Автор: Шмелева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Црр-д/с №4"
Населённый пункт: г.Тула, п.Косая Гора
Наименование материала: статья
Тема: Подвижная игра как средство установления эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком
Раздел: дошкольное образование
Подвижная игра как средство установления эмоционального контакта между
воспитателем и ребёнком
Игра
-
исторически
возникший
вид
деятельности,
заключающийся
в
воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной
форме.
Игра
(по
определению
А.
Н.
Леонтьева)
является
ведущей
деятельностью
ребенка-дошкольника,
т.е.
такой
деятельностью,
благодаря
которой
происходят
главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические
процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
В
дошкольном
возрасте
дети
играют
в
разнообразные
игры:
в
творческие
(сюжетно-ролевую, строительно-конструктивную, театрализованную), в игры с правилами
(дидактические, подвижные, музыкальные), каждая из которых способствует возникновению
и развитию у детей ряда психических процессов и новообразовании.
Среди изученных точек зрения российских и зарубежных авторов наблюдается
единство мнений в том, что основной частью воспитательно-образовательной среды в
дошкольном возрасте была и остается игра.
Сформированность игровой деятельности является важным критерием нормального
развития ребенка. Если игра не сформирована, то ребенок не испытывает потребности в
переходе к новой ведущей деятельности - учебной. Единственный язык, который легко
дается детям – это язык игры.
Основными требованиями к подвижной игре являются воспитание, умения
действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в
соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом в заданном
направлении, обращать внимание на выразительность движения (кошка просыпается,
потягивается, мяукает). Систематическое повторение подвижных игр ведет к
совершенствованию и закреплению необходимых навыков, развитию легкости и
непринужденности передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой
ситуации, умение быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других
играющих. Повторное выполнение правил игры помогает развитию мыслительных
способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно начиная с
младшей группы. Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается
в том случае, если при повторении игра несколько видоизменяется и усложняется.
Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает ее
эмоциональность, способствует установлению других контактов между воспитателем и
детьми и развитию положительных коллективных контактов между детьми.
В момент физического и эмоционального напряжения подвижные игры помогут
«выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.
Работая с детьми возраста 3-4 лет, считаю наиболее эффективным использовать
в своей работе подвижные игры. Основная задача подвижных игр ребенка в детском саду
–
формирование
эмоционального
контакта,
доверия
детей
к
воспитателю.
Ребенок
должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека
(такого, как мама) и интересного партнера в игре.
Я постоянно рассказываю и показываю детям, как должны вести себя персонажи
игры, подчеркивая характерные черты движения каждого из них.
В своей группе требую и добиваюсь от детей четкого и точного выполнения
условий и правил игры. Стараюсь использовать игры и менее известные, но обязательно
со стихотворным текстом, что делает их более привлекательными для детей.
Для развития эмоционально- волевой сферы с детьми играю в известные игры,
такие как : «Солнышко и дождик», «Карусели», «Пузырь», «Зайцы и волк», «Мыши и кот»
и т.д.
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на все стороны личности
ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,
способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению
нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они
воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость,
организованность, инициативу. Проведение подвижных игр сопряжено с большим
эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Подвижная игра - это источник радости и одно из средств общения взрослого и
ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому
малышу.
Поэтому подвижная игра - это лучшее, понятное, доступное средство развития
эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
.
2