Напоминание

"Фольклорные традиции в современном празднике для детей дошкольного возраста"


Автор: Темнова Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №6 "Зоренька"
Населённый пункт: г.Ступино Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклорные традиции в современном празднике для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Темнова Светлана Борисовна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

№6 «Зоренька» г.о.Ступино Московской области

«Фольклорные традиции в современном празднике

для детей дошкольного возраста»

Без выходных человек прожить может,

а без праздников душе человеческой не выжить.

В.Шукшин

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников.

Будничные дни, наполненные повседневными делами, часто похожи один

на другой и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и лёгкими,

удачными

и

неудачными.

Праздничные

дни

наполнены

радостью,

весельем. Взрослые и дети чувствуют в такие дни эмоциональный подъем.

Праздничных дней в России всегда было много. Каждый из них имел свои

обычаи и традиции, свой сценарий. Своеобразие традиций зависело от

идеи

праздника,

его

значимости

для

общества,

поэтому

у

каждого

праздника были свои главные и второстепенные лица, атрибуты, песни,

заговоры,

специфические

блюда,

игры,

хороводы

и,

самое

главное,

особенные ритуалы в церковном богослужении. Праздники всегда играли и

продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют

сближению жителей одного села, деревни, города, также способствуют и

сближению

родственников.

Одновременно

носят

и

образовательную

функцию,

так

как

люди,

встретившись

на

празднике,

обмениваются

новостями, рассказывают о произошедших в стране или местности, где они

проживают, событиях.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и

задачи. Конечно, самое главное – создать у детей радостное настроение,

вызвать

положительный

эмоциональный

подъем,

сформировать

праздничную

культуру:

рассказать

им

о

традициях

праздника,

его

организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка

к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на

основе

этого

интереса

формируются

их

моральные

и

нравственные

качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в

момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых,

между

которыми

возникает

полезное

сотрудничество.

Важно,

чтобы

ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем.

Взрослые

должны

дать

выход

детским

стремлениям;

способствовать

желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать

активное

участие

в

процессе

оформления

зала,

группы

и

других

помещений

детского

сада.

Это

обеспечивает

социализацию

ребёнка,

формирует

активную

позицию

и

приобщает

к

человеческой

культуре,

традициям и обычаям русского народа.

Традиция

перенесение

значимых

элементов

социального

и

культурного наследия от поколения к поколению. В основе традиций лежат

ценностные ориентации, устоявшиеся обобщенные представления о мире,

чувства, настроения, вкусы людей, идеи и убеждения. Традиции, которые

могут найди своё место на детском празднике:

- встреча родных, близких людей (сбор рода: родители, ровесники, друзья);

- утверждение статуса «мы» - вместе мы крепкие, непобедимые, искренние

(касания,

объятия,

демонстрация

жестов

безопасности),

почтительное

отношение друг к другу, отведение почетного места юмору в общении;

-

общее

пребывание

в

одном

«теплом»

месте

(важно

позаботиться

о

подготовке такого приятного во всех отношениях места);

-

обмен

прямой

(нужной)

и

непрямой

(смежной,

дополнительной)

информацией о теме, идее, содержательных компонентах праздника;

- коллективные акты (например, общее «пиршество»);

- посильное участие в художественно-развлекательной программе (танцы,

игры,

драматизации,

конкурсы,

розыгрыши),

в

ритуалах

встречи,

приветствия, прощания;

- церемонии (посвящение, вступление в круг участников; прославление,

примирение, пожелание);

- обмен подарками (эмоциональными или материальными);

- эмоциональное обновление (коллективное ощущение радости и счастья).

Обычай – это воплощенные в движения и действия мировосприятие

людей и взаимоотношения между ними, которые влияют на духовную

культуру

народа

и

стимулируют

его

к

творче ству

(форм ы

взаимоотношений людей в быту, семье, на досуге, общепринятые приёмы

труда, определенные религиозные или дипломатические и т.п.). Обычай

является частью традиции. Варианты детских праздничных обычаев:

-

изготовление

(объявление)

приглашения

на

праздник,

создание

поздравительной открытки;

- поздравление с праздником, пожелание чего-то позитивного, ориентация

на комплименты;

- изготовление (выбор) подарка конкретному лицу;

- благодарность за игру.

Обряд

совокупность

(алгоритм)

традиционных,

условных

и

символических действий, воплощенных в целостном коллективном акте.

Обряд

устанавливается

традицией,

обычаем,

иногда

законом.

Обряды

относятся к традициям как их составные элементы. Варианты обрядов во

время развертывания детского праздника:

- вручение гостям каравая в начале праздника;

- разные хороводы;

- обряд посвящения в «артисты», «школьники» и т.п.;

- «бал выпускников», «путешествие по будущей школе».

Ритуал – определённый порядок действий во время осуществления

обряда или церемонии. Можно принять обряд и церемонию за содержание, а

ритуал назвать их формой. Ритуал – часть обряда, которая удерживает в себе

многообразные

знаки,

символы,

сигналы,

атрибуты

социальной

или

досуговой практики детей. Варианты ритуалов:

- поздравление с днём рождения;

- набор игроков в команду (жеребьёвка), выбор ведущего игры, игрового

поля, реквизита и т.п.;

- вход в игру или игровой процесс (фразы типа «раз, два, три – начало

игры!»), вход в праздничный зал, в сказку и т.п.;

- реагирование аплодисментами на эмоционально и содержательно ценные

фрагменты праздничного спектакля;

- обмен приветствиями;

- утешение побеждённых;

- этикетное поведение (приветствие при встрече, демонстрация уважения к

старшим,

девочкам,

вообще

к

людям;

или

же

особые

к

«обладателю

волшебных сил» и т.п.;

- трехкратный поклон после удачного выступления;

- колядование, гадание, украшение венками и т.п.

Церемония – совокупность символических, установленных действий во

время

проведения

торжественного

официального

государственного

или

гражданского

акта.

Церемониал

установленный

порядок

проведения

определённого обряда, акта, торжества; собственно этот акт, торжество как

процесс. Варианты церемоний во время детского праздника:

- открытие (закрытие) праздника;

- награждение победителей (получение подарков, грамот, знаков отличий);

- чествование победителей игры по определённой процедуре;

- вручение или возложение цветов;

-

посвящения

детей

(индивидуально

или

группой)

в

«друзей

сцены»,

«хранителей богатств родной земли», «волшебников добрых дел» и т.п.

Итак, детские праздники обычно несут в себе элементы

традиции,

обычаев,

обрядов,

ритуалов

и

церемоний.

Присутствие

их

в

детском

празднике

в

значительной

мере

украсит

его

общий

образ,

насытит

информативно

и

содержательно,

сделает

возможным

включение

многообразных видов деятельности и увлекательных в исполнении действий.

В современном детском празднике синтезировано большое количество

видов

и

жанров

искусства.

Это

расширяет

кругозор

детей,

формирует

этические

ценности

и

художественный

вкус,

развивает

творческие

способности

и

т.д.

А

яркие

впечатления

детства

будут

согревать

душу,

возможно, всю последующую жизнь.



В раздел образования