Напоминание

Знакомство с ремеслами на уроках технологии и во внеурочной деятельности


Автор: Терентьева Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Знакомство с ремеслами на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Знакомство с ремеслами на уроках технологии и во внеурочной

деятельности

Терентьева Наталья Ивановна,

МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск

Аннотация: С 2018 года была организованна профориентационная

работа совместно с мастерами музейных центров нашего города с целью

ознакомления

с

ремеслами

и

профессиями

сферы

«человек

-

художественный

образ».

Опыт

показывает,

что

хорошо

организованная

встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него

познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные

условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению

не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других

профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа

трудовой

деятельности.

В

работе

обосновывается

целесообразность

применения кейс-метода в профориентационной работе с учащимися.

Ключевые слова: ремесла, профориентация, кейс

1.

Категория

обучающихся,

в

отношении

которых

данная

практика оказалась успешной.

Обучающиеся 5 - 6 классов.

2.

Временной

период,

который

был

необходим

для

реализации

практики и который реально был затрачен

Практика успешно реализуется с октября 2018 г. по настоящее время.

3.

Проблема, на решение которой направлена практика

Естественно,

что

каждый

школьник

знает

о

существовании

таких

распространённых профессий, как столяр, гончар, художник, а также знает

в некоторой степени специфику деятельности работников этой профессии. Но

одно дело просто знать, а другое – самому изготовить изделие, которое несет

определенную пользу и может служить подарком. В результате

учащийся

гордится своим изделием, понимая, что изделие, сделанное самостоятельно

не имеет аналогов. Спрос на ручные эксклюзивные изделия есть всегда, так

что перспективы занятости благоприятные. Кроме того профессия позволяет

открыть

собственную

мастерскую

или

даже

наладить

производство

собственных изделий.

4.

Цель и задачи реализации практики.

Цель

практики:

создание

педагогических

условий

обучения

ремесленным

(прикладным)

видам

труда,

при

которых

обучающиеся

взаимодействуют с профессионалом, обмениваются информацией, совместно

выполняют

изделие,

моделируют

ситуации

и

погружаются

в

реальную

атмосферу профессиональных взаимодействий.

Задачи:

обобщить

у

учащихся

знания

о

сферах

трудовой

деятельности,

профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ

уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить

их

с

требованиями

ремесленных

профессий,

сфер

трудовой

деятельности к человеку;

развивать

представление

о

ремесленном

труде

и

потребности

в

трудовой

деятельности,

самовоспитании,

саморазвитии

и

самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

повысить

мотивацию

обучающихся

к

изучению

ремесленных

профессий;

5.

Примерные

количественные

и

качественные

показатели

результата.

Количественные показатели результата, которые прогнозировались:

1)количество

обучающихся,

участников

профориентационных

и

воспитательных мероприятий различного уровня;

2)

количество

родителей

участников

принимающих

участие

в

воспитательных и профориентационных мероприятиях

Качественные

показатели

результата,

которые

прогнозировались

автором практики:

1)

качество результатов обучения в виде изделий учащихся.

2)

доля

обучающихся,

демонстрирующих

положительную

динамику

качества знаний.

6.

Технология реализации практики (основные шаги, посредством которых

была организована и реализована данная практика)

Результат труда и деятельность представителей профессий сферы

«человек-художественный образ» называют искусством. В основе всех видов

искусства

лежит

художественный

образ

как

результат

мыслительной,

познавательно-духовной и практической

деятельности человека. Трудно

назвать сферы жизни, где хотя бы косвенно не присутствовало искусство [1]

Среди различных форм профориентационной работы в средней школе

важное место занимают встречи учащихся со специалистами. На протяжении

данного

учебного года, учащиеся

посещали музейно-ресурсный центр и

знакомились с профессиями, связанными с ручным трудом. Были проведены

мастер-классы по гончарному делу, фьюзингу, резьбе по кости, росписи по

дереву, росписи по ткани.

Наблюдая

за

работой

специалистов,

расспрашивая

о

трудностях,

с

которыми сталкивается работающий, о перспективе развития и т. д., а также

зная из предыдущих уроков о свои возможности, учащиеся уже могут решать

вопрос о своем соответствии данному виду труда. И чем больше они узнают

о профессии, тем сознательнее и свободнее будет их выбор.

Например,

профессия

гончар. Гончар должен знать: состав и особенности различных

видов глиняной массы, досконально знать технологический процесс, приемы

и способы изготовления изделий на гончарных станках, приемы загрузки

изделий

в

гончарные

печи,

основы

композиции

историю

ремесла.

Профессию

гончара

можно

освоить

в

профессионально

-

техническом

училище, однако не в каждом есть мастер - преподаватель и соответствующие

условия для обучения. Поэтому мы приобрели азы данной профессии в

центре ремесел нашего города на мастер-классе.

7.

Особенности данной практики, новация/или инновация.

Для того чтобы сформировать у обучающихся все нужные знания и

умения,

развить

компетенции

ремесленника,

данная

практика

предусматривает использование разных форм мероприятий:

виртуальные

экскурсии в мастерские, посещение мастер-классов. Наиболее эффективно их

последовательное сочетание для гармоничного усвоения, как знаний, так и

умений.

При

разработке

любых

занятий

педагогу

следует

исходить

из

3

основных принципов: от интересного к полезному; от простого к сложному,

от вопросов к принятию решений

.

При реализации этих принципов постепенно вводится работа с

методом case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case —

случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа,

основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций

(решение кейсов). Кейс-метод, в современном его виде, был впервые

применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской

бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Повсеместное

распространение метода в мире началось в 70—80 годы, тогда же метод

получил известность и в СССР. Значительный вклад в разработку и

внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский,

О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, В.С. Рапоппорт и др. [2].

Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам

обучения, в котором совместными усилиями группы обучающиеся

анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или

профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение.

Целью применения кейс-метода в профориентации является

содействие в профессиональном самоопределении обучающихся через анализ

и решение проблемных ситуаций профессионального выбора.

Кейс-метод в профориентационной деятельности ориентирует

обучающихся на формирование профориентационно-значимых

компетентностей: испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном

выборе направления продолжения образования, выделять варианты выбора из

предлагаемых образовательным пространством или конструировать

собственные версии образовательного и профессионального

самопродвижения, ставить образовательную и профессиональную цель,

использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной

цели.

Результатом применения кейс-метода является оценка предложенных

алгоритмов решения и выбор наиболее эффективного из них в контексте

поставленной проблемы.

8.

Ресурсное

обеспечение

данной

практики

(материально-

техническое, кадровое и др.)

Практика реализуется 1 педагогом технологии в учебной аудитории с

использованием

следующих

материально-технических

ре сурсов:

персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска, библиотечный

фонд, печатные пособия и раздаточный материал.

Тесное взаимодействие с музейно-ресурсным центром нашего города и

центром ремесел позволило

решить

вопрос материально – технического

обеспечения

для

проведения

мастер-классов,

так

как

все

внеклассные

мероприятия и мастер-классы были проведены на их базе и

при участии

мастеров-педагогов работающих в данных центрах

9.

Подходы,

формы,

методы,

используемые

в

ходе

реализации

практики

Методы профориентации, применяемые на уроках:

Посещение мастер-классов ( гончарное дело, резьба по кости, роспись

по дереву, фьюзинг, роспись по ткани, вышитые открытки и т.д)

Видео фрагменты (Выставка народных ремесел (чеканщик), Музей

декоративно-прикладного искусства г. Санкт-Петербург)

Организация

и

проведение

экскурсий

(МРЦ

г.

Ноябрьск,

Центр

ремесел, Музей военной славы, посещение школьного музея)

Проведение виртуальных экскурсий (по музею Радуга Ремесел, «От ремесла

к искусству»)

10.

Примеры применения практики

В ноябре 2018 года в рамках празднования дня матери дети участвовали

в мастер-классе по гончарному делу. Учащиеся изготовляли подарок мамам в

виде колокольчика.

В декабре 2018 года ученики принимали участие в мастер-классе по

фьюзингу. Мастер-класс проводился с целью привлечения детей к идеи

сохранения природы и использованию вторичного сырья.

В феврале 2019 года ученики были участниками мастер-класса резьбы

по кости. Участники мастер-класса выполняли брелоки.

В марте 2019 года был проведен мастер-класс росписи по дереву с

ознакомлением с различными способами росписи.

11.

Способы проверки результата, полученного при использовании

практики

В данных мероприятиях 87 % учащихся были задействованы, так же

принимали участие

родители.

Совместное рукоделие под руководством

опытного профессионала и мастера на все руки — это отличная возможность

научиться чему-то новому, приятно провести время и стать ближе друг к

другу.

Подобные

занятия

укрепляют

семью

и

пробуждают

дремлющие

внутри

творческие

способности,

поэтому

не

удивительно,

что

пробные

эксперименты порой превращаются в хобби на всю жизнь.

Еще рано говорить о качественных показателях, так как данная

работа ведется с октября

Список литературы:

1.

Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений –

2-е изд. перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2006.

C. 31

2.

Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова /

Маркетинг. — 1999. — № 1

С. 107–111.



В раздел образования