Автор: Станиславец Юрий Николаевич
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой работы по биологии в 9 классе
Раздел: среднее образование
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
Вид работы:
Годовая контрольная работа
Учебный предмет:
Биология
Класс:
9
1. Назначение работы
Оценка
качества
подготовки
учащихся
9
классов
по
биологии,
определение уровня достижений учащимися планируемых результатов, предусмотренных
ФГОС ООО по предмету биология.
2. Документы, определяющие содержание и характеристики работы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.12.2010 г. № 1897)
- Рабочая программа учебного предмета биология, составленная на основе Программы для
общеобразовательных школ по биологии 5-9 классы. Автор: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,
В.
М.
Пакулова
(Биология.
5-11
классы:
программы
для
общеобразоват.
учреждений
к
комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.- сост. Г.М. Пальдяева.
– М.: Дрофа, 2014)
3. Условия проведения работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Ответы на задания учащиеся записывают в тексте работы.
4. Время выполнения работы
На
выполнение
всей
работы
отводится
40
минут
без
учета
времени,
отведенного
на
инструктаж учащихся.
5. Содержание и структура работы
Работа представлена 2 вариантами.
Варианты
работы
равноценны
по
трудности,
одинаковы
по
структуре,
параллельны
по
расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы
находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Работа состоит из 5 заданий: заданий с выбором ответа - 5, заданий с кратким ответом - 3,
заданий с развёрнутым ответом - 1.
Работа содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Содержание работы охватывает учебный материал по биологии, изученный в 9 классе.
Распределение
заданий
работы
по
содержательным
блокам
(темам)
учебного
предмета
представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№
Содержательные блоки
Количество
заданий
1.
Клеточный уровень
3
2.
Организменный уровень
4
3.
Популяционно-видовой и экосистемный уровни
1
4.
Эволюционное учение
1
Всего:
9
Перечень проверяемых умений представлен в таблице 2.
Таблица 2.
№
Проверяемые умения
1.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения клетки эукариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
- доказательства эволюции живой природы
2.
Учащиеся должны уметь:
-
сравнивать биологические объекты (клетки), процессы и явления (пластический и
энергетический обмен; стадии фотосинтеза);
-
характеризовать
особенности
строения
и
процессов
жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов);
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
-
объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных
заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
-
устанавливать
взаимосвязь
пластического
и
энергетического
обмена;
световых
и
темновых реакций фотосинтеза;
- решать задачи генетике (составлять схемы скрещивания);
-
абиотические
и
биотические
компоненты
экосистем,
взаимосвязи
организмов
в
экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
В Приложении 1 представлен обобщенный план работы.
В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант работы
В Приложении 3 представлена система оценивания работы и ответы (ключи).
Приложение 1
ПЛАН
демонстрационного варианта
работы в 9 классе по биологии
Используются следующие условные обозначения для типов заданий:
ВО – задание с выбором ответа;
КО – задание с кратким ответом;
РО – задание с развернутым ответом.
Используются следующие условные обозначения для уровней сложности:
Б – базовый уровень;
П – повышенный уровень;
В – высокий уровень.
№
Контролируемые элементы
содержания (КЭС)
Планируемые
результаты обучения
(ПРО)
Тип
задания
Уровень
сложности
Баллы за
выполнение
задания
1.
Клетка как биологическая
система. Строение клетки.
1.1.2, 2.5, 2.6
КО
Б
5
2.
Метаболизм. Энергетический
и пластический обмен.
1.2.1, 2.2
КО
Б
6
3.
Закономерности
изменчивости. Мутационная
изменчивость.
1.1.2, 2.4
КО
Б
5
4.
Эволюция. Доказательства
эволюции.
1.2, 2.1.2
ВО
Б
5
5.
Экологические факторы и
условия среды
1.1.3, 2.1.4, 2.7
ВО
Б
5
6.
Закономерности
наследования. Определение
фенотипа
1.1.2, 2.1.10
КО
П
2
7.
Закономерности
наследования. Определение
генотипа
1.1.2, 2.1.10
КО
П
2
8.
Моно- и дигибридное,
скрещивание.
1.1.2, 2.1.10
КО
П
2
9.
Решение задач по генетике
на применение знаний в
новой ситуации
1.1.2, 2.1.10
РО
В
3
Приложение 2
Демонстрационный вариант
ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по биологии в 9 классе
ВАРИАНТ 1
1. Установите соответствие между функциями и названиями клеточных структур
придает форму клетке
1
лизосома
накапливает клеточный сок
2
эндоплазматическая сеть
внутриклеточное пищеварение
3
ядро
участие в делении клетки
4
плазмалемма
транспорт веществ внутри клетки
5
митохондрия
жидкое содержимое клетки
6
клеточная стенка
хранение информации в виде ДНК
7
цитозоль
обмен веществ между клеткой и средой
8
хлоропласт
синтез АТФ
9
центральная вакуоль
фотосинтез
10
клеточный центр
2. Напротив предложенных характеристик поставьте соответствующие цифры
Происходит с участием органелл клетки - митохондрий
1
аэробное дыхание
Наиболее древний тип синтеза АТФ
На 1 моль глюкозы образуется 2 моль АТФ
На 1 моль глюкозы образуется 38 моль АТФ
2
анаэробное дыхание
Первая стадия - гликолиз; вторая - брожение
Первая стадия - гликолиз; вторая - цикл Кребса
Происходит синтез АТФ
3
световая фаза
фотосинтеза
Происходит фиксация углекислого газа и синтез углеводов
Реакции протекают как на свету, так и в отсутствии освещения
В реакциях расходуется АТФ
4
темновая фаза
фотосинтеза
Световая энергия превращается в энергию химическую
В окружающую среду выделяется кислород
3. Соотнесите характеристики и типы мутационной изменчивости:
Увеличение числа хромосом вдвое
1
геномные
Утрата участка хромосомы
2
хромосомные
Количество хромосом в клетках больного человека - 47
3
генные
Перенос участка двенадцатой хромосомы на четвертую
Нормальный участок гена ААТГТЦ; мутированный ААТТТЦ
Удвоение какого либо участка хромосомы
Изменения в пределах одного гена в хромосоме
Участок хромосомы поворачивается на 180 градусов
Синдром Тернера: отсутствие в клетках женщины Х-хромосомы
Тетраплоидный гибрид пшеницы (4n)
4. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции
Насекомые «замурованные» в янтаре
1
палеонтологически
е
доказательства
Головной мозг хордовых, состоящий из пяти отделов
Формирование двухкамерного сердца у зародыша человека
Сходство в строении скелета конечностей птиц и рептилий
2
сравнительно-
анатомические
доказательства
Отпечатки лепидодендрона на отвалах горной породы
Наличие хвостовых позвонков на стадии развития человека
Окаменелые раковины аммонитов
Образование хорды на 18-е сутки развития человека
3
эмбриологические
доказательства
Развитие переднего мозга: рыбы→ амфибии→рептилии
Закладка у зародыша человека четырёх пар жаберных дуг
5. Установите соответствие между приведенными примерами и экологическими факторами:
Строительство автомагистрали в тайге
1
абиотические
Ультрафиолетовое излучение Солнца
2
биотические
Вспашка целинных земель
3
антропогенные
Численность хищников на определенной территории
Применение ядохимикатов на поле
Световой режим тропического пояса
Отношения «паразит-хозяин»
Конкуренция между пшеницей и осотом
Повреждение ржи злаковой тлёй
Взаимоотношения гороха и клубеньковых бактерий
6.
Напишите ФЕНОТИПЫ
растений,
если
красный
цвет
ягод
клубники
(А)
неполно
доминирует
над
белым
(а)
(растения
Аа
имеют
розовые
ягоды),
а
крупные
ягоды
(В)
доминируют над мелкими (b)
Aabb
aaBB
AaBb
AABB
aabb
7. Напишите ГЕНОТИПЫ людей, если карие глаза (А) доминируют над голубыми (а), а
близорукость (В) - над нормальным зрением (b)
1
голубоглазый, с нормальным зрением
2
кареглазый и близорукий, отец его - голубоглазый с нормальным зрением
3
гомозиготный кареглазый с нормальным зрением
4
дигетегозиготный кареглазый и близорукий
5
голубоглазый близорукий, мать которого имеет нормальное зрение
8. Решите задачу: ♂ ♀
B – короткая шерсть P: BbDD x bbDd
b – длинная шерсть n:
D - черная шерсть
d – коричневая шерсть F:
фенотипы потомства в %:
9. Решите задачу:
У человека отсутствие гемофилия (h) проявляется как сцепленный с полом рецессивный
признак.
Сахарный
диабет
(а)
обусловлен
аутосомным
рецессивным
геном.
Здоровая
женщина, мать которой страдала сахарным диабетом, а отец - гемофилик, вышла замуж за
мужчину, больного сахарным диабетом. Какова вероятность того, что у сына также проявятся
обе эти болезни?
Демонстрационный вариант
ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по биологии в 9 классе
ВАРИАНТ 2
1. Установите соответствие между функциями и названиями клеточных структур
внутриклеточное пищеварение
1
ядро
участие в делении клетки
2
плазмалемма
транспорт веществ внутри клетки
3
митохондрия
обмен веществ между клеткой и средой
4
клеточная стенка
синтез АТФ
5
хлоропласт
фотосинтез
6
центральная вакуоль
хранение информации в виде ДНК
7
клеточный центр
накапливает клеточный сок
8
лизосома
придает форму клетке
9
рибосома
синтез белка
10
эндоплазматическая сеть
2. Напротив предложенных характеристик поставьте соответствующие цифры
На 1 моль глюкозы образуется 2 моль АТФ
1
аэробное дыхание
На 1 моль глюкозы образуется 38 моль АТФ
Первая стадия - гликолиз; вторая - брожение
Первая стадия - гликолиз; вторая - цикл Кребса
2
анаэробное дыхание
Происходит с участием органелл клетки - митохондрий
Наиболее древний тип синтеза АТФ
Реакции протекают как на свету, так и в отсутствии освещения
3
световая фаза
фотосинтеза
В реакциях расходуется АТФ
Световая энергия превращается в энергию химическую
В окружающую среду выделяется кислород
4
темновая фаза
фотосинтеза
Происходит синтез АТФ
Происходит фиксация углекислого газа и синтез углеводов
3. Соотнесите характеристики и типы мутационной изменчивости:
Количество хромосом в клетках больного человека - 47
1
геномные
Перенос участка двенадцатой хромосомы на четвертую хромосому
2
хромосомные
Нормальный участок гена ААТГТЦ; мутированный ААТТТЦ
3
генные
Участок хромосомы поворачивается на 180 градусов
Синдром Тернера: отсутствие в клетках женщины одной Х-хромосомы
Тетраплоидный гибрид пшеницы (4n)
Увеличение числа хромосом вдвое
Утрата участка хромосомы
Изменения в пределах одного гена в хромосоме
Удвоение какого либо участка хромосомы
4. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции
Насекомые «замурованные» в янтаре
1
палеонтологические
доказательства
Головной мозг хордовых, состоящий из пяти отделов
Формирование двухкамерного сердца у зародыша человека
Сходство в строении скелета конечностей птиц и рептилий
2
сравнительно-
анатомические
доказательства
Отпечатки лепидодендрона на отвалах горной породы
Наличие хвостовых позвонков на стадии развития человека
Окаменелые раковины аммонитов
Образование хорды на 18-е сутки развития человека
3
эмбриологические
доказательства
Развитие переднего мозга: рыбы→ амфибии→рептилии
Закладка у зародыша человека четырёх пар жаберных дуг
5. Установите соответствие между приведенными примерами и экологическими факторами:
Применение ядохимикатов на поле
1
абиотические
Отношения «паразит-хозяин»
2
биотические
Конкуренция между пшеницей и осотом
3
антропогенные
Повреждение ржи злаковой тлёй
Ультрафиолетовое излучение Солнца
Вспашка целинных земель
Численность хищников на определенной территории
Взаимоотношения между горохом и клубеньковыми бактериями
Строительство автомагистрали в тайге
Световой режим тропического пояса
6. Напишите ФЕНОТИПЫ растений, если высокий стебель (А) доминируют над карликовым
(а), а красный цвет цветков (В) неполно доминирует над белым (b)
(растения Bb имеют
розовые цветки)
AaBb
AABB
aabb
Aabb
aaBB
7. Напишите генотипы людей, если наличие веснушек (А) доминируют над их отсутствием
(а), а карие глаза (В) - над голубыми (b) и фенотипы по предложенным генотипам
1
гомозиготный с веснушками и голубоглазый
2
без веснушек и кареглазый, мать которого была голубоглазой
3
гомозиготный с веснушками и кареглазый
4
с веснушками и кареглазый, мать которого без веснушек и голубоглазая
5
без веснушек и голубоглазый
8. Решите задачу: ♂ ♀
А – карие глаза P: ААВb x Ааbb
а – голубые глаза n:
B - наличие веснушек
b – отсутствие веснушек F:
фенотипы потомства в %:
9. Решите задачу:
У человека дальтонизм (d) проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак.
Близорукость (А) обусловлена аутосомным доминантным геном. Здоровая женщина, отец
которой
был
дальтоником,
вышла
замуж
за
близорукого
мужчину,
мать
которого
была
нормальной по зрению. Какова вероятность того, что у сына также проявятся обе эти болезни?
Приложение 3
СИСТЕМА
оценивания контрольной работы по биологии
Каждое из заданий 1-5 оценивается 0,5 балла.
За выполнение каждого из заданий 6-7 выставляется 2 балла за полное правильное
выполнение, 1 балл - допускается не более двух ошибок, 0 баллов во всех остальных случаях.
За
выполнение
каждого
из
задания
8
выставляется
2
балла,
если
указана
верная
последовательность цифр, 1 балл - допускается одна ошибка, 0 баллов во всех остальных
случаях.
Критерии оценивания задания 9.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
Баллы
Ответ
включает
в
себя
все
названные
выше
элементы
и
не
содержит
биологических ошибок
3
Ответ
включает
в
себя
два
из
названных
выше
элементов
и
не
содержит
биологических
ошибок, И Л И ответ
включает
в
себя
три
названных
выше
элемента, но содержит биологические ошибки
2
Ответ
включает
в
себя
один
из
названных
выше
элементов
и
не
содержит
биологических
ошибок, И Л И ответ включает в себя два из названных выше
элементов, но содержит биологические ошибки
1
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
НОРМЫ
выставления отметок
Баллы
менее 15
16 - 23
24 - 29
30 - 35
Отметка
2
3
4
5
ОТВЕТЫ
Вариант 1
1. Установите соответствие между функциями и названиями клеточных структур
6
придает форму клетке
1
лизосома
9
накапливает клеточный сок
2
эндоплазматическая сеть
1
внутриклеточное пищеварение
3
ядро
10
участие в делении клетки
4
плазмалемма
2
транспорт веществ внутри клетки
5
митохондрия
7
жидкое содержимое клетки
6
клеточная стенка
3
хранение информации в виде ДНК
7
цитозоль
4
обмен веществ между клеткой и средой
8
хлоропласт
5
синтез АТФ
9
центральная вакуоль
8
фотосинтез
10
клеточный центр
2. Напротив предложенных характеристик поставьте соответствующие цифры
1
Происходит с участием органелл клетки - митохондрий
1
аэробное дыхание
2
Наиболее древний тип синтеза АТФ
2
На 1 моль глюкозы образуется 2 моль АТФ
1
На 1 моль глюкозы образуется 38 моль АТФ
2
анаэробное дыхание
2
Первая стадия - гликолиз; вторая - брожение
1
Первая стадия - гликолиз; вторая - цикл Кребса
3
Происходит синтез АТФ
3
световая фаза
4
Происходит фиксация углекислого газа и синтез углеводов
4
Реакции протекают как на свету, так и в отсутствии освещения
4
В реакциях расходуется АТФ
4
темновая фаза
фотосинтеза
3
Световая энергия превращается в энергию химическую
3
В окружающую среду выделяется кислород
3. Соотнесите характеристики и типы мутационной изменчивости:
1
Увеличение числа хромосом вдвое
1
геномные
2
Утрата участка хромосомы
2
хромосомные
1
Количество хромосом в клетках больного человека - 47
3
генные
2
Перенос участка двенадцатой хромосомы на четвертую
3
Нормальный участок гена ААТГТЦ; мутированный ААТТТЦ
2
Удвоение какого либо участка хромосомы
3
Изменения в пределах одного гена в хромосоме
2
Участок хромосомы поворачивается на 180 градусов
1
Синдром Тернера: отсутствие в клетках женщины Х-хромосомы
1
Тетраплоидный гибрид пшеницы (4n)
4. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции
1
Насекомые «замурованные» в янтаре
1
палеонтологически
е
доказательства
2
Головной мозг хордовых, состоящий из пяти отделов
3
Формирование двухкамерного сердца у зародыша человека
2
Сходство в строении скелета конечностей птиц и рептилий
2
сравнительно-
анатомические
доказательства
1
Отпечатки лепидодендрона на отвалах горной породы
3
Наличие хвостовых позвонков на стадии развития человека
1
Окаменелые раковины аммонитов
3
Образование хорды на 18-е сутки развития человека
3
эмбриологические
доказательства
2
Развитие переднего мозга: рыбы→ амфибии→рептилии
3
Закладка у зародыша человека четырёх пар жаберных дуг
5. Установите соответствие между приведенными примерами и экологическими факторами:
3
Строительство автомагистрали в тайге
1
абиотические
1
Ультрафиолетовое излучение Солнца
2
биотические
3
Вспашка целинных земель
3
антропогенные
2
Численность хищников на определенной территории
3
Применение ядохимикатов на поле
1
Световой режим тропического пояса
2
Отношения «паразит-хозяин»
2
Конкуренция между пшеницей и осотом
2
Повреждение ржи злаковой тлёй
2
Взаимоотношения гороха и клубеньковых бактерий
6.
Напишите ФЕНОТИПЫ
растений,
если
красный
цвет
ягод
клубники
(А)
неполно
доминирует
над
белым
(а)
(растения
Аа
имеют
розовые
ягоды),
а
крупные
ягоды
(В)
доминируют над мелкими (b)
Aabb
розовые мелкие
aaBB
белые крупные
AaBb
розовые крупные
AABB
красные крупные
aabb
белые мелкие
7. Напишите ГЕНОТИПЫ людей, если карие глаза (А) доминируют над голубыми (а), а
близорукость (В) - над нормальным зрением (b)
1
голубоглазый, с нормальным зрением
ааbb
2
кареглазый и близорукий, отец его - голубоглазый с нормальным зрением
AaBb
3
гомозиготный кареглазый с нормальным зрением
AAbb
4
дигетегозиготный кареглазый и близорукий
AaBb
5
голубоглазый близорукий, мать которого имеет нормальное зрение
aaBb
8. Решите задачу: ♂ ♀
B – короткая шерсть P: BbDD x bbDd
b – длинная шерсть n: BD bD bD bd
D - черная шерсть
d – коричневая шерсть F: BbDD BbDd bbDD bbDd
фенотипы потомства в %: 50 50
кор.чер. длин.чер.
9. Решите задачу:
У человека отсутствие гемофилия (h) проявляется как сцепленный с полом рецессивный
признак.
Сахарный
диабет
(а)
обусловлен
аутосомным
рецессивным
геном.
Здоровая
женщина, мать которой страдала сахарным диабетом, а отец - гемофилик, вышла замуж за
мужчину, больного сахарным диабетом. Какова вероятность того, что у сына также проявятся
обе эти болезни?
♀ ♂
1) Р: AaX
H
X
h
x aaX
H
Y
2) Написана схема скрещивания
3) Вероятность рождения сына aaX
h
Y - 1/8 или 12,5%
Вариант 2
1. Установите соответствие между функциями и названиями клеточных структур
8
внутриклеточное пищеварение
1
ядро
7
участие в делении клетки
2
плазмалемма
10
транспорт веществ внутри клетки
3
митохондрия
2
обмен веществ между клеткой и средой
4
клеточная стенка
3
синтез АТФ
5
хлоропласт
5
фотосинтез
6
центральная вакуоль
1
хранение информации в виде ДНК
7
клеточный центр
6
накапливает клеточный сок
8
лизосома
4
придает форму клетке
9
рибосома
9
синтез белка
10
эндоплазматическая сеть
2. Напротив предложенных характеристик поставьте соответствующие цифры
2
На 1 моль глюкозы образуется 2 моль АТФ
1
аэробное дыхание
1
На 1 моль глюкозы образуется 38 моль АТФ
2
Первая стадия - гликолиз; вторая - брожение
1
Первая стадия - гликолиз; вторая - цикл Кребса
2
анаэробное дыхание
1
Происходит с участием органелл клетки - митохондрий
2
Наиболее древний тип синтеза АТФ
4
Реакции протекают как на свету, так и в отсутствии освещения
3
световая фаза
фотосинтеза
4
В реакциях расходуется АТФ
3
Световая энергия превращается в энергию химическую
3
В окружающую среду выделяется кислород
4
темновая фаза
фотосинтеза
3
Происходит синтез АТФ
4
Происходит фиксация углекислого газа и синтез углеводов
3. Соотнесите характеристики и типы мутационной изменчивости:
1
Количество хромосом в клетках больного человека - 47
1
геномные
2
Перенос участка двенадцатой хромосомы на четвертую
2
хромосомные
3
Нормальный участок гена ААТГТЦ; мутированный ААТТТЦ
3
генные
2
Участок хромосомы поворачивается на 180 градусов
1
Синдром Тернера: отсутствие в клетках женщины Х-хромосомы
1
Тетраплоидный гибрид пшеницы (4n)
1
Увеличение числа хромосом вдвое
2
Утрата участка хромосомы
3
Изменения в пределах одного гена в хромосоме
2
Удвоение какого либо участка хромосомы
4. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции
1
Насекомые «замурованные» в янтаре
1
палеонтологически
е
доказательства
2
Головной мозг хордовых, состоящий из пяти отделов
3
Формирование двухкамерного сердца у зародыша человека
2
Сходство в строении скелета конечностей птиц и рептилий
2
сравнительно-
анатомические
доказательства
1
Отпечатки лепидодендрона на отвалах горной породы
3
Наличие хвостовых позвонков на стадии развития человека
1
Окаменелые раковины аммонитов
3
Образование хорды на 18-е сутки развития человека
3
эмбриологические
доказательства
2
Развитие переднего мозга: рыбы→ амфибии→рептилии
3
Закладка у зародыша человека четырёх пар жаберных дуг
5. Установите соответствие между приведенными примерами и экологическими факторами:
3
Применение ядохимикатов на поле
1
абиотические
2
Отношения «паразит-хозяин»
2
биотические
2
Конкуренция между пшеницей и осотом
3
антропогенные
2
Повреждение ржи злаковой тлёй
1
Ультрафиолетовое излучение Солнца
3
Вспашка целинных земель
2
Численность хищников на определенной территории
2
Взаимоотношения между горохом и клубеньковыми бактериями
3
Строительство автомагистрали в тайге
1
Световой режим тропического пояса
6. Напишите ФЕНОТИПЫ растений, если высокий стебель (А) доминируют над карликовым
(а), а красный цвет цветков (В) неполно доминирует над белым (b)
(растения Bb имеют
розовые цветки)
AaBb
высокий розовые
AABB
высокий красные
aabb
карликовый белые
Aabb
высокий белые
aaBB
картиковый красные
7. Напишите генотипы людей, если наличие веснушек (А) доминируют над их отсутствием
(а), а карие глаза (В) - над голубыми (b) и фенотипы по предложенным генотипам
1
гомозиготный с веснушками и голубоглазый
AAbb
2
без веснушек и кареглазый, мать которого была голубоглазой
aaBb
3
гомозиготный с веснушками и кареглазый
AABB
4
с веснушками и кареглазый, мать которого без веснушек и голубоглазая
AaBb
5
без веснушек и голубоглазый
aabb
8. Решите задачу: ♂ ♀
А – карие глаза P: ААВb x Ааbb
а – голубые глаза n: AB Ab Ab ab
B - наличие веснушек
b – отсутствие веснушек F: AABb AaBb AAbb Aabb
фенотипы потомства в %: 50 50
кар.с весн. кар. без весн.
9. Решите задачу:
У человека дальтонизм (d) проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак.
Близорукость (А) обусловлена аутосомным доминантным геном. Здоровая женщина, отец
которой
был
дальтоником,
вышла
замуж
за
близорукого
мужчину,
мать
которого
была
нормальной по зрению. Какова вероятность того, что у сына также проявятся обе эти болезни?
♀ ♂
1) Р: aaX
D
X
d
x AaX
D
Y
2) Написана схема скрещивания
3) Вероятность рождения сына A-X
d
Y - 1/8 или 12,5%