Напоминание

Рабочая программа кружка по технологии "Страна мастеров"


Автор: Луценко Светлана Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: с. Ерышевка
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа кружка по технологии "Страна мастеров"
Раздел: среднее образование





Назад




2. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

• Закон РФ «Об образовании в РФ»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);

• Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

• Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования. «Технология. Обслуживающий труд» автор

О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.

•Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва

«Просвещение», 2010 г.-224с.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности

детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и

иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация

которого

является задачей педагога,

организующего

свою

работу

в

соответствии

с

новыми

федеральными

государственными

образовательными стандартами.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,

художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально

открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).

Цель программы:

– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными

видами рукоделия;

- развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;

– содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи программы:

О б у ч а ю щ и е:

– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

– обучить технологиям разных видов рукоделия.

В о с п и т а т е л ь н ы е:

– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,

формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

побуждать

к

овладению

основами

нравственного

поведения

и

нормами

гуманистической

морали

(доброты,

взаимопонимания,

милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как

высшей меры воспитанности);

– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства

собственного достоинства, самоуважения;

– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных

целей.

Р а з в и в а ю щ и е:

– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

– развивать положительные эмоции и волевые качества;

– развивать моторику рук, глазомер.

Место кружка «Страна мастеров» в учебном плане

- Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой общего образования МОУ «Ерышовская СОШ»

- Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и

степени усвоения ими учебного материала.

3. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Страна мастеров»

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5)

экологическая

культура:

ценностное

отношение

к

природному

миру,

готовность

следовать

нормам

природоохранного,

здоровье

сберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития

цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче ской

и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

Регулятивные универсальные учебные действия:

у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её

решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;

Познавательные универсальные учебные действия:

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;

5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;

6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

7) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;

8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем;

учащиеся получат возможность научиться:

1) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ-компетентности);

2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и

роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре шать конфликты на основе

согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности.

Предметные универсальные учебные действия :

в познавательной сфере:

1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности

технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области

применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и

дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,

5)формирование

умений

устанавливать

взаимосвязь

знаний

по

разным

учебным

предметам

для

решения

прикладных

учебных

задач;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических

процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и

проектов;

6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в трудовой сфере:

1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор

инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

3)выполнение

технологических

операций

с

соблюдением

установленных

норм,

стандартов,

ограничений;

соблюдение

трудовой

и

технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

4)выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и

ситуацией общения;

5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и

измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке

товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к

предпринимательской деятельности;

5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры

при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформ ление объекта труда и

оптимальное планирование работ;

5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь

согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и

техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать

адекватные стратегии коммуникации;

2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение

продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в

споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

в физиолого-психологической сфере:

1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при

выполнении различных технологических операций;

2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

4. Содержание программы «Страна мастеров» 5-8 класса

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Вводная

занятие

1 ч

Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила

безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке

рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса Страна

мастеров».

Цветы из ревелюра

15 ч

История изготовления цветов из

ревелюра, особенности выбора

базового и дополнительного

материалов, о цветовых

сочетаниях и текстуре

1 ч

Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и

текстуре

Технология изготовления цветов

Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков. Последовательность и нюансы

соединения листьев и лепестков. Изготовление бутонов роз.

Пионов.

Фантазийного цветка.

Прикладное применение

цветов и композиций

Декоративное оформление рамки для фотографии. Декоративное оформление емкости

для хранения. Составление декоративного панно из цветов.

Техника

лоскутного

шитья.

Стиль «пэчворк».

9 ч

История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов.

Орнамент. Цветовая гамма. Приемы работы. Конструирование узоров, сборка

орнамента. Шитьё на основу. Изготовление шаблонов.Изготовление прихватки в стиле

лоскутной техники.

Текстильные игрушки

«Тильда»

История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности

игрушки «Тильда». Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек.

Основные линии чертежа. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка.

Составление эскиза. Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка» Раскрой

игрушки. Пошив игрушки «кошка». Набивка и оформление игрушки

Подведение итогов

2 ч

Мониторинг качества знаний воспитанников. Выставка работ учащихся.

Итого:

34 ч

5. Тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс

Название раздела, темы.

Кол-во

часов

1

Вводная занятие.

1

2

Цветы из ревелюра

15

История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых

сочетаниях и текстуре

1

Технология изготовления цветов

9

Прикладное применение цветов и композиций

5

3

Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».

9

4

Текстильные игрушки «Тильда»

7

5

Подведение итогов

2

6. Литература

Список литературы, использованный для написания программы:

1.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

2.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

3.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

4.

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. М.: Дрофа, 2014. – 254с.

5.

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 6 класс. М.: Дрофа, 2014. – 288с.

6.

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.

7.

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.

Оборудование класса

Набор ручных швейных инструментов и приспособлений

Набор чертежных инструментов

Виды швов, орнаментов

Комплект оборудования и приспособлений для ВТО

Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия

Гладильная доска

Утюг

Классная доска

Столы и стулья для обучающихся и педагога

Шкафы для хранения изделий и материалов

Календарно-тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие.

1

Цветы из ревелюра

15

2

История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного

материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре

1

Технология изготовления цветов

9

3

Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков.

1

4

Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков.

1

5-6

Изготовление бутонов роз.

2

7-8

Изготовление

пионов.

2

9

Изготовление

фантазийного цветка (шаблоны, выкройки)

1

10

Изготовление необычных лепестков.

1

11

Сборка деталей

1

Прикладное применение цветов и композиций

5

12

Декоративное оформление рамки для фотографии

1

13-14

Декоративное оформление емкости для хранения

2

15-16

Составление декоративного панно из цветов

2

Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк».

9

17

История и современность лоскутного шитья.

1

18

Виды ручных и машинных швов.

1

19

Орнамент. Цветовая гамма.

1

20

Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента.

1

21-22

Шитьё на основу.

2

23-24

Изготовление шаблонов.

2

25

Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники.

1

Текстильные игрушки «Тильда»

7

26

История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки

«Тильда»

1

27

Инструменты и приспособления. Основные линии чертежа.

1

28

Правила построения выкроек. Типы игрушек.

1

29

Раскрой игрушки

1

30

Украшения и фурнитура. Набивка.

1

31

Заготовка выкроек игрушки «кошка».

1

32

Набивка и оформление игрушки

1

Подведение итогов

2

33

Мониторинг качества знаний воспитанников.

1

34

Выставка работ учащихся.

1

Итого

34



В раздел образования