Напоминание

Снижение агрессивных проявлений у подростков с умственной отсталостью


Автор: Сытина Валерия Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: гор.Тула
Наименование материала: Статью
Тема: Снижение агрессивных проявлений у подростков с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Снижение агрессивных проявлений у подростков с умственной

отсталостью.

В последние годы научный интерес к вопросам детской агрессивности

приобретает все большую актуальность. Продолжают шокировать известия о

том, что дети забивают друг друга до смерти, устраивают бунты в классе,

применяют насилие по отношению к сверстникам и так далее. Значительный

рост агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем не

только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Кроме того,

агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и

самому себе. [6]

Агрессия

-

ц е л е н ап р а вл е н н о е

д е с т ру кт и в н о е

п о в е д е н и е ,

противоречащее

нормам

и

правилам

существования

людей

в

обществе,

наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным),

причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные

переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. (Б.

Мещеряков и В. Зинченко).

Агрессивное

поведение

может

быть

следствием

подражания.

В

качестве

образцов

для

подражания

могут

выступать

родственники,

сверстники,

другие

значимые

знакомые.

Особую

роль

в

поддержании

агрессивного

поведения

играет

делинквентная

субкультура.

Асоциальная

группа, банда, места лишения свободы – все эти социальные институты

формируют устойчивое агрессивное поведение.

В

других

случаях

агрессия

может

быть

невротически

обусловлена,

например

если

она

мотивируется

сильной

тревогой

и

неосознаваемым

чувством

вины.

Следующая

форма

агрессии

может

быть

связана

с

органическими нарушениями нервной системы. Такой подросток склонен к

насилию из-за аффективности, застревания на внутренних переживаниях,

импульсивности или низкого интеллектуального уровня. [5]

Виды агрессивных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы

против другого лица.

2. Косвенная

агрессия

-

действия,

которые

окольными

путями

направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не

направленные

взрывы

ярости

(крик,

топанье

ногами,

битье

кулаками

по

столу, хлопанье дверьми и др.).

3. Вербальная

агрессия

-

выражение

негативных

чувств

как

через

форму (крик, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы,

ругань).

4. Склонность

к

раздражению

-

готовность

к

проявлению

при

малейшем возбуждении, вспыльчивости, грубости.

5. Негативизм

-

оппозиционная

манера

поведения,

обычно

направленная

против

авторитета

или

руководства.

Может

нарастать

от

пассивного

сопротивления

до

активной

борьбы

против

установившихся

законов и обычаев. [4]

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении

как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств

общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре,

ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается

отверженными.

Желание

самоутвердиться

в

такой

ситуации

приобретает

патологические

формы

дети

становятся

агрессивными.

Так

же

у

них

снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей.

Они

проявляют

больше

критичности

к

поступкам

других,

чем

к

своим,

однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Подростковый возраст очень противоречив, и некоторые родители не

понимают поведение подростков в этом возрасте, не понимают, почему их

ребенок

вдруг

стал

упрямым,

эгоцентричным,

своевольным.

Ученые

выделяют

следующие

характерные

черты

личности

подростка

в

этом

периоде:

1)

эмоциональная

неустойчивость;

2)

застенчивость;

3)

агрессивность; 4) высокая конфликтность как в семье, так и в школе; 5)

максимализм;

6)

повышенная

тревожно сть;

7)

стремление

к

самостоятельности; 8) нежелание примерятся с чрезмерной родительской

заботой. [2]

По мнению Киселева А.В., агрессивность появляется на свет вместе с

рождением

ребенка

и

является

естественной

реакцией

на

преграды,

мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем

развитие

детской

агрессивности

зависит

от

отношения

к

ней

родителей,

ближайших

родственников

ребенка,

а

позднее

успешности

и

скорости

полоролевой

идентификации

и

социализации.

В

первые

годы

жизни

агрессивность

проявляется

в

импульсивных

приступах

упрямства,

сопровождающихся

криком,

брыканием,

кусанием,

драчливостью.

В

дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные

импульсы и выражать их в более приемлемых рамках. [3]

Одной из наиболее эффективных и адекватных форм психологического

воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством

специалистов выделяется поведенческая коррекция.

Поведенческий

подход

имеет

ряд

преимуществ,

среди

которых

концептуальная четкость и простота методов. Психологическое воздействие

может быть направлено на:

- ослабление или устранение агрессивного поведения;

- усиление ассертивного поведения;

- развитие способности понимать свои чувства;

- уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное

поведение;

- формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

- развитие способности расслабляться;

- развитие способности самоутверждаться;

-

развитие

эффективных

социальных

навыков

(например,

конструктивного разрешения конфликтов). [5]

При

коррекции

агрессивного

поведения

подростков

применяют

различные методы и техники коррекционного воздействия.

Так, Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова и др. выделяют:

1)

релаксационные

техники:

глубокое

дыхание,

визуальные

образы,

мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры;

4) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные

состояния;

5) рисование, лепка эмоций;

6) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я»,

активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

7) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные

успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);

8) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и

подумай, что ты хочешь сделать») и др. [1]

Список литературы:

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой

агрессивности/ Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия

«Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

2 . Знаков

В.

В.

Понимание

асоциальными

подростками

ситуации

насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопросы

психологии. – 1973. – № 1. – С. 20–27.

3.

Киселев

А.В.

Внутренний

ценностный

конфликт

как

фактор

агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. … канд. Психол. Наук. –

М., 2005. – 220 с.

4. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") / К. Лоренц. – Пер. с

нем. – М.: Прогресс. Универс. 1998. – 272 с.

5. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. –

СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

6. Фомиченко А.С. Причины проявления агрессии в детском возрасте //

Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 2. С. 83–87.



В раздел образования