Напоминание

Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста


Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Становления предпосылок изобразительной деятельности возникают в рамках ведущего

вида деятельности детей раннего возраста - предметной. Исследователи отмечают, что у

детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь этих видов деятельности между

собой. (В.С. Мухина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина).

Существует несколько теорий возникновения изобразительной деятельности в раннем

возрасте:

1. проявления общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка,

формирующейся в процессе овладения предметной деятельностью и общения с взрослыми

людьми (Т.Г. Казакова, В.С. Мухина);

2. «моторная» теория возникновения рисования (Р. Заззо, Ж. Люке, Г. Энг).

Исследователи процесса становления рисования у детей раннего возраста отметили ряд

особенностей данного вида деятельности: Е.А. Флерина отмечает, что графические образы

носят «временной» характер, то есть для ребенка важен образ в развитии, динамике; Н.П.

Сакулина отмечает, что изображения являются для ребенка живыми. Исследователями

отмечается появление некоторой обобщенности графической формы, то есть схематичности

изображений (Е.А. Екжанова, Г. Кершенштейнер, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина) в раннем

возрасте. Самыми яркими примерами схематических рисунков детей раннего возраста

являются головоноги. Отмечается также непропорциональность, упрощенность

изображения, неправильное пространственное расположение частей предмета,

«прозрачность» и многоплановость изображений (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Г.

Кершенштейнер, К.М. Лепилов, В.С. Мухина).

Овладение цветом в развитии детского рисования было изучено 3.В.Денисовой, Е.А.

Екжановой, Е.И. Игнатьевым, К.М. Лепиловым, В.С. Мухиной, Ю.А. Полуяновым, Е.А.

Флериной. Ученые отмечают двоякое отношение детей дошкольного возраста к цвету в

рисунках: использование цвета для передачи реальной окраски изображаемых предметов;

цвет может не соответствовать реальности и употребляться в соответствии с

предпочтениями и представлениями ребенка («нравится - не нравится», «красиво -

некрасиво»).

В ряде работ исследователей отмечено использование детьми «неподражательных»

цветов: когда предмет окрашивается не в соответствии с его реальным цветом, а опираясь на

логику и выбор маленького «художника» (В.М. Бехтерев, Е.А. Екжанова, Е.И. Игнатьев, З.М.

Истомина, А.А. Люблинская, В.С. Мухина).

Рассматривая качество изображений у детей раннего возраста, исследователи отмечают, что

большое влияние оказывает эмоциональный фактор (Г. Кершенштейнер, В.С. Мухина, Н.П.

Сакулина). Чем больше предмет интересует ребенка, тем чаще и с большим количеством

деталей создается его графическое и цветовое изображение.

Исследования процесса возникновения собственно изобразительной деятельности

неоспоримо подтверждают, что одним из важнейших педагогических условий

возникновения у детей раннего возраста интереса к рисованию является пример близкого

взрослого, использующего изобразительные материалы и средства (Т.Г. Казакова, В.С.

Мухина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).

Становление изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с

совершенствованием важнейших психических функций - зрительного, пространственного и

тактильного восприятия, особенностей памяти, воображения, моторной координации, речи и

мышления. Занятия по развитию продуктивных видов деятельности способствуют развитию

каждой из этих функций, и одновременно согласовывает их между собой, помогают ребенку

упорядочить новые бурно усваиваемые знания.

Исследования Л.Н. Бачериковой подтвердили тесную взаимосвязь развития речевой и

изобразительной деятельности, так как речь и рисование отражают одни и те же уровни

деятельности мозга (первой и второй сигнальных систем) и имеют один и тот же характер

взаимодействия. Л.Ф. Обухова и В.А. Борисова описали функцию и место речи в процессе

изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в зависимости от

стадий развития детского рисунка. В ходе исследования было отмечено, что на стадии

каракуль речь носит, по определению Л. С. Выготского, синкретический характер и

изобилует высказываниями эмоционального характера. Переход к стадии примитивных

изображений характеризуется констатирующей речью. Дети чаще всего рисуют, не имея

предварительного замысла, и сообщают взрослому, что у них получилось.

Позже возникает предваряющая речь, в которой ребенок пытается спланировать, что он

хочет изобразить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным

стимулом его психического развития и формирования его личности.

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте

на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее

вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует

совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и

эмоционально - личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное

развитие ребёнка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в

совместной деятельности «ребёнок-взрослый». Формирование всех видов детской

деятельности происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Список литературы:

1.А. Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс. М. 2002г.

2.Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.

3.Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности

дошкольников. М., 2004.

4.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального

общего образования. Москва, 2010.

5. Интернет ресурсы.



В раздел образования