Автор: Григорьева Кристина Андреевна
Должность: преподаватель по пм 02 "участие в в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах "
Учебное заведение: ГАПОУ "Куйбышевский медицинский техникум "
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: Осуществление сестринского ухода за пациентом при различных состояниях и заболеваниях органов дыхания
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Новосибирской области
«Куйбышевский медицинский техникум»
Методическая разработка
практического занятия
ПМ 02«Участие в лечебно-диагностических и
реабилитационных мероприятиях »
Тема:«
Осуществление сестринского ухода за
пациентом при различных состояниях и
заболеваниях органов дыхания»
Подготовил преподаватель:
Григорьева Кристина Андреевна
Цели учебного занятия:
Дидактическая: Научить студента применять знания и умения по теме:
«Осуществление
сестринского
ухода
за
пациентом
при
различных
состояниях и заболеваниях органов дыхания»
ПК2.1
Представлять информацию
в понятном для
пациента виде
,объяснять ему суть вмешательств
ПК2.2Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами
их использования .
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры , оборудования и
изделий
медицинского
назначения
в
ходе
лечебно-диагностического
процесса.
Развивающая: Развивать клиническое мышление, профессиональную речь,
умение составлять план и пользоваться им, умение общаться с пациентом,
умение
оценивать
свои
действия
по
отношению
к
пациенту,
контролировать и выполнять манипуляции.
Воспитательная:
Способствовать
нравственному,
эстетиче скому,
духовному
воспитанию;
формировать
профессиональный
кругозор
и
общую
культуру.
ОК
1.Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2.Организовывать
собственную
деятельность
,выбирать
типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач ,оценивать их
выполнение и качество.
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
д л я
э ф ф е кт и в н о го
в ы п ол н е н и я
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
з а д а ч ,
профессионального и личностного развития .
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 12.организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии , инфекционной и противопожарной
безопасности.
Требования к знаниям, умениям в соответствии с ФГОС, которые
студент должен :
Знать: причины ,
клинические проявления, возможные осложнения,
методы
диагностики
проблем
пациента
,
организация
и
оказание
сестринской помощи ; пути введения лекарственных препаратов; правила
использование
аппаратуры,
оборудования,
изделий
медицинского
назначения.
Уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам ;
осуществлять
сестринский
уход
при
различных
заболеваниях
и
состояниях; консультировать пациента и его окружение по применению
лекарственных
средств
;
проводить
мероприятия
по
сохранению
и
улучшению качества жизни пациента ; вести утвержденную медицинскую
документацию.
Продолжительность:180 мин.
Место проведения: учебный кабинет №9 .
Образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии
Методы
и
приемы
обучения:
наглядные
и
практические
методы
обучения.
Учебно-наглядные
и
натуральные
пособия,
раздаточный
материал:
тесты, ситуационные задачи, методические разработки для студентов.
Технические средства обучения: телевизор ,компьютер .
Межпредметные
и
внутрипредметные
связи: психология;
гигиена;
здоровый
человек
и
его
окружение;
выполнение
работ
по
профессии
младшая
медицинская
сестра
по
уходу
за
больными
;
проведение
профилактических мероприятий.
Литература:
Основные учебные издания:
1.
В.ГЛычев , Т.Т. Карманова , «Сестринское дело в терапии »
2.
Э.В
Смолева
«Сестринское
дело
в
терапии
с
курсом
первичной
медицинской помощи».
3.
Э.В.Смолева «Сестринский уход в терапии ».
4.
Т.П.Обуховец
«Сестринское
дело
в
терапии
с
курсом
первичной
медицинской помощи: практикум ».
План проведения занятия:
№
Этапы занятия
Время
1.
Организационный момент
5 мин
2.
Мотивация
5 мин
3.
Устный фронтальный опрос
15 мин
4.
Выполнение тестовых заданий
20 мин
5.
Проверка домашнего задания
20 мин
6.
П р а к т и ч е с к а я
ч а с т ь
( р а б о т а
с
методическим
пособием,дополнительной
литературой,
выполнение
тестового
контроля по проведенной работе, работа
по карточкам, решение задач .)
95 мин
7.
Подведение итогов занятия
10 мин
8.
Рефлексия
10 мин
Мотивация
Т е м а : «Осуществление
сестринского
ухода
за
пациентом
при
различных состояниях и заболеваниях органов дыхания»
Внутренние болезни – область медицины, изучающая причины,
клинические
проявления,
распознавание,
лечение
и
профилактику
заболеваний внутренних органов. В курсе «внутренние болезни»изучают
болезни
органов
дыхания,
кровообращения,
пищеварения,
почек,
кроветворения,эндокринные нарушения, болезни суставов и диффузные
заболевания
соединительной
ткани,
болезни,
имеющие
аллергическую
природу.В настоящее время в нашей стране постоянно проводится работа
по
обеспечению
высокого
качества
сестринского
ухода.
Изменяются
требования
и
отношение
общества
к
сестринской
практике,
системе
профессионального
сестринского
образования,
совершенствуются
современные
сестринские
технологии.
Медицинские
сестры
должны
понимать, что осуществление сестринского ухода за пациентами- первая из
функций,
в
которую
входит
профилактические
меры,
сестринские
вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой
человека или его семьи. Она наиболее эффективна, если осуществляется в
рамках
сестринского
процесса,
и
заключается
в
выявлении
и
оценке
потребностей
человека
или
его
семьи;
определении
первоочередных
проблем
со
здоровьем;
планировании
и
осуществлении
необходимого
сестринского ухода; вовлечении в самоуход пациента, а при необходимости
членов его семьи, друзей к уходу.Сестринский процесс при заболеваниях
органов дыхания подразумевает независимое обследование, постановку
сестринского
диагноза,
планирование
и
осуществление
ухода
за
пострадавшим, а также оценку эффективности осуществляемого лечения.
Устный фронтальный опрос:
1.
Что такое болезнь ?
2.
Строение дыхательной системы человека?
3.
Назовите
виды
одышки
и
охарактеризуйте
.
(инспираторная,
экспираторная, смешанная)
4.
Понятие бронхит.
5.
Основная причина развития острого бронхита? Основной симптом
хронического бронхита ?
6.
Понятие пневмония . Возбудители пневмонии .
7.
Осложнения пневмонии.
8.
Понятие бронхиальная астма ,
9.
Ведущий симптом при бронхиальной астме.
10.Что такое пикфлоуметрия ? (измерение пиковой скорости выдоха)
11.Профилактика органов дыхания .
Критерии оценки устного ответа студента:
Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные
знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается
глубиной
и
полнотой
раскрытия
темы;
владение
терминологическим
аппаратом;
умение
объяснять
сущность,
явлений,
процессов,
событий,
делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить
примеры;
свободное
владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа.
Отметкой
"ХОРОШО"
оценивается
ответ,
обнаруживающий
прочные
знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается
глубиной
и
полнотой
раскрытия
темы;
владение
терминологическим
аппаратом;
умение
объяснять
сущность,
явлений,
процессов,
событий,
делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить
примеры;
свободное
владение
монологической
речью,
логичность
и
последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в
ответе.
О т м е т ко й
" УД О ВЛ Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н О "
о ц е н и в а е т с я
о т в е т,
свидетельствующий
в
основном
о
знании
процессов
изучаемой
предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой
раскрытия
темы;
знанием
основных
вопросов
теории;
слабо
сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным
умением
давать
аргументированные
ответы
и
приводить
примеры;
недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью
и
последовательностью
ответа.
Допускается
несколько
ошибок
в
содержании ответа.
Отметкой
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
оценивает ся
о т в е т,
обнаруживающий
незнание
процессов
изучаемой
предметной
области,
отличающийся
неглубоким
раскрытием
темы;
незнанием
основных
вопросов
теории,
несформированными
навыками
анализа
явлений,
процессов;
неумением
давать
аргументированные
ответы,
слабым
владением
монологической
речью,
отсутствием
логичности
и
последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Тестовый
контроль
по
теме:
«Осуществление
сестринского
ухода
за
пациентом при различных состояниях и заболеваниях органов дыхания»
1 вариант
1.Основная причина развития острого бронхита :
А)алкоголизм ;
Б)курение ;
В)бактериальная и вирусная инфекция ;
Г)переохлаждение.
2.Основной симптом хронического бронхита :
А)головная боль;
Б)слабость;
В)легочное кровотечение ;
Г)кашель с отделением мокроты .
3.Для разжижение густой вязкой мокроты используется :
А)йодид калия;
Б)кодеин;
В)сальбутамол;
Г)теофиллин.
4.Наиболее частый возбудитель пневмонии:
А)вирус ;
Б)микобактерия ;
В)пневмококк ;
Г)кишечная палочка.
5.Основные симптомы пневмонии:
А)слабость ,головная боль ,кашель ,стекловидная мокрота ;
Б)боль в грудной клетке , одышка ,кашель, лихорадка;
В)длительный субфебрилитет ,утомляемость ,повышенная потливость;
Г)отеки ,повышение АД, нарушение сердечного ритма.
6.Наиболее информативный метод диагностики пневмонии:
А) общий анализ крови;
Б)общий анализ мокроты ;
В)плевральная пункция ;
Г)рентгенография органов грудной клетки
7.
Д л я
э к с п и р а т о р н о й
о д ы ш к и
х а р а к т е р н о :
А ) учащенное поверхностное дыхание при хронической недостаточности
кровообращения ;
Б) затрудненный шумный вдох при стенозе гортани
В)
затрудненный
выдох
вследствие
спазма
бронхов
при
бронхиальной
астме
8.
Ч а с т о т а
д ы х а н и я
в
п о к о е
у
з д о р о в о г о
ч е л о в е к а :
А) 4 - 6 в мин;
Б)16-20 в мин.
В)39-40 в мин.
Г)70-80 в мин.
9.Этиотропное лечение пневмонии – это применение :
А)бронхолитиков ;
Б)отхаркивающих ;
В)антибиотиков ;
Г)жаропонижающих.
10. При приступе удушья на фоне бронхиальной астмы применяется:
а) кодеин;
б) либексин;
в) сальбутамол;
г) тусупрекс.
11. Пикфлоуметрия – это определение:
а) дыхательного объема;
б) жизненной емкости легких;
в) остаточного объема;
г) пиковой скорости выдоха.
Тестовый контроль по теме: «Осуществление сестринского ухода за
пациентом при различных состояниях и заболеваниях органов дыхания»
2 вариант
1.Ч а с т о т а
д ы х а н и я
в
п о к о е
у
з д о р о в о г о
ч е л о в е к а :
А) 4 - 6 в мин;
Б)16-20 в мин.
В)39-40 в мин.
Г)70-80 в мин.
2. Наиболее информативный метод диагностики пневмонии:
А) общий анализ крови;
Б)общий анализ мокроты ;
В)плевральная пункция ;
Г)рентгенография органов грудной клетки
3. Основные симптомы пневмонии:
А)слабость ,головная боль ,кашель ,стекловидная мокрота ;
Б)боль в грудной клетке , одышка ,кашель, лихорадка;
В)длительный субфебрилитет ,утомляемость ,повышенная потливость;
Г)отеки ,повышение АД, нарушение сердечного ритма.
4.
Д л я
э к с п и р а т о р н о й
о д ы ш к и
х а р а к т е р н о :
А ) учащенное поверхностное дыхание при хронической недостаточности
кровообращения ;
Б) затрудненный шумный вдох при стенозе гортани
В)
затрудненный
выдох
вследствие
спазма
бронхов
при
бронхиальной
астме.
5. Основной симптом хронического бронхита :
А)головная боль;
Б)слабость;
В)легочное кровотечение ;
Г)кашель с отделением мокроты .
6. Основная причина развития острого бронхита :
А)алкоголизм ;
Б)курение ;
В)бактериальная и вирусная инфекция ;
Г)переохлаждение.
7. Для разжижение густой вязкой мокроты используется :
А)йодид калия;
Б)кодеин;
В)сальбутамол;
Г)теофиллин.
8. Наиболее частый возбудитель пневмонии:
А)вирус ;
Б)микобактерия ;
В)пневмококк ;
Г)кишечная палочка.
9.Этиотропное лечение пневмонии – это применение :
А)бронхолитиков ;
Б)отхаркивающих ;
В)антибиотиков ;
Г)жаропонижающих.
10. Приоритетными проблемами пациента при астматическом статусе
являются:
а) удушье, одышка;
б) бессонница;
в) тревога, страх за исход заболевания;
г) кашель.
11. Основной симптом при бронхиальной астме:
а) инспираторная одышка;
б) кровохарканье;
в) приступ удушья.
Ответы:
1 вариант
1-в ,
2- г,
3- а,
4- в,
5- б,
6-г,
7- в,
8- б,
9-в.
10-в
11- г
2 вариант
1-б,
2-г,
3-б,
4-в,
5-г,
6-в,
7-а,
8-в,
9-в.
10- а,в
11- в
Шкала оценивания результатов тестирования:
– от 0% до 70% правильных ответов из общего числа предъявленных
тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼнеудовлетворительноʼʼ;
– от 71% до 80% правильных ответов из общего числа предъявленных
тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼудовлетворительноʼʼ;
– от 81% до 90% правильных ответов из общего числа предъявленных
тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼхорошоʼʼ;
– от 91% до 100% правильных ответов из общего числа предъявленных
тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼотличноʼ
Проблемно-ситуационные задачи по теме: «Осуществление сестринского ухода
за пациентом при различных состояниях и заболеваниях органов дыхания»
Задача1. Пациентка 49 лет находится на лечении в терапевтическом отделении
с диагнозом острый бронхит. Температура несколько дней держится 39,0˚-40,0˚.
Сегодня вечером была Т˚ тела – 38,8˚. Через 20 минут была вызвана
медицинская сестра в палату. При осмотре пациентка лежит в кровати, бледная,
кожа холодная на ощупь, лицо покрыто холодным потом. Сознание сохранено,
но на вопросы отвечает с опозданием. При первичной оценки пациентки: ЧДД-
22 в минуту, ЧСС – 106 в минуту, АД – 80/60 мм.рт.ст., Т˚ тела – 36,2˚. Рост 170
см, вес 70 кг.
Задание:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого
этапа.
Эталон ответа: У пациентки критическое снижение температуры, так как:
произошло резкое снижение температуры (более чем на два градуса за 20
минут) кожа холодная на ощупь, бледная, лицо покрыто холодным потом
тахикардия, пульс слабого наполнения
снижение АД
небольшая
заторможенность.
Действие и обоснование :
1. Консультация врача - Оказание квалифицированной медицинской помощи
2. Положение пациента с приподнятым ножным концом кровати - Улучшение
кровоснабжения головного мозга.
3. Укрыть теплым одеялом, поставить горячую грелку Для согревания
пациента. Для улучшения гемодинамики.
4. Напоить пациента крепким горячим чаем или кофе. Согревание пациента.
Улучшение гемодинамических показателей.
5. Контролировать гемодинамические показатели (пульс, АД)
Гемодинамические показатели позволяют эффективно контролировать
состояние гемодинамики пациента
6. Контролировать состояние кожи (влажность, цвет). Цвет кожных покровов и
их влажность говорит о степени нарушения гемодинамики.
7.Введение лекарственных средств, назначенных врачом. Для оказания
квалифицированной медицинской помощи.
8.Помощь в осуществлении личной гигиены,после улучшения самочувствия.
Для создания комфортной обстановки.
Оценка эффективности: Цель достигнута.
Задача 2. В терапевтическое отделение поступил пациент 32 лет с диагнозом:
очаговая пневмония в нижней доле правого легкого. При сестринском
обследовании выявлено, что пациента беспокоит частый влажный слизисто-
гнойный кашель, от которого он просыпается даже ночью. Отмечается общее
недомогание, чувство жара, сухость во рту, отсутствие аппетита. Неделю назад
заболел ОРВИ, с температурой ходил на работу, нарастал кашель. При
обращении за медицинской помощью настаивал на амбулаторном лечении,
ссылаясь на занятость. Волнуется по поводу сроков пребывания в стационаре.
Пациент курит (1/2 пачки сигарет в день), интересуется местом для курения.
При объективном исследовании: температура 38,70С. Бледность кожных
покровов. Губы, язык сухие. ЧДД 22 в минуту, пульс 100 ударов в минуту, АД
115/70 мм рт. ст.
Задания:
1. Определите основные проблемы пациента.
2. Составьте план сестринских вмешательств.
3. Профилактика пневмоний.
Эталон ответа
1.Проблемы пациента: лихорадка, кашель с обильной мокротой, нарушение
сна из-за кашля, отсутствие аппетита, сухость во рту, тяга к курению,
негативная реакция на госпитализацию.
2.План сестринских вмешательств: - контроль употребления достаточного
количества жидкости пациентом: в сутки 2,5л (кипяченая вода с лимонным
соком, клюквенный морс, соки, настой шиповника); - обучить пациента технике
постурального дренажа; - обеспечить индивидуальной плевательницей; -
посоветовать пациенту спать на высоком изголовье; -дать рекомендации по
питанию: прием пищи 5-6 раз в сутки в жидком и полужидком виде в
соответствии с диетой № 13; -провести беседу с пациентом о сущности его
заболевания, убедить в необходимости отказа от курения и проведения
полноценного курса лечения; -мониторинг гемодинамических показателей
(ЧДД, АД, пульс), измерение температуры тела, контроль характера мокроты.
3.Профилактика пневмоний: избегать переохлаждений, санация очагов
хронической инфекции, закаливание, отказ от вредных привычек, санаторно
- курортное лечение.
Оценка эффективности: Цель достигнута
Критерии оценивания решения задач :
Оценка «отлично» выставляется, если студент решил все рекомендованные
задачи, правильно изложил все варианты их решения, аргументировав их.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент решил не менее 95%
рекомендованных задач, правильно изложил все варианты решения,
аргументировав их.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент решил не менее 50%
рекомендованных задач, правильно изложил все варианты их решения,
аргументировав их.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент выполнил менее
50% задания, и/или неверно указал варианты решения.
Проверочная
работа
по
теме
:
«
Осуществление
сестринского
ухода
за
пациентом при различных состояниях и заболеваниях органов дыхания.»
Вариант 1.
1.Независимые сестринские вмешательства при БА;
2. Препараты для лечения бронхита : антибактериальные
(2),противовоспалительные (2),отхаркивающие (2);
3.Симптомы пневмонии.
Вариант 2.
1.Диагностика БА;
2.Независимые сестринские вмешательства при бронхите ;
3.Препараты при пневмонии :антибактериальные(2),противовоспалительные
(2),отхаркивающие (2), бронхолитики (2).
Вариант 3.
1.Симптомы БА;
2.Диагностика бронхитов ;
3.Независимые сестринские вмешательства при пневмонии.
Вариант 4.
1.Препараты для лечения БА : в межприступный период и во время приступа
БА;
2.Симптомы бронхита ;
3.Диагностика пневмонии.
Критерии оценивания решения проверочной работы :
«Отлично» (задания для проверочной работы выполняются без ошибок).
«Хорошо» (задания для проверочной работы выполняются, в основном без
ошибок или с несущественными ошибками).
«Удовлетворительно» (задания для проверочной работы выполняются, но с
ошибками).
«Неудовлетворительно» (задания для проверочной работы не выполняются,
либо в них присутствует множество ошибок).
Практическое
задание
по
теме
«Осуществление
сестринского
ухода
за
пациентом при различных состояниях и заболеваниях
органов дыхания».
Проведите
сравнительную
характеристику
бронхита
,пневмонии
и
бронхиальной астмы по следующим критериям (перенесите таблицу в тетрадь).
Критерии
О.бронхит
Пневмония
Бронхиальная
астма
Этиология
Жалобы
Клиника
Сестринский
уход
Врачебные
назначения
Диета
Профилактика
Критерии оценивания таблицы .
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если студент активно работает
в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы
преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает
при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание
соответствующей литературы.
Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется при условии соблюдения
следующих требований: студент активно работает в течение практического
занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое,
обоснованное фактами.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется в том случае, когда
студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание
лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается
анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии
ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные
ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического
материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач.
Оценка «неудовлетворительно» (2 и менее баллов) выставляется в случае,
когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы
освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют
понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение
решать учебные задачи.