Напоминание

Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.


Автор: Шабурова Гузалия Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 94
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших

дошкольников.

Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в

детском

саду

является

воспитание

правильной

и

чистой

речи

у

дошкольника.

Неясная

речь

ребенка

весьма

затрудняет

е го

взаимоотношения

с

людьми

и

нередко

накладывает

неизгладимый

отпечаток

на

его

характер.

Ребенок

с

хорошо

развитой

речью

легко

вступает

в

общение

с

окружающими:

он

задает

вопросы,

понятно

выражает

свои

мысли

и

желания,

договаривается

со

сверстниками

о

совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь на

сегодняшний

день

образная,

богатая

синонимами,

дополнениями

и

описаниями речь у детей — явление очень редкое. Поэтому меня как

воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи. Согласно

ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Современное образование характеризуется тем, что впервые за всю

историю

развития

педагогики

появилось

поколение

средств

обучения,

функционирующих

на

базе

информационных

и

коммуникационных

технологий, которые создают предпосылки для небывалой эффективности

образовательного процесса, в частности для речевого развития. В своей

работе

я

использую

различные

формы,

методы,

приемы

и

средства

речевого

развития

детей

и,

конечно,

применяю

информационные

компьютерные технологии.

Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является

экскурсия.

Для

детей

экскурсия

это

путешествие.

Оно

создает

своеобразный

мир

ощущений,

эмоциональный

подъем

и

хорошее

настроение.

Дети

становятся

веселее,

раскованнее,

общительнее,

появляются

чувство

свободы

и

желание

без

всякого

принуждения

усваивать

знания.

Мной

используется

такая

форма

работы,

как

виртуальные

экскурсии.

Создание

и

показ

виртуальной

экскурсии

невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии

могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции

картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам

значительно сократить время на формирование и развитие языковых и

речевых

средств,

коммуникативных

навыков.

Развивает

память

и

концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной

школе,

а

также

высшие

психические

функции

память,

внимание,

словесно-логическое

мышление.

Сразу

хочу

отметить,

что,

говоря

о

виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю значения реальной

экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту

или

иную

экскурсию.

Компьютер

поможет

воспитателю

совершить

уникальные экскурсии, например в музей или заповедник. Современные

технологии

панорамных

съемок

позволяют

разрабатывать

уникальные

программы для совершения подобных путешествий. Например, можно

посетить такие крупные музеи, как Третьяковская галерея и Эрмитаж, или

старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши

круговой панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает детям

возможность рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине

можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже

прослушать объяснения электронного экскурсовода.

Поскольку групповые экскурсии для дошкольников обычно организовать

сложно,

такие

занятия

помогут

расширить

у

детей

представления

об

окружающем

мире.

Кстати,

ничто

не

мешает

детям

с

родителями

совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как

показывает

практика,

подготовленные

дети

ходят

на

экскурсии

с

удовольствием. Термин «виртуальный» происходит от английского слова

«virtual»

похожий,

неотличимый.

Так

что

же

такое

виртуальная

экскурсия?

Виртуальная

экскурсия

это

организационная

форма

развития

дошкольников,

отличающаяся

от

реальной

экскурсии

виртуальным

отображением

реально

существующих

объектов.

Особенностями являются доступность изучения, возможность повторного

просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что

в работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о

местах,

недоступных

для

реального

посещения,

сэкономить

время

и

средства. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития

детей помогает:

в уточнении и обогащении активного словаря детей;

развитии связной речи; — расширении представлений об окружающем

мире;

развитии любознательности и наблюдательности.

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной

подготовки. Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы : беседуем

о

том,

что

они

хотели

бы

посмотреть,

где

побывать.

Обычно

это

происходит

в

пятницу,

когда

я

объявляю

тему

предстоящей

недели.

Определяю

цель

и

задачи

экскурсии,

затем

выбираю

литературу

и

материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с

родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание

«Я — Плюшкин»: согласно теме подобрать фото и видеоматериал по

заданной теме. Обычно родители охотно уделяют немного своего времени

и, подобрав фото, видео, звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой

электронный адрес. Следующим этапом моей работы становится создание

презентации

в

программе

PowerPoint.

Я

включаю

в

нее

материал,

отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при

составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в

логической последовательности. Далее выбираем экскурсовода — одного

или

двух

детей.

Экскурсоводы

под

моим

руководством

знакомятся

с

экскурсионными

объектами,

вместе

составляем

маршрут.

Прежде

чем

начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу.

Огромную

роль

в

активизации

речи

детей

во

время

виртуальных

экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме

и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед

Мороз

на

новогодний

праздник

спешил»

будет

актуален

проблемный

вопрос

«Как

Дед

Мороз

доберется

к

нам

на

елку?»

Заканчиваем

экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с

детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся

впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться

как в групповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные

формы

виртуальных

экскурсий:

«Музей»,

« П у т е ш е с т в и е » ,

«Приключение»,

«Поход»,

«План-схема»

(так,

виртуальная

экскурсия

«Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления

описательного рассказа). Проводя работу по использованию виртуальных

экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям.

1. Совершенствуется речь детей.

2.

Повышаются

речевая

активность,

содержательность

и

связность

монологической

речи,

ее

лексическая

сторона

при

составлении

высказываний.

3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их

родителями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.

4.

Снижаются

стеснительность,

зажатость,

напряженность

у

малоактивных

детей.

Они

могут

выступать

в

роли

ведущего

(экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.

5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети

выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью

взрослого или товарищей.

В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с

детьми

является

тем

самым

педагогическим

феноменом,

который

сосредоточивает

в

себе

возможность

решения

многих

задач,

а

самое

существенное

может

помочь

в

личностном

совершенствовании

самого

педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.



В раздел образования