Автор: Темнова Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №6 "Зоренька"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклорные традиции в современном празднике для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Темнова Светлана Борисовна,
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№6 «Зоренька» г.о.Ступино Московской области
«Фольклорные традиции в современном празднике
для детей дошкольного возраста»
Без выходных человек прожить может,
а без праздников душе человеческой не выжить.
В.Шукшин
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников.
Будничные дни, наполненные повседневными делами, часто похожи один
на другой и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и лёгкими,
удачными
и
неудачными.
Праздничные
дни
наполнены
радостью,
весельем. Взрослые и дети чувствуют в такие дни эмоциональный подъем.
Праздничных дней в России всегда было много. Каждый из них имел свои
обычаи и традиции, свой сценарий. Своеобразие традиций зависело от
идеи
праздника,
его
значимости
для
общества,
поэтому
у
каждого
праздника были свои главные и второстепенные лица, атрибуты, песни,
заговоры,
специфические
блюда,
игры,
хороводы
и,
самое
главное,
особенные ритуалы в церковном богослужении. Праздники всегда играли и
продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют
сближению жителей одного села, деревни, города, также способствуют и
сближению
родственников.
Одновременно
носят
и
образовательную
функцию,
так
как
люди,
встретившись
на
празднике,
обмениваются
новостями, рассказывают о произошедших в стране или местности, где они
проживают, событиях.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и
задачи. Конечно, самое главное – создать у детей радостное настроение,
вызвать
положительный
эмоциональный
подъем,
сформировать
праздничную
культуру:
рассказать
им
о
традициях
праздника,
его
организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка
к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на
основе
этого
интереса
формируются
их
моральные
и
нравственные
качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в
момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых,
между
которыми
возникает
полезное
сотрудничество.
Важно,
чтобы
ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем.
Взрослые
должны
дать
выход
детским
стремлениям;
способствовать
желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать
активное
участие
в
процессе
оформления
зала,
группы
и
других
помещений
детского
сада.
Это
обеспечивает
социализацию
ребёнка,
формирует
активную
позицию
и
приобщает
к
человеческой
культуре,
традициям и обычаям русского народа.
Традиция
–
перенесение
значимых
элементов
социального
и
культурного наследия от поколения к поколению. В основе традиций лежат
ценностные ориентации, устоявшиеся обобщенные представления о мире,
чувства, настроения, вкусы людей, идеи и убеждения. Традиции, которые
могут найди своё место на детском празднике:
- встреча родных, близких людей (сбор рода: родители, ровесники, друзья);
- утверждение статуса «мы» - вместе мы крепкие, непобедимые, искренние
(касания,
объятия,
демонстрация
жестов
безопасности),
почтительное
отношение друг к другу, отведение почетного места юмору в общении;
-
общее
пребывание
в
одном
«теплом»
месте
(важно
позаботиться
о
подготовке такого приятного во всех отношениях места);
-
обмен
прямой
(нужной)
и
непрямой
(смежной,
дополнительной)
информацией о теме, идее, содержательных компонентах праздника;
- коллективные акты (например, общее «пиршество»);
- посильное участие в художественно-развлекательной программе (танцы,
игры,
драматизации,
конкурсы,
розыгрыши),
в
ритуалах
встречи,
приветствия, прощания;
- церемонии (посвящение, вступление в круг участников; прославление,
примирение, пожелание);
- обмен подарками (эмоциональными или материальными);
- эмоциональное обновление (коллективное ощущение радости и счастья).
Обычай – это воплощенные в движения и действия мировосприятие
людей и взаимоотношения между ними, которые влияют на духовную
культуру
народа
и
стимулируют
его
к
творче ству
(форм ы
взаимоотношений людей в быту, семье, на досуге, общепринятые приёмы
труда, определенные религиозные или дипломатические и т.п.). Обычай
является частью традиции. Варианты детских праздничных обычаев:
-
изготовление
(объявление)
приглашения
на
праздник,
создание
поздравительной открытки;
- поздравление с праздником, пожелание чего-то позитивного, ориентация
на комплименты;
- изготовление (выбор) подарка конкретному лицу;
- благодарность за игру.
Обряд
–
совокупность
(алгоритм)
традиционных,
условных
и
символических действий, воплощенных в целостном коллективном акте.
Обряд
устанавливается
традицией,
обычаем,
иногда
законом.
Обряды
относятся к традициям как их составные элементы. Варианты обрядов во
время развертывания детского праздника:
- вручение гостям каравая в начале праздника;
- разные хороводы;
- обряд посвящения в «артисты», «школьники» и т.п.;
- «бал выпускников», «путешествие по будущей школе».
Ритуал – определённый порядок действий во время осуществления
обряда или церемонии. Можно принять обряд и церемонию за содержание, а
ритуал назвать их формой. Ритуал – часть обряда, которая удерживает в себе
многообразные
знаки,
символы,
сигналы,
атрибуты
социальной
или
досуговой практики детей. Варианты ритуалов:
- поздравление с днём рождения;
- набор игроков в команду (жеребьёвка), выбор ведущего игры, игрового
поля, реквизита и т.п.;
- вход в игру или игровой процесс (фразы типа «раз, два, три – начало
игры!»), вход в праздничный зал, в сказку и т.п.;
- реагирование аплодисментами на эмоционально и содержательно ценные
фрагменты праздничного спектакля;
- обмен приветствиями;
- утешение побеждённых;
- этикетное поведение (приветствие при встрече, демонстрация уважения к
старшим,
девочкам,
вообще
к
людям;
или
же
особые
–
к
«обладателю
волшебных сил» и т.п.;
- трехкратный поклон после удачного выступления;
- колядование, гадание, украшение венками и т.п.
Церемония – совокупность символических, установленных действий во
время
проведения
торжественного
официального
государственного
или
гражданского
акта.
Церемониал
–
установленный
порядок
проведения
определённого обряда, акта, торжества; собственно этот акт, торжество как
процесс. Варианты церемоний во время детского праздника:
- открытие (закрытие) праздника;
- награждение победителей (получение подарков, грамот, знаков отличий);
- чествование победителей игры по определённой процедуре;
- вручение или возложение цветов;
-
посвящения
детей
(индивидуально
или
группой)
в
«друзей
сцены»,
«хранителей богатств родной земли», «волшебников добрых дел» и т.п.
Итак, детские праздники обычно несут в себе элементы
традиции,
обычаев,
обрядов,
ритуалов
и
церемоний.
Присутствие
их
в
детском
празднике
в
значительной
мере
украсит
его
общий
образ,
насытит
информативно
и
содержательно,
сделает
возможным
включение
многообразных видов деятельности и увлекательных в исполнении действий.
В современном детском празднике синтезировано большое количество
видов
и
жанров
искусства.
Это
расширяет
кругозор
детей,
формирует
этические
ценности
и
художественный
вкус,
развивает
творческие
способности
и
т.д.
А
яркие
впечатления
детства
будут
согревать
душу,
возможно, всю последующую жизнь.