Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Становления предпосылок изобразительной деятельности возникают в рамках ведущего
вида деятельности детей раннего возраста - предметной. Исследователи отмечают, что у
детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь этих видов деятельности между
собой. (В.С. Мухина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина).
Существует несколько теорий возникновения изобразительной деятельности в раннем
возрасте:
1. проявления общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка,
формирующейся в процессе овладения предметной деятельностью и общения с взрослыми
людьми (Т.Г. Казакова, В.С. Мухина);
2. «моторная» теория возникновения рисования (Р. Заззо, Ж. Люке, Г. Энг).
Исследователи процесса становления рисования у детей раннего возраста отметили ряд
особенностей данного вида деятельности: Е.А. Флерина отмечает, что графические образы
носят «временной» характер, то есть для ребенка важен образ в развитии, динамике; Н.П.
Сакулина отмечает, что изображения являются для ребенка живыми. Исследователями
отмечается появление некоторой обобщенности графической формы, то есть схематичности
изображений (Е.А. Екжанова, Г. Кершенштейнер, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина) в раннем
возрасте. Самыми яркими примерами схематических рисунков детей раннего возраста
являются головоноги. Отмечается также непропорциональность, упрощенность
изображения, неправильное пространственное расположение частей предмета,
«прозрачность» и многоплановость изображений (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Г.
Кершенштейнер, К.М. Лепилов, В.С. Мухина).
Овладение цветом в развитии детского рисования было изучено 3.В.Денисовой, Е.А.
Екжановой, Е.И. Игнатьевым, К.М. Лепиловым, В.С. Мухиной, Ю.А. Полуяновым, Е.А.
Флериной. Ученые отмечают двоякое отношение детей дошкольного возраста к цвету в
рисунках: использование цвета для передачи реальной окраски изображаемых предметов;
цвет может не соответствовать реальности и употребляться в соответствии с
предпочтениями и представлениями ребенка («нравится - не нравится», «красиво -
некрасиво»).
В ряде работ исследователей отмечено использование детьми «неподражательных»
цветов: когда предмет окрашивается не в соответствии с его реальным цветом, а опираясь на
логику и выбор маленького «художника» (В.М. Бехтерев, Е.А. Екжанова, Е.И. Игнатьев, З.М.
Истомина, А.А. Люблинская, В.С. Мухина).
Рассматривая качество изображений у детей раннего возраста, исследователи отмечают, что
большое влияние оказывает эмоциональный фактор (Г. Кершенштейнер, В.С. Мухина, Н.П.
Сакулина). Чем больше предмет интересует ребенка, тем чаще и с большим количеством
деталей создается его графическое и цветовое изображение.
Исследования процесса возникновения собственно изобразительной деятельности
неоспоримо подтверждают, что одним из важнейших педагогических условий
возникновения у детей раннего возраста интереса к рисованию является пример близкого
взрослого, использующего изобразительные материалы и средства (Т.Г. Казакова, В.С.
Мухина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).
Становление изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с
совершенствованием важнейших психических функций - зрительного, пространственного и
тактильного восприятия, особенностей памяти, воображения, моторной координации, речи и
мышления. Занятия по развитию продуктивных видов деятельности способствуют развитию
каждой из этих функций, и одновременно согласовывает их между собой, помогают ребенку
упорядочить новые бурно усваиваемые знания.
Исследования Л.Н. Бачериковой подтвердили тесную взаимосвязь развития речевой и
изобразительной деятельности, так как речь и рисование отражают одни и те же уровни
деятельности мозга (первой и второй сигнальных систем) и имеют один и тот же характер
взаимодействия. Л.Ф. Обухова и В.А. Борисова описали функцию и место речи в процессе
изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в зависимости от
стадий развития детского рисунка. В ходе исследования было отмечено, что на стадии
каракуль речь носит, по определению Л. С. Выготского, синкретический характер и
изобилует высказываниями эмоционального характера. Переход к стадии примитивных
изображений характеризуется констатирующей речью. Дети чаще всего рисуют, не имея
предварительного замысла, и сообщают взрослому, что у них получилось.
Позже возникает предваряющая речь, в которой ребенок пытается спланировать, что он
хочет изобразить.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным
стимулом его психического развития и формирования его личности.
2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте
на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее
вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует
совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и
эмоционально - личностному развитию ребенка.
3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное
развитие ребёнка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в
совместной деятельности «ребёнок-взрослый». Формирование всех видов детской
деятельности происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.
Список литературы:
1.А. Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс. М. 2002г.
2.Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.
3.Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности
дошкольников. М., 2004.
4.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального
общего образования. Москва, 2010.
5. Интернет ресурсы.