Авторы: Калиничев Даниил Дмитриевич, Оробинская Алла Николаевна
Должность: студент 4 курса и научный руководитель, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: Филиала СГПИ в
Населённый пункт: г. Железноводске
Наименование материала: статья
Тема: Роль спорта в современной школьной системе образования
Раздел: начальное образование
РОЛЬ СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Д. Калиничев
4 курс, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: А.Н. Оробинская ,
старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-
экономическихдисциплин
Филиал СГПИ в г. Железноводске
THE ROLE OF SPORTS IN THE MODERN SCHOOL EDUCATION
SYSTEM
D. D. Kalinichev
4th course, specialty 44.02.02 Teaching in primary classes
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific adviser: A.N. Orobinsky,
senior lecturer department of senior lecturer of the department of humanities and
socio-economic disciplines
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация: актуальным данной статьи заключается в привлечения
внимания к роли спорта в современной школьной системе образования.
Annotation: the purpose of this article is to draw attention to the role of sports
in the modern school system of education.
Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, спорт.
Key words: physical culture, healthy lifestyle, sports.
Современное содержание образования в области физической культуры
нацеливает
не
только
на
то,
чтобы
выпускник
школы
вышел
в
жизнь
с
достаточной
физической
подготовленностью,
но
и
на
то,
чтобы
он
был
действительно
образованным
в
физической
культуре:
владел
средствами
и
методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и
методами
укрепления
и
сохранения
здоровья,
повышения
функциональных
возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно
проводить
свои
занятия
физическими
упражнениями.
Сегодня
школьная
физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у
школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения
России
эта
ориентация
жизненно
необходима
против
растущей
опасности
наркомании,
алкоголизма,
никотиновой
зависимости.
Занятия
физической
культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить
время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь
любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно
исходить из следующего условий » [1]:
-
физическая
культура
должна
удовлетворять
интересам
общества
во
всестороннем физическом развитии школьников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации
здорового
образа
жизни
человека,
укрепления
здоровья
и
поддержания
долголетия;
-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию
культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в
разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая
культура
должна
обеспечивать
формирование
знаний,
умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий,
чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития
физических
качеств,
двигательной
подготовки
и
культуры
движений,
формирования осанки и телосложения;
-
физическая
культура
должна
развивать
мышление,
научить
межличностному
общению,
уважению
к
себе
и
окружающим,
давать
возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической
культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих
способностей,
в
совершенствовании
двигательных
и
психофизиологических
качеств,
в
укреплении
здоровья
и
профилактики
заболеваний
школьников.
Физическая культура это развитие физического и духовного в человеке, это
способ жизни и способ развития целостной личности.
Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая
культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и
способствовать
решению
важных
общепедагогических
задач.
«Физическая
культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом
жизни детей» [3. С. 78-79.].
Для
этого
необходимо
преодолеть
устаревшие
традиционные
формы,
методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая
культура оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической
подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные
задачи
по
формированию
двигательных
навыков,
воспитанию
физических
качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают
о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям
физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных
задач
учителей
физической
культуры
общеобразовательных
школ,
должна
стоять
задача
по формированию у учащихся положительного отношения к
физической
культуре.
Для
решения
этой
задачи
необходимо
использовать
разнообразие всех доступных средств и методов.
Существует
множество
способов
разнообразить
проведение
уроков:
использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;
включать
различные
новые
физические
упражнения;
менять
обстановку,
условия
урока
(например,
переходить
из
спортивного
зала
н а
воздух); использовать
игровой
и
соревновательный
методы,
командные
спортивные
игры
для
повышения
двигательной
активности
и
достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры.
Игра
–
это
привычная
форма
занятий
для
школьников.
Для
детей
младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития.
С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики
усваивают
правила
и
нормы
рациональных
форм
движений,
развивают
психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках
с
младшими
школьниками
важно
использовать
сюжетные
игры,
при
этом
учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников,
включает в содержание урока программный учебный материал [2]. Применяя
такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность
создаваемых
им
образов
и
выполнять
соответствующую
сюжету
роль.
С
повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся
все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные
игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие
реальным требованиям.
Основу
соревновательного
метода
составляет
рац и он а л ь н о
организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и
высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим
собой,
стремясь
превысить
свой
спортивный
результат
или
показатели
в
подготовительных
упражнениях
[2].
Соревновательный
метод
усиливает
воздействие
физических
упражнений
и
способствует
максимальному
проявлению
функциональных
возможностей
организма,
тем
самым
способствуя их наивысшему развитию.
Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей,
способствует
развитию
и
подготовке
школьников
к
дальнейшей
самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".
Ведь в спорте учатся не только играть в тот или иной вид игровой деятельности
(если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике,
стратегии,
учатся
проигрывать
и
побеждать,
отношениям
с
соперниками
и
отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности),
принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому
другому.
Список литературы:
1.
Федеральный
закон
«О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской
Федерации» принят ГД ФС РФ 13.01.1999 от 29.04.1999 № 80=ФЗ // Собрание
законодательства РФ от 03.05.1999 № 18 ст. 2206 (ред. от 25.10.2006).
2. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. — М.:
Изд-во АСВ, 2000. — 432 с.
3. Лазаренко
В.
Г.
К
вопросу
объективного
распределения
по
группам
для
спортизированного воспитания в школе / В. Г. Лазаренко, А. В. Игнатьев //
Современные
физкультурно-оздоровительные
технологии
в
физическом
воспита- нии: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. — Чайковский, 2011. — С.
78–79.
References:
1. Federal law "on physical culture and sport in the Russian Federation" adopted by
the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 13.01.1999
from 29.04.1999 № 80=FZ // Collection of legislation of the Russian Federation from
03.05.1999 № 18 article 2206 (ed. from 25.10.2006).
2. Physical culture: Textbook / ed. V. A. Kovalenko. - M.: publishing house of the
DIA, 2000. - 432 p.
3. Lazarenko V. G. on the issue of objective distribution by groups for sportised
education in school / V. G. Lazarenko, A.V. Ignatiev // Modern physical culture and
health technologies in physical education: materials of all-Russian scientific and
practical Conf. - Tchaikovsky, 2011, Pp. 78-79.