Автор: Гагарина Ольга Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр внешкольной работы" Находкинского городского округа
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие коммуникативных навыков на занятиях хореографией
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Находкинского городского округа
( МБУ ДО «ЦВР» НГО)
ДОКЛАД
Н А
Т Е М У:
« РАЗ В И Т И Е
КО М М У Н И К АТ И В Н Ы Х
НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ»
Педагог дополнительного образования
О.Л. Гагарина
Находка
2020 г.
Развитие коммуникативных способностей должно начинаться с раннего
детства. Как только малыш начинает осознавать, что он в этом мире не один,
нужно его учить, как с этим миром взаимодействовать. Сначала в семье,
после
в
группе
детского
сада
или
дворовой
компании,
затем
школьном
классе.
Если
все
эти
ступени
будут
пройдены
с
каче ственной
последовательностью, то тогда во взрослой жизни человек будет избавлен от
многих проблем с коммуникацией.
Безусловно, не нужно сбрасывать со счетов другие факторы, влияющие на
степень коммуникативности человека. К таковым относятся в первую очередь
его характер и темперамент. Впрочем, по мнению специалистов, даже самый
безнадежный флегматик может быть чутким собеседником и прекрасным
оратором. Так что развитие коммуникативных навыков у дошкольников или
школьников,
или
взрослых
–
вполне
посильная
задача,
решить
которую
может каждый.
Чем выше у человека способность к коммуникации, тем проще ему будет
найти свое место в жизни: он сможет легко избегать конфликтных ситуаций и
разрешать чужие споры; он не будет испытывать проблем при знакомстве,
последующем
взаимодействии
с
людьми
по
личной
симпатии
или
профессиональной необходимости; ему проще просчитывать реакцию людей
на ту или иную информацию, поэтому он будет уместен в любой социальной
обстановке; для него расширяются профессиональные границы – человека,
который не теряется в социуме ни при каких обстоятельствах, будет рад
видеть любой работодатель; он успешен по жизни, потому что уверен в себе,
своей способности защитить собственные интересы, отстоять свою точку
зрения. К тому же если с человеком легко и приятно общаться, то к нему
всегда
будут
тянуться
люди.
Это
значит,
что
он
не
попадет
в
плен
одиночества, у него не будет повода сетовать на неудачно сложившуюся
личную жизнь.
Формирование
коммуникативных
навыков
у
дошкольников
должно
проходить в легкой и непринужденной форме. В идеале взрослые обязаны
демонстрировать
личный
пример.
Сложно
ожидать
стремление
к
качественному общению от ребенка, который видит своих родителей только
вкупе с монитором компьютера или смартфона. Поэтому совместные игры на
развитие
коммуникативных
навыков
у
школьников
–
единственно
правильный вариант для тех, кто беспокоится о будущем подрастающего
человека.
Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы
выделить хореографию, так как она, обладает огромными возможностями для
полноценного
эстетического
совершенствования
ребёнка,
для
его
гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем развивают образное
мышление и фантазию. Какую огромную радость и восторг вызывают легко и
мастерски
танцующие
на
сцене
дети.
Детские
танцевальные
коллективы
всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у ребёнка
светлые
и
радостные
чувства.
Путём
танцевальной
импровизации
под
понравившуюся
музыку
у
детей
развивает ся
спо собно сть
к
самостоятельному
творческому
самовыражению.
Формируется
умение
передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
Использование
на
занятиях
танцевальных
композиций,
в
которых
радостное, весёлое соседствует с лирическим, спокойным вырабатывает у
детей
навык
эмоционального
регулирования
своего
состояния.
Занятия
хореографией
являются
неотъемлемой
частью
оздоровительно
-
профилактической
работы,
которая
способствуют
развитию
опорно-
двигательного
аппарата,
формированию
правильной
осанки,
содействуют
профилактике плоскостопия, функциональному совершенствованию органов
дыхания.
Цель моей работы: привить интерес обучающихся к хореографическому
искусству;
развить
их
творческие
способности
посредством
танца;
содействовать
всестороннему
развитию
личности
ребёнка
средствами
хореографии.
При
работе
над
этой
темой
ставила
перед
собой
следующие
задачи:
Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к
танцевальному движению; прививать ребёнку чувство любви к своему телу;
формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным
движением; развивать личностные качества обучающихся, их одарённость;
приобщить к культурным ценностям классического наследия; прививать им
м у з ы к а л ь н о
-
э с т е т и ч е с к и й
в к у с ,
у м е н и е
ц е н и т ь
к р а с о т у.
Пластические: развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность
движений,
мышечную
силу,
выносливость,
скоростно-силовые
и
координационные
способности;
формировать
навыки
грациозности,
и з я щ е с т в а
д в и ж е н и й ;
д а т ь
о с н о в ы
э л е м е н т о в
т а н ц а .
Оздоровительные: Способствовать оптимизации роста и развития опорно-
двигательного
аппарата;
формировать
правильную
осанку;
содействовать
развитию органов дыхания. Занятия танцем дают организму физическую
нагрузку,
равную
сочетанию
нескольких
видов
спорта.
Используемые
в
хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно,
о ка з ы в а ют
п ол ож и т е л ь н о е
в о зд е й с т в и е
н а
зд ор о в ь е
д е т е й .
Воспитательные:
воспитывать
силу
воли,
самостоятельность,
стремление
доводить
начатое
дело
до
конца,
понимать
значение
результатов
своего
творчества;
эмоционально
раскрепостить
ребёнка;
учить
оценивать
свои
поступки, чутко относиться к творчеству сверстников. А так же воспитывать
чувство
патриотизма,
гражданственности
,нравственности,
толерантности.
В ДДТ обучение танцу является специальной задачей. Отправная точка в
работе педагога – двигательные рисунки, в которых дети творчески познают
возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение,
бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Особое
внимание
уделяется
умению
детей
ориентироваться
в
пространстве
(движение
по
кругу,
квадрату,
диагонали,
«змейками»,
«восьмёрками»,
парами, тройками, цепочками, со сменой партнёра, направления движения и
т.
п.).
Ребёнок
учится
соблюдать
дистанцию,
находить
свои
тропинки
и
избегать столкновений. Используются также специальные упражнения на
реакцию,
сосредоточенность,
концентрацию
внимания,
балансировку,
н а п р я ж е н и е
и
р а с с л а б л е н и е .
По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть
концентрировано
на
специальных
моментах
(акцентированные
и
не
акцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов
шага,
бега
и
т.
д.).
Именно
такой
путь
естественного
и
постепенного
рождения элементарного танца из элементарных движений под простую,
д о с т у п н у ю
д е т я м
м у з ы к у .
На начальном этапе работы, основным является развитие чувства размерной
метрической
пульсации,
которое
нужно
длительно
формировать
у
детей,
чтобы
оно
стало
устойчивым
навыком.
Движение
здесь
является
обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды, вначале
на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединённые с речью,
звучащими жестами, шумовыми инструментами, пригодны и полезны в этой
работе.
В
работе
с
детьми
используются
определённые
методы
и
приёмы
в
организации
образовательной
деятельности.
В
связи
с
этим
педагог
для
каждого
упражнения,
игры,
танца
выбирает
наиболее
эффективный
путь
объяснения:
Метод показа.
Разучивание нового движения педагог начинает с точного безукоризненного
показа.
Словесный метод.
Методический
показ
не
может
обойтись
без
словесных
пояснений.
Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами.
Так
же
педагог
ставит
перед
детьми
определённые
задачи,
хвалит
и
предъявляет
требования.
Это
определяет
разнообразие
методических
приёмов
использования
слова
в
обучении:
рассказ,
беседа,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и
эмоциональность.
Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а
так
же
различных
ансамблей
танцев,
фотографий,
иллюстраций).
Музыкальное
сопровождение,
как
методический
приём.
Педагог
своими
пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с
музыкой.
Музыка,
сопровождая
движения,
повышает
качество
их
исполнения: выразительность, ритмичность, чёткость, координацию.
Игровой метод.
Педагог
подбирает
такую
игру,
которая
отвечает
задачам
и
содержанию
занятия,
возрасту
и
подготовленности
детей.
Игра
повышает
интерес
к
предмету, вызывает весёлое настроение. Благодаря игре индивидуальность
ребёнка
находит
выражение
в
коллективном
творчестве.
Игра
развивает
фантазию, воображение ребёнка, память, помогает самореализоваться. Форма
занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых
понятий и знаний. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети
слышат
в
музыке
и
передают
в
движении
разнообразные
чувства.
Практический метод
Это самостоятельное выполнение детьми упражнений и танцевальных
комбинаций.
Кроме того образовательный процесс строится с учётом основных
педагогических принципов: систематичность и регулярность занятий;
последовательность в овладении материалом; постепенность увеличение
физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному).
Вся работа строится в определённом порядке: поклон (вначале и конце
занятия, разминка, дыхательная гимнастика. Основная часть работы
изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач:
1. Обучающие, где детально разбирается движение. Обучение начинается с
раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе.
Объясняется приём его исполнения.
2. Закрепляющие, где предлагают повтор движений или комбинаций не менее
трёх-четырёх раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем
идёт повтор движения каждым ребёнком по очереди (диагональ начинают
дети, выполняющие движения правильно).
3. Итоговые, где дети практически самостоятельно, без подсказки, должны
уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции. :
Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах,
родительских собраниях. Радость детей, желание показать свои умения,
смешивается со страхом: выход на сцену очень ответственный шаг. И
преодоление этого страха послужит детям в преодолении жизненных
трудностей.
4. Постановочные, где разучивается рисунок танца, дети учатся
эмоционально передавать характер танца. Система упражнений выстроена от
простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических
навыков и навыков выразительного движения при условии многократного
повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований.
5. Импровизационные, где дети танцуют придуманные ими вариации или
сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают
фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить,
передать своё видение образа.
На занятиях по хореографии ни одно движение не выполняется как
механический разогрев мышц. Занятия хореографией – это основа для
развития всех видов детского творчества
Возможно, что многих педагогов волнуют вопросы: как сделать так,
чтобы на занятиях была благоприятная атмосфера, чтобы дети приходили с
удовольствием, чтобы в коллективе была дружеская обстановка, чтобы не
было
чувства
зависти
к
более
способному
ученику
или
высокомерного
отношения
к
менее
способному?
Как
помочь
детям
почувствовать
себя
уверенными,
красивыми?
Ведь
умение
общаться
в
хореографическом
коллективе поможет общению и вне его.
Занятия хореографией стоит рассматривать намного шире, чем просто
времяпровождение детей, пока родители на работе. Хореография — это и
способ эмоционального самовыражения (что особенно важно в подростковом
возрасте), и способ коммуникации, и способ социальной адаптации, и способ
гармонизации физической и духовной сущности
.
Для
развития
коммуникативных
отношений
и
развития
творческого
мышления я применяю технику импровизации.
Для снятия зажимов и подготовке к совместной деятельности обучающихся,
использую в начале каждого занятия, упражнения на установление
визуального контакта.
Цель: преодолеть страх общения с окружающими, поднять собственное «Я».
Для примера опишу упражнение «Здравствуйте». Дети должны двигаться по
классу, не сталкиваясь друг с другом, в любом направлении и, проходя мимо
других
детей
обязательно
должны
задержать
взгляд
глаза
в
глаза
и
произнести: «Здравствуйте!». Следить, чтобы не было движения по кругу.
Менять направление надо как можно чаще. Детям, у которых есть зажимы,
трудно установить даже визуальный контакт, не говоря уже о телесном или
общении со сверстниками. Взгляд скользит по лицу партнёра или на уровне
груди.
Если
всё-таки
глаза
встречаются,
то,
кажется,
что
у
детей
перехватывает дух.
Чтобы решить эту проблему, необходимо ребёнку помочь преодолеть страх.
При регулярном выполнении задания в течение какого то периода времени,
взгляд становится более спокойным, зрительный контакт более длительный,
исчезает страх перед коллективом и педагогом, появляются улыбки, многие
дети
начинают
двигаться
под
музыку
разными
танцевальными
шагами,
начинают
незаметно
для
себя
импровизировать.
Вот
уже
есть
первое
удовлетворение от движения, есть первый успех!
Детям очень нравится техника контактной импровизации. Для них это игра,
но
на
самом
деле
контактная
импровизация
большую
роль
играет
в
формировании личности человека, его сознания, умения контактировать с
другими участниками процесса.
Контактная импровизация – это совместный творческий процесс участников
в условиях хореографического коллектива, где каждый полностью включен в
него
и
ориентирован
на
партнера,
общаясь
друг
с
другом
посредством
телесного и визуального контакта.
В
окружающем
нас
мире
прикосновение
очень
значимо
и
сильно
воздействует
на
чувства.
Прикосновение
оказывает
на
человека
очень
сильное
эмоциональное
влияние,
затрагивая
самые
значимые
ценности
нашего
бытия.
В
коже
человека
расположено
огромное
количество
тактильных рецепторов. Вся информация о разнообразных прикосновениях
поступает от этих рецепторов в головной мозг.
Одно
единственное
касание
способно
изменить
состояние
человека.
Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. На
первых занятиях трудно почувствовать комфорт от прикосновения даже к
руке
другого
ребёнка.
Дети
отказываются
становиться
в
пару
даже
с
однополым партнёром, а, чтобы поставить девочку и мальчика в одну пару, не
может быть и речи. Часто обучающиеся уходят из-за этого из коллектива.
При упражнениях в парах или малых группах, снимаются барьеры,
возникающие
при
речевом
общении,
исчезает
страх
прикосновения,
создаются благоприятные условия к сотворчеству, содружеству, появляется
чувство «коллектива». Работа строится на взаимопомощи, взаимодоброте,
взаимоотдаче,
взаимодоверии,
взаимоподдержке
и
способствует
развитию
коммуникативных компетентностей.
Когда исчезает страх, обучающийся начинает положительно осознавать
своё «Я» и воспринимать чужое, что помогает не только работе в парах в
танцевальных постановках, но и мобилизовать свой творческий потенциал.
Когда уходит страх, и ученик понимает возможности своего тела, то навыки
танцевальной импровизации развиваются более продуктивно: выстраиваются
отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными
возможностями.
В совместном творческом процессе участников, где каждый полностью
включен
в
него
и
ориентирован
на
партнера,
достигаются
хорошие
результаты
в
чувствовании
и
в
понимании
друг
друга.
Кроме
того,
взаимодоверие и взаимоподдержка становятся неотъемлемой частью таких
занятий, что помогает развить коммуникативные компетентности, то есть
умение общаться, адекватно оценивать свои поступки в ситуации общения,
чутко относиться к творчеству сверстников, корректировать отношения в
коллективе.
Исходя
из
всего
вышеописанного,
можно
сделать
вывод,
что
занятия
импровизацией помогают не только улучшению творческого процесса, но и
развитию
навыков
необходимых
в
дальнейшей
жизни:
обучающиеся
начинают
лучше
понимать
себя
и
других,
правильно
выстраивать
межличностные
отношения,
работать
в
команде,
не
бояться
принимать
решения
в
ответственный
момент,
адаптироваться
в
любых
жизненных
ситуациях.