Автор: Пляскина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №4
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательно - исследовательская деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
педагогического мероприятия с детьми
по теме «Соленая история»
Разработала:
Пляскина
Галина
Валентиновна,
воспитатель
МАДОУ
д/с
№
4
муниципального образования Славянский район
Возраст воспитанников: средняя группа (4-5 лет).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
−
Систематизировать представления о свойствах соли в сравнении со свойствами
сахара.
Развивающие
−
Развивать навыки экспериментальной деятельности (умение сравнивать,
анализировать, делать выводы).
Воспитательные:
−
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
1.
Пластиковые стаканы
2.
Пластиковые ложки
3.
Пластиковые тарелки
4.
Лупы
5.
Пипетки
6.
Влажные салфетки
7.
Сахар-песок
8.
Соль каменная–пищевая
9.
Лед – 2 шт.
10.Фартуки
11.Куриное яйцо- 2 шт.
12.Мольберты
13.Карты опытов, маркеры
1
1 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности
Воспитатель встречает детей
Здравствуйте ребята, рада вас видеть! Давайте знакомиться.
Меня зовут Галина Валентиновна, как зовут вас, я вижу на бейджиках.
Предлагаю теперь узнать друг друга получше, согласны? Чем вы любите заниматься
больше всего?
Замечательно! Как же у вас весело и интересно!
А я с ребятами моей группы больше всего люблю проводить опыты.
Но недавно у нас случилась неприятность: в нашей лаборатории перепутались
вещества для опытов. Вот послушайте, что говорят ребята.
На экране видеообращение детей подготовительной группы:
«Привет,
ребята,
мы
дети
из
подготовительной
группы.
Для
опыта
нам
необходимо выявить вещество, которое:
−
белого цвета,
−
сыпучее,
−
состоит из кристаллов,
−
без запаха
−
впитывает воду,
−
растворяется в воде,
−
растворяет соль,
−
держит предметы на плаву.
Помогите, пожалуйста, найти из двух веществ нужное. Мы передали вам всё
необходимое».
Ребята предлагаю присесть, как вам удобно, и посмотреть, что же передали ребята
из подготовительной группы.
Достает две одинаковые банки 1
я
– с солью, 2
я
с сахаром.
Если дети визуально не определяют соль и сахар, то воспитатель до последнего
опыта говорит «вещества»
1
А
как
же
нам
определить,
в
какой
из
них нужное
нам
вещество?
Ваши
предложения…
(провести опыты, рассмотреть, исследовать).
Отличное предложение. А для того, чтобы мы правильно сделали выводы, ребята
передали нам Карты
опытов, на которых мы будем отмечать
все, что узнали.
С ними я вас познакомлю чуть позже.
Мне кажется, мои ребята предлагают вам поиграть в игру «Ученые»?
Вы принимаете предложение, поиграем?
2 этап: планирование детьми их деятельности
1
Второй вариант заключения занятия см. на стр. 7
2
Воспитатель:
Ребята, скажите,
пожалуйста, есть ли у вас девиз,
который
настраивает вас на серьезную игру?
Возможные варианты ответов детей:
Дружно за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся
Любим мы играть, читать
Мы хотим все знать!
Если в группе нет своей традиционной речёвки, воспитатель может предложить
свою:
Собрались сегодня вместе,
Чтобы было интересней.
Что-то новое узнаем.
Что ж, ребята, начинаем?
Воспитатель: Итак, товарищи ученые, чтобы ваша одежда осталась чистой и
опрятной, что нужно сделать?
(надеть фартуки)
Пожалуйста, берите фартуки и надевайте, не забывайте помогать друг другу.
А пока вы одеваетесь, расскажите, пожалуйста, а у вас в группе есть центр
экспериментов (лаборатория)? Какие уже проводили опыты, эксперименты?
Наверно, и правила работы в лаборатории знаете? Какие?
Предполагаемые ответы детей
−
В лаборатории надевай специальную одежду (фартуки).
−
На рабочем месте соблюдай чистоту и порядок.
−
Во время эксперимента не мешай другу, не толкайся и не шуми.
−
Все вещества для эксперимента бери только ложкой.
−
Работая с веществами, не пробуй их на вкус.
−
Не трогай руками глаза.
−
После работы вымой руки или вытри влажной салфеткой.
−
После работы убери рабочее место.
Воспитатель: Как хорошо, что вы это знаете.
Если дети затрудняются, воспитатель рассказывает правила, которые
соблюдают дети подготовительной группы.
Предлагаю разделиться на две команды, дна команда ученых будет проводить опыты
с веществом из банки №1 (с солью), другая команда ученых – с веществом из банки
№ 2 (с сахаром).
(Если дети не смогут сразу определиться, кто в какой команде будет работать,
предложить считалочку и т.п.)
Воспитатель предлагает взять подносы, собрать на них всё необходимое и
отнести на своё рабочее место (чтобы не было затруднений, на столе с
атрибутами приготовлена Карта, где нарисованы все предметы)
3
Дети организуют пространство для исследовательской деятельности, садятся за
столы, проводят под руководством воспитателя опыты.
Воспитатель крепит на мольберты Карты опыта
3 этап: реализация детского замысла
Опыт №1 (фронтально)
Воспитатель: Первое задание подготовишек – нужно найти белое вещество.
Что вы можете сказать о цвете соли и сахара (вещества из банок)?
Дети: оба вещества одинакового белого цвета
Или: соль белая, сахар желтый
Замечательно, делаем отметку в нашей Карте.
Опыт № 2
Ещё нам нужно определить сыпучее вещество.
Возьмите по ложке каждого вещества и положите на тарелку. Что вы наблюдали,
когда выполняли это действие? А вы? (вещество рассыпалось). Оно льётся? Оно
тянется? Оно сыплется? Значит, вещества какие? (вещества сыпучие).
Давайте это отметим на Карте.
Если Карты опыта только вводятся в экспериментальную деятельность, отметку
может делать воспитатель, если дети знакомы с фиксированием результата
опыта, можно предложить ребенку. Если в группе есть гиперактивный ребенок,
то целесообразно будет поручить это ему.
Воспитатель: Ребята, сделаем вывод: и соль и сахар – сыпучие вещества.
Опыт № 3
Воспитатель:
Когда вы насыпали вещества в тарелку, наверняка, заметили, что они
состоят
из
мелких
частиц? Скажите,
чем
мы
можем
воспользоваться,
чтобы
поближе
рассмотреть
частички
соли
и
сахара?
(Лупа,
увеличительное
стекло).
Рассмотрите их через лупу.
На что похожи частицы веществ?
(крупинки, на
квадратики, на треугольники). Кто знает, как правильно называются эти частицы?
Эти частицы по-научному (правильно) называются кристаллы.
Вывод: Оба вещества состоят из кристаллов. Давайте отметим на Карте
Опыт № 4
Товарищи ученые, в следующем опыте, нам нужно узнать какое же вещество
впитывает воду. Как вы думаете, что нам понадобится для проведения этого опыта?
Дети: пипетка, вода
Замечательно, приступим и посмотрим, что же получится. Наберите в пипетку воды
и капните на соль или сахар, что на ваших тарелочках. Что вы заметили ?
Дети: воды не видно, и там и там вода впиталась.
Фиксируем результат на Карте.
Опыт № 5
4
Как вы считаете, что произойдёт, если соль и сахар (эти вещества) опустить в
воду? Возьмите по 1 ложке вещества и растворите в стакане с водой.
Хорошенько
размешайте.
Внимательно
посмотрите
на
воду.
Куда
делись
кристаллы? (кристаллы исчезли, они растворились).
Вывод: оба вещества – растворимые. Отметим результат на Карте.
Опыт № 6 (демонстрационно или по подгруппам)
Воспитатель: Что еще подготовишки просили узнать? Какое вещество растворяет
лед.
У меня есть 2 кусочка льда, я положу их на разные тарелки. Один кусок
посыплем солью (веществом, которое в банке № 1), другой – сахаром (веществом
из банки № 2) (можно вызвать двух помощников из команд).
Если реакция пойдет не сразу:
Воспитатель: Пару минут нужно подождать, а мы пока разомнемся,
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг…
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
Ребята, возвращайтесь на свои рабочие места
Что происходит со льдом?
№ 1: он тает, стал рыхлый, начинает плавиться, течёт
№ 2: почти без изменений
Отмечаем на Карте это свойство. Наконец-то, первое различие!!!
Опыт № 7 (по подгруппам)
Воспитатель: А чтобы убедиться, что в этой банке точно нужное нам
вещество, проведём ещё один эксперимент с варёным яйцом. Нужное нам
вещество должно удерживать предметы на поверхности.
Подскажите, как будет себя вести яйцо в простой воде? (ответы детей).
Какие интересные у вас рассуждения. Давайте это проверим.
5
Воспитатель: А теперь опыт: перед вами 2 больших стакана.
Ученые команды № 1, слейте
в
1
й
стакан из своих стаканчиков воду и
добавьте по ложке соли и размешайте.
Ученые команды № 2, слейте во 2
й
стакан из своих стаканчиков воду и
добавьте по ложке сахара и размешайте.
Теперь опустите аккуратно яйцо.
Что вы наблюдаете? (в первом – яйцо плавает на поверхности, а во втором
стакане оно утонуло)
Зафиксируем это на Карте.
Теперь мы с утверждением можем сказать,
что в банке № 1 точно то, что нужно ребятам!
Итак, какое вещество нам загадали ребята подготовительной группы? Соль!
Обобщение по Картам:
Что вы можете рассказать
о соли,
глядя на
Карты? (ответы детей: соль сыпучая, белого цвета, состоит из кристаллов,
впитывает воду, растворимая в воде, растворяет лёд, в соленой воде яйцо не
тонет).
4 этап: рефлексия по итогам деятельности
Товарищи ученые, кому мы сегодня помогали?
(ребятам из подготовительной группы).
Чем мы занимались в лаборатории? (проводили опыты и эксперименты с солью и
сахаром).
Что вам понравилось?///Благодарю за твое мнение.
Какие затруднения вы испытывали?///Ты прав(а), это было непросто.
Кому интересно было экспериментировать – похлопайте, кому не интересно –
потопайте. Спасибо, мне тоже очень приятно и интересно было с вами играть и
делать опыты.
Ребятам подготовительной группы я передам заполненные Карты опытов, они
будут очень признательны за помощь.
Вы внимательно меня слушали, правильно выполняли все опыты, соблюдали
правила
поведения
в
лаборатории.
Ребята,
вспомните,
пожалуйста,
последнее
правило: нам
надо
оставить
после игры чистоту и порядок. Сложите все на
подносы и отнесите ……младшему воспитателю…
*
Если
дети
визуально
не
определяют
соль
и
сахар,
то
воспитатель
до
последнего опыта говорит «вещества»
Воспитатель (после
последнего
опыта) Как
же
нам
узнать,
с
какими
веществами мы проводили опыты…
6
Возможно, дети предложат попробовать на вкус. Напомните им правило, что
в лаборатории ничего пробовать нельзя
Мы узнаем это, разгадав загадки:
Что же то за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек.
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает
(Сахар)
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это (Соль)
Молодцы, ребята, и с загадками справились
Итак, какое вещество нам загадали ребята подготовительной группы? Соль!
Обобщение по Картам:
Что вы можете рассказать
о соли,
глядя на Карты?
(ответы детей: соль сыпучая, белого цвета, состоит из кристаллов, впитывает
воду, растворимая в воде, растворяет лёд, в соленой воде яйцо не тонет).
*
Можно добавить:
Воспитатель: Вот сколько свойств соли мы сегодня узнали.
Давайте уточним, как человек использует соль.
Скажите:
Соль нужна для того, чтобы….(посолить еду, засолить огурцы,
посыпать зимой дорожки…).
(Дидактическая игра с мешочком с солью, передавать и говорить)
4 этап: рефлексия по итогам деятельности
7