Автор: Сытина Валерия Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: гор.Тула
Наименование материала: Статью
Тема: Снижение агрессивных проявлений у подростков с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное
Снижение агрессивных проявлений у подростков с умственной
отсталостью.
В последние годы научный интерес к вопросам детской агрессивности
приобретает все большую актуальность. Продолжают шокировать известия о
том, что дети забивают друг друга до смерти, устраивают бунты в классе,
применяют насилие по отношению к сверстникам и так далее. Значительный
рост агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем не
только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Кроме того,
агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и
самому себе. [6]
Агрессия
-
ц е л е н ап р а вл е н н о е
д е с т ру кт и в н о е
п о в е д е н и е ,
противоречащее
нормам
и
правилам
существования
людей
в
обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным),
причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные
переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. (Б.
Мещеряков и В. Зинченко).
Агрессивное
поведение
может
быть
следствием
подражания.
В
качестве
образцов
для
подражания
могут
выступать
родственники,
сверстники,
другие
значимые
знакомые.
Особую
роль
в
поддержании
агрессивного
поведения
играет
делинквентная
субкультура.
Асоциальная
группа, банда, места лишения свободы – все эти социальные институты
формируют устойчивое агрессивное поведение.
В
других
случаях
агрессия
может
быть
невротически
обусловлена,
например
если
она
мотивируется
сильной
тревогой
и
неосознаваемым
чувством
вины.
Следующая
форма
агрессии
может
быть
связана
с
органическими нарушениями нервной системы. Такой подросток склонен к
насилию из-за аффективности, застревания на внутренних переживаниях,
импульсивности или низкого интеллектуального уровня. [5]
Виды агрессивных реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы
против другого лица.
2. Косвенная
агрессия
-
действия,
которые
окольными
путями
направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не
направленные
взрывы
ярости
(крик,
топанье
ногами,
битье
кулаками
по
столу, хлопанье дверьми и др.).
3. Вербальная
агрессия
-
выражение
негативных
чувств
как
через
форму (крик, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы,
ругань).
4. Склонность
к
раздражению
-
готовность
к
проявлению
при
малейшем возбуждении, вспыльчивости, грубости.
5. Негативизм
-
оппозиционная
манера
поведения,
обычно
направленная
против
авторитета
или
руководства.
Может
нарастать
от
пассивного
сопротивления
до
активной
борьбы
против
установившихся
законов и обычаев. [4]
У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении
как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств
общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре,
ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается
отверженными.
Желание
самоутвердиться
в
такой
ситуации
приобретает
патологические
формы
–
дети
становятся
агрессивными.
Так
же
у
них
снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей.
Они
проявляют
больше
критичности
к
поступкам
других,
чем
к
своим,
однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.
Подростковый возраст очень противоречив, и некоторые родители не
понимают поведение подростков в этом возрасте, не понимают, почему их
ребенок
вдруг
стал
упрямым,
эгоцентричным,
своевольным.
Ученые
выделяют
следующие
характерные
черты
личности
подростка
в
этом
периоде:
1)
эмоциональная
неустойчивость;
2)
застенчивость;
3)
агрессивность; 4) высокая конфликтность как в семье, так и в школе; 5)
максимализм;
6)
повышенная
тревожно сть;
7)
стремление
к
самостоятельности; 8) нежелание примерятся с чрезмерной родительской
заботой. [2]
По мнению Киселева А.В., агрессивность появляется на свет вместе с
рождением
ребенка
и
является
естественной
реакцией
на
преграды,
мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем
развитие
детской
агрессивности
зависит
от
отношения
к
ней
родителей,
ближайших
родственников
ребенка,
а
позднее
–
успешности
и
скорости
полоролевой
идентификации
и
социализации.
В
первые
годы
жизни
агрессивность
проявляется
в
импульсивных
приступах
упрямства,
сопровождающихся
криком,
брыканием,
кусанием,
драчливостью.
В
дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные
импульсы и выражать их в более приемлемых рамках. [3]
Одной из наиболее эффективных и адекватных форм психологического
воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством
специалистов выделяется поведенческая коррекция.
Поведенческий
подход
имеет
ряд
преимуществ,
среди
которых
–
концептуальная четкость и простота методов. Психологическое воздействие
может быть направлено на:
- ослабление или устранение агрессивного поведения;
- усиление ассертивного поведения;
- развитие способности понимать свои чувства;
- уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное
поведение;
- формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
- развитие способности расслабляться;
- развитие способности самоутверждаться;
-
развитие
эффективных
социальных
навыков
(например,
конструктивного разрешения конфликтов). [5]
При
коррекции
агрессивного
поведения
подростков
применяют
различные методы и техники коррекционного воздействия.
Так, Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова и др. выделяют:
1)
релаксационные
техники:
глубокое
дыхание,
визуальные
образы,
мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
2) работа со страхами;
3) ролевые игры;
4) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные
состояния;
5) рисование, лепка эмоций;
6) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я»,
активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
7) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные
успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
8) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и
подумай, что ты хочешь сделать») и др. [1]
Список литературы:
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой
агрессивности/ Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия
«Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
2 . Знаков
В.
В.
Понимание
асоциальными
подростками
ситуации
насилия и унижения человеческого достоинства / В. В. Знаков // Вопросы
психологии. – 1973. – № 1. – С. 20–27.
3.
Киселев
А.В.
Внутренний
ценностный
конфликт
как
фактор
агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. … канд. Психол. Наук. –
М., 2005. – 220 с.
4. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") / К. Лоренц. – Пер. с
нем. – М.: Прогресс. Универс. 1998. – 272 с.
5. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. –
СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
6. Фомиченко А.С. Причины проявления агрессии в детском возрасте //
Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 2. С. 83–87.