Автор: Хазиева Наталья Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Дети дошкольного возраста и компьютер"
Раздел: дополнительное образование
Дети дошкольного возраста и компьютер
Хазиева Н.Ю.,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО «Дом детского творчества», г. Прокопьевск
Мы живем в эпоху информационных технологий. Сей-
час компьютер есть практически в каждом доме. И уже в
прошлом те времена, когда за ним можно было лишь рабо-
тать и играть в незамысловатые игры. Теперь компьютер
используется не только для работы и развлечений, но и для общения, учебы,
знакомств. Он может так много, и дает нам столько, что порой невольно воз-
никает мысль: «А как же мы раньше без него жили?»
Более того, компьютером все быстрее и быстрее овладевают дети. С
каждым годом растет численность всевозможных детских развивающих игр,
программ для разных возрастных групп. С их помощью развивается логика,
воображение, творческие способности, находчивость, предприимчивость,
гибкость мышления, гораздо интереснее и увлекательнее изучается матема-
тика, алфавит, правописание. А какой же родитель не хочет вырастить са-
мого умного, способного, талантливого и успешного ребенка? Кроме того, с
увеличением возможностей возрастают и требования: школьное обучение
сейчас уже тесно связано с компьютером, не говоря уже об учебе в универ-
ситетах. Одним словом, без компьютера - никуда. Владение компьютером
теперь такая же норма жизни, как знание таблицы умножения. Поэтому у ро-
дителей возникает естественный вопрос: когда и как знакомить ребенка с
этим достижением научно-технического прогресса? Вопрос совершенно пра-
вильный, потому что, как и у любого другого явления, есть и «обратная сто-
рона».
Времяпрепровождение за компьютером имеет свои минусы:
- длительное неподвижное положение тела,
- неправильная осанка, приводящая к сколиозу,
- застой крови в нижней части туловища,
- уменьшение объема вдыхаемого воздуха и, как следствие, недостаток
кислорода в органах и тканях,
- негативное влияние на глаза,
- нагрузка на нервную систему.
Поэтому лучше, если освоение ребенком компьютера будет происхо-
дить под руководством взрослого, целенаправленно и систематично. Забот-
ливые и внимательные к своему чаду родители научат не только запускать
различные программы, переходить от одного задания к другому, но и гигие-
ническим аспектам: правильно сидеть за компьютером, часто моргать, «пу-
тешествовать» взглядом по экрану, а не смотреть в одну точку, периодически
устраивать физические разминки, а также переключаться на другие дела.
Кроме того, малыш должен усвоить, что данное устройство в первую очередь
предназначено для работы, обучения, получения информации, а не только
для игры. А кто же объяснит и внушит это, если не мама с папой?
Усаживать детей за компьютер раньше 4-5 лет не стоит. Нервная
система, опорно-двигательный аппарат, зрительные органы у них еще не-
зрелы и чувствительны к перегрузкам. Самоконтроль не развит, поэтому со-
блюдать вышеописанные правила поведения за компьютером они не смогут.
До 6-7 лет нет еще произвольности, поэтому без прямого руководства и кон-
троля взрослых дети делают только то, что им
хочется, а это не всегда полезно. Кроме того,
существует масса других, не менее эффектив-
ных и гораздо более безвредных способов раз-
вивать у малыша цветоощущение, распозна-
вание форм и размеров, внимание, память, мелкую моторику, воображение,
мышление, эмоциональную сферу, творческие способности. Это различные
шнуровки, конструкторы, вкладыши, книжки-раскраски, книжки-панорамы,
«умные дощечки», паззлы, кубики, сказки и т.д. Также не стоит забывать о
том, что для ребенка крайне важно общение со взрослым, его личный при-
мер, эмоциональная включенность в детские занятия, оценка и поддержка,
чего не может дать даже самая «умная» машина.
Тем не менее, компьютер – это реалии нынешней жизни. И рано или
поздно наши малыши все равно его освоят. Начиная знакомить ребенка с
компьютером, стоит узнать некоторые правила и закономерности. Тогда он
принесет максимум пользы и минимум вреда. Не секрет, что детям больше
всего на свете нравится играть. Так уж устроена детская психика: обучение,
развитие, познание мира происходит в игре. Это связано с тем, что до млад-
шего школьного возраста она является ведущим (то есть оказывающим мак-
симальное воздействие) видом деятельности. Соответственно, в компьютере
малышей больше всего привлекают игры. Даже если ребенок проявляет
огромный интерес к развивающим программам – не обольщайтесь. Ему пока
нравится не сам процесс получения новых знаний, а игровой сюжет и «муль-
тяшные» сказочные персонажи. Вместе с тем именно в рамках игровой дея-
тельности и происходит обучение у детей. При выборе игр и развивающих
программ стоит отдать предпочтение эмоционально насыщенным, добрым
вариантам. «Стрелялки» и «бродилки» (так называемые квесты) отложите
для более старшего возраста. Первые провоцируют прямую агрессию у детей
и наносят непосредственный вред психике малышей, а вторые слишком уто-
мительны за счет своей длительности и сложности. При этом желательно,
чтобы игры были не слишком динамичны и оформлены с использованием
преимущественно мягких, естественных цветов (из-за нагрузки на нервную
систему и зрение). Сюжетная композиция должна быть небольшой, а сама
программа – недлинной либо разделенной на отдельные завершенные части.
Знакомя ребенка с компьютером, не стоит употреблять выражения типа:
«Я покажу тебе кое-что интересное…», «Сейчас мы с тобой немного поиг-
раем» и т.п. Поверьте, малыш сам очень быстро поймет, какая увлекательная
и замечательная штука компьютер. При этом мотивировать ребенка учиться
сложнее, чем играть. Поэтому лучше, если родители, самые авторитетные и
значимые для детей люди, будут изначально ориентировать своих чад на обу-
чение, получение новых знаний и умений с помощью этой умной машины, а
не на исключительно приятное времяпрепровождение. Можно пригласить
ребенка таким образом: «Я покажу тебе, как складывать цифры», «Сейчас мы
с тобой немного позанимаемся» и т.п. При этом нужно делать акцент на том,
что не компьютер учит и развлекает малыша, а мама (или папа) обучает его
с помощью компьютера. Конечно, и вести себя следует соответственно: при-
нимать участие, давать комментарии по ходу действия, показывать аналогич-
ные примеры в повседневной жизни, на прогулке, в совместных играх. Не-
желательно оставлять ребенка за такими занятиями без вашего присмотра
дольше нескольких минут. Компьютерные игры слишком увлекательны и
притягательны, поэтому во избежание развития зависимости не должны быть
доступны в любое время на любой срок. Лучше сразу лимитировать продол-
жительность и количество занятий, впоследствии не отступая от этих правил
(«Сейчас мы будем учиться, а через 15 минут пойдем в магазин/гулять/обе-
дать/играть в кубики…»). Скорее всего, войдя во вкус, чадо станет требовать
продолжения. В таких случаях следует проявлять терпение и непреклон-
ность: «Больше – нельзя/для глазок вредно/на сегодня хватит/завтра еще по-
учимся…». Неплохо в такие моменты переключать детей на другие, интерес-
ные для них занятия, повторяя и закрепляя полученные знания. Это поможет
преодолеть разочарование от прекращения игры и возможные реакции про-
теста.
Для детей дошкольного возраста родители – авто-
ритет и пример для подражания. Об этом необходимо
помнить тогда, когда вы после рабочего дня собираетесь
убить парочку виртуальных монстров для того, чтобы
снять напряжение и отвлечься. Лучше, если дети не будут ви-
деть, как вы играете в «стрелялки». Иначе как тогда объяснить дошкольнику,
что убивать нельзя, драться – плохо? Как бороться с детской агрессивностью,
если они видят насилие у себя дома, пусть даже только на мониторе компь-
ютера? Ведь избирательность, абстракция, пластичность мышления у них
еще не развиты. И ребенок не всегда может дифференцировать реальный и
виртуальный мир: «там можно, здесь нельзя». Идеальный вариант: четкое
разделение на «детские» и «взрослые» занятия за компьютером и строгое со-
блюдение этих правил. Также четко должны регламентироваться временные
лимиты: не более 15-25 минут в день. Больше – вредно для детского орга-
низма и неэффективно с точки зрения восприятия и усвоения информации.
Кроме того, установив изначально определенные правила пользования ком-
пьютером, впоследствии будет значительно легче сотрудничать с ребенком
в этой сфере.
Как способ наказания и поощрения компьютер использовать не стоит.
Это не совсем здоровая мотивация. Ребенок должен вести себя хорошо, по-
тому что это правильно, потому что так надо, потому что так ведут себя мама
с папой, а не для того, чтобы в ответ получить доступ к заветному устрой-
ству.
Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более
того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем,
здесь нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и гра-
мотный подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы и мини-
мум вреда.