Автор: Горобченко Галина Гурамовна
Должность: учитель биологии и хмиии
Учебное заведение: МКОУ "Обильненская СОШ"
Населённый пункт: с. Обильное, Сарпинский район, Республика Калмыкия
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: "Из опыта работы на дистанционном обучении в условиях самоизоляции"
Раздел: полное образование
«Из опыта работы на дистанционном обучении в условиях
самоизоляции»
Республика Калмыкия,
Сарпинский район,
с. Обильное.
Отчёт о проделанной работе по дистанционному обучению
учителя биологии и химии МКОУ «Обильненская СОШ»,
Горобченко Галины Гурамовны.
На основании приказа Минобрнауки РФ №397 от 14 марта 2020 МКОУ
«Обильненская СОШ» перевела реализацию образовательных программ на
дистанционную
форму
обучения.
Данное
решение
принято
в
целях
предупреждения
распространения
коронавирусной
инфекции
на
территории России и Республики Калмыкия.
Дистанционное
обучение
стало
неотъемлемой
частью
современного
образования. Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против»,
о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические
семинары по обучению и внедрению в школах.Что же такое дистанционное
обучение? Технология
дистанционного
обучения
заключается
в
том,
что
обучение
и
контроль
усвоения
материала
происходит
с
помощью
компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и
offline. Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров
и
телекоммуникационной
сети.
Компьютерные
средства
связи
снимают
проблемы
расстояний
и
делают
более
оперативной
связь
между
преподавателем и учеником.
В нашем случае наблюдалась
некачественная скорость интернета, в связи с
чем обучение на образовательных платформах с ноутбука учителя было
невозможно или затруднено.
Уроки биологии и химии проходили с
применением преимущественно телефонов и персональных компьютеров с
доступом к сети Интернет. Используемое программное обеспечение для
связи
с
обучающимися - WhatsApp . Были
созданы
рабочие
группы
по
предметам химия и биология в каждом классе (6,7,9,10,11)
Процесс обучения состоял из следующих этапов:
1.
Получение новых знаний
2.
Выполнение
различных
тренировочных
заданий,
упражнений
с
применением новых знаний
3.
Обобщение и систематизация знаний.
В первые дни дистанционного обучения учителем был замечен тот факт,
что многие обучающиеся не справляются с темпом учебного занятия,
сбиваются и отстают в работе. Были проанализированы причины такого
отставания и предприняты следующие меры:
1.Подача учебного материала дозировано с учетом работоспособности
класса
2.
Использовались
различные
виды
деятельности
в
рамках
одного
занятия
3.
Использовался
и
чередовался
текстовой
материал,
звуковая
и
визуальная информация.
Эти меры привели к улучшению ситуации, ученики стали улаживаться во
время урока. Рассмотрим более подробно сам процесс обучения.
В начале урока проводилась перекличка в группе.
Учителем сообщалась тема урока, давалось в группу задание, которое
нужно было выполнить на уроке и в качестве домашней работы.
Материал подбирался в соответствии с рабочей программой. Дети
выходили на связь по расписанию уроков. В ходе урока происходило
обсуждение темы, выявлялись проблемные моменты в ходе выполнения
задания. Дети могли задавать учителю вопросы и получать на них ответы.
Выполненное задание они отправляли по телефону в группу или лично
учителю по WhatsApp. Задание можно было присылать в течение дня по
мере выполнения. Оно проверялось, результат фиксировался в таблице
успеваемости за неделю и сообщался детям.
Если
обучающийся
недостаточно
хорошо
выполнил
задание,
оно
возвращалось ему на доработку. Таким образом, между школьником и
педагогом
создавалась
атмосфера
сотрудничества.
Это,
несомненно,
способствовало индивидуализации обучения.
1.
Еженедельный отчет по каждому обучающемуся по проведенным занятиям 11 класс. Биология.
№ ФИО
Клас
с
предмет
6. 04
7.04
8.04
9.04
10.04
вне заданий что
сделал
1
Азирова Амина
Шамилевна
11
биология
5/5
самостоятельная
работа по
КИМам/биологи
я
2
Евсеев Никита
Михайлович
4
3
Кубзарова Айшат
5
Кубзаровна
4
Маковкина
Елизавета
Александровна
4
5
Панасенко Семен
Николаевич
3
6
Шахова Юлия
Александровна
5
2.
Еженедельный отчет по каждому обучающемуся по проведенным занятиям 11 класс. Химия
№
ФИО
Клас
с
предмет
6. 04
7.04
8.04
9.04
10.04
вне
заданий
что
сделал
1
Азирова Амина
Шамилевна
11
Химия
4/4
задание
по
КИМам
2
Евсеев Никита
Михайлович
3
3
Кубзарова Айшат
Кубзаровна
4
4
Маковкина
Елизавета
Александровна
4
5
Панасенко Семен
Николаевич
3
6
Шахова Юлия
Александровна
5
3.Еженедельный отчет по каждому обучающемуся по проведенным занятиям 6 класс. Биология
№
ФИО
Клас
с
предмет
20. 04
21.04
22.04
23.04
24.04
вне
заданий
что
сделал
1
Азиров Амин
Шамилевич
6
биология
4
2
Евсеев Илья
Сергеевич
5
3
Колганов Юрий
Витальевич
4
4
Кошелева
Мария
Сергеевна
5
5
Манцаева
Арина
Николаевна
5
Поскольку заниматься на образовательных платформах у учителя не
было возможности, обучающиеся занимались в интернете. Практически к
каждому
уроку
педагогом
подбирался
видеоурок
(на
ИнтернетУрок,
Инфоурок,
на
Ютубе),
в
сочетание
с
материалом
учебника,
с
учетом
требований САНПИНа.
Дети выполняли задание по учебнику, рабочей тетради, тестовые работы
на
закрепление,
самостоятельные
работы,
проводили
опыты,
которые
возможны
в
домашних
условиях,
работали
с
текстом
учебника
по
инструктивным картам.
Тем выпускникам, которые сдают экзамены по биологии и химии в
форме ОГЭ, ЕГЭ учителем предлагались различные ссылки, по которым
можно самостоятельно готовиться к экзаменам, давались дополнительные
задания по КИМАМ, оказывалась помощь в подготовке к аттестации.
материал для подготовки к ЕГЭ
В своей работе учителем осуществлялся личностный подход к обучению.
Задания давались с учетом возможности его выполнения (например, по
состоянию здоровья).
Полученный нами опыт дистанционного обучения показал, что оно имеет
ряд
преимуществ
перед
традиционными
формами
и
недостатков.
Остановимся на них подробнее.
Преимущества дистанционного обучения.
1.У детей появляется больше времени, не нужно тратить время на
дорогу.
2.Порою
в
классе
бывает
шумно.
Некоторым
детям
это
мешает
работать на уроке. Дома, в спокойной обстановке у некоторых детей
процесс обучения шел успешнее.
3.Необходимо отметить еще один важный момент — это стопроцентная
безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно
детям не в ней всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает
ребенка.
4.В- четвертых, это обучение в удобное для школьника время.
Недостатки дистанционного обучения.
1.
Во-
первых,
нарушается
процесс
социализации,
который проходит
через непосредственное общение, и образование во многом завязано на
общении.
Конечно, во время дистанционного обучения, обучающиеся и
педагоги обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения
и
его
восприятие
совершенно
другое.
В
некоторых
аспектах
образования такая форма обучения проигрывает традиционной.
2.
Во-
вторых,
есть
технические
риски:
что-то
перестанет
работать,
интернет отключат. Сервисы не рассчитаны на огромное количество
людей. Не у всех семей есть необходимые для работы гаджеты.
3.
В-третих, другой риск — контроль. Большой класс контролировать,так
как
в
школе,
не
получится.
Дома
заниматься
сложно,
есть
много
отвлекающих факторов, поэтому от детей требуется высокий уровень
сознательности.
На
дистанционном
обучении
ученикам
придется
больше работать самостоятельно, самим искать информацию. В нашем
случае некоторые дети, успешно занимающиеся в школе под контролем
учителя, дома стали учиться хуже. (См. таблицу № 4 *).
класс
успеваемость %
качество знаний %
3 четверть
4 четверть
3 четверть
4 четверть
6 класс
100
100
80
100
7 класс
100
100
91.6
68
*
4.
В-
четвертых,
преподавателям
сложнее
становится
контролировать
вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей.
Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель.
Мы
столкнулись
с
ситуацией,
когда
родители
не
могут
успешно
контролировать
работу
своих
детей.
Это
серьезно
сказалось
на
результатах работы некоторых учеников. (См. таблицу № 4 *).
5.
В- пятых, для учеников есть риск быть неслышанными. Учитель может
не уследить за всеми сообщениями. Поэтому приходилось проверять по
нескольку раз полученную от школьников информацию.
В целом же следует отметить, что успеваемость и качество знаний при
дистанционном обучении оказалась такой же, как и традиционном обучении.
Таким образом, дистанционное обучение открывает больше возможностей
перед
учеником,
помогает
снять
эмоциональное
н ап р я же н и е ,
пространственные и временные преграды, и вместе с традиционным делает
доступным
образование
для
любого
ребёнка.
Как
сказал
знаменитый
бизнесмен
Джим Рон: «Формальное образование поможет вам выжить.
Самообразование приведёт вас к успеху».