Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Практикум для родителей на тему "Развитие и обогащение словаря ребёнка 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №3 «Ласточка» г. Тихорецка
Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.
Практикум для родителей
Тема «Развитие и обогащение словаря ребёнка 4-5 лет»
Развитие речи занимает важное место в обучении и воспитании детей. Чем лучше
ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-
дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои
мысли и желания.
Сегодня я вам расскажу, как в игровой форме можно пополнять у ребенка не только
словарный запас, но и общие речевые навыки.
Игра «У кого кто?»
Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных и птиц.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих
детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.
Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и
сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»
Игра «Что кому нужно?»
Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном
падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей
разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.
Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо
профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее
предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство,
градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало,
расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением
шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.
Игра «Из чего – что»
На развитие словообразования. Предлагается ребенку ответить на вопрос из чего –
что?
Сок из апельсина - стакан из стекла – шуба из меха- свитер из шерсти –
Игра «Один – много»
Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно
употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет
предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При
необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во
множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок,
перебрасывая мяч.
Игра «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с
уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких
предметов, мяч.
Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и
маленький предмет.
Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для
маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.
Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По
мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с
притяжательными местоимениями.
Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек.
Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла,
машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.
Игра «Доскажи словечко»
Эта речевая игра помогает ребенку чувствовать рифму, развивать речь, воображение,
речевое внимание, накапливают лексикон.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый… (гусь)
Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному
действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из
детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч
возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить
предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на
картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет
(кость)»; «Мама испекла (торт)»
Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Поэтому
родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их
названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, ходить на экскурсии,
цирк, зоопарк, читать книги.