Автор: Чернова Ирина Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОУ СШ №26 Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: статья Тема: Формирование УУД на уроках географии Раздел: среднее образование
Формирование УУД на уроках географии
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Универсальные учебные действия предполагают
умение получать информацию из разных источников, сравнивать ёё,
анализировать, обобщать в виде таблиц, графиков, схемо-конспектов, тезисов,
карто-схем., делать выводы и прогнозировать пути её дальнейшего
использования в практической деятельности. Качество усвоения знаний
определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать
универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность
образовательного процесса.
Таким образом, термин «универсальные учебные действия» можно
определить как совокупность способов действия обучающегося,
обеспечивающих егоспособность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сегодня в государстве и в школьном образовании происходят
значительные перемены. Изменения, которые охватывают практически все
стороны педагогического процесса. Как видно из практики, ведущим в
организации учебно-воспитательного процесса являются личностный и
деятельностный подходы в образовании. Суть их в том, что в школу
приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и
переживаний, ученики, которые должны не только и не сколько получить
определённую сумму знаний, но и научиться\ выстраивать отношения с
партнёрами по учебной деятельности (учителями, одноклассниками), т.е.
получить личностный опыт коммуникативной деятельности.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы
заложить в ребёнке механизмы саморазвития, адаптации к быстро
меняющимся событиям, самовыражения, самовоспитания.
Уроки географии позволяют создать полноценные условия развития
личности и ее самореализации на основе разнообразных видов учебной
деятельности, формировать умения воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и использовать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами. Приобретённые универсальные учебные действия
во взрослой жизни обеспечивают личности готовность к непрерывному
образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Примером может послужить разработка урока в 9 классе по теме “
География черной металлургии”. На уроке мною использовались
разнообразные способы предоставления информации (таблицы, карты,
схемы, описание по плану). При этом не раскрывается весь материал темы, а
приводился лишь пример описания одной из ранее изученных отраслей
разными способами. Обучающиеся сами выбирают способ отображения
информации. Описание отрасли предлагается выполнить самостоятельно,
при этом обучающиеся отображают свои ответы (описание) так, как им
удобно.
Первый способ. Описание отрасли по плану.
Значение отрасли в хозяйстве
Факторы размещения предприятий
Районы размещения производств(базы)
Перспективы и проблемы развития отрасли
Второй способ. Таблица или схемо-конспект «Черная металлургия»
Комбинаты
Факторы
размещения
Принципы
размещения
Основные
базы
Используемое
сырье
Используемое
топливо
Центры
»
Третий способ. На контурной карте выделить основные базы и значками
указать их особенности (cырье и топливо, центры ).
Учитывая особенности обучающихся, уровень их знаний и умений,
индивидуальными делаю и домашние задания.
В 10 классе при изучении природных ресурсов мира обучающиеся выбирают
варианты домашних заданий.
Вариант 1. Используя материал учебника подготовить ответ по тексту
учебника.
Вариант 2. Подготовить презентацию о природных ресурсах мира.
Вариант 3. Используя дополнительную литературу, выполнить мини-реферат
о природных ресурсах мира.
Такая работа позволила выявить предпочтение каждого ребёнка к способам и
формам проработки учебного материала и осуществить её классификацию.
Возрос интерес детей к географии как предмету, охотно занимаются
исследовательской деятельностью, активно участвуют в конкурсах,
олимпиадах, конференциях, умеют вести диалог, грамотно выстраивают
доказательную базу своих работ, имеют навыки коммуникативного общения.
Чернова Ирина Владимировна
учитель географии высшей категории
МОУ СОШ№26 ТЗР г.Волгоград