Автор: Фахретдинова Гульназ Радиковна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г. Нижневартовск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Штрихи, как средство выразительности"
Раздел: дополнительное образование
Методическая рекомендация для педагогов по классу баяна
"Штрихи, как средства выразительности"
Проблемы звукоизвлечения являются центральными в деятельности музыканта любой
специальности. Без овладения спецификой звукоизвлечения на инструменте нельзя
добиться выразительного исполнения и правильной передачи художественного
содержания музыкального произведения.
Средств управления процессом звукообразования на баяне два – мех и клапаны. Однако
ни одно из них, взятое в отрыве от другого не сможет привести к звукообразованию.
Только при их взаимодействии возникает звучание инструмента.
Мехом исполнитель управляет левой рукой, применяя различные способы ведения.
Клапанами исполнитель управляет пальцами правой и левой руки, применяя различные
виды туше (франц. « трогать, прикасаться»).
Таким образом, основу артикуляционных средств баяниста составляют двигательно-
игровые способы управления мехом и клапанами.
В исполнительском мастерстве баяниста, наряду с звукоизвлечением, немалую роль
играют штрихи и различные приёмы игры, способствующие более яркому, полному и
образному раскрытию содержания произведения и всех замыслов композитора.
Как известно, слово штрих (нем. Strich) в переводе означает черта. Однако, в русском
языке это слово употребляется в самых различных значениях. Мы говорим «черты стиля»,
«штрихи к портрету», «черты характера» и т.д. В живописи под «штрихом» понимают
удачно найденный оттенок светотени, мазок кисти, в поэзии это единственно нужное
слово, в музыке это качество (характер) извлекаемых звуков. Однако, не смотря на такое
различие результатов (мазок, слово, звук), штрихи в различных видах искусства имеют
общую характеристику – все они являются результатом действия, а самим действием.
Следует подчеркнуть, что отдельно взятый звук, какую бы характерную форму он не имел,
он не несет в себе интонационно-смыслового содержания. Только в сопряжении двух и
более звуков, имеющих сходные или различные характерные формы, можно отразить
какое-либо интонационно-смысловое содержание.
Штрихи должны отражать характер музыки, которая бывает торжественной, лирической,
скорбной, шутливой и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие
характерные звуковые формы, передающие процесс развития музыкальной мысли.
Природе звукообразования и звукоизвлечения на баяне наиболее точно соответствуют
две основные категории штрихов, которые характеризуют связность и раздельное
исполнение.
К категории штрихов связного исполнения, как правило, относится штрих legato. Характер
звучания при исполнении легато может изменяться в зависимости от высоты подъема
пальцев и быть более четким или менее четким. При более четком легато пальцы
подымаются выше, и наоборот. В любом случае – движения кисти вдоль грифа (вверх и
вниз) должны быть плавными, без напряжения.
К категории штрихов раздельного исполнения относятся штрихи non legato и stakkato.
Стаккато – короткое, отрывистое исполнение звуков. Надо, чтобы пальцы располагали
определенным зарядом энергии, необходимым для «нанесения удара по клавише».
Кроме того, они должны находиться на равном высотном уровне по отношению к
клавиатуре, иначе удар будет различной силы, что может сказаться на характере звучания.
Например, при исполнении музыкальных произведений танцевального типа (полька,
гопак, крыжачок, а также песенно-танцевальные), нужно стараться, чтобы в партии левой
руки всегда четко и коротко звучали и бас и аккорд. Это создает легкость и изящность,
свойственные музыке этих танцев.
Non legato – штрих, при котором звуки имеют примерно такую же длительность, как при
исполнении легато, однако они не связаны между собой. «Шагающие пальцы» - так
можно охарактеризовать исполнительский прием при выполнении нон легато. Для этого
штриха характерен и нажим и удар о клавишу – в зависимости от характера музыки. Чтобы
мелодия в пьесе прозвучала напевно и выразительно, надо очень точно выдержать
длительности, допуская лишь минимальный перерыв в звучании между соседними
нотами.
Выразительность музыкального произведения в большей степени зависит не только от
конкретного связного или раздельного исполнения, но и от самого сопоставления
связности и раздельности.
Этот контраст позволяет сделать исполнительское произношение более рельефным и
живым.
В качестве примера приведем обработку р.н.п. « Во саду ли, в огороде». Здесь особую
роль играет контраст более весомых по произношению четвертных и более слитных
восьмых. Если же снять этот контраст, музыка сразу потеряет своеобразие. Она станет
либо вялой при связном исполнении, либо однообразной при раздельном.
Итак, мы рассмотрели основные категории штрихов и выяснили, что штрихи являются
важнейшей деталью артикуляции и нельзя рассматривать их в отрыве от неё, а также
то, что штрих является важным средством музыкальной выразительности.
Как известно, каждый из рассмотренных штрихов имеет множество разновидностей. Как
бесконечны способы контактирования с клавишами, так бесконечно разнообразным
может быть результат - характер звучания (штрих).
В каждом отдельном случае исполнитель выбирает из этих штрихов единственный,
правильный, который наилучшим образом раскроет художественное содержание
музыкального произведения.
Список используемой литературы:
1.Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле баянистов.
2.Сборник статей. Баян и баянисты. В-6
3.М.Имханицкий. Новое об артикуляции и штрихах на баяне
4.А.Онегин. Школа игры на баяне.
5.А.Басурманов. Самоучитель игры на баяне
.