Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Изучение иностранного языка в начальной школе помогает детям осознать, что для
настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями
и традициями необходимо хорошо говорить и понимать речь на иностранном языке,
читать и писать.
На начальном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие
осуществлять на элементарном уровне иноязычное общение и взаимодействие детей.
Как правило, младшие школьники приступают к изучению английского языка с большим
удовольствием, ведь для детей этот предмет совершенно новый и поэтому вызывает у них
живой интерес. Задача педагога – этот интерес сохранить. Реальные потребности младших
школьников в общении и познании должны быть максимально учтены.
У детей действует игровая мотивация, использование которой, а также использование всех
механизмов запоминания: зрительного, слухового, двигательного, позволяет создать
прекрасные условия для овладения языком.
Основные цели изучения иностранного языка:
Развитие способностей к общению на иностранном языке с учетом речевых возможностей
и потребностей детей.
Развитие личности ребенка, мотивации к изучению иностранного языка.
Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации ребенка к новому языковому
миру.
Освоение элементарных лингвистических представлений необходимых для овладения
устной и письменной речью на иностранном языке.
Приобщение детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных
сверстников, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Формирование речевых, познавательных, общеучебных умений.
Проблемы формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у
современных школьников требуют от педагога использования различных методик,
позволяющих повысить интерес к предмету, развивать творческую активность шольников.
Выбирая методику преподавания английского языка в начальной школе следует помнить,
что процесс обучения должен быть интересным и творческим.
На уроках английского языка в начальной школе учитель, нацеленный на положительные
результаты, должен соблюдать ряд правил. Прежде всего, обращайте внимание на то,
чтобы каждый ребенок активно участвовал в процессе общения и чувствовал свою
значимость. В противном случае учащийся потеряет интерес к предмету.
Чтобы создать на уроке благоприятные условия для общения, не следует критиковать
детей. Они и так боятся сделать ошибку, из-за чего предпочитают молчать во время
занятий. По этой причине многие методики призывают педагогов на начальном этапе
обучения языку вообще не исправлять ошибки ребенка. В крайнем случае, следует делать
это в очень мягкой форме.
Следует помнить, что интерес к заданиям у младших школьников исчезает через 10-15
минут, поэтому хорошая методика преподавания английского языка в начальной школе
должна предусматривать частую смену видов деятельности на уроке.
Задания, которые дает детям педагог, должны быть ориентированы на различные виды
восприятия: озвучивание, зрительную опору, практические действия и письмо. Особое
значение данное сочетание имеет при изучении нового материала.
Очень важно при ведении урока английского языка в начальной школе постоянно
использовать в речи фразы классного обихода, часто повторять различные структуры.
Ученики слушают учителя и повторяют за ним. Это приводит к улучшению запоминания и
узнаванию знакомых слов и фраз. В реальной жизни мы воспринимаем информацию по-
разному: выделяем интересующие нас моменты, улавливаем общий смысл сказанного,
стараемся запомнить «буквально». На уроке следует практиковать все типы восприятия
информации: listening for specific information, listening for detail, listening for gist.
Например, выполняем следующее задание:
1.Прослушать текст о четырех детях и их подарках. Сказать, какой подарок получила Маша.
Выполняя это задание ученики не будут обращать внимание на информацию о других
детях, а будут искать слово «Маша» и название ее подарка. (specific information).
2. Прослушать текст и сказать, какие подарки получил каждый ребенок.(listening for detail).
3.Прослушать текст и сказать о чем он. (listening for gist).
Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, лексическими и
грамматическими средствами общения. Но, слуховое восприятие и слуховая память
развиты у учащихся хуже, чем зрительное восприятие и память. Пропускная способность
слухового анализатора в 16 раз меньше, чем зрительного. К тому же проблема обучения
аудированию усугубляется тем, что у разных детей разный уровень слухового и
зрительного восприятия. Аудирование требует напряженного внимания, что быстро
вызывает усталость и отключение внимания учащихся.
При обучении технике чтения часто используется технология «от звука к букве», которая
предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения
алфавита, усвоения звуко - буквенных соответствий. Использование транскрипции
помогает детям усвоить правила чтение гласных, буквосочетаний, то есть учит читать. Умея
читать по транскрипции, дети могут прочесть любое слово.
Технология «вижу-говорю» - показываем картинку на которой изображен какой-либо
предмет и написано соответствующее предмету слово и называем предмет,
изображенный на картинке. Это помогает детям запомнить значение слова, графические
символы слова, найти и прочесть это слово в тексте.
По программе, по окончании 4 класса, дети, овладевающие чтением на английском языке,
должны уметь:
Выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией;
Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
Понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,
рецепты, меню, распорядок дня, адаптированные научно-популярные тексты);
Находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения).
Обучение говорению - один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка.
Детям нравится произносить слова и фразы на английском языке. На начальном этапе
изучения английского языка дети учатся произносить слова и фразы, услышанные в песнях,
стихах, рассказах и через короткие диалоги в парах. Главная цель - научить детей общаться,
обмениваться информацией. Учитель должен вовлечь детей в коммуникативную
деятельность. Коммуникативная деятельность основана на принципе «information - gap»,
когда тебе нужно узнать что-то новое от других людей или сообщить какую-либо
информацию другим людям. Принцип «Information – gap» может быть использован при
изучении различных тем и структур. Этот принцип помогает развивать навыки говорения,
даже при небольшом словарном запасе. Навыки говорения делят на две части: «spoken
interaction» -способность задавать вопросы и отвечать на них, «spoken production»-
способность рассказать или пересказать текст, стихотворение и т.п.
Важно развивать компетентность детей по этим двум направлениям, чтобы заложить
фундамент для дальнейшего успешного изучения языка.
Обучение письму и чтению начинаем после того, как дети освоят «listening» и «speaking».
Письмо и письменная речь в начальной школе в иноязычном образовании является
средством и целью обучения. Письмо и чтение в начальной школе взаимосвязаны.
Технология обучения письму включает ознакомление с написанием букв, тренировку в
написании букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.
При обучении орфографии применяется прием списывания слов, что формирует
орфографическую память. Орфографическая грамотность является важной частью
обучения И.Я. -15% учебного времени отводится на письмо, согласно Программе по
иностранным языкам. Показателем сформированности умений письма является качество
содержания и качество языковой стороны.
На этом этапе можно выделить несколько уровней:
«Pre – writing activities»-любой вид деятельности, развивающий моторику, координацию и
визуальную память (рисование, рукоделие), который поможет детям подготовиться к
письму.
«Letter –Formation level» - дети узнают, что каждая буква имеет форму, название и звук.
«Word – level»- дети учатся запоминать слова. Популярный метод: «look ,say ,cover, write,
check».
«Sentence-level» - дети учатся расставлять слова в предложении в правильном порядке.
Использовать заглавные буквы и пунктуацию.
«Text-level» - написание простых предложений по образцу: поздравительные открытки,
послания друзьям и семье и т.п.
Стратегия овладения речевым материалом, от рецептивных видов речевой деятельности к
продуктивным , распространяется на овладение грамматической стороной речи.
Процесс обучения грамматической стороне речи включен в общий контекст урока, когда
используются различные ситуации. Овладение грамматическим явлением происходит на
основе овладения речевым образцом.
Автоматизация употребления грамматических явлений осуществляется в ходе выполнения
следующих упражнений:
-имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую
форму в готовом виде.
-подстановочных, когда учащиеся подставляют лексические единицы в речевой образец.
-трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму.
-репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму.
Обучение всем видам деятельности должно проходить в комфортной и доброжелательной
обстановке. Применение различных игровых технологий на уроке может способствовать
успешному обучению детей иностранному языку.