Автор: Шабурова Гузалия Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 94
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших
дошкольников.
Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в
детском
саду
является
воспитание
правильной
и
чистой
речи
у
дошкольника.
Неясная
речь
ребенка
весьма
затрудняет
е го
взаимоотношения
с
людьми
и
нередко
накладывает
неизгладимый
отпечаток
на
его
характер.
Ребенок
с
хорошо
развитой
речью
легко
вступает
в
общение
с
окружающими:
он
задает
вопросы,
понятно
выражает
свои
мысли
и
желания,
договаривается
со
сверстниками
о
совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь на
сегодняшний
день
образная,
богатая
синонимами,
дополнениями
и
описаниями речь у детей — явление очень редкое. Поэтому меня как
воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи. Согласно
ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает:
—
владение речью как средством общения и культуры;
—
обогащение активного словаря;
—
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
—
развитие речевого творчества;
—
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
—
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
—
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Современное образование характеризуется тем, что впервые за всю
историю
развития
педагогики
появилось
поколение
средств
обучения,
функционирующих
на
базе
информационных
и
коммуникационных
технологий, которые создают предпосылки для небывалой эффективности
образовательного процесса, в частности для речевого развития. В своей
работе
я
использую
различные
формы,
методы,
приемы
и
средства
речевого
развития
детей
и,
конечно,
применяю
информационные
компьютерные технологии.
Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является
экскурсия.
Для
детей
экскурсия
—
это
путешествие.
Оно
создает
своеобразный
мир
ощущений,
эмоциональный
подъем
и
хорошее
настроение.
Дети
становятся
веселее,
раскованнее,
общительнее,
появляются
чувство
свободы
и
желание
без
всякого
принуждения
усваивать
знания.
Мной
используется
такая
форма
работы,
как
виртуальные
экскурсии.
Создание
и
показ
виртуальной
экскурсии
невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии
могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции
картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам
значительно сократить время на формирование и развитие языковых и
речевых
средств,
коммуникативных
навыков.
Развивает
память
и
концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной
школе,
а
также
высшие
психические
функции
—
память,
внимание,
словесно-логическое
мышление.
Сразу
хочу
отметить,
что,
говоря
о
виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю значения реальной
экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту
или
иную
экскурсию.
Компьютер
поможет
воспитателю
совершить
уникальные экскурсии, например в музей или заповедник. Современные
технологии
панорамных
съемок
позволяют
разрабатывать
уникальные
программы для совершения подобных путешествий. Например, можно
посетить такие крупные музеи, как Третьяковская галерея и Эрмитаж, или
старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши
круговой панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает детям
возможность рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине
можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже
прослушать объяснения электронного экскурсовода.
Поскольку групповые экскурсии для дошкольников обычно организовать
сложно,
такие
занятия
помогут
расширить
у
детей
представления
об
окружающем
мире.
Кстати,
ничто
не
мешает
детям
с
родителями
совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как
показывает
практика,
подготовленные
дети
ходят
на
экскурсии
с
удовольствием. Термин «виртуальный» происходит от английского слова
«virtual»
—
похожий,
неотличимый.
Так
что
же
такое
виртуальная
экскурсия?
Виртуальная
экскурсия
—
это
организационная
форма
развития
дошкольников,
отличающаяся
от
реальной
экскурсии
виртуальным
отображением
реально
существующих
объектов.
Особенностями являются доступность изучения, возможность повторного
просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что
в работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о
местах,
недоступных
для
реального
посещения,
сэкономить
время
и
средства. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития
детей помогает:
—
в уточнении и обогащении активного словаря детей;
—
развитии связной речи; — расширении представлений об окружающем
мире;
—
развитии любознательности и наблюдательности.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной
подготовки. Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы : беседуем
о
том,
что
они
хотели
бы
посмотреть,
где
побывать.
Обычно
это
происходит
в
пятницу,
когда
я
объявляю
тему
предстоящей
недели.
Определяю
цель
и
задачи
экскурсии,
затем
выбираю
литературу
и
материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с
родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание
«Я — Плюшкин»: согласно теме подобрать фото и видеоматериал по
заданной теме. Обычно родители охотно уделяют немного своего времени
и, подобрав фото, видео, звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой
электронный адрес. Следующим этапом моей работы становится создание
презентации
в
программе
PowerPoint.
Я
включаю
в
нее
материал,
отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при
составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в
логической последовательности. Далее выбираем экскурсовода — одного
или
двух
детей.
Экскурсоводы
под
моим
руководством
знакомятся
с
экскурсионными
объектами,
вместе
составляем
маршрут.
Прежде
чем
начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу.
Огромную
роль
в
активизации
речи
детей
во
время
виртуальных
экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме
и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед
Мороз
на
новогодний
праздник
спешил»
будет
актуален
проблемный
вопрос
«Как
Дед
Мороз
доберется
к
нам
на
елку?»
Заканчиваем
экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с
детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся
впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться
как в групповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные
формы
виртуальных
экскурсий:
«Музей»,
« П у т е ш е с т в и е » ,
«Приключение»,
«Поход»,
«План-схема»
(так,
виртуальная
экскурсия
«Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления
описательного рассказа). Проводя работу по использованию виртуальных
экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям.
1. Совершенствуется речь детей.
2.
Повышаются
речевая
активность,
содержательность
и
связность
монологической
речи,
ее
лексическая
сторона
при
составлении
высказываний.
3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их
родителями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.
4.
Снижаются
стеснительность,
зажатость,
напряженность
у
малоактивных
детей.
Они
могут
выступать
в
роли
ведущего
(экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.
5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети
выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью
взрослого или товарищей.
В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с
детьми
является
тем
самым
педагогическим
феноменом,
который
сосредоточивает
в
себе
возможность
решения
многих
задач,
а
самое
существенное
—
может
помочь
в
личностном
совершенствовании
самого
педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.