Напоминание

"Дети дошкольного возраста и компьютер"


Автор: Хазиева Наталья Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Дети дошкольного возраста и компьютер"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дети дошкольного возраста и компьютер

Хазиева Н.Ю.,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО «Дом детского творчества», г. Прокопьевск

Мы живем в эпоху информационных технологий. Сей-

час компьютер есть практически в каждом доме. И уже в

прошлом те времена, когда за ним можно было лишь рабо-

тать и играть в незамысловатые игры. Теперь компьютер

используется не только для работы и развлечений, но и для общения, учебы,

знакомств. Он может так много, и дает нам столько, что порой невольно воз-

никает мысль: «А как же мы раньше без него жили?»

Более того, компьютером все быстрее и быстрее овладевают дети. С

каждым годом растет численность всевозможных детских развивающих игр,

программ для разных возрастных групп. С их помощью развивается логика,

воображение, творческие способности, находчивость, предприимчивость,

гибкость мышления, гораздо интереснее и увлекательнее изучается матема-

тика, алфавит, правописание. А какой же родитель не хочет вырастить са-

мого умного, способного, талантливого и успешного ребенка? Кроме того, с

увеличением возможностей возрастают и требования: школьное обучение

сейчас уже тесно связано с компьютером, не говоря уже об учебе в универ-

ситетах. Одним словом, без компьютера - никуда. Владение компьютером

теперь такая же норма жизни, как знание таблицы умножения. Поэтому у ро-

дителей возникает естественный вопрос: когда и как знакомить ребенка с

этим достижением научно-технического прогресса? Вопрос совершенно пра-

вильный, потому что, как и у любого другого явления, есть и «обратная сто-

рона».

Времяпрепровождение за компьютером имеет свои минусы:

- длительное неподвижное положение тела,

- неправильная осанка, приводящая к сколиозу,

- застой крови в нижней части туловища,

- уменьшение объема вдыхаемого воздуха и, как следствие, недостаток

кислорода в органах и тканях,

- негативное влияние на глаза,

- нагрузка на нервную систему.

Поэтому лучше, если освоение ребенком компьютера будет происхо-

дить под руководством взрослого, целенаправленно и систематично. Забот-

ливые и внимательные к своему чаду родители научат не только запускать

различные программы, переходить от одного задания к другому, но и гигие-

ническим аспектам: правильно сидеть за компьютером, часто моргать, «пу-

тешествовать» взглядом по экрану, а не смотреть в одну точку, периодически

устраивать физические разминки, а также переключаться на другие дела.

Кроме того, малыш должен усвоить, что данное устройство в первую очередь

предназначено для работы, обучения, получения информации, а не только

для игры. А кто же объяснит и внушит это, если не мама с папой?

Усаживать детей за компьютер раньше 4-5 лет не стоит. Нервная

система, опорно-двигательный аппарат, зрительные органы у них еще не-

зрелы и чувствительны к перегрузкам. Самоконтроль не развит, поэтому со-

блюдать вышеописанные правила поведения за компьютером они не смогут.

До 6-7 лет нет еще произвольности, поэтому без прямого руководства и кон-

троля взрослых дети делают только то, что им

хочется, а это не всегда полезно. Кроме того,

существует масса других, не менее эффектив-

ных и гораздо более безвредных способов раз-

вивать у малыша цветоощущение, распозна-

вание форм и размеров, внимание, память, мелкую моторику, воображение,

мышление, эмоциональную сферу, творческие способности. Это различные

шнуровки, конструкторы, вкладыши, книжки-раскраски, книжки-панорамы,

«умные дощечки», паззлы, кубики, сказки и т.д. Также не стоит забывать о

том, что для ребенка крайне важно общение со взрослым, его личный при-

мер, эмоциональная включенность в детские занятия, оценка и поддержка,

чего не может дать даже самая «умная» машина.

Тем не менее, компьютер – это реалии нынешней жизни. И рано или

поздно наши малыши все равно его освоят. Начиная знакомить ребенка с

компьютером, стоит узнать некоторые правила и закономерности. Тогда он

принесет максимум пользы и минимум вреда. Не секрет, что детям больше

всего на свете нравится играть. Так уж устроена детская психика: обучение,

развитие, познание мира происходит в игре. Это связано с тем, что до млад-

шего школьного возраста она является ведущим (то есть оказывающим мак-

симальное воздействие) видом деятельности. Соответственно, в компьютере

малышей больше всего привлекают игры. Даже если ребенок проявляет

огромный интерес к развивающим программам – не обольщайтесь. Ему пока

нравится не сам процесс получения новых знаний, а игровой сюжет и «муль-

тяшные» сказочные персонажи. Вместе с тем именно в рамках игровой дея-

тельности и происходит обучение у детей. При выборе игр и развивающих

программ стоит отдать предпочтение эмоционально насыщенным, добрым

вариантам. «Стрелялки» и «бродилки» (так называемые квесты) отложите

для более старшего возраста. Первые провоцируют прямую агрессию у детей

и наносят непосредственный вред психике малышей, а вторые слишком уто-

мительны за счет своей длительности и сложности. При этом желательно,

чтобы игры были не слишком динамичны и оформлены с использованием

преимущественно мягких, естественных цветов (из-за нагрузки на нервную

систему и зрение). Сюжетная композиция должна быть небольшой, а сама

программа – недлинной либо разделенной на отдельные завершенные части.

Знакомя ребенка с компьютером, не стоит употреблять выражения типа:

«Я покажу тебе кое-что интересное…», «Сейчас мы с тобой немного поиг-

раем» и т.п. Поверьте, малыш сам очень быстро поймет, какая увлекательная

и замечательная штука компьютер. При этом мотивировать ребенка учиться

сложнее, чем играть. Поэтому лучше, если родители, самые авторитетные и

значимые для детей люди, будут изначально ориентировать своих чад на обу-

чение, получение новых знаний и умений с помощью этой умной машины, а

не на исключительно приятное времяпрепровождение. Можно пригласить

ребенка таким образом: «Я покажу тебе, как складывать цифры», «Сейчас мы

с тобой немного позанимаемся» и т.п. При этом нужно делать акцент на том,

что не компьютер учит и развлекает малыша, а мама (или папа) обучает его

с помощью компьютера. Конечно, и вести себя следует соответственно: при-

нимать участие, давать комментарии по ходу действия, показывать аналогич-

ные примеры в повседневной жизни, на прогулке, в совместных играх. Не-

желательно оставлять ребенка за такими занятиями без вашего присмотра

дольше нескольких минут. Компьютерные игры слишком увлекательны и

притягательны, поэтому во избежание развития зависимости не должны быть

доступны в любое время на любой срок. Лучше сразу лимитировать продол-

жительность и количество занятий, впоследствии не отступая от этих правил

(«Сейчас мы будем учиться, а через 15 минут пойдем в магазин/гулять/обе-

дать/играть в кубики…»). Скорее всего, войдя во вкус, чадо станет требовать

продолжения. В таких случаях следует проявлять терпение и непреклон-

ность: «Больше – нельзя/для глазок вредно/на сегодня хватит/завтра еще по-

учимся…». Неплохо в такие моменты переключать детей на другие, интерес-

ные для них занятия, повторяя и закрепляя полученные знания. Это поможет

преодолеть разочарование от прекращения игры и возможные реакции про-

теста.

Для детей дошкольного возраста родители – авто-

ритет и пример для подражания. Об этом необходимо

помнить тогда, когда вы после рабочего дня собираетесь

убить парочку виртуальных монстров для того, чтобы

снять напряжение и отвлечься. Лучше, если дети не будут ви-

деть, как вы играете в «стрелялки». Иначе как тогда объяснить дошкольнику,

что убивать нельзя, драться – плохо? Как бороться с детской агрессивностью,

если они видят насилие у себя дома, пусть даже только на мониторе компь-

ютера? Ведь избирательность, абстракция, пластичность мышления у них

еще не развиты. И ребенок не всегда может дифференцировать реальный и

виртуальный мир: «там можно, здесь нельзя». Идеальный вариант: четкое

разделение на «детские» и «взрослые» занятия за компьютером и строгое со-

блюдение этих правил. Также четко должны регламентироваться временные

лимиты: не более 15-25 минут в день. Больше – вредно для детского орга-

низма и неэффективно с точки зрения восприятия и усвоения информации.

Кроме того, установив изначально определенные правила пользования ком-

пьютером, впоследствии будет значительно легче сотрудничать с ребенком

в этой сфере.

Как способ наказания и поощрения компьютер использовать не стоит.

Это не совсем здоровая мотивация. Ребенок должен вести себя хорошо, по-

тому что это правильно, потому что так надо, потому что так ведут себя мама

с папой, а не для того, чтобы в ответ получить доступ к заветному устрой-

ству.

Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более

того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем,

здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и гра-

мотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы и мини-

мум вреда.



В раздел образования