Напоминание

Специфика обучения английскому языку в начальной школе.


Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика обучения английскому языку в начальной школе.

Изучение иностранного языка в начальной школе помогает детям осознать, что для

настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями

и традициями необходимо хорошо говорить и понимать речь на иностранном языке,

читать и писать.

На начальном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие

осуществлять на элементарном уровне иноязычное общение и взаимодействие детей.

Как правило, младшие школьники приступают к изучению английского языка с большим

удовольствием, ведь для детей этот предмет совершенно новый и поэтому вызывает у них

живой интерес. Задача педагога – этот интерес сохранить. Реальные потребности младших

школьников в общении и познании должны быть максимально учтены.

У детей действует игровая мотивация, использование которой, а также использование всех

механизмов запоминания: зрительного, слухового, двигательного, позволяет создать

прекрасные условия для овладения языком.

Основные цели изучения иностранного языка:

Развитие способностей к общению на иностранном языке с учетом речевых возможностей

и потребностей детей.

Развитие личности ребенка, мотивации к изучению иностранного языка.

Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации ребенка к новому языковому

миру.

Освоение элементарных лингвистических представлений необходимых для овладения

устной и письменной речью на иностранном языке.

Приобщение детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных

сверстников, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

Формирование речевых, познавательных, общеучебных умений.

Проблемы формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у

современных школьников требуют от педагога использования различных методик,

позволяющих повысить интерес к предмету, развивать творческую активность шольников.

Выбирая методику преподавания английского языка в начальной школе следует помнить,

что процесс обучения должен быть интересным и творческим.

На уроках английского языка в начальной школе учитель, нацеленный на положительные

результаты, должен соблюдать ряд правил. Прежде всего, обращайте внимание на то,

чтобы каждый ребенок активно участвовал в процессе общения и чувствовал свою

значимость. В противном случае учащийся потеряет интерес к предмету.

Чтобы создать на уроке благоприятные условия для общения, не следует критиковать

детей. Они и так боятся сделать ошибку, из-за чего предпочитают молчать во время

занятий. По этой причине многие методики призывают педагогов на начальном этапе

обучения языку вообще не исправлять ошибки ребенка. В крайнем случае, следует делать

это в очень мягкой форме.

Следует помнить, что интерес к заданиям у младших школьников исчезает через 10-15

минут, поэтому хорошая методика преподавания английского языка в начальной школе

должна предусматривать частую смену видов деятельности на уроке.

Задания, которые дает детям педагог, должны быть ориентированы на различные виды

восприятия: озвучивание, зрительную опору, практические действия и письмо. Особое

значение данное сочетание имеет при изучении нового материала.

Очень важно при ведении урока английского языка в начальной школе постоянно

использовать в речи фразы классного обихода, часто повторять различные структуры.

Ученики слушают учителя и повторяют за ним. Это приводит к улучшению запоминания и

узнаванию знакомых слов и фраз. В реальной жизни мы воспринимаем информацию по-

разному: выделяем интересующие нас моменты, улавливаем общий смысл сказанного,

стараемся запомнить «буквально». На уроке следует практиковать все типы восприятия

информации: listening for specific information, listening for detail, listening for gist.

Например, выполняем следующее задание:

1.Прослушать текст о четырех детях и их подарках. Сказать, какой подарок получила Маша.

Выполняя это задание ученики не будут обращать внимание на информацию о других

детях, а будут искать слово «Маша» и название ее подарка. (specific information).

2. Прослушать текст и сказать, какие подарки получил каждый ребенок.(listening for detail).

3.Прослушать текст и сказать о чем он. (listening for gist).

Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, лексическими и

грамматическими средствами общения. Но, слуховое восприятие и слуховая память

развиты у учащихся хуже, чем зрительное восприятие и память. Пропускная способность

слухового анализатора в 16 раз меньше, чем зрительного. К тому же проблема обучения

аудированию усугубляется тем, что у разных детей разный уровень слухового и

зрительного восприятия. Аудирование требует напряженного внимания, что быстро

вызывает усталость и отключение внимания учащихся.

При обучении технике чтения часто используется технология «от звука к букве», которая

предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения

алфавита, усвоения звуко - буквенных соответствий. Использование транскрипции

помогает детям усвоить правила чтение гласных, буквосочетаний, то есть учит читать. Умея

читать по транскрипции, дети могут прочесть любое слово.

Технология «вижу-говорю» - показываем картинку на которой изображен какой-либо

предмет и написано соответствующее предмету слово и называем предмет,

изображенный на картинке. Это помогает детям запомнить значение слова, графические

символы слова, найти и прочесть это слово в тексте.

По программе, по окончании 4 класса, дети, овладевающие чтением на английском языке,

должны уметь:

Выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией;

Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;

Понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,

рецепты, меню, распорядок дня, адаптированные научно-популярные тексты);

Находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения).

Обучение говорению - один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка.

Детям нравится произносить слова и фразы на английском языке. На начальном этапе

изучения английского языка дети учатся произносить слова и фразы, услышанные в песнях,

стихах, рассказах и через короткие диалоги в парах. Главная цель - научить детей общаться,

обмениваться информацией. Учитель должен вовлечь детей в коммуникативную

деятельность. Коммуникативная деятельность основана на принципе «information - gap»,

когда тебе нужно узнать что-то новое от других людей или сообщить какую-либо

информацию другим людям. Принцип «Information – gap» может быть использован при

изучении различных тем и структур. Этот принцип помогает развивать навыки говорения,

даже при небольшом словарном запасе. Навыки говорения делят на две части: «spoken

interaction» -способность задавать вопросы и отвечать на них, «spoken production»-

способность рассказать или пересказать текст, стихотворение и т.п.

Важно развивать компетентность детей по этим двум направлениям, чтобы заложить

фундамент для дальнейшего успешного изучения языка.

Обучение письму и чтению начинаем после того, как дети освоят «listening» и «speaking».

Письмо и письменная речь в начальной школе в иноязычном образовании является

средством и целью обучения. Письмо и чтение в начальной школе взаимосвязаны.

Технология обучения письму включает ознакомление с написанием букв, тренировку в

написании букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.

При обучении орфографии применяется прием списывания слов, что формирует

орфографическую память. Орфографическая грамотность является важной частью

обучения И.Я. -15% учебного времени отводится на письмо, согласно Программе по

иностранным языкам. Показателем сформированности умений письма является качество

содержания и качество языковой стороны.

На этом этапе можно выделить несколько уровней:

«Pre – writing activities»-любой вид деятельности, развивающий моторику, координацию и

визуальную память (рисование, рукоделие), который поможет детям подготовиться к

письму.

«Letter –Formation level» - дети узнают, что каждая буква имеет форму, название и звук.

«Word – level»- дети учатся запоминать слова. Популярный метод: «look ,say ,cover, write,

check».

«Sentence-level» - дети учатся расставлять слова в предложении в правильном порядке.

Использовать заглавные буквы и пунктуацию.

«Text-level» - написание простых предложений по образцу: поздравительные открытки,

послания друзьям и семье и т.п.

Стратегия овладения речевым материалом, от рецептивных видов речевой деятельности к

продуктивным , распространяется на овладение грамматической стороной речи.

Процесс обучения грамматической стороне речи включен в общий контекст урока, когда

используются различные ситуации. Овладение грамматическим явлением происходит на

основе овладения речевым образцом.

Автоматизация употребления грамматических явлений осуществляется в ходе выполнения

следующих упражнений:

-имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую

форму в готовом виде.

-подстановочных, когда учащиеся подставляют лексические единицы в речевой образец.

-трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму.

-репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму.

Обучение всем видам деятельности должно проходить в комфортной и доброжелательной

обстановке. Применение различных игровых технологий на уроке может способствовать

успешному обучению детей иностранному языку.



В раздел образования