Напоминание

"Учимся играя"


Автор: Наталья Евгеньевна Федотова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП город Кирс
Населённый пункт: город Кирс Кировская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Учимся играя"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер - класс «Учимся играя»

На основе статистических данных характерными

недостатками развития детей с ограниченными возможностями

здоровья считаются следующие:

-замедленное и ограниченное восприятие, недостаточный уровень

развития психических процессов

-недостатки развития моторики

-речевого развития

-мыслительной деятельности

- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире,

межличностных отношениях

-недостатки в развитии личности (неуверенность в себе, низкая

коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или

завышенная самооценка и неумение управлять собственным

поведением.)

Всё это вызывает определённые трудности в овладении детьми

учебного материала, поэтому необходимо постоянно

стимулировать познавательную деятельность, побуждать интерес к

себе, окружающему и социальному миру.

Исходя из этого, основными направлениями коррекционной

работы являются:

-совершенствование движений и сенсомоторного развития

- коррекция отдельных сторон психической деятельности

-развитие основных мыслительных операций

-развитие различных видов мышления

- коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной

сферы

-развитие речи

-расширение представлений об окружающем мире

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

- повышение учебной мотивации школьника.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на

эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в

развитии является игра.

Игра помогает активизировать учебный процесс. Являясь

развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и

творчество.

Цель моего мастер- класса:

Активизировать ваши знания по теме: «Роль игры в коррекции

особенностей развития учащихся с ЗПР».

Начну с развития мелкой моторики руки.

В.А. Сухомлинский писал «Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев»

Развитию тонких движений пальцев в научной литературе

уделяется особое внимание, появляются статьи о пользе этой

работы. Специальные работы М.М. Кольцовой показали: если

развитие пальцев соответствует возрастной норме, то и

развитие речи тоже в пределах нормы. Благотворное влияние

движений пальцев рук сказывается не только на развитие речи, но

и на др. психических процессах.

Игры по развитию мелкой моторики

Цели:

стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

подготовка кисти руки к письму;

развитие сенсомоторной координации рук;

влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка

(косвенным образом);

развитие пространственного ориентирования,

способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу»,

«справа», «слева»;

развитие внимания, восприятия, мышления;

развитие творческих способностей.

Игр на развитие мелкой моторики много, это и с карандашами,

пуговицами, шнурками, с сыпучим материалом, счётными

палочками и т.д

Предлагаю вам некоторые пальчиковые игры.

1.

Игра с фантиками от конфет (сложить и играть)

2.«Выгладим пелёнки для сестры Алёнки» (Скомканный лист

писчей бумаги надо аккуратно разгладить, пользуясь 2 мизинцами,

одной рукой, кулачками и т.д)

3.

Игры со шнурками.

-Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и

предложить ребёнку:

перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

- Различные шнуровки.

-Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не

сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто

быстрей развяжет узелок».

4.Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

-«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды

макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить

одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины

большим и средним, большим и безымянным, большим и

мизинцем.

-"Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в

бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание

пробок на бутылочках.

-«Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно

200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок.

Задача: нанизать макаронины на шнурок.

Следующая группа игр направлена на стимулирование

речевого развития младших школьников.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку)

на пальчик, проговаривая слоги, предложения, чистоговорки.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз,

сколько показывает стрелка на часиках.

Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и

маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги,

слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

«Пантомима»

Цель: формирование активных лексических навыков лексических

единиц по теме «Глаголы». Ход: ведущий должен изобразить какое-

либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется, если

ученики придумывают смешные варианты.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить

процесс, можно использовать приём МНЕМОТЕХНИКИ. Это

древняя наука, но вот использование её для развития речи это новое

направление. Суть заключается в следующем: на каждое слово или

сл/сочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст

зарисовываем схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию. Их можно

использовать:

-для обогащения словарного запаса

-обучения составления рассказа

- пересказа художественной литературы

-заучивания стихотворений

-отгадывания и загадывания загадок

-запоминания некоторых правил

Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:

1. Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

2. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный,

винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

3. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

4. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

Игры на развитие внимания, памяти, мышления и действий

1.

Игра «Мой колпак»

2.

Игра «Земной шар»

Летит по небу шар земной. По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар никак не долетит

3. Игра «Дай списать»

Учитель начинает диктовать. Правда диктует очень

быстро и только один раз. Ученики, конечно же, не

успевают. Учитель, конечно же, злится.

Предупреждает детей, что через пять минут будет

собирать работы. И, уходя, прикалывает свой текст

на стену. Текст появляется на доске

И понеслось! Ученики подбегают к стене, читают текст, бегут

к столу, записывают. Одно – два предложения. А что там дальше?

Забыли! Бегут обратно к стене, запоминают еще пару предложений.

К столу! Записывают! И так далее.

Через пять минут возвращается учитель. Говорит: «Стоп».

Дети кладут ручки. Работы сдают на проверку. Победителем

становится тот, кто успел написать больше других. И желательно

без ошибок!

А на нетрадиционной методике: Су-Джок можно

показать развитие мелкой моторики, речи и мыслительных

операций. Эта терапия эффективна и безопасна.

Метод направлен на активизацию зон коры головного

мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует

созреванию нервных клеток их активному функционированию

с помощью массажных шариков и колечек.

Су – кисть, с корейского языка, Джок –стопа. Каждому органу

человеческого тела соответствует биоактивные точки,

расположенные на кистях и стопах.

Действительно, от того насколько хорошо развить тонкие

движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие

человека.

Применение:

1. Звуковой анализ слова.

Упражнения:

*“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”

*“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

*Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

2. Слоговая структура слова.

Упражнения:

*“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”

* “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

3. Совершенствование навыков пространственной ориентации,

развитие памяти, внимания:

упражнение: “Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай”,

4. Совершенствование лексико - грамматических категорий.

Педагог катит массажёр ребёнку, называя предмет в ед.ч. Ребёнок

поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя

существительные во мн.ч.

Упражнение «Один – много»

«Назови ласково»

«Скажи наоборот» и т.д.

5.Автоматизация звуков.

Катаем массажёр между ладонями, одновременно проговаривая

стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Автоматизация звука «Ж»

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же его взять?

Яблоко держу в

руке,

(Дети кладут мячик на правую ладошку).

Зажимаю в кулаке,

(Крепко сжимают его).

Отпускаю,

разжимаю

(Раскрывают ладонь).

И ладошками

катаю.

(Катают мячик между ладонями).

6.Развитие фонематического слуха.

*“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”

*“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного

ритмического рисунка)

*“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”

8. Развитие мелкой моторики

- А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите

мячик в руку. Представьте себе, что это спелое, наливное яблоко.

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький

ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей

норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку

веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по

ладошке раскатывать шарик). Катился- катился и прибежал на

красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме

круга).Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по

полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки

нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать

глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном

кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-

кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам

шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой

руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от

дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные

грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый

гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их

домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке.

Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик

пальчика потыкать шипиком шарика). Довольный ёжик побежал

домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а

потом по извилистой дорожке (круговые движения

шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама

улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.

А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и

уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Стихи, сопровождающие упражнения,- это та основа, на

которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат

слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма

важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка),

для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма

(пропуска гласных).

Таким образом, тренируя пальцы, мы оказываем мощное

воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в

дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму,

развитию речи и мыслительной деятельности.

Игра - веселье, время провожденье -

Так склонны взрослые порой, увы, считать.

Но для детей весь смысл игры - ученье,

Как в этой жизни можно выживать.

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную

состоятельность. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Формируйте веру в успех. Дайте, ребенку возможность делать

выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Таким образом, игра существенно помогает в работе с детьми с

ОВЗ, поэтому находите время на уроке и играйте



В раздел образования