Автор: Луценко Светлана Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Ерышевка
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа кружка по технологии "Страна мастеров"
Раздел: среднее образование
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);
• Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
• Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования. «Технология. Обслуживающий труд» автор
О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.
•Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва
«Просвещение», 2010 г.-224с.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности
детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и
иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация
которого
является задачей педагога,
организующего
свою
работу
в
соответствии
с
новыми
федеральными
государственными
образовательными стандартами.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально
открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).
Цель программы:
– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными
видами рукоделия;
- развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;
– содействие жизненному самоопределению учащихся.
Задачи программы:
О б у ч а ю щ и е:
– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить технологиям разных видов рукоделия.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
–
побуждать
к
овладению
основами
нравственного
поведения
и
нормами
гуманистической
морали
(доброты,
взаимопонимания,
милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как
высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей.
Р а з в и в а ю щ и е:
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
Место кружка «Страна мастеров» в учебном плане
- Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой общего образования МОУ «Ерышовская СОШ»
- Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и
степени усвоения ими учебного материала.
3. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Страна мастеров»
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5)
экологическая
культура:
ценностное
отношение
к
природному
миру,
готовность
следовать
нормам
природоохранного,
здоровье
сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче ской
и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
Регулятивные универсальные учебные действия:
у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;
Познавательные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;
8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем;
учащиеся получат возможность научиться:
1) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентности);
2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре шать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Предметные универсальные учебные действия :
в познавательной сфере:
1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности
технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области
применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и
дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
5)формирование
умений
устанавливать
взаимосвязь
знаний
по
разным
учебным
предметам
для
решения
прикладных
учебных
задач;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и
проектов;
6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в трудовой сфере:
1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор
инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3)выполнение
технологических
операций
с
соблюдением
установленных
норм,
стандартов,
ограничений;
соблюдение
трудовой
и
технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
4)выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения;
5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке
товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к
предпринимательской деятельности;
5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры
при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформ ление объекта труда и
оптимальное планирование работ;
5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в
споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
в физиолого-психологической сфере:
1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при
выполнении различных технологических операций;
2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
4. Содержание программы «Страна мастеров» 5-8 класса
Название темы
Кол-во
часов
Изучаемые в теме вопросы
Вводная
занятие
1 ч
Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила
безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке
рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса Страна
мастеров».
Цветы из ревелюра
15 ч
История изготовления цветов из
ревелюра, особенности выбора
базового и дополнительного
материалов, о цветовых
сочетаниях и текстуре
1 ч
Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и
текстуре
Технология изготовления цветов
9ч
Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков. Последовательность и нюансы
соединения листьев и лепестков. Изготовление бутонов роз.
Пионов.
Фантазийного цветка.
Прикладное применение
цветов и композиций
5ч
Декоративное оформление рамки для фотографии. Декоративное оформление емкости
для хранения. Составление декоративного панно из цветов.
Техника
лоскутного
шитья.
Стиль «пэчворк».
9 ч
История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов.
Орнамент. Цветовая гамма. Приемы работы. Конструирование узоров, сборка
орнамента. Шитьё на основу. Изготовление шаблонов.Изготовление прихватки в стиле
лоскутной техники.
Текстильные игрушки
«Тильда»
7ч
История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности
игрушки «Тильда». Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек.
Основные линии чертежа. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка.
Составление эскиза. Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка» Раскрой
игрушки. Пошив игрушки «кошка». Набивка и оформление игрушки
Подведение итогов
2 ч
Мониторинг качества знаний воспитанников. Выставка работ учащихся.
Итого:
34 ч
5. Тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс
№
Название раздела, темы.
Кол-во
часов
1
Вводная занятие.
1
2
Цветы из ревелюра
15
История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых
сочетаниях и текстуре
1
Технология изготовления цветов
9
Прикладное применение цветов и композиций
5
3
Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».
9
4
Текстильные игрушки «Тильда»
7
5
Подведение итогов
2
6. Литература
Список литературы, использованный для написания программы:
1.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
2.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
3.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
4.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. М.: Дрофа, 2014. – 254с.
5.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 6 класс. М.: Дрофа, 2014. – 288с.
6.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
7.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
Оборудование класса
Набор ручных швейных инструментов и приспособлений
Набор чертежных инструментов
Виды швов, орнаментов
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия
Гладильная доска
Утюг
Классная доска
Столы и стулья для обучающихся и педагога
Шкафы для хранения изделий и материалов
Календарно-тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1
Вводное занятие.
1
Цветы из ревелюра
15
2
История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного
материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре
1
Технология изготовления цветов
9
3
Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков.
1
4
Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков.
1
5-6
Изготовление бутонов роз.
2
7-8
Изготовление
пионов.
2
9
Изготовление
фантазийного цветка (шаблоны, выкройки)
1
10
Изготовление необычных лепестков.
1
11
Сборка деталей
1
Прикладное применение цветов и композиций
5
12
Декоративное оформление рамки для фотографии
1
13-14
Декоративное оформление емкости для хранения
2
15-16
Составление декоративного панно из цветов
2
Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».
9
17
История и современность лоскутного шитья.
1
18
Виды ручных и машинных швов.
1
19
Орнамент. Цветовая гамма.
1
20
Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента.
1
21-22
Шитьё на основу.
2
23-24
Изготовление шаблонов.
2
25
Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.
1
Текстильные игрушки «Тильда»
7
26
История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки
«Тильда»
1
27
Инструменты и приспособления. Основные линии чертежа.
1
28
Правила построения выкроек. Типы игрушек.
1
29
Раскрой игрушки
1
30
Украшения и фурнитура. Набивка.
1
31
Заготовка выкроек игрушки «кошка».
1
32
Набивка и оформление игрушки
1
Подведение итогов
2
33
Мониторинг качества знаний воспитанников.
1
34
Выставка работ учащихся.
1
Итого
34