Автор: Мороз Ирина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Прогимназия № 51"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика проявления принципов и подходов методологии педагогики в музыкальной деятельности
Раздел: начальное образование
Методология педагогики – это учение о принципах, методах, формах и процедурах
познания и преобразования педагогической действительности.
Основными
методологическими
подходами
в
педагогике
являются:
системный,
личностный,
деятельностный,
полисубъектный
(диалогический),
аксиологический,
культурологический, антропологический и этнопедагогический.
Системный подход заключается в систематичности и последовательности обучения.
Компоненты музыкальной деятельности находятся в единстве и взаимодополняют друг
друга. Учебный материал разделяется на логические завершенные части и располагается
последовательно, от простого к более сложному. Планирование позволяет четко строить
педагогический процесс, повышать эффективность образовательной деятельности.
Например, сначала разучиваются песни с простым ритмическим и мелодическим
рисунком, несложные в плане исполнения. Со временем, диапазон расширяется, мелодия и
ритм
усложняются,
обучающиеся
могут
петь
одни,
без
поддержки
преподавателя,
исполнять
двух-
и
трехголосные
произведения,
сопровождая
пение
ритмическим
аккомпанементом или игрой на музыкальных инструментах.
Личностный подход предполагает формирование и развитие личности школьника, с
учетом его индивидуальности и неповторимости, ценностных особенностей ребенка и его
ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют
основу внутренней модели мира ребенка.
Все богатство внутреннего мира ребенка особенно ярко проявляется в творчестве.
Сочиняя незатейливые попевки и стихотворения, обучающиеся, таким образом, передают
свое
отношение
к
окружающему
миру,
определенные
настроения,
переживания.
Исполнение
того
или
иного
музыкального
произведения
также
предполагает
определенную
свободу
и
самостоятельность,
которые
проявляются
в
своеобразии
исполнительского замысла, в поиске наиболее выразительных средств для его передачи.
Творчество на уроках позволяет сделать ту или иную музыкальную модель по-своему,
неповторимо и оригинально. Возможность быть принятым безо всяких ограничений и
условий
–
позволяет
ученику
быть
самим
собой,
а
значит,
проявить
свою
индивидуальность.
Деятельностный
подход
заключается
в
том,
что
полноценное
развитие
и
воспитание человека возможно только в деятельности. Преобразуя окружающий мир,
человек преобразует и самого себя.
На уроках музыки обучающиеся с самых первых занятий включаются в работу:
двигаются под музыку, сопровождая движения хлопками, щелчками, шлепками и другими
звуко-жестами; играют на элементарных музыкальных инструментах, импровизируют,
сочиняют
простейшие
попевки
и
ритмические
партитуры;
разыгрывают
небольшие
музыкальные
сценки,
придумывая
к
ним
музыкальное
сопровождение
и
движения;
исполняют песни.
Благодаря
вышеперечисленным
формам
работы,
обучающийся
из
пассивного
наблюдателя превращается в творца, субъекта познания, труда и общения.
В
рамках полисубъектного (диалогического) подхода внимание акцентируется на
микросоциуме
и
отношениях
между
субъектами
образовательного
процесса
как
на
важнейших источниках духовного развития.
На уроках музыки обучающийся активно взаимодействует как с преподавателем,
так и с одноклассниками в ходе вокально-хоровой работы, при слушании музыки и т.д.
Здесь первостепенным становится не только умение высказывать свое мнение, но и делать
это корректно, слушать и слышать другого человека, уважать чужую точку зрения, уметь
работать в команде, помогать своему партнеру и эмоционально поддерживать его.
Диалогический
подход
в
единстве
с
личностным
и
деятельностным
позволяет
создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное»
воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический
подход
в
педагогике
означает
признание
и
реализацию
в
обществе
ценностей
человеческой
жизни,
воспитания
и
обучения,
педагогической
деятельности,
образования
в
целом.
Значимую
ценность
представляет
собой
идея
гармонично
развитой
личности,
связанная
с
идеей
справедливого
общества,
которое
способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации
заложенных в нем возможностей.
Например,
знание
и
учет
индивидуально-психологических
особенностей
обучающих,
постановка
задач
конкретным
воспитанникам
в
соответствии
с
их
личностными характеристиками, корректирование методики обучения и воспитания, дает
возможность максимально раскрыть его потенциал и достичь наивысших результатов.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой
как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры и, развиваясь на ее
основе, вносит в нее нечто принципиально новое, становясь творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой
развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
На уроках музыки обучающиеся знакомятся с наследием мировой художественной
культуры – шедеврами в области музыки, литературы, живописи, архитектуры и т.д.
Антропологический подход, разработанный К.Д. Ушинским, означает системное
использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении
педагогического процесса.
Например,
преподаватель,
при
подборе
репертура,
работе
над
тем
или
иным
произведением ориентируется на возраст и физиологию детей (особенности голосового и
игрового аппаратов, координации движения).
В этнопедагогическом подходе проявляется единство трех элементов воспитания:
интернационального, национального и индивидуального. Организация и осуществление
процесса
обучения
и
воспитания
опирается
на
национальные
традиции
народа,
его
культуру,
национально-этническую
обрядность,
обычаи
и
привычки.
Национальная
культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок.
На уроках музыки обучающиеся знакомятся с народным песенным фольклором в
виде попевок, закличек, считалочек, русских народных песен, а также водят хороводы,
узнают о традициях народного танца, народных играх.