Напоминание

Использование метода проектов во внеурочной деятельности по предмету


Автор: Вольф Ирина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка "
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование метода проектов во внеурочной деятельности по предмету
Раздел: полное образование





Назад




Кировское областное государственное

общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»

Метод проектов во внеурочной деятельности по

предмету

Автор: Вольф Ирина Николаевна,

учитель истории и обществознания

Кирово-Чепецк

2019

1

Введение

В современном образовании активно используется метод проектов, который

решает и учебные и воспитательные задачи. Рассмотрим теоретические аспекты

проектной деятельности. Проект - это деятельность по достижению нового

результата в определенных временных границах при наличие определенных

ресурсов.

Метод

проектов

это

достижение

дидактической

цели

через

детальную

разработку

проблемы,

которая

должна

завершиться

конкретным

результатом,

оформленным

каким-либо

способом.

Т.о.

это

творческая

и

продуктивная деятельность учителя и учеников по поиску совместного решения

какой-то учебной или воспитательной задачи.

В 10 классе нашей гимназии, в связи с переходом этой параллели на

обучение по индивидуальным учебным планам, ученики из разных классов

объединяются в профили по предметам. Ученикам трудно взаимодействовать

внутри

профиля

т.к.

круг

общения

каждого

ученика

был

сформирован,

в

основном, внутри класса. Профильные группы мало взаимодействуют между

собой, ученики слабо представляют специфику других профилей.

Творческий

проект

«Карнавал

предметных

ёлок»

направлен

на

ознакомление

учеников

10

классов

с

содержанием

профильных

предметов,

сплочение коллектива учащихся профильных групп, проведение традиционных

новогодних

елок

в

новом

формате. Проект

основан

на

творческом

поиске

гимназистов.

Работа

над

проектом

направлена

на

достижение

таких

личностных

результатов,

как

формирование

у

обучающихся

ярких,

эмоционально

окрашенных

образов

исторических

эпох;

складывание

представлений

о

выдающихся

деятелях

и

ключевых

событиях

прошлого;

зависимости

от

предмета). Метапредметными

результатам и проекта

являются:

способность

сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; способность

решать

познавательные,

творческие

задачи,

представлять

результаты

своей

деятельности в различных формах (инсценировка, презентация, видеоролик и

др.);

готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение

основ межличностного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Материалы

проекта

содержат

информацию

о

нетрадиционной

форме

проведения

новогодних

елок,

создании

тематических

Новогодних

игрушек,

презентации ёлок. В ходе реализации проекта был проведен карнавал костюмов

и

своими

руками

созданы

игрушки

для

украшения

елки,

была

выявлена

потребность

учащихся

к

новым

формам

проведения

традиционных

мероприятий. В работе над проектом приняли личное участие гимназисты 10

классов и руководители профильных групп.

Идеи

проекта

можно

использовать

для

подготовки

«карнавалов»

в

параллели, во всей школе, в детском саду, трудовом коллективе. Главное –

отразить содержание деятельности.

Подготовительный этап

2

При

подготовке

проекта

следует

определить

актуальность

проблемы,

привлечь

участников

проекта,

разработать

задачи

и

содержание

проекта,

наметить сроки выполнения проекта, распределить обязанности.

Таблица 1

Пошаговая циклограмма подготовительного этапа проекта

Э т а п

1

( ш а г

1 ) .

Определение проблемы

Выявление

проблемы

взаимодействия

учеников

между профилями

Э т а п

2

( ш а г

2 ) .

О п р е д е л е н и е

в и д а

м е р о п р и я т и я ,

д а т ы

п р о в е д е н и я

и

ответственных лиц.

Вид

проведения

-

карнавал

был

выбран

по

нескольким критериям:

1)

позволяет

охватить

множество

сфер,

даёт

выбор

презентации

(костюмы,

украшения,

музыка);

2)

даёт

возможность

проявить

креативность,

выявить творческие способности;

3)

варьируемость форм проведения.

Ответственные

за

проведение

мероприятия:

(Заместитель

директора

по

УВР,

учитель

физики),

(учитель

истории

и

обществознания),

(учитель

химии), (учитель биологии).

Э т а п

3

( ш а г

3 ) .

Определение

ц е л е й ,

задач

Цель: Разработать и провести «карнавал профилей».

Сплотить

учеников

внутри

профиля.

Представить

предметное содержание каждого профиля.

Задачи:

1.Разнообразить способы изучения материала.

2. Ознакомить учеников 10 классов с содержпанием

каждого профиля

3.Создание

новогодних

игрушек

своими

руками

отражающих содержание предмета по-выбору

4.Творческая защита предметных ёлок

5.Выбор и подготовка костюмов.

6.Разработка сценариев презентации ёлок.

7.Профориентация 9 классов

8.Старт

формирования

новой

гимназиче ской

традиции

Э т а п

4

( ш а г

4 ) .

Определение

содержания

С о с т а вл е н и е

п л а н а

работы.

Распределение

обязанностей

Определены

основные

направления,

объём,

сроки

работы,

ответственные.

Оговорена

необходимость

создания

самодельных

игрушек,

связанных

с

предметом,

украшение

ёлок

этими

игрушками,

презентация профилей.

Э т а п

5

( ш а г

5 ) .

Определение

необходимых ресурсов.

Определены

информационные

ресурсы

д ля

осуществления проекта:

- ресурсы Интернет, сайты с материалами о ёлочных

3

игрушках, исторических костюмах

-. Учебники профильных предметов (для создания

сценариев)

- Творческий потенциал и креативность учеников

Э т а п

6

( ш а г

6 ) .

Разработка

системы

оценки проекта.

Познакомились с критериями проекта, взятыми из

положения

о

конкурсе

«Юный

исследователь

Кирово-Чепецка», в котором обозначены следующие

критерии:

актуальность,

практическая

ценность

и

значимость, творческий подход, оформление и др.

Э т а п

7

( ш а г

7 ) .

П о д г о т о в к а

к

практиче ской

ч а с т и

проекта

Написание сценариев для презентации ёлок каждого

профиля. Ознакомление и подбор материалов и видов

ёлочных игрушек и костюмов.

Таблица 2

План-график выполнения проекта

Содержание работы

Сроки

1

Определение актуальной проблемы. Анкетирование

Сенябрь

2

Привлечение помощников и участников

Октябрь

3

Определение конкретных задач проекта и содержания

работы. Знакомство с критериями оценки проекта

Октябрь

4

Определение и разработка индивидуальных проектов по

профильным группам

Ноябрь-декабрь

5

Репетиции индивидуальных проектов (внутри профилей),

изготовление игрушек, украшение елок, поиск костюмов

Ноябрь-декабрь

6

Проведение «Карнавала профильных елок»

25 декабря

Практическая реализация проекта

Практическая реализация проекта была проведена в несколько этапов:

1 этап: Создание игрушек, украшение ёлок в кабинетах профильных групп,

создание образов и костюмов для карнавала

2 этап: Написание сценариев. Репетиции презентации ёлок.

3 этап: Проведение «Карнавала предметных елок»

Каждый из учеников мастерил елочную игрушку в соответствии с тематикой

(предметом

по

выбору).

Материалы

и

вариации

игрушек

были

различны,

ученики

раскрыли

творческий

потенциал

и

нашли

креативный

подход

для

изучения профильного материала. Так, например, у физиков были изготовлены

маятник, портрет Эйнштейна, рычаг силы, дуговая лампа, планеты солнечной

системы. Химики украсили свою елку моделями молекул, колбами, пробирками

и элементами из таблицы Менделеева. У биологов на елке красовались модели

4

ДНК, Р-электронное облако. У историков и обществоведов – держава, шапка

Мономаха,

Троянский

конь

из

папье-маше,

собор

Василия

Блаженного,

Конституция РФ, гирлянда из портретов династии Романовых и т.д. (см. фото в

Приложении)

Для создания образов по своему предмету ученики создавали карнавальные

костюмы, они обращались за помощью к родителям, учителям, некоторые взяли

костюмы в аренду, но большинство создавало их из подручных средств. Так,

например,

ребята

создали

костюм

Черной

дыры,

защиты

от

радиации,

заряженных

электронов,

рычага,

галактики

и

т.д.

У

биологов

было

много

костюмов

зверушек,

даже

жираф.

А

кого

только

не

было

на

истории:

от

первобытных

динозавров

до

ковбоев

и

«братвы

90-х»,

от

крепостных

крестьянок

до

представителей

династии

Романовых

и

пламенных

революционерок! (см. фото в Приложении)

Таким образом, костюмы у всех ребят были разнообразные, в профильной

группе по истории были представлены костюмы различных исторических эпох.

Сценарии

для

«защиты»

профильных

предметных

елок

были

разнообразны. Так, физики в стихах представили каждую игрушку на елке. А

биологи инсценировали песенку «В лесу родилась елочка», но в конце не

позволили мужичку срубить ее, а предложили использовать искусственную ель.

Историки на машине времени перенеслись более трех столетий назад, когда

Петр I впервые указал считать Новый год с 1 января, наряжать ели, где ожили

исторические персонажи разных эпох.

Проведение «Карнавала предметных елок»

Карнавал проходил 25 декабря. На «Карнавале профильных ёлок» царила

непередаваемая атмосфера праздника и волшебства. В коридорах школы можно

было встретить представителей из разных сфер жизни, из разных эпох и разных

профессий.

В этот день прошли профильные чаепития и интересные профильные

уроки. На большой перемене прошла презентация каждой профильной елки, на

ней присутствовали ученики разных групп. В жюри были наши учителя, тоже в

образах: Царь, Магистр, Мэри Поппинс.

На следующей перемене все ученики собрались вокруг общей елки, пели

детские

песни,

проводили

игры,

водили

хороводы.

Мероприятие

заинтересовало каждого ученика. Все старались представить свой профиль на

высшем уровне. В итоге ребята сняли короткий видеоролик об этом дне.

5

Приложение 1

Примеры игрушек

Держава

Гирлянда из

портретов

династии

Романовых

Троянский конь

(техника папье-

маше)

Собор Василия

Блаженного

Шапка

Мономаха

Учебник

обществознания

6

Приложение 2

Примеры костюмов группы историков

7



В раздел образования