Напоминание

Специфика проявления принципов и подходов методологии педагогики в музыкальной деятельности


Автор: Мороз Ирина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Прогимназия № 51"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика проявления принципов и подходов методологии педагогики в музыкальной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Методология педагогики – это учение о принципах, методах, формах и процедурах

познания и преобразования педагогической действительности.

Основными

методологическими

подходами

в

педагогике

являются:

системный,

личностный,

деятельностный,

полисубъектный

(диалогический),

аксиологический,

культурологический, антропологический и этнопедагогический.

Системный подход заключается в систематичности и последовательности обучения.

Компоненты музыкальной деятельности находятся в единстве и взаимодополняют друг

друга. Учебный материал разделяется на логические завершенные части и располагается

последовательно, от простого к более сложному. Планирование позволяет четко строить

педагогический процесс, повышать эффективность образовательной деятельности.

Например, сначала разучиваются песни с простым ритмическим и мелодическим

рисунком, несложные в плане исполнения. Со временем, диапазон расширяется, мелодия и

ритм

усложняются,

обучающиеся

могут

петь

одни,

без

поддержки

преподавателя,

исполнять

двух-

и

трехголосные

произведения,

сопровождая

пение

ритмическим

аккомпанементом или игрой на музыкальных инструментах.

Личностный подход предполагает формирование и развитие личности школьника, с

учетом его индивидуальности и неповторимости, ценностных особенностей ребенка и его

ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют

основу внутренней модели мира ребенка.

Все богатство внутреннего мира ребенка особенно ярко проявляется в творчестве.

Сочиняя незатейливые попевки и стихотворения, обучающиеся, таким образом, передают

свое

отношение

к

окружающему

миру,

определенные

настроения,

переживания.

Исполнение

того

или

иного

музыкального

произведения

также

предполагает

определенную

свободу

и

самостоятельность,

которые

проявляются

в

своеобразии

исполнительского замысла, в поиске наиболее выразительных средств для его передачи.

Творчество на уроках позволяет сделать ту или иную музыкальную модель по-своему,

неповторимо и оригинально. Возможность быть принятым безо всяких ограничений и

условий

позволяет

ученику

быть

самим

собой,

а

значит,

проявить

свою

индивидуальность.

Деятельностный

подход

заключается

в

том,

что

полноценное

развитие

и

воспитание человека возможно только в деятельности. Преобразуя окружающий мир,

человек преобразует и самого себя.

На уроках музыки обучающиеся с самых первых занятий включаются в работу:

двигаются под музыку, сопровождая движения хлопками, щелчками, шлепками и другими

звуко-жестами; играют на элементарных музыкальных инструментах, импровизируют,

сочиняют

простейшие

попевки

и

ритмические

партитуры;

разыгрывают

небольшие

музыкальные

сценки,

придумывая

к

ним

музыкальное

сопровождение

и

движения;

исполняют песни.

Благодаря

вышеперечисленным

формам

работы,

обучающийся

из

пассивного

наблюдателя превращается в творца, субъекта познания, труда и общения.

В

рамках полисубъектного (диалогического) подхода внимание акцентируется на

микросоциуме

и

отношениях

между

субъектами

образовательного

процесса

как

на

важнейших источниках духовного развития.

На уроках музыки обучающийся активно взаимодействует как с преподавателем,

так и с одноклассниками в ходе вокально-хоровой работы, при слушании музыки и т.д.

Здесь первостепенным становится не только умение высказывать свое мнение, но и делать

это корректно, слушать и слышать другого человека, уважать чужую точку зрения, уметь

работать в команде, помогать своему партнеру и эмоционально поддерживать его.

Диалогический

подход

в

единстве

с

личностным

и

деятельностным

позволяет

создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное»

воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический

подход

в

педагогике

означает

признание

и

реализацию

в

обществе

ценностей

человеческой

жизни,

воспитания

и

обучения,

педагогической

деятельности,

образования

в

целом.

Значимую

ценность

представляет

собой

идея

гармонично

развитой

личности,

связанная

с

идеей

справедливого

общества,

которое

способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации

заложенных в нем возможностей.

Например,

знание

и

учет

индивидуально-психологических

особенностей

обучающих,

постановка

задач

конкретным

воспитанникам

в

соответствии

с

их

личностными характеристиками, корректирование методики обучения и воспитания, дает

возможность максимально раскрыть его потенциал и достичь наивысших результатов.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой

как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры и, развиваясь на ее

основе, вносит в нее нечто принципиально новое, становясь творцом новых элементов

культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой

развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

На уроках музыки обучающиеся знакомятся с наследием мировой художественной

культуры – шедеврами в области музыки, литературы, живописи, архитектуры и т.д.

Антропологический подход, разработанный К.Д. Ушинским, означает системное

использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении

педагогического процесса.

Например,

преподаватель,

при

подборе

репертура,

работе

над

тем

или

иным

произведением ориентируется на возраст и физиологию детей (особенности голосового и

игрового аппаратов, координации движения).

В этнопедагогическом подходе проявляется единство трех элементов воспитания:

интернационального, национального и индивидуального. Организация и осуществление

процесса

обучения

и

воспитания

опирается

на

национальные

традиции

народа,

его

культуру,

национально-этническую

обрядность,

обычаи

и

привычки.

Национальная

культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок.

На уроках музыки обучающиеся знакомятся с народным песенным фольклором в

виде попевок, закличек, считалочек, русских народных песен, а также водят хороводы,

узнают о традициях народного танца, народных играх.



В раздел образования