Автор: Козлова Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Камышла муниципального района Камышлинский Самарскойй области
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Описание опыта работы
Тема: Повышение познавательной активности учащихся средствами современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование
5.1
Описание опыта работы в качестве учителя-предметника.
Тема:
«Повышение
познавательной
активности
учащихся
средствами
современных
образовательных
технологий
на
уроках
истории
и
обществознания».
Аналитическое обоснование:
В Федеральных государственных образовательных стандартах сказано,
что общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение
знаний,
но
и
на
развитие
личности
ученика,
его
познавательных
и
созидательных способностей. Суть такого обучения в том, чтобы ученик, как
субъект
учения
имел
потребность
в
самоизменении
и
был
способным
удовлетворять
ее
посредством
учения,
т.е.
хотел,
любил
и
умел
учиться.
Каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать
ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей
степени
учитель
должен
научить
учащихся
самостоятельно
добывать
информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем
самым навыки познавательной деятельности.
В
этой
связи
в
процессе
обучения
истории
и
обществознания
целесообразно
создавать
для
учащихся
ситуацию
выбора,
что
требует
их
ознакомления
с
различными,
подчас
альтернативными,
точками
зрения
на
исторические
процессы,
факты,
события,
формирование
умения
отстаивать
свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь,
стимулирует
познавательную
деятельность
учащихся.
Требования,
предъявляемые
к
образованию,
изменились:
помимо
базовых
знаний
и
постоянного
овладения
новыми,
современный
учитель
должен
уметь
продуктивно использовать современные образовательные технологии, грамотно
вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами
информационных технологий.
Таким образом, задача современной школы - гуманизация образования, а
у
предмета
«история»
большой
потенциал
для
выполнения
задачи.
Для
выполнения этой задачи необходимо развитие личности ученика, развитие его
познавательных способностей, а соответственно познавательной активности.
Актуальным становится новый подход к процессам сбора, передачи
учебной
информации,
переработки
и
доведения
до
пользователя
с
помощью
средств
коммуникации, к разработке и использованию средств
диагностики и методики оценки индивидуальных образовательных результатов.
Проведя анкетирование по
Методике изучения мотивации обучения
подростков М.И.Лукьяновой, Н.В. Калининой. я получила такие результаты:
7-е
классы
(35
уч-
ся)
8-е классы (38 уч-
ся)
9 -ые классы (39 уч-
ся)
Очень
высокий
-
-
-
Высокий
1 уч-ся
2 уч-ся
1 уч-ся
Нормальный 8 уч-ся
9 уч-ся
9 уч-ся
Сниженный
22 уч-ся
24 уч-ся
24 уч-ся
Низкий
4 уч-ся
3 уч-ся
5 уч-ся
Как показывают
результаты исследования, в
классах, где я преподаю
недостаточный
уровень
мотивации
для
развития
собственной
личности,
самоизменения, которое требует современное общество.
Недостаточный уровень мотивации проявляется и в снижении успеваемости.
Анализ результатов итоговой аттестации за 2016-2017 учебный год показал, что
средний балл снижается с 7 класса к 9 классу.
Классы, в которых я работала
Средний балл
2014-2015 уч. год
5а
3.9
5б
3.8
6а
4
6б
3.9
7а
3.8
7б
43.9
8а
4
8б
4.1
Итак,
из
таблиц
видно
несоответствие
требованиям
времени
современного человека и результатами, которые я имела.
Поэтому
возникла
ПРОБЛЕМА:
на
протяжении
ряда
лет
в
классах
наблюдалось
снижение
познавательной
активности,
мотивации
к
изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов
личности учащихся.
Определение причины снижения мотивации к изучению предмета:
К
2015
г.
в
практике
моей
работы
преобладали
традиционные
методы
преподавания.
Необходимость
применения
современных
образовательных
технологий осознавалась мною, но подготовка к таким урокам требует больше
времени
и
физических
затрат.
Традиционные
методы
преподавания
способствовали
к
перегрузке
учащихся,
не
способствовали
развитию
познавательной активности, не формировали потребность в самообразовании,
снизилось
стремление
учеников
к
самостоятельным
формам
работы,
к
дополнительным
источникам
знаний,
неосознание
некоторыми
учащимися
значимости
учения.
Главной
причиной
отставания
является
не
наличие
пробелов
в
знаниях
предшествующего
материала,
а
неподготовленность
к
изучению
истории
обществознания
и
применении
полученных
знаний.
У
отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки
чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части
и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе
прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос.
Отсюда не способность понять материал, который становится не интересным.
Решить
проблему,
найти
выход
из
затруднительного
положения
–
вот
что
побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Данную проблему
я предполагала решить
освоением и применением на уроках современных
образовательных технологий.
Успешность обучения зависит от потребности овладения основами наук.
Чтобы
у
школьников
было
желание
изучать
предмет
нужно
сделать
урок
современным
и
увлекательным.
Урок
современный,
если
современно
его
содержание,
эффективны
формы
организации
деятельности
учащихся,
если
учитель
использует
элементы
различных
образовательных
технологий,
позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает
ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.
Я считаю, что мою проблему можно решить, используя на уроках
такие современные образовательные технологии, как технология
критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая, проблемного
обучения, работа в группах, разработка комплекса учебных заданий по
изучению трудных вопросов.
Цель: Развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению
предмета,
как
необходимых
условий
формирования
потребности
в
самообразовании
и
саморазвитии
через
использование
современных
образовательных технологий.
Задачи:
1. изучить современные образовательные технологии ( технология критического
мышления,
ИКТ,
здоровьесберегающая,
проблемного
обучения,
работа
в
группах и др).
2.
изменить
характер
и
уровень
деятельности,
используя
современные
образовательные
технологии:
расширить
зоны
индивидуальной
активности
ребёнка, увеличить долю практической и самостоятельной работы школьников,
использовать многообразные формы самостоятельной работы школьников.
3.
обеспечить
обратную
связь
«ученик-учитель»,
выстраивать
субъект-
субъектные отношения в учебной деятельности.
Гипотеза: Если я буду использовать современные образовательные технологии
на своих уроках, то повысится качество учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Описание выполненных действий.
1 . На первом этапе работы я изучила Стандарты образования второго
поколения
и определила требования, которые предъявляются к современной
школе и к современным выпускникам. Я пришла к выводу, что особенность
нашего
времени
–
предъявление
к
учителю
требований:
высокий
профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий.
Школа должна ориентироваться на развитие личности, его познавательных и
созидательных
способностей.
Было
проанализировано
состояние
процесса
обучения и несоответствия современным требованиям. Необходимо пробудить
желание
учиться,
формировать
познавательный
интерес,
направленный
на
развитие личности.
Главное
требование
к
современному
уроку
истории
—
воспитать
гражданина
и
патриота
России,
активного,
принципиального,
способного защищать интересы страны. Гражданина, способного критически
относиться к прошлому и настоящему, способного делать собственные выводы
на основе самостоятельного изучения исторических источников, способного
ориентироваться
в
важнейших
достижениях
мировой
культуры .
Мною
были
сделаны
выводы,
что
необходимо
менять
традиционную
модель урока, она исчерпала себя, так как она ставит своей целью запоминание
и последующее воспроизведение информации. На смену ей должна прийти
новая модель, основанная на активных и интерактивных формах обучения. В
отличие от традиционных методик, где я давала определённые знания и уч-ся
воспроизводили их, при использовании СОТ ученик сам открывает путь к
познанию.
Проектирование
рабочих
программ
в
основной
школе
на
основании нового УМК по отечественной истории, проектирование урока в
современной информационной среде поможет мне в этом.
2. На втором этапе я обучилась на курсах повышения квалификации по
освоению
современных
образовательных
технологий,
по
проектированию
рабочих
программ
в
основной
школе
на
основании
нового
УМК
по
отечественной
истории,
проектированию
урока
в
современной
информационной среде. Изучила следующие теории:
- теории, ориентированные на развивающую функцию обучения (В.М. Монахов, А.Г.
Мордкович, О.Б. Епишева);
- теории личностно-ориентированного образования (И. С. Якиманская, А.В. Хуторской);
-здоровьеформирующие образовательные технологии (Петров О.В., Н.К.Смирнов,
В.Д.Сонькин);
-проблемного (Т.И. Шамова, М.И. Махмутов), интегративного (М.А. Шаталов, Н.Е
Кузнецова), проектного (С.Т.Шацкий) обучений, групповых и коллективных способов обучения
(В.К.Дьяченко), информационно-коммуникационных технологий (Г.К. Селевко), технологии
сотрудничества (Ш.А.Амонашвили) и
пришла к выводу, что СОТ должны
использоваться в системе, и эффективны на уроках истории.
Я
на
своих
уроках
стала
использовать
современные
образовательные
технологии.
Работа
с
историческими
документами
идет
с использованием
проблемного
обучения
и
технологии
критического
мышления.
Они
систематизируют информацию, формулируют проблему, выражают собственное
мнение.
Технология
смыслового
чтения
включает
в
себя
интересные
приемы. История – это текстовая информация, которую надо обрабатывать. Это
поисковая деятельность учеников выявляет неизвестную доселе информацию.
Технология решения изобретательских задач работает в большей степени
для развития творческого мышления.
Дискуссионные технологии в виде дебатов и учебных дискуссий – это
тоже элемент моей деятельности, когда ребята делятся на группы, спорят между
собой, доказывают свою точку зрения, учатся слышать друг друга и при этом
аргументировать.
На уроках использую информационные коммуникативные технологии.
Высокий
уровень
новизны
для
учащихся
электронных
средств
обучения,
большой интерес, проявляемый ими к новым информационным технологиям,
востребованность в жизни умений и навыков работы на компьютере стали
активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения на
моих
уроках. Использование
ИКТ
помогает
сделать
изложение
нового
материала более увлекательным, наглядным и динамичным, помогает легко
устанавливать
обратную
связь
с
учениками.
Современный
компьютер,
снабженный соответствующим программным обеспечением, может не только
предъявлять ученику определённые блоки информации, но и более рационально
управлять процессом обучения, оценивать его результаты.
И с п ол ь зу ю здоровьесберегающие
технологии.
Э т о
н е
т о л ь к о
физминутки,
но
и
обеспечение
позитивного
опыта
деятельности,
т.к.
позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в
групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции,
которые могут возникнуть в ее процессе. Дозирую учебную нагрузку через
методы и приемы разноуровневого обучения.
Дебаты позволяют моим учащимся приобрести опыт познавательной и
практической
деятельности,
критически
осмысливать
информацию,
формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения.
А
творческая
работа
в
группах
(мини-проекты)
на
основе
алгоритма
учащиеся
заполняют
«Рабочие
листы»)
позволяет
активизировать
познавательную деятельность.
Технология
проектной
и
исследовательской
деятельности,
направленна на решение
проблемы, сформулированной самими учащимися,
когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы —
носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма
важно,
интересен
и
значим
для
самих
открывателей. Практическим
результатом
нашей
деятельности
стало
создание
школьного
краеведческого музея и музея Боевой славы. Создан сайт музея.
В 2019 году результатом длительной исследовательской деятельности
стало издание печатной «Книги Памяти». Один экземпляр этой книги
хранится в Самарской областной универсальной научной библиотеке.
Описание достигнутых образовательных результатов
Проведя
анкетирование
по
Методике
изучения
мотивации
обучения
подростков
М.И.Лукьяновой,
Н.В.
Калининой
в
конце
учебного
года,
я
получила такие результаты:
7-е классы (35 уч-ся)
8-е классы (38 уч-
ся)
8 -ые классы (39 уч-
ся)
Высокий
8 уч-ся
7 уч-ся
9 уч-ся
Нормальны
й
25 уч-ся
20 уч-ся
29 уч-ся
Сниженный
2 уч-ся
1 уч-ся
1 уч-ся
Низкий
-
-
-
Таблица результатов итоговой аттестации учащихся (за последние 3 года)
Класс
Средний балл
2016-2017
учебный год
Класс
Средний балл
2017-2018
учебный год
Класс
Средний балл
2018-2019
учебный год
Дина
мика
5а
4.2
6а
4,3
+
5б
4.1
6б
4,2
+
6а
4.1
7а
4.2
8а
4.4
+
6б
3.9
7б
4.1
8б
4.2
+
7а
4
8а
4.2
9а
4.4
+
7б
4.1
8б
4.3
9б
4.5
+
8а
3.9
9а
4.1
10
4.3
+
8б
4
9б
4.2
+
9а
4.1
10
4.3
11
4.4
+
9б
4.17
+
Результаты ОГЭ по истории
Год/уровень
Школьный
Окружной
Региональный
2018-2019
4,67
4.1
3.8
Таким образом, если использовать современные образовательные технологии
на своих уроках, то повысится качество учебно-познавательной деятельности
учащихся.