Напоминание

"Обучение целеполаганию как способ развития трудовых умений младших школьников с ЗПР"


Автор: Кузнецова Анастасия Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г. Будённовск
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение целеполаганию как способ развития трудовых умений младших школьников с ЗПР"
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение целеполаганию как способ развития трудовых умений

младших школьников с ЗПР

Аннотация. В данной статье рассмотрено значение формирования

умения

ставить

цели

и

способы

развития

данного

умения

в

процессе

формирования

трудовых

умений

младших

школьников

с

задержкой

психического развития.

Ключевые

понятия:

задержка

психического

развития,

трудовые

умения, умение ставить цели.

Теория

и

практика

обучения

учащихся

с

задержкой

психического

развития

(далее

ЗПР)

показывает,

что

трудовое

обучение

играет

значительную роль в процессе решения коррекционных задач и выступает

неотъемлемым элементом системы работы школы.

Для детей с ЗПР особое

значение имеет формирование трудовых умений, так как дальнейшая их

жизнь будет, скорее всего, связана с трудовой деятельностью, где нужно будет

«работать руками». Следовательно, нужно особым образом строить процесс

образования таких учащихся, выделять в этом процессе специальные задачи,

разделы, таким образом формировать содержание обучения, использовать

такие приемы, методы и средства для достижения образовательных задач,

которые

бы

в

наибольшей

степени

способствовали

трудовой

подготовке

учащихся с ЗПР

Учащиеся

с

ЗПР

относятся

к

особой

категории

детей.

И

педагог,

работающий в коррекционном классе или в классе, где учатся учащиеся с

ЗПР, должен понимать, что они значительно отличаются от своих нормально

развивающихся сверстников, имеют определенные особенности психической

деятельности.

Для

детей

с

ЗПР

характерно

отсутствие

учебной

мотивации,

а

непризнание авторитетов взрослых сочетается с односторонней житейской

зрелостью,

соответственной

переориентации

интересов

на

образ

жизни,

адекватной старшему возрасту

В процессе формирования трудовых умений у младших школьников с

задержкой психического развития необходимо обращать особе внимание на

развитие

умения

ставить

цель

и

планировать

свои

действия

для

ее

достижения.

При

этом

педагог

должен

учитывать

психологические,

возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, а также

особенности формирования у них трудовых умений.

Для того, чтобы научить детей с нарушением интеллекта ставить цели,

педагогу

нужно

планомерно

осуществлять

работу

в

этом

направлении.

Сначала

цель

ставит

педагог,

объясняя,

почему

он

поставил

эту

цель.

Конечно,

она

должна

быть

посильна

для

выполнения

учащимися.

На

первоначальном этапе следует избегать давать задание, которое детям не под

силу. Это связано с тем, что из-за нестабильности эмоционального состояния

ситуация неуспеха может надолго выбить младшего школьника из колеи.

Бывают

случаи,

когда

дети

сами

берутся

за

работу,

которая

для

них

непосильна

в

силу

возраста

и

способностей.

В

таком

случае

педагог

наблюдает за процессом выполнения этой работы, возможно ребёнок сможет

с нею справиться самостоятельно. Но если замечает, что ребёнок испытывает

затруднения,

с

которыми

сам

справиться

не

может,

это

снижает

его

мотивацию, тогда ему следует оказать необходимую помощь.

Когда

педагог

ограничен

во

времени,

он

может

совершить

такую

ошибку:

привлечение

к

работе

только

тех

детей,

которые

умеют

её

выполнять. Понятно, что они быстро справятся с заданием, сделают его с

минимальными ошибками или вовсе без них, и в условиях ограничений во

времени, возможно, это и обоснованно. Но не стоит забывать и о том, что

следует развивать и других детей тоже. Если давать только такие задания,

которые

детям

посильны,

то

здесь

мы

не

можем

говорить

о

развитии

трудовых умений. Следует привлекать к выполнению поручений и тех детей,

которым

эти

поручения

даются

сложно,

которые

прилагают

к

этому

дополнительные

усилия.

Естественно,

что

в

такой

ситуации

педагогу

придётся

приложить

больше

усилий

и

потратить

больше

времени

на

выполнение

этого

поручения.

Но

только

в

таких

условиях

и

будет

осуществляться развитие трудовых умений учащихся с ЗПР, когда мы учим

их тому, что они еще делать не умеют.

Говоря

о

труде

младших

школьников

как

целенаправленной

деятельности, на одно из первых мест выходит развитие у детей способности

самостоятельно ставить цели. Если ребёнок изо дня в день повторяет одни и

те

же

действия,

то

у

него

развивается

автоматизм

выполнения,

навыки

выполнения определённой работы. Но не всегда такой автоматизм приводит к

развитию самостоятельности. Когда ребёнок научился выполнять то или иное

действие, довел его до автоматизма, оно перестает вызывать у него интерес,

так как не требует усилий и не приносит радости от достижений. Такой

ребёнок уже не стремится сделать действие сам и спокойно относится к тому,

что ту или иную работу за него будут выполнять другие дети или взрослые.

При

выполнении

мелких

ежедневных

дел

и

поручений

дети

с

задержкой

психического

развития

быстро

учатся

ставить

самостоятельно

цель: подготовить к уроку класс, если ты дежурный, привести в порядок

рабочее место, убрать со стола в классе после чаепития и многое другое.

Чтобы этому научить, педагог вначале может направлять внимание детей на

непорядок,

таким

образом

он

предоставляет

детям

возможность

самостоятельно сделать вывод о том, как этот непорядок устранить. При

организации

работы

по

обучению

учащихся

с

нарушением

интеллекта

целеполаганию

следует

адекватно

оценивать

возможности

детей

ставить

перед

собой

цель.

Наблюдения

и

исследования

ученых

показывают,

что

младшие

школьники

с

ЗПР

могут

ставить

цели

только

в

достаточно

привычных условиях. Если ситуация для них новая, необычная, тогда дети

ждут указания от взрослого, что и как нужно сделать. При организации

работы по целеполаганию педагогу следует учитывать этот факт.

Педагог, начиная работу по формированию трудовых умений, должен

четко определить, что без умения самостоятельно ставить цели, учащиеся с

задержкой

психического

развития

будут

просто

механически

выполнять

поставленные задания, и ни о каком развитии мыслительных процессов и

трудовых умений здесь уже не будет идти речи.



В раздел образования