентами, условие эффективности воспитания.
2.
Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на
понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными
ценностями (семья, родственники, увлечения).
3.
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека,
формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во
введении студента в контекст современной культуры? Главная роль педагога- стать
регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура,
как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя-
помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их
освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление – это познавательная сфера жизни студента. Защита
учащегося в этой области означает разъяснение всем преподавателям-
предметникам индивидуальных особенностей студента.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений
студента, его познавательной активности, его будущего и профессионального
определения;
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные
интересы студента, стимулирующих любознательность и развитие мышления;
на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих
программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных
умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется,
воспитывается учащийся. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая
учащихся, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом
профессионального внимания выступают не сама семья и не родители, а семейное
воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с
родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального благаучащегося, его образ
жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
1.
изучение атмосферы в семье, взаимоотношения с членами семьи;
2.
психолого-педагогическое просвещение родителей через систему
родительских собраний, консультаций, бесед;
3.
организация и совместное проведение свободного времени учащихся и
родителей;
4.
защита интересов и прав в “трудных” семьях.
Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского
просвещения (сведения о воспитательной функции колледжа, о методах
воспитания, цели и задачи личностного развития учащихся на данный период,
духовное развитие, об особенностях учебной деятельности, о взаимоотношениях в
группе, о выявленных способностях).
Описание опыта работы учителя
Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие
воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От
успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть,
отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием
благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности
подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя
отрывать от учебной. Традиционная технология обучения в делает 80–90 процентов
учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает. Она
эксплуатирует память, которая не безгранична.
Сделать учащихся эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в
общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в
обучении. Все это трудно переоценить. Такое обучение является
воспитывающим.
Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой
педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый,
дифференцированный подходы.
Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо
части влечет к изменению всего целого.
Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать
ценностные ориентиры . Ценность как общее понятие означает актуальную
значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую
важность для человека. С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию,
это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность- это
человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях учащегося, то
имеем в виду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения,
систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле
жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В
современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей,
например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей,
с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет
необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот,
целесообразно интегрирование тех и других.
В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, "когда
воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека
или теряет опору и путеводный огонек”. Для этого воспитателю “надо самому быть
истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое
достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца”.
Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает
человека воспитуемым:
первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
третье правило – глубокая вера в другого человека;
четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота
человеческого духа.
Этическое поучение основано на информировании учащихся о моральных
ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная
воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного
поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического
информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей
сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация
человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый
приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует
другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими
людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до
растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие
технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все
ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на
личность подростка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной
деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как
важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей
и взрослых.
Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система.
С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она
(воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система
выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.
Воспитательные задачи
Воспитательная система
Успешное решение воспитательных задач
Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач
учебного заведения.
Цель : Формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, здоровой
личности, обладающей прочными знаниями, способной к саморазвитию,
профессиональному самоопределению, самореализации, умеющей адаптироваться
к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Проблема: Развитие творческого потенциала личности через личностно-
ориентированное обучение и воспитание.
Пути решения проблемы
Проблема учебного заведения решается через:
формирование в процессе обучения и воспитания ключевых
компетентностей, гармоничное развитие личности учащегося с учетом
возраста, интеллекта и интересов;
внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных и
здоровьесберегающих технологий;
С учетом целей и задач формируются
Цели группы:
1.
Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой,
всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и
навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению
различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении
сложных жизненных проблем.
2.
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности,
умеющего дорожить ценностями и традициями коллектива, строить с
одногруппниками отношения доверия.
3.
Сплочение коллектива.
В опыте воспитательной работы также наметились разные подходы, реализуются
различные методики подготовки и проведения классных часов. В своей работе
использую разнообразные формы. Это и традиционные мероприятия по тому или
иному предмету, экскурсии, праздники,устные журналы. С успехом проходят
мероприятия, ставшие в нашей группе традиционными.
Воспитательная система класса
Цели воспитательной системы:
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности, умеющего
дорожить ценностями и традициями группового коллектива, строить, с
одногруппниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.
Задачи:
способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности
учащихся;
поддерживать творческие устремления, создавать условия для
самовыражения и самореализации учащихся;
создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для
формирования группового коллектива и развития личности в нем.
1.
Воспитание гражданина-патриота:
воспитание гражданской ответственности;
уважение к истории, культуре своей страны, хранение традиций Чувашии;
2.
Воспитание здорового образа жизни человека:
создание условий для физического развития, воспитание негативного
отношения к вредным привычкам;
3.
Воспитание носителя культуры:
создание условий для раскрытия творческих способностей, приобщение к
истинным культурным ценностям;
4.
Воспитание труженика:
воспитание ответственности за порученное дело, привитие стойких навыков
самообслуживания, воспитание чувства хозяина своего дома, колледжа,
села, района..
Успешное
освоение
ФГОС
через
проектную
деятельность
на
занятиях «инженерной графики»
Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной
методики на занятиях по инженерной графике, о принципах метода
проектов, значимости данной технологии.
Ключевые слова: метод проектов, творческий процесс, инженерная
графика.
«Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно
эффективнее». Е. С. Полат
Время не стоит на месте, и жизнь предъявляет новые требования к нам,
педагогам и студентам. Процесс подготовки специалистов должен
выражаться как в обновлении содержания профессионального образования,
так и в новых подходах к организации образовательного процесса. И прежде
всего, это касается реализации основных образовательных программ,
ориентированных преимущественно не на сообщении обучающемуся
комплекса теоретических знаний, а на формирование у выпускников
совокупности «общих, профессиональных компетенций», которые позволят
выпускнику стать конкурентно способным на рынке труда.
От выпускника в
современном обществе требуется обладание рядом способностей,
творческих, коммуникативных, проектных, способность самообучаться в
течение всей жизни. В связи с этим в последнее время усилился интерес к
применению проектного обучения в учебных заведениях в мире и в России, в
нашем регионе и в нашем учебном заведении. Этот метод известен
достаточно давно, многие авторы в разное время обращались к данному
методу, чтобы решать свои дидактические задачи. Каждый из авторов по
своему подходит к определению метода проектов, при этом, не противореча
друг другу и фактически одинаковотрактуя его сущность.
Как показывает
практический опыт, для изучения дисциплины «Инженерная графика»
наиболее эффективным является использование элементов проектного
подхода к организации учебных занятий и самостоятельной работы
студентов. В качестве тематик проекта я выбираюпроблемы, которые
позволяют связать темы, изучаемые в курсе «Инженерной графики» с темами
дисциплин профессионального цикла. Так при изучении темы «чертеж плана
цеха» студентам предлагается выполнить мини проект
.
Проектная работа
может выполняется с использованием систем автоматизированного
проектирования, таких .как АutoCAD, Компас 3D, чтопозволяет в
совершенстве изучить применяемые графические пакеты и применять эти
навыки в процессе дальнейшего обучения и в будущей профессиональной
деятельности. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, я
разрешаю использовать эти системы. Эти знания необходимы при
выполнении студентами курсового и дипломного проектов. В процессе
выполнения проекта по дисциплине «Инженерная графика» студенты
получают более глубокое понимание изучаемого предмета, параллельно
приобретая другие профессионально важные навыки,
например, сотрудничество и коммуникации. Это явно видно на таком занятии
как «Технический рисунок», где студенты работают в мини группах,
выполняя проект выданной детали. На занятии «Разрезы, сечения» мини
группам предлагается быть конструкторским бюро, которым я выдаю задания
– выполнить проект детали, применяя необходимые разрезы. Студенты
выбирают начальника КБ, который будет защищать выполненный проект.В
случае применения группового проекта добавляются дополнительные
критерии оценивания такие как умение работать в команде,
коммуникативные умения, индивидуальный вклад в работу команды и т.д.,
что позволяет дать полный анализ и оценку выполненной' работы.
Этапы работы над проектом :
1.Постановка цели.
2.Выявление проблемы, формулировка задач.
3.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
4.Самообразование при помощи преподавателя.
5.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
6.Исследование, решение отдельных задач, компоновка.
7.Обобщение результатов, выводы.
8.Анализ успехов и ошибок, коррекция.
Одной из составляющих использования метода проектов является
разработка критериев оценивания результатов выполнения проекта, которые
складываются из следующих составляющих:
презентации проекта, .
участия студента в дискуссии,
-ответов на индивидуальные вопросы.
В заключение хотелось бы выделить аспект, который является наиболее
важным при применении метода проектов: это его направленность на
результат, который можно получить при решении поставленной проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в дальнейшем.
Впроцессе
выполнения проекта студент учит
ся самостоятельно думать,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели дополнительные
источники информации, учиться устанавливать причинно- следственные
связи и находить оптимальный путь решения проблемы. Я считаю, что
прививание проектной культуры необходимо начинать с первого курса. Это
мак
симально способствует развитию
активной личности,
формированиюпознавательных интересов, творческих способностей,
формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные
возможности, проявлять инициативность, самостоятельность,
реализовывать личностный потенциал.В течение 3х лет я применяю
элементы этого метода на занятиях. Качество успеваемости повысилось.
Повысилась заинтересованность студентов в изучаемой дисциплине.
Студенты активно участвуют в научно-практических конференциях.
Достижения студентов
201
5
-201
6
уч.год
Грамота за 1 место в научно-практической конференции на уровне
ОУ.Диплом 1 степени конференции «Открытая трибуна» на
региональном уровне. Сертификат участника научно-практической
конференции «От поиска - к решению. От опыта - к мастерству» на уровне
РФ. 2014-2015уч.год. Участие в дистанционном конкурсе «Лучшая
презентация к уроку» на уровне РФ. Грамота за 1 место в научно-
практической конференции на уровне ОУ.Грамота за 3 место в научно-
практической конференции нарегиональном уровне.
Список использованной литературы:
Ботвинников А.Д. Обучение основам проецирования – М.: Просвещение,
2010.
Гевер В.А.Творчество на уроках черчения – М.: Владос, 2008.
Ройтман И.А. Методика преподавания черчения – М.: Владос, 2012.
Л.А.Тарханова, 2015