Напоминание

"Познавательно - исследовательская деятельность"


Автор: Пляскина Галина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №4
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательно - исследовательская деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

педагогического мероприятия с детьми

по теме «Соленая история»

Разработала:

Пляскина

Галина

Валентиновна,

воспитатель

МАДОУ

д/с

4

муниципального образования Славянский район

Возраст воспитанников: средняя группа (4-5 лет).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное

развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей с помощью экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать представления о свойствах соли в сравнении со свойствами

сахара.

Развивающие

Развивать навыки экспериментальной деятельности (умение сравнивать,

анализировать, делать выводы).

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

1.

Пластиковые стаканы

2.

Пластиковые ложки

3.

Пластиковые тарелки

4.

Лупы

5.

Пипетки

6.

Влажные салфетки

7.

Сахар-песок

8.

Соль каменная–пищевая

9.

Лед – 2 шт.

10.Фартуки

11.Куриное яйцо- 2 шт.

12.Мольберты

13.Карты опытов, маркеры

1

1 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности

Воспитатель встречает детей

Здравствуйте ребята, рада вас видеть! Давайте знакомиться.

Меня зовут Галина Валентиновна, как зовут вас, я вижу на бейджиках.

Предлагаю теперь узнать друг друга получше, согласны? Чем вы любите заниматься

больше всего?

Замечательно! Как же у вас весело и интересно!

А я с ребятами моей группы больше всего люблю проводить опыты.

Но недавно у нас случилась неприятность: в нашей лаборатории перепутались

вещества для опытов. Вот послушайте, что говорят ребята.

На экране видеообращение детей подготовительной группы:

«Привет,

ребята,

мы

дети

из

подготовительной

группы.

Для

опыта

нам

необходимо выявить вещество, которое:

белого цвета,

сыпучее,

состоит из кристаллов,

без запаха

впитывает воду,

растворяется в воде,

растворяет соль,

держит предметы на плаву.

Помогите, пожалуйста, найти из двух веществ нужное. Мы передали вам всё

необходимое».

Ребята предлагаю присесть, как вам удобно, и посмотреть, что же передали ребята

из подготовительной группы.

Достает две одинаковые банки 1

я

– с солью, 2

я

с сахаром.

Если дети визуально не определяют соль и сахар, то воспитатель до последнего

опыта говорит «вещества»

1

А

как

же

нам

определить,

в

какой

из

них нужное

нам

вещество?

Ваши

предложения…

(провести опыты, рассмотреть, исследовать).

Отличное предложение. А для того, чтобы мы правильно сделали выводы, ребята

передали нам Карты

опытов, на которых мы будем отмечать

все, что узнали.

С ними я вас познакомлю чуть позже.

Мне кажется, мои ребята предлагают вам поиграть в игру «Ученые»?

Вы принимаете предложение, поиграем?

2 этап: планирование детьми их деятельности

1



Второй вариант заключения занятия см. на стр. 7

2

Воспитатель:

Ребята, скажите,

пожалуйста, есть ли у вас девиз,

который

настраивает вас на серьезную игру?

Возможные варианты ответов детей:

Дружно за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся

Любим мы играть, читать

Мы хотим все знать!

Если в группе нет своей традиционной речёвки, воспитатель может предложить

свою:

Собрались сегодня вместе,

Чтобы было интересней.

Что-то новое узнаем.

Что ж, ребята, начинаем?

Воспитатель: Итак, товарищи ученые, чтобы ваша одежда осталась чистой и

опрятной, что нужно сделать?

(надеть фартуки)

Пожалуйста, берите фартуки и надевайте, не забывайте помогать друг другу.

А пока вы одеваетесь, расскажите, пожалуйста, а у вас в группе есть центр

экспериментов (лаборатория)? Какие уже проводили опыты, эксперименты?

Наверно, и правила работы в лаборатории знаете? Какие?

Предполагаемые ответы детей

В лаборатории надевай специальную одежду (фартуки).

На рабочем месте соблюдай чистоту и порядок.

Во время эксперимента не мешай другу, не толкайся и не шуми.

Все вещества для эксперимента бери только ложкой.

Работая с веществами, не пробуй их на вкус.

Не трогай руками глаза.

После работы вымой руки или вытри влажной салфеткой.

После работы убери рабочее место.

Воспитатель: Как хорошо, что вы это знаете.

Если дети затрудняются, воспитатель рассказывает правила, которые

соблюдают дети подготовительной группы.

Предлагаю разделиться на две команды, дна команда ученых будет проводить опыты

с веществом из банки №1 (с солью), другая команда ученых – с веществом из банки

№ 2 (с сахаром).

(Если дети не смогут сразу определиться, кто в какой команде будет работать,

предложить считалочку и т.п.)

Воспитатель предлагает взять подносы, собрать на них всё необходимое и

отнести на своё рабочее место (чтобы не было затруднений, на столе с

атрибутами приготовлена Карта, где нарисованы все предметы)

3

Дети организуют пространство для исследовательской деятельности, садятся за

столы, проводят под руководством воспитателя опыты.

Воспитатель крепит на мольберты Карты опыта

3 этап: реализация детского замысла

Опыт №1 (фронтально)

Воспитатель: Первое задание подготовишек – нужно найти белое вещество.

Что вы можете сказать о цвете соли и сахара (вещества из банок)?

Дети: оба вещества одинакового белого цвета

Или: соль белая, сахар желтый

Замечательно, делаем отметку в нашей Карте.

Опыт № 2

Ещё нам нужно определить сыпучее вещество.

Возьмите по ложке каждого вещества и положите на тарелку. Что вы наблюдали,

когда выполняли это действие? А вы? (вещество рассыпалось). Оно льётся? Оно

тянется? Оно сыплется? Значит, вещества какие? (вещества сыпучие).

Давайте это отметим на Карте.

Если Карты опыта только вводятся в экспериментальную деятельность, отметку

может делать воспитатель, если дети знакомы с фиксированием результата

опыта, можно предложить ребенку. Если в группе есть гиперактивный ребенок,

то целесообразно будет поручить это ему.

Воспитатель: Ребята, сделаем вывод: и соль и сахар – сыпучие вещества.

Опыт № 3

Воспитатель:

Когда вы насыпали вещества в тарелку, наверняка, заметили, что они

состоят

из

мелких

частиц? Скажите,

чем

мы

можем

воспользоваться,

чтобы

поближе

рассмотреть

частички

соли

и

сахара?

(Лупа,

увеличительное

стекло).

Рассмотрите их через лупу.

На что похожи частицы веществ?

(крупинки, на

квадратики, на треугольники). Кто знает, как правильно называются эти частицы?

Эти частицы по-научному (правильно) называются кристаллы.

Вывод: Оба вещества состоят из кристаллов. Давайте отметим на Карте

Опыт № 4

Товарищи ученые, в следующем опыте, нам нужно узнать какое же вещество

впитывает воду. Как вы думаете, что нам понадобится для проведения этого опыта?

Дети: пипетка, вода

Замечательно, приступим и посмотрим, что же получится. Наберите в пипетку воды

и капните на соль или сахар, что на ваших тарелочках. Что вы заметили ?

Дети: воды не видно, и там и там вода впиталась.

Фиксируем результат на Карте.

Опыт № 5

4

Как вы считаете, что произойдёт, если соль и сахар (эти вещества) опустить в

воду? Возьмите по 1 ложке вещества и растворите в стакане с водой.

Хорошенько

размешайте.

Внимательно

посмотрите

на

воду.

Куда

делись

кристаллы? (кристаллы исчезли, они растворились).

Вывод: оба вещества – растворимые. Отметим результат на Карте.

Опыт № 6 (демонстрационно или по подгруппам)

Воспитатель: Что еще подготовишки просили узнать? Какое вещество растворяет

лед.

У меня есть 2 кусочка льда, я положу их на разные тарелки. Один кусок

посыплем солью (веществом, которое в банке № 1), другой – сахаром (веществом

из банки № 2) (можно вызвать двух помощников из команд).

Если реакция пойдет не сразу:

Воспитатель: Пару минут нужно подождать, а мы пока разомнемся,

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг…

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

Ребята, возвращайтесь на свои рабочие места

Что происходит со льдом?

№ 1: он тает, стал рыхлый, начинает плавиться, течёт

№ 2: почти без изменений

Отмечаем на Карте это свойство. Наконец-то, первое различие!!!

Опыт № 7 (по подгруппам)

Воспитатель: А чтобы убедиться, что в этой банке точно нужное нам

вещество, проведём ещё один эксперимент с варёным яйцом. Нужное нам

вещество должно удерживать предметы на поверхности.

Подскажите, как будет себя вести яйцо в простой воде? (ответы детей).

Какие интересные у вас рассуждения. Давайте это проверим.

5

Воспитатель: А теперь опыт: перед вами 2 больших стакана.

Ученые команды № 1, слейте

в

1

й

стакан из своих стаканчиков воду и

добавьте по ложке соли и размешайте.

Ученые команды № 2, слейте во 2

й

стакан из своих стаканчиков воду и

добавьте по ложке сахара и размешайте.

Теперь опустите аккуратно яйцо.

Что вы наблюдаете? (в первом – яйцо плавает на поверхности, а во втором

стакане оно утонуло)

Зафиксируем это на Карте.

Теперь мы с утверждением можем сказать,

что в банке № 1 точно то, что нужно ребятам!

Итак, какое вещество нам загадали ребята подготовительной группы? Соль!

Обобщение по Картам:

Что вы можете рассказать

о соли,

глядя на

Карты? (ответы детей: соль сыпучая, белого цвета, состоит из кристаллов,

впитывает воду, растворимая в воде, растворяет лёд, в соленой воде яйцо не

тонет).

4 этап: рефлексия по итогам деятельности

Товарищи ученые, кому мы сегодня помогали?

(ребятам из подготовительной группы).

Чем мы занимались в лаборатории? (проводили опыты и эксперименты с солью и

сахаром).

Что вам понравилось?///Благодарю за твое мнение.

Какие затруднения вы испытывали?///Ты прав(а), это было непросто.

Кому интересно было экспериментировать – похлопайте, кому не интересно –

потопайте. Спасибо, мне тоже очень приятно и интересно было с вами играть и

делать опыты.

Ребятам подготовительной группы я передам заполненные Карты опытов, они

будут очень признательны за помощь.

Вы внимательно меня слушали, правильно выполняли все опыты, соблюдали

правила

поведения

в

лаборатории.

Ребята,

вспомните,

пожалуйста,

последнее

правило: нам

надо

оставить

после игры чистоту и порядок. Сложите все на

подносы и отнесите ……младшему воспитателю…

*

Если

дети

визуально

не

определяют

соль

и

сахар,

то

воспитатель

до

последнего опыта говорит «вещества»

Воспитатель (после

последнего

опыта) Как

же

нам

узнать,

с

какими

веществами мы проводили опыты…

6

Возможно, дети предложат попробовать на вкус. Напомните им правило, что

в лаборатории ничего пробовать нельзя

Мы узнаем это, разгадав загадки:

Что же то за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек.

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает

(Сахар)

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались? Ну, конечно, это (Соль)

Молодцы, ребята, и с загадками справились

Итак, какое вещество нам загадали ребята подготовительной группы? Соль!

Обобщение по Картам:

Что вы можете рассказать

о соли,

глядя на Карты?

(ответы детей: соль сыпучая, белого цвета, состоит из кристаллов, впитывает

воду, растворимая в воде, растворяет лёд, в соленой воде яйцо не тонет).

*

Можно добавить:

Воспитатель: Вот сколько свойств соли мы сегодня узнали.

Давайте уточним, как человек использует соль.

Скажите:

Соль нужна для того, чтобы….(посолить еду, засолить огурцы,

посыпать зимой дорожки…).

(Дидактическая игра с мешочком с солью, передавать и говорить)

4 этап: рефлексия по итогам деятельности

7



В раздел образования