Автор: Писова Татьяна Яковлевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "Школа-театр балета г. Березники"
Населённый пункт: Пермский край г. Березники
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное взаимодействие для получения образовательных результатов"
Раздел: дополнительное образование
«Сотрудничество педагогов ДО с семьями обучающихся как эффективное
взаимодействие для достижения образовательных результатов».
Выполнен педагогом МБУДО «Школы - театр балета г. Березники»
Писовой Т. Я.
1.Введение
2.Основные формы сотрудничества педагогов ДО с семьями обучающихся.
3.Заключение
«Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей».
В.А. Сухомлинский.
1.Введение.
Одним из важных факторов для создания социально – педагогических
условий в учреждении дополнительного образования является
взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение
представляют собой два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка
необходимо тесное взаимодействие с обеих сторон.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от
взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися,
родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на
основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит
необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие
чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей
ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе
дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался
«полезным делом»; с другой стороны, значительная часть родителей
проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности
детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям
относятся или как к чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как
начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при
объединении усилий семьи и других социальных институтов.
2. Основные формы сотрудничества педагогов ДО
с семьями обучающихся.
Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда
удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на
должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение
семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а
семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
При объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается
двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная
жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
Основная цель работы с родителями обучающихся в МБУДО «Школа театр -
балета», в создании комфортных психолого-педагогических условий для
взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений
педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала
семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной
среды. Сотрудничество педагогов школы с семьями учащихся оказывает
положительное значение для достижения максимальных образовательных
результатов.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы
психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики,
которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей,
лучше заботиться о благополучии своих детей, развивать его в
интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей обучающихся.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих
детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи
актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой
подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на
очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под
которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций
воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы в «школе –театре балета», наших родителей
интересуют не только результаты обучения их детей, но и общая, совместная
деятельность.
Для этого в школе активно используются следующие формы работы с
семьей:
Традиционные формы работы:
Наглядная информация
-
наглядная информация в виде стендов и уголков
универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического
процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта
педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а
так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
• Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
• Групповые выставки детских работ (периодически).
• Буклеты. Помогают педагогам представить свое объединение. В буклете
может содержаться информация за несколько лет (цель программы,
достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на
конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое
оборудование, правила поведения.
Родительские собрания - это основная форма работы с родителями, в которой
концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия
образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде
формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. В
своей работе мы используем методы и приемы, которые активизируют
внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию
сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный,
деловой разговор: круглый стол с родителями, индивидуальные
собеседования и консультации и т.
Открытые занятия – занятия с приглашением родителей учащихся. Основной
целью является укрепление взаимопонимания между педагогом, ребёнком и
родителем. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям
творческие возможности, успехи и достижения детей, методы работы
педагога с детьми, уровень сотрудничества между участниками
образовательного процесса. После таких занятий организуется обмен
мнениями и пожеланиями.
Дни открытых дверей - способ познакомить родителей с направлениями
деятельности «Школы – театр балета», с содержанием, методами и приемами
воспитания и обучения детей.
Концерты (творческий отчёт) для родителей – позволяют показать
достижения детей, демонстрацию творческого роста воспитанников,
раскрывают индивидуальность ребёнка, его мировоззрение, дают мотивацию
родителям к сотрудничеству.
.
Совместные мероприятия:
Мероприятия, посвящённые Дню пожилого человека: концертная программа
«Согреем сердце любовью…»;
- День именинника в детских объединениях совместно с родителями;
- Новогодние и рождественские праздничные программы для детей и
родителей: «Новый год у ворот»;
- Игровые семейные конкурсы: «Мама, папа, я – крепкая семья», «А ну – ка
папочки!», посвящённые Дню Защитника Отечества;
- Выставки рисунков и творческих работ: «Моя мама – лучшая на свете!»;
Интерактивные формы работы :
Анкетирование, диагностика - проводится для выяснения запросов
родителей, удовлетворенности работой педагогов, объединения,
образовательным учреждением. Составить анкеты по различным вопросам
помогают методисты, педагогическая и методическая литература. В течение
учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления их
отношения к деятельности педагогов дополнительного образования, формы
возможного участия и содействия их в работе. На сегодняшний день многие
родители являются активными участниками и добрыми помощниками в
организации и проведении мероприятий в учреждении
Индивидуальные консультации – это наиболее распространенная форма
работы педагогов с родителями. Во время бесед обе стороны имеют
возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить
волнующие родителей и педагогов проблемы. На индивидуальных беседах
родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации
проводятся по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по
телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг
друга».
Творческие мастерские - в рамках которых проходят мастер – классы, где
дети и родители выполняют совместную творческую работу, что помогает
родителям лучше понять возможности и способности своих детей.
Разработка и ведение сайта - в последние годы в связи с внедрением
интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали активно
использовать возможности сети интернет для освещения своей работы с
учащимися. Структура сайта, содержание представленного на нем материала
не должны противоречить требованиям Российского законодательства. На
сайте МБУДО «Школа-театр балета» родители могут ознакомиться с
деятельностью учреждения в целом, а также могут принять участие в
обсуждении того или иного вопроса, касающегося дополнительного
образования на форуме сайта учреждения. В разделе «Новости» еженедельно
помещаются сообщения о событиях, мероприятиях, победах на фестивалях и
конкурсах.
3.Заключение.
Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности, определяющая круг интересов за
пределами
школы,
поэтому
учреждения
дополнительного
образования
должны сыграть здесь немаловажную роль в помощи родителям не только в
выборе интересной деятельности для детей, но и создании мотивации к
длительному продолжению этой деятельности, в социализации и развитии
способностей ребенка. занятиям ребенка, активизирующим его развитие.
Деятельность
родителей
и
педагогов
в
интересах
ребенка
может
быть
успешной
в
том
случае,
если
они
станут
союзниками
в
организации
и
проведении мероприятий, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в
р а з н ы х
с и т у а ц и я х
и
т а к и м
о б р а з о м
п о м о ч ь
в з р о с л ы м
в
понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,
формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных
поступков и проявлений в поведении.
Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений
дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых
резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с
другой - оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе
использования инновационных механизмов взаимодействия в системе
«педагог-ребенок-родитель».