Автор: Вольф Ирина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка "
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование метода проектов во внеурочной деятельности по предмету
Раздел: полное образование
Кировское областное государственное
общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»
Метод проектов во внеурочной деятельности по
предмету
Автор: Вольф Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Кирово-Чепецк
2019
1
Введение
В современном образовании активно используется метод проектов, который
решает и учебные и воспитательные задачи. Рассмотрим теоретические аспекты
проектной деятельности. Проект - это деятельность по достижению нового
результата в определенных временных границах при наличие определенных
ресурсов.
Метод
проектов
—
это
достижение
дидактической
цели
через
детальную
разработку
проблемы,
которая
должна
завершиться
конкретным
результатом,
оформленным
каким-либо
способом.
Т.о.
это
творческая
и
продуктивная деятельность учителя и учеников по поиску совместного решения
какой-то учебной или воспитательной задачи.
В 10 классе нашей гимназии, в связи с переходом этой параллели на
обучение по индивидуальным учебным планам, ученики из разных классов
объединяются в профили по предметам. Ученикам трудно взаимодействовать
внутри
профиля
т.к.
круг
общения
каждого
ученика
был
сформирован,
в
основном, внутри класса. Профильные группы мало взаимодействуют между
собой, ученики слабо представляют специфику других профилей.
Творческий
проект
«Карнавал
предметных
ёлок»
направлен
на
ознакомление
учеников
10
классов
с
содержанием
профильных
предметов,
сплочение коллектива учащихся профильных групп, проведение традиционных
новогодних
елок
в
новом
формате. Проект
основан
на
творческом
поиске
гимназистов.
Работа
над
проектом
направлена
на
достижение
таких
личностных
результатов,
как
формирование
у
обучающихся
ярких,
эмоционально
окрашенных
образов
исторических
эпох;
складывание
представлений
о
выдающихся
деятелях
и
ключевых
событиях
прошлого;
(в
зависимости
от
предмета). Метапредметными
результатам и проекта
являются:
способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; способность
решать
познавательные,
творческие
задачи,
представлять
результаты
своей
деятельности в различных формах (инсценировка, презентация, видеоролик и
др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение
основ межличностного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Материалы
проекта
содержат
информацию
о
нетрадиционной
форме
проведения
новогодних
елок,
создании
тематических
Новогодних
игрушек,
презентации ёлок. В ходе реализации проекта был проведен карнавал костюмов
и
своими
руками
созданы
игрушки
для
украшения
елки,
была
выявлена
потребность
учащихся
к
новым
формам
проведения
традиционных
мероприятий. В работе над проектом приняли личное участие гимназисты 10
классов и руководители профильных групп.
Идеи
проекта
можно
использовать
для
подготовки
«карнавалов»
в
параллели, во всей школе, в детском саду, трудовом коллективе. Главное –
отразить содержание деятельности.
Подготовительный этап
2
При
подготовке
проекта
следует
определить
актуальность
проблемы,
привлечь
участников
проекта,
разработать
задачи
и
содержание
проекта,
наметить сроки выполнения проекта, распределить обязанности.
Таблица 1
Пошаговая циклограмма подготовительного этапа проекта
Э т а п
1
( ш а г
1 ) .
Определение проблемы
Выявление
проблемы
взаимодействия
учеников
между профилями
Э т а п
2
( ш а г
2 ) .
О п р е д е л е н и е
в и д а
м е р о п р и я т и я ,
д а т ы
п р о в е д е н и я
и
ответственных лиц.
Вид
проведения
-
карнавал
был
выбран
по
нескольким критериям:
1)
позволяет
охватить
множество
сфер,
даёт
выбор
презентации
(костюмы,
украшения,
музыка);
2)
даёт
возможность
проявить
креативность,
выявить творческие способности;
3)
варьируемость форм проведения.
Ответственные
за
проведение
мероприятия:
(Заместитель
директора
по
УВР,
учитель
физики),
(учитель
истории
и
обществознания),
(учитель
химии), (учитель биологии).
Э т а п
3
( ш а г
3 ) .
Определение
ц е л е й ,
задач
Цель: Разработать и провести «карнавал профилей».
Сплотить
учеников
внутри
профиля.
Представить
предметное содержание каждого профиля.
Задачи:
1.Разнообразить способы изучения материала.
2. Ознакомить учеников 10 классов с содержпанием
каждого профиля
3.Создание
новогодних
игрушек
своими
руками
отражающих содержание предмета по-выбору
4.Творческая защита предметных ёлок
5.Выбор и подготовка костюмов.
6.Разработка сценариев презентации ёлок.
7.Профориентация 9 классов
8.Старт
формирования
новой
гимназиче ской
традиции
Э т а п
4
( ш а г
4 ) .
Определение
содержания
С о с т а вл е н и е
п л а н а
работы.
Распределение
обязанностей
Определены
основные
направления,
объём,
сроки
работы,
ответственные.
Оговорена
необходимость
создания
самодельных
игрушек,
связанных
с
предметом,
украшение
ёлок
этими
игрушками,
презентация профилей.
Э т а п
5
( ш а г
5 ) .
Определение
необходимых ресурсов.
Определены
информационные
ресурсы
д ля
осуществления проекта:
- ресурсы Интернет, сайты с материалами о ёлочных
3
игрушках, исторических костюмах
-. Учебники профильных предметов (для создания
сценариев)
- Творческий потенциал и креативность учеников
Э т а п
6
( ш а г
6 ) .
Разработка
системы
оценки проекта.
Познакомились с критериями проекта, взятыми из
положения
о
конкурсе
«Юный
исследователь
Кирово-Чепецка», в котором обозначены следующие
критерии:
актуальность,
практическая
ценность
и
значимость, творческий подход, оформление и др.
Э т а п
7
( ш а г
7 ) .
П о д г о т о в к а
к
практиче ской
ч а с т и
проекта
Написание сценариев для презентации ёлок каждого
профиля. Ознакомление и подбор материалов и видов
ёлочных игрушек и костюмов.
Таблица 2
План-график выполнения проекта
№
Содержание работы
Сроки
1
Определение актуальной проблемы. Анкетирование
Сенябрь
2
Привлечение помощников и участников
Октябрь
3
Определение конкретных задач проекта и содержания
работы. Знакомство с критериями оценки проекта
Октябрь
4
Определение и разработка индивидуальных проектов по
профильным группам
Ноябрь-декабрь
5
Репетиции индивидуальных проектов (внутри профилей),
изготовление игрушек, украшение елок, поиск костюмов
Ноябрь-декабрь
6
Проведение «Карнавала профильных елок»
25 декабря
Практическая реализация проекта
Практическая реализация проекта была проведена в несколько этапов:
1 этап: Создание игрушек, украшение ёлок в кабинетах профильных групп,
создание образов и костюмов для карнавала
2 этап: Написание сценариев. Репетиции презентации ёлок.
3 этап: Проведение «Карнавала предметных елок»
Каждый из учеников мастерил елочную игрушку в соответствии с тематикой
(предметом
по
выбору).
Материалы
и
вариации
игрушек
были
различны,
ученики
раскрыли
творческий
потенциал
и
нашли
креативный
подход
для
изучения профильного материала. Так, например, у физиков были изготовлены
маятник, портрет Эйнштейна, рычаг силы, дуговая лампа, планеты солнечной
системы. Химики украсили свою елку моделями молекул, колбами, пробирками
и элементами из таблицы Менделеева. У биологов на елке красовались модели
4
ДНК, Р-электронное облако. У историков и обществоведов – держава, шапка
Мономаха,
Троянский
конь
из
папье-маше,
собор
Василия
Блаженного,
Конституция РФ, гирлянда из портретов династии Романовых и т.д. (см. фото в
Приложении)
Для создания образов по своему предмету ученики создавали карнавальные
костюмы, они обращались за помощью к родителям, учителям, некоторые взяли
костюмы в аренду, но большинство создавало их из подручных средств. Так,
например,
ребята
создали
костюм
Черной
дыры,
защиты
от
радиации,
заряженных
электронов,
рычага,
галактики
и
т.д.
У
биологов
было
много
костюмов
зверушек,
даже
жираф.
А
кого
только
не
было
на
истории:
от
первобытных
динозавров
до
ковбоев
и
«братвы
90-х»,
от
крепостных
крестьянок
до
представителей
династии
Романовых
и
пламенных
революционерок! (см. фото в Приложении)
Таким образом, костюмы у всех ребят были разнообразные, в профильной
группе по истории были представлены костюмы различных исторических эпох.
Сценарии
для
«защиты»
профильных
предметных
елок
были
разнообразны. Так, физики в стихах представили каждую игрушку на елке. А
биологи инсценировали песенку «В лесу родилась елочка», но в конце не
позволили мужичку срубить ее, а предложили использовать искусственную ель.
Историки на машине времени перенеслись более трех столетий назад, когда
Петр I впервые указал считать Новый год с 1 января, наряжать ели, где ожили
исторические персонажи разных эпох.
Проведение «Карнавала предметных елок»
Карнавал проходил 25 декабря. На «Карнавале профильных ёлок» царила
непередаваемая атмосфера праздника и волшебства. В коридорах школы можно
было встретить представителей из разных сфер жизни, из разных эпох и разных
профессий.
В этот день прошли профильные чаепития и интересные профильные
уроки. На большой перемене прошла презентация каждой профильной елки, на
ней присутствовали ученики разных групп. В жюри были наши учителя, тоже в
образах: Царь, Магистр, Мэри Поппинс.
На следующей перемене все ученики собрались вокруг общей елки, пели
детские
песни,
проводили
игры,
водили
хороводы.
Мероприятие
заинтересовало каждого ученика. Все старались представить свой профиль на
высшем уровне. В итоге ребята сняли короткий видеоролик об этом дне.
5
Приложение 1
Примеры игрушек
Держава
Гирлянда из
портретов
династии
Романовых
Троянский конь
(техника папье-
маше)
Собор Василия
Блаженного
Шапка
Мономаха
Учебник
обществознания
6
Приложение 2
Примеры костюмов группы историков
7