Напоминание

Практикум для родителей на тему "Развитие и обогащение словаря ребёнка 4-5 лет"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Практикум для родителей на тему "Развитие и обогащение словаря ребёнка 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ №3 «Ласточка» г. Тихорецка

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

Практикум для родителей

Тема «Развитие и обогащение словаря ребёнка 4-5 лет»

Развитие речи занимает важное место в обучении и воспитании детей. Чем лучше

ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-

дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои

мысли и желания.

Сегодня я вам расскажу, как в игровой форме можно пополнять у ребенка не только

словарный запас, но и общие речевые навыки.

Игра «У кого кто?»

Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных и птиц.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих

детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.

Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и

сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»

Игра «Что кому нужно?»

Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном

падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей

разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.

Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо

профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее

предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство,

градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало,

расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением

шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.

Игра «Из чего – что»

На развитие словообразования. Предлагается ребенку ответить на вопрос из чего –

что?

Сок из апельсина - стакан из стекла – шуба из меха- свитер из шерсти –

Игра «Один – много»

Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно

употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет

предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При

необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во

множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок,

перебрасывая мяч.

Игра «Назови ласково»

Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с

уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких

предметов, мяч.

Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и

маленький предмет.

Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для

маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.

Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По

мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с

притяжательными местоимениями.

Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек.

Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла,

машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.

Игра «Доскажи словечко»

Эта речевая игра помогает ребенку чувствовать рифму, развивать речь, воображение,

речевое внимание, накапливают лексикон.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь -

Чистоплотный серый… (гусь)

Игра «Плавает, бегает, летает»

Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному

действию. Оборудование: мяч.

Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из

детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч

возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.

Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить

предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на

картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет

(кость)»; «Мама испекла (торт)»

Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Поэтому

родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их

названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, ходить на экскурсии,

цирк, зоопарк, читать книги.



В раздел образования