Автор: Журкова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа мини - музея "Космос"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский
сад №29 «Елочка»
Программа
мини – музея «Космос»
воспитатель:
Булочкина Г.И.
Пояснительная записка.
Нормативно
-
правовые
документы
федерального
уровня
и
в
первую
очередь
ФЗ
№
273
от
29.12.2012
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
внёс
значительные
коррективы
в
сложившееся
представление
работников
системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками
в
наиболее
важных
для
его
развития
сферах
жизни,
а
среда
его
окружающая
призвана
обеспечивать
реализацию
образовательной
программы,
учитывать
все
условия,
в
которых
осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Проблема и актуальность программы.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Дошкольники
активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших
детей всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую
фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка,
помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям
усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс
интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности
дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность
развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной
системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить
их в различных видах детской деятельности.
Профиль музея: познавательно – творческий, игровой.
Цель:
создать
условия
для
совместной
познавательной
деятельности
педагогов
и
детей,
по
развитию
естественнонаучных представлений об окружающем мире, космосе.
Задачи:
• формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной;
• расширять представления о солнце как источнике тепла и света; о Земле, как планете жизни; о планетах Солнечной
системы; об освоении космоса;
• обогащать собственный познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию;
• развивать интерес к миру взрослых и ценностное отношение к их труду;
• поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими
впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и
др.)
• Сформировать и закрепить первые представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях,
расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
• Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.
• Воспитывать уважение к профессии космонавта.
• Воспитывать социально-активную творческую личность.
•
Развивать
познавательную
активность,
любознательность,
творческие
способности,
воображение,
мышление,
коммуникативные
навыки.
Пробуждать
интерес
к
познанию
окружающего
мира,
развивать
любознательность.
Воспитывать любовь к своей планете.
Перечень методов реализации программы.
· Словесные (чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций).
· Наглядные (создание игровых ситуаций, показ презентаций, наблюдения).
· Практические.
Перечень форм реализации программы
· Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение.
· Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; заучивание стихов;
составление рассказов.
· Наблюдение; решение проблемных ситуаций; просмотр презентаций; викторины; создание альбомов, панно;
полочка умных книг.
· Чтение; обсуждение; беседа; просмотр мультфильмов; разучивание стихотворений; знакомство с профессиями,
· Мастерская по изготовлению космических кораблей; тематическая
выставка «Космос».
· Подвижные игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования, малоподвижные игры;
закаливание, физминутки,
Работа воспитателя
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о космосе, вселенной и космонавтах).
2. Составление плана работы.
3. Сбор материала, необходимого для реализации программы.
4. Разработка конспектов занятий и презентаций по планируемой теме.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме программы.
6. Изготовление дидактических игр и пособий.
7. Создание альбома «Космос глазами ребенка»
Руководители мини-музея:
Журкова Татьяна Валерьевна - воспитатель;
Булочкина Галина Ивановна - воспитатель.
Структура управления мини-музеем
Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития
детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
поисковая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея
располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также
представлены:
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр,
для
театральной
деятельности.
Игрушки
могут
быть
использованы
в
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Сами своими руками»
Некоторые
экспонаты
выполнены
воспитателями.
Экспонаты
могут
быть
применены
в
процессе
организации
непосредственно
образовательной
деятельности
в
образовательных
областях
«Социализация»,
«Познание»,
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о космосе, которые могут быть использованы как в
непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в
процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной
деятельности.
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ п\п
месяц
тема
цель
2 младшая группа
1.
сентябрь
«Какое бывает небо?»
Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе;
активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них
желание участвовать в беседе.
2.
октябрь
«Луна и солнце»
Закрепить знания о том, что на небе есть солнце и луна; расширить и
уточнить словарный запас; развивать любознательность.
3.
ноябрь
«Луна – спутник Земли»
Формировать представление о спутнике Земли – Луне. Подвести к
пониманию того, что луна вращается вокруг земли, как образуются
кратеры на поверхности луны. Развивать познавательную активность.
4.
декабрь
"Если очень захотеть, можно в
космос полететь"
Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам,
строению и запуску ракеты в космос.
Воспитывать взаимопомощь,
доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной
профессии.
5.
январь
«Что такое космос»
Расширять знания о космосе, солнечной системе. Продолжать закреплять
знание о первом космонавте Ю. Гагарине. Развивать память, воображение,
внимание. Воспитывать интерес к космосу
6.
февраль
«Космос – дом звездочки»
Формировать представление детей о космосе, дать понятие «планета»,
«звезда», «метеорит».
7.
март
«Космонавт»
Познакомить детей с профессией космонавта. Систематизировать знания о
профессии космонавта, о полете человека в космос.
8.
апрель
«Как одевают космонавтов».
Обогащать представления детей о ближайшем окружении, активизировать
словарь, учить называть предметы одежды.
9.
май
«Путешествие в космос»
Закрепить знания о космосе. Расширять представления детей о планетах и
других объектах космоса. Познакомить с понятием созвездие.
Средняя группа
1.
сентябрь
«Человек поднялся в небо»
Расширять и углублять знания детей о космосе, о планетах и звездах.
Познакомить с прибором для изучения космоса – телескопом. Вспомнить
вместе с детьми о первых животных в космосе, расширять кругозор,
развивать воображение, воспитывать чувство патриотизма и гордости за
отечество.
2.
октябрь
«Космическое путешествие»
Формировать элементарные знания детей о том, что такое космос; дать
знания о солнечной системе и планетах солнечной системы; развивать
внимание, память, мышление, речь
3.
ноябрь
«Летит ракета к звездам»
Дать элементарные представления о строении Солнечной системы,
звездах, планетах, космической технике.
4.
декабрь
«Земля – голубая планета жизни»
Сформировать представления о планете Земля и ее спутнике. Дать
представление о том, что планета Земля – это огромный шар, большая
часть которого покрыта водой, кроме воды есть материки-твердая земля-
суша, где живут люди. Подвести к пониманию уникальности нашей
планеты.
5.
январь
«Кто такие космонавты»
Познакомить детей с понятием космический корабль, конструктор,
космонавт, планета. Дать представление о космосе – пространстве между
планетами.
6.
февраль
«Семья планет»
познакомить детей с названиями планет солнечной системы; чем они
отличаются одна от другой; чем планеты отличаются от звезд, почему на
одних планетах холодно, на других жарко, какие условия необходимы для
возникновения и поддержания жизни на планете, почему Землю называют
«голубой планетой»?
7.
март
«Солнце – источник жизни на земле».
Дать представление о Солнце, как о звезде; познакомить со строением
Солнечной системы; закрепить знания о том, как происходит смена дня и
ночи, времён года.
8.
апрель
«Знакомство с первым космонавтом»
Рассказать детям об освоении человеком космического пространства, о
значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным.
9.
май
«Этот загадочный космос»
Продолжать закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине.
расширять представления детей о многообразии космоса. Рассказать об
интересных фактах и событиях космоса. Развивать фантазию,
воображение, познавательный интерес.
Старшая группа
1.
сентябрь
«О чем рассказал телескоп»
Вызвать интерес к ознакомлению с космосом. Рассказать о приборе –
телескопе, о том для чего его изобрели. Чем телескоп отличается от
подзорной трубы. Что можно увидеть в телескоп. Развивать
наблюдательность.
2.
октябрь
«Тайны звездного неба»
Формирование представлений об истории появления звезд,
характеристики звёзд. Объяснить значение понятия «Созвездия». Изучить
историю названия созвездий. Узнать какие созвездия можно увидеть на
звёздном небе. Рассказать о том, что такое Млечный путь.
3.
ноябрь
«Путешествие в космос»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о
космическом пространстве, освоении космоса людьми. Уточнить и
закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать
закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей.
4.
декабрь
«Космические аппараты»
Вызвать у детей интерес к космическому пространству. Расширить
представление детей о профессии космонавта. Воспитывать уважение к
этой профессии. Познакомить с конструктором С. П. Королевым –
стоявшим у истоков развития русской космонавтики
5.
январь
«Солнечная система»
Знакомство детей с планетами солнечной системы, их названием,
особенностями, расположением. Систематизировать знания детей о
планетах солнечной системы, их особенности, расположение о солнца и
земли.
6.
февраль
«Первый космонавт Ю. Гагарин»
Дать представление детям о многообразии космоса, об интересных
фактах и событиях космоса. Познакомить с первым лётчиком-
космонавтом Ю.А. Гагариным.
7.
март
«Планета - Земля»
Дать детям знания о том, что земля планета солнечной системы.
Рассказать, почему на земле есть жизнь. Рассмотреть с детьми глобус,
глобус – это макет земли: на нем синие моря, океаны, реки, есть материки
и островки. Дать знания о смене дня и ночи, почему это происходит.
8.
апрель
Спутник Земли – Луна
Рассказать детям о луне – спутнике земли, дать представление о ней, ее
положении, о смене дня и ночи, о форме луны, о том, почему она светится
ночью. Почему превращается в месяц и меняет форму. Рассказать о
лунных затмениях, о ее роли в жизни.
9.
май
«Освоение космоса»
познакомить детей с понятием «космос» и с понятием «космонавт»
Познакомить с первой женщиной космонавтом Терешковой В.
расширять элементарные представления о космосе; рассказать об
интересных фактах и событиях, связанных с космосом; воспитывать
патриотические чувства и любовь к Родине;
Подготовительная группа
1.
сентябрь
«Что люди думали о Земле в
древности»
Дать знания о нашей планете земля, о солнечной системе. Формировать
представление о древних людях и их познаниях о Космосе, о планетах, их
названиях;
вызывать познавательный интерес к окружающему миру;
2.
октябрь
«Созвездия»
закрепление первоначальных элементарных представлений о строении
солнечной системы. Дать представление о названиях и символике
созвездий; развивать воображение, память, логическое мышление;
воспитывать эстетическое восприятие мира.
3.
ноябрь
«Смена времен года на Земле»
Закрепить знания о смене дня и ночи. Выявить взаимосвязь между
вращением Земли и смены времен года; Систематизировать знания о
природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
4.
декабрь
«Освоение космоса»
Рассказать детям о великом ученом, отце космонавтике К.Э Циолковском,
о конструкторе С. Королеве, о первом искусственном спутнике Земли, о
первых четвероногих космонавтах и о первом космонавте Ю. Гагарине.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности, творческий
потенциал детей. Воспитывать любовь к Родине.
5.
январь
«Планеты солнечной системы»
Формировать элементарные представления о Вселенной и закрепить
знания о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении
относительно Солнца, орбитах движения)
6.
февраль
«Путешествие Белки и Стрелки»
Уточнить знания детей о том кто первом полетел в космос; закрепить
представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной
системы; познакомить с историей возникновения космического корабля.
7.
март
«Первая женщина космонавт В.
Терешкова»
Познакомить ребят с историей развития отечественной космонавтики, с
теми, кто внёс свой вклад в покорение Вселенной. Рассказать о первой
женщине-космонавте В. Терешковой. Воспитать чувство патриотизма и
гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного
притяжения.
8.
апрель
«Питание и быт космонавтов»
Расширять представления детей о космосе; актуализировать понятие
«невесомость», познакомить с особенностями жизни космонавтов на
космической станции: питание, сон, одежда, научная деятельность, выход
в открытый космос, занятия спортом, отдых.
9.
май
«Загадочный мир космоса»
Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать
детям об интересных фактах и событиях космоса. Познакомить детей с
тем, что Вселенная — это множество звезд. Солнце- это самая ближняя к
Земле звезда. Уточнить представление о планетах, созвездиях.
перспектива развития мини-музея
– Подбор детской литературы и наглядного материала (сюжетной картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.