Автор: Клюева Ирина Даниловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №33 г.Улан - Удэ"
Населённый пункт: г.Улан - Удэ, республика Бурятия, Россия
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение опыта работы руководителя методического объединения учителей иностранных языков: "Инновационная деятельность педагогов как ресурс повышения педагогического мастерства"
Раздел: полное образование
Обобщение опыта работы руководителя
методического объединения
учителей иностранных языков: «Инновационная деятельность педагогов
как ресурс повышения педагогического мастерства»
Автор: Клюева Ирина Даниловна, учитель высшей категории МАОУ «Гимназия №33 г.
Улан – Удэ», Почетный работник общего образования РФ, республика Бурятия, Россия.
Поток мыслей - это истории, истории о разных событиях, истории о людях
и истории о достижениях. Самые лучшие учителя - это самые лучшие
рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории. Фрэнк Смит
Давайте
найдем
значение
английского
слова
innovation,
потому
что
это
сделает
простым
и
понятным
определение
современных
тенденций
в
российской
педагогике.
Инновация
–
это
новшество,
нововведение,
т.е.
освоение
передовых
педагогических
технологий
через
внедрение
дополнительных образовательных ресурсов в практическую работу каждого
учителя с целью оптимизации результатов своего воздействия на успешное
освоение учащимися учебного предмета. Творчески работающий учитель
каждый свой урок рассматривает как способ вовлечения учащихся в процесс
реализации своих профессиональных задач, когда сотрудничество на уроке
становится источником саморазвития для каждого ребенка. Нет настоящих
знаний,
умений и навыков без интереса к учебному предмету, поэтому
пробуждение,
развитие
и
совершенствование
мотивации
учащихся
к
учебному процессу являются насущной проблемой сегодняшнего дня.
Я на протяжении 10 лет являюсь руководителем методического объединения
учителей иностранных языков нашей школы. Сегодня я хочу поделиться
своими выводами, которые сформировались в процессе своей деятельности.
Огромная
ответственность
возлагается
на
администрацию
школы
в
том
смысле, что помимо грамотной организации учебного процесса (решения
кадровых
вопросов,
создания
расписания
уроков
и
пр.),
директор
и
его
заместители должны отслеживать и инициировать методическую подготовку
своих сотрудников. Бывают такие моменты, что учителя не могут принять
участие
в
семинарах,
творческих
встречах,
даже
пройти
курсы
переподготовки,
потому
что
на
их
просьбы
отвечают:
«Потом.
Идите,
работайте».
Конечно,
объективные
обстоятельства
диктуют
нам
жесткие
условия работы, но, если внимательно посмотреть на подобные ситуации, то
мы
поймем,
что
сами
обламываем
творческие
крылья
учителям,
не
поддерживая
их
рост
и
стремление
к
достижению
лучших
результатов.
Целенаправленная
педагогическая деятельность
невозможна
без
анализа
собственного педагогического опыта путем сравнения и изучения учебно-
воспитательного процесса коллег по профессиональному сообществу.
Реализуя направляющую и организационную работу своего методического
объединения,
в
соответствии
с
общешкольным
планом
развития
нашей
школы, я старалась « держать руку на пульсе» и на заседаниях МО проводила
обзор методической литературы : публикаций в изданиях «ИЯвШ», «Вестник
образования России», «Учительская газета», «Первое сетрября», журналов
«Педагог» и «English». В подготовке проведения методических семинаров
привлекались все учителя нашего объединения. Казалось бы, что нового в
этой форме самообразования? А то, что сам процесс апробации, внедрения и
реализации целей и задач ФГОС порождает много вопросов в практической
работе учителей. Только коллегиальное обсуждение и объяснение ключевых
концепций
современной
педагогики
и
методики
на
наших
методических
заседаниях
помогло
каждому
учителю
«навести
порядок»
в
своих
профессиональных
действиях,
повлияло
во
многом
на
их
отношение
к
уровню подготовки своих уроков. происходящим реформам в российском
педагогическом сообществе. Учителя почувствовали свою сопричастность
происходящим
реформам
в
российском
педагогическом
сообществе
происходящим переменам, и даже возник вопрос : «Что нужно делать, чтобы
просыпаться утром с радостью на сердце, а , возвращаясь домой, уважать
себя за красиво выполненную работу?»
Все учителя нашего МО, независимо от стажа работы, в плановом порядке
прошли курсы повышения квалификации, где была возможность послушать
выступления
преподавателей
кафедры
английского
языка
Бурятского
государственного
университета
им.
Доржи
Банзарова,
принять
участие
в
практикумах
и
посетить
уроки
самых
лучших
учителей
Улан
–
Удэ
и
семинары преподавателей вузов Иркутска, Красноярска, Томска.
Применение
учебных
материалов
сайтов,
участие
на
образовательных
площадках
«Якласс»,
«Учи.ру»,
«Hangouts»,
«More
posts»,
«Skyteach»,
«Zoom» поставили перед нашим методическим объединением
еще одну
задачу
–
повысить
уровень
своей
компетентности
в
информационных
технологиях. Мы согласовали этот вопрос с администрацией школы, вышли
на кафедру «информационных технологий» БГУ с просьбой организовать для
нас
тренинги
по
работе
с
интернет
–
ресурсами.
Действительно,
уроки
помолодели,
они
ожили
благодаря
видео
–
песенкам,
зарядкам.
Такой
трудный аспект как грамматика обогатился таблицами, видео – уроками, on –
line
викторинами
и
конкурсами.
Ребята
услышали
своих
сверстников
из
разных
стран,
страноведение
пополнилось
видео
–
экскурсиями.
Теперь
учитель частично освободил себя от утомительных проверок тетрадей через
организацию контроля понимания и закрепления знаний, умений и навыков
на образовательных площадках. Ребята с удовольствием встретили эту форму
взаимодействия со своими учителями. Более того, быстро выделилась группа
учащихся с высокой мотивацией к изучению английского языка, которым
можно
легко
создавать
индивидуальные
задания
и,
главное,
спокойно
работать с ними в индивидуальном режиме.
Конечно, это является сопутствующим рычагом воздействия на учащихся, но
ни в коем случае не умаляет значение школы в жизни нашего общества.
Давайте
обратимся
к
основополагающим
документам
ФГОС,
где
точно
о п р е д е л е н а
ц е л ь
с р е д н е й
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й
ш ко л ы
-
создание воспитательно-образовательной
среды,
спо собствующей
получению современного качественного образования, духовному, нравственн
ому, физическому развитию и социализации личности. Основой методико-
ориентированных
инновационных
событий
в
нашей
школе являются
технологии и методики современного образования, такие как:
- применение современных информационных технологий;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- модульное обучение.
Обязательным условием профессиональной практической деятельности,
подготовленности, компетентности и педагогического мастерства
современных учителей должны стать следующие подходы к современной
организации обучения:
- личностно-ориентированный подход, для реализации которого учителями
применяется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и
поддержки при выборе методов и средств работы;
- операционно-деятельностный подход, когда умение действовать
формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в
ходе их практического применения;
- акмеологический подход заключающегося в разработке новых и
обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у
учащихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования,
самообразования и самоконтроля;
- креативно-развивающийся подход формирует у учащихся продуктивное
мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности
творческой личности, научно-творческие умения и навыки;
- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых
дисциплин государственному образовательному стандарту.
Мои
коллеги
повысили
свои
квалификационные
разряды.
В
2019-2020
учебном году я успешно прошла профессиональную аттестацию на «учителя
высшей категории». За период моей работы руководителем МО иностранных
языков
наши
учащиеся
стали
участниками,
призерами
и
победителями
муниципальных, республиканских и международных конкурсов и олимпиад.
На базе нашей школы были проведены Дни Открытых дверей, где учителя
выступали
со
своими
творческими
отчетами.
Методическое
объединение
получило
высокую
оценку
по
итогам
проведенного
Республиканского
семинара
учителей
средний
общеобразовательных
школ
г.Улан-Удэ.
Мы
признаны «Лучшим МО иностранных языков г.Улан –Удэ» за 2018-2019
учебный
год.
При
100%-ой
успеваемости
качество
знаний
по
школе
составило 71,2%.
Последние события, связанные с пандемией коронавируса, когда вся Россия
находилась
в
условиях
добровольной
самоизоляции,
показали
важность
школы
как
общественного
института
для
нормальной
жизнедеятельности
детей и получения глубоких универсальных и специальных знаний. За период
с 6 апреля до 18.05.2020 в МАОУ «Гимназия №33 г. Улан – Удэ»
было
организовано
дистанционное
обучение
в
связи
с
ограничительными
м е р о п р и я т и я м и
в
Р Ф . Дистанционное
обучение
предполагает
сформированную
мотивацию
к
изучению
предмета
и
высокий
уровень
метапредметных навыков учащихся. В этом смысле такое обучение может
играть только сопутствующую роль, особенно в работе с детьми начальной
школы,
которым
необходим
прямой
контакт
с
учителем,
эмоциональный
комфорт и наглядное доказательство своих достижений в виде признания со
стороны
своих
одноклассников
и
другие
способы
невербальной
солидарности. Не надо забывать, что мы должны не только обеспечивать
эффективные
способы
передачи
знаний
и
развитие
учебных
навыков
и
умений,
но
и
вырастить
психически
здоровых,
с
правильными
нормами
морали и общественного поведения девушек и юношей. Это возможно только
с непрерывном контакте детей со своими учителями. Я глубоко убеждена, что
школу, в классическом понимании этого слова, не может заменить никакая
техническая инновация. Дети и писали и говорили, как они скучают и хотят
вернуться
в
стены
гимназии,
увидеть
своих
учителей.
Фраза
«роскошь
человеческого общения» стала вдруг очевидной истиной.
Если меня спросят, кого можно назвать настоящим учителем, то, наверное, я
не сразу отвечу, и ,скорее всего, это будет ответ неполный. Прежде всего, это
тот
человек,
кто
постоянно
учится
сам.
Конечно,
это
-
счастливый
трудоголик, у которого слово «работа» давно заменено на слово «творить».
Наверное, это тот, кто умеет восхищаться детской наивностью и не способен
злоупотребить
доверием
детей.
Конечно,
это
человек,
заглядывающий
за
горизонты возможного. А, главное, это тот, кто отдает сердце детям, потому
что иначе не может, потому что тогда дети никогда не поверят и не пойдут за
ним. Знаете, настоящий учитель – это скромный человек, который сам иногда
не в состоянии оценить степень своих достижений и заслуг, потому что ему
просто некогда.
Жизнь не стоит на месте и всякий раз ставит перед нами задачи, которые мы
должны выполнить не для кого – то, а для себя, потому что мы свободные
интеллектуальные и преданные своему делу учителя.
Литература
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов.
Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8,
2010, с. 16 – 21.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных
психологов. М., 1995.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
М., 1997.
8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
9. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в
образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.