Напоминание

"Штрихи, как средство выразительности"


Автор: Фахретдинова Гульназ Радиковна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г. Нижневартовск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Штрихи, как средство выразительности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая рекомендация для педагогов по классу баяна

"Штрихи, как средства выразительности"

Проблемы звукоизвлечения являются центральными в деятельности музыканта любой

специальности. Без овладения спецификой звукоизвлечения на инструменте нельзя

добиться выразительного исполнения и правильной передачи художественного

содержания музыкального произведения.

Средств управления процессом звукообразования на баяне два – мех и клапаны. Однако

ни одно из них, взятое в отрыве от другого не сможет привести к звукообразованию.

Только при их взаимодействии возникает звучание инструмента.

Мехом исполнитель управляет левой рукой, применяя различные способы ведения.

Клапанами исполнитель управляет пальцами правой и левой руки, применяя различные

виды туше (франц. « трогать, прикасаться»).

Таким образом, основу артикуляционных средств баяниста составляют двигательно-

игровые способы управления мехом и клапанами.

В исполнительском мастерстве баяниста, наряду с звукоизвлечением, немалую роль

играют штрихи и различные приёмы игры, способствующие более яркому, полному и

образному раскрытию содержания произведения и всех замыслов композитора.

Как известно, слово штрих (нем. Strich) в переводе означает черта. Однако, в русском

языке это слово употребляется в самых различных значениях. Мы говорим «черты стиля»,

«штрихи к портрету», «черты характера» и т.д. В живописи под «штрихом» понимают

удачно найденный оттенок светотени, мазок кисти, в поэзии это единственно нужное

слово, в музыке это качество (характер) извлекаемых звуков. Однако, не смотря на такое

различие результатов (мазок, слово, звук), штрихи в различных видах искусства имеют

общую характеристику – все они являются результатом действия, а самим действием.

Следует подчеркнуть, что отдельно взятый звук, какую бы характерную форму он не имел,

он не несет в себе интонационно-смыслового содержания. Только в сопряжении двух и

более звуков, имеющих сходные или различные характерные формы, можно отразить

какое-либо интонационно-смысловое содержание.

Штрихи должны отражать характер музыки, которая бывает торжественной, лирической,

скорбной, шутливой и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие

характерные звуковые формы, передающие процесс развития музыкальной мысли.

Природе звукообразования и звукоизвлечения на баяне наиболее точно соответствуют

две основные категории штрихов, которые характеризуют связность и раздельное

исполнение.

К категории штрихов связного исполнения, как правило, относится штрих legato. Характер

звучания при исполнении легато может изменяться в зависимости от высоты подъема

пальцев и быть более четким или менее четким. При более четком легато пальцы

подымаются выше, и наоборот. В любом случае – движения кисти вдоль грифа (вверх и

вниз) должны быть плавными, без напряжения.

К категории штрихов раздельного исполнения относятся штрихи non legato и stakkato.

Стаккато – короткое, отрывистое исполнение звуков. Надо, чтобы пальцы располагали

определенным зарядом энергии, необходимым для «нанесения удара по клавише».

Кроме того, они должны находиться на равном высотном уровне по отношению к

клавиатуре, иначе удар будет различной силы, что может сказаться на характере звучания.

Например, при исполнении музыкальных произведений танцевального типа (полька,

гопак, крыжачок, а также песенно-танцевальные), нужно стараться, чтобы в партии левой

руки всегда четко и коротко звучали и бас и аккорд. Это создает легкость и изящность,

свойственные музыке этих танцев.

Non legato – штрих, при котором звуки имеют примерно такую же длительность, как при

исполнении легато, однако они не связаны между собой. «Шагающие пальцы» - так

можно охарактеризовать исполнительский прием при выполнении нон легато. Для этого

штриха характерен и нажим и удар о клавишу – в зависимости от характера музыки. Чтобы

мелодия в пьесе прозвучала напевно и выразительно, надо очень точно выдержать

длительности, допуская лишь минимальный перерыв в звучании между соседними

нотами.

Выразительность музыкального произведения в большей степени зависит не только от

конкретного связного или раздельного исполнения, но и от самого сопоставления

связности и раздельности.

Этот контраст позволяет сделать исполнительское произношение более рельефным и

живым.

В качестве примера приведем обработку р.н.п. « Во саду ли, в огороде». Здесь особую

роль играет контраст более весомых по произношению четвертных и более слитных

восьмых. Если же снять этот контраст, музыка сразу потеряет своеобразие. Она станет

либо вялой при связном исполнении, либо однообразной при раздельном.

Итак, мы рассмотрели основные категории штрихов и выяснили, что штрихи являются

важнейшей деталью артикуляции и нельзя рассматривать их в отрыве от неё, а также

то, что штрих является важным средством музыкальной выразительности.

Как известно, каждый из рассмотренных штрихов имеет множество разновидностей. Как

бесконечны способы контактирования с клавишами, так бесконечно разнообразным

может быть результат - характер звучания (штрих).

В каждом отдельном случае исполнитель выбирает из этих штрихов единственный,

правильный, который наилучшим образом раскроет художественное содержание

музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1.Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле баянистов.

2.Сборник статей. Баян и баянисты. В-6

3.М.Имханицкий. Новое об артикуляции и штрихах на баяне

4.А.Онегин. Школа игры на баяне.

5.А.Басурманов. Самоучитель игры на баяне

.



В раздел образования