Напоминание

"Бессмертный полк" - песенный "Бессмертный полк"" - литературный "Бессмертный полк"


Автор: Косова Наталия Константиновна
Должность: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СШ №81 г.Волгоград
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Бессмертный полк" - песенный "Бессмертный полк"" - литературный "Бессмертный полк"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Я прадедушкой очень горжусь!»

(«Бессмертный полк» - песенный «Бессмертный полк»» - литературный «Бессмертный полк»)

Перемена началась с диалога между мной и учеником 4-ого класса, который

сообщил, что 9 мая пройдёт вместе с семьёй в Бессмертном полку. Сразу же к

нам присоединились его одноклассники, рассказывая наперебой о своих родных

-

участниках

войны.

Беседуя

о

героическом

прошлом

их

прадедушек

и

прабабушек, мы не услышали звонка на урок. И хотя на уроке должна была

изучаться другая тема, я решила продолжить начатый на перемене разговор -

настолько

велико

было

желание

ребят

поделиться

историей

своей

семьи,

настолько эмоционально они были заряжены на продолжение

этой темы. И

прервать

ребят,

«переключить»

их

на

выполнение

школьной

программы,

«пройти мимо» спонтанно возникших ярких чувств ребят было бы неэтично и

особенно несправедливо по отношению к тем ребятам, которые, в силу своей

застенчивости и небольшого голоса, ещё не успели рассказать свою историю.

Другое дело, что теперь, на уроке, в тишине, одноклассники смогли услышать и

их рассказ. Дети говорили эмоционально, с гордостью вспоминая подробности

участия их родных в ВОВ.

Постепенно наш разговор перешёл к песням о Великой Отечественной

войне. Были названы «Катюша», «День Победы», «Священная война», …

Один

из

мальчишек

вспомнил,

что

ещё

в

садике

они

учили

песню

о

прадедушке.

По

моей

просьбе

он

упоённо

пропел

один

куплет

песни

«Прадедушка»

(музыка

Александра

Ермолова,

слова

Михаила

Заготы)

и

заслужил аплодисменты одноклассников. Послушали аудиозапись всей песни

«Прадедушка» (нашла в фонотеке компьютера). К концу слушания весь класс

уже пел припев и ритмично аплодировал своему исполнению:

«Прадедушка, прадедушка - он всю прошел войну

От Волги и до самого Берлина.

Прадедушка, прадедушка - он защищал страну,

Он защищал жену свою и сына.

Прадедушка, прадедушка - он жизнью рисковал,

Чтоб опять запели в небе птицы,

И стало небо голубым, и смех не угасал,

И чтобы мне на белый свет родиться,

И чтобы мне на белый свет родиться!»

Мы решили разучить понравившуюся песню. Разучивание прошло легко,

потому что текст песни был понятен каждому из ребят, ведь они только что

рассказывали о

своих прадедах.

И

главная мысль их сообщений - «Я

прадедушкой

очень

горжусь!». Исполнение

песни

солистами

(выбирали

одноклассники)

и

хором

стало

кульминацией

нашего

импровизированного

урока.

Как сохранить этот эмоциональный подъём ребят, чувство сопричастности

каждого из ребят к героическим страницам нашей Родины и истории семей?

Я пригласила их выступить в ежегодном школьном конкурсе-марафоне

военно-патриотической песни - громогласное «УРА!!!». У всех «горели» глаза,

и души их были открыты, и чувство предстоящей вовлечённости во что-то

большое переполняло их!

Коротко о конкурсе. В конкурсе военно-патриотической песни выступают все

классы основной школы. Каждый хоровой коллектив готовит свой конферанс,

своего дирижёра, солистов, аккомпаниатора. При оценке выступления, как

правило,

учитывается

певческая

и

сценическая

культура,

соответствие

возрасту

и

оригинальность

исполнения

произведения.

Рассматриваются

несколько

номинаций:

лучший

хоровой

коллектив,

лучший

солист,

лучший

дирижёр, лучший аккомпаниатор, лучший конферанс.

Начало следующего урока мы посвятили обсуждению песенного марафона:

ребята делились впечатлениями о собственном

исполнении, о фотографиях

своих

прадедушек

и

прабабушек,

поднятых

ими

во

время

выступления,

рассказывали о своих чувствах…

Запомнилось высказывание одной ученицы, которое стало достойным

завершением нашего обсуждения: «Мы все пели одну песню «Прадедушка», но

каждый из нас пел о своём прадедушке, каждый из нас во время пения «нёс»

свою историю, историю своей семьи. Получился такой песенный «Бессмертный

полк!».

О чём думал каждый из ребят, изучая песню о войне, такой далёкой и

знакомой только по рассказам взрослых? Как понять, какие чувства испытал

каждый

из

них,

исполняя

песню

о

героическом

прошлом

России,

песню

«Прадедушка»?

Я предложила ребятам оставить память об этом событии в своих эссе.

И вот некоторые выдержки из написанных на уроке эссе.

Наумова Маша: «В этой песне много говорится о моём прадедушке Михаиле.

Мой

прадедушка

дошёл

до

Берлина

под

командованием

маршала

Рокоссовского…. Я горжусь своим прадедушкой! И эта песня напоминает мне о

нём...».

Каменнов Саша: «…Эта песня заставляет помнить и не забывать о героях,

которые

спасли

наш

мир

от

фашизма.

Слова

передают

всё:

и

скорбь

по

погибшим, и гордость за Родину!.. Эта песня очень сильная и душевная….

Когда

я

пел

песню

«Прадедушка»,

я

испытал

чувство

гордости

за

своего

прадедушку!..».

Полупанов Лёня: «…Я люблю слушать и петь эту песню. Я много раз слушал

эту песню. Она про прадедушку, который воевал за Родину, чтобы процветала

его страна…. Мой дедушка тоже сражался на войне с захватчиками, много

перенёс

страданий.

Я

горжусь

его

мужеством

и

умением

преодолевать

трудности войны…. Меня эта торжественная песня учит горячо любить свою

Родину, защищать её, быть патриотом!..».

Долотказин Егор: «… Песня «Прадедушка» написана не так уж и давно. Но за

короткое время своего существования завоевала сердца слушателей по всей

стране. Эта песня стала популярной на фестивалях патриотической песни. Эта

песня самая искренняя и пронзительная из тех, которые я слышал в своей

жизни…. Эта песня помогла мне понять, что я действительно горжусь своей

Родиной! Я считаю, что такие песни всегда найдут своего слушателя в нашей

стране, бережно хранящей память о героях ВОВ».

Кравченкова

Вика:

«…

Когда

я

познакомилась

со

словами

этой

песни,

я

вспомнила рассказы

близких о том, как непросто было моему прадеду на

войне…. Война - страшное слово! В нашем городе, наверное, нет ни одной

семьи, которой бы она не коснулась. И нашу семью война не обошла стороной.

Мой прадед смело и отважно сражался с захватчиками в Сталинграде! Про

войну сложено много песен и стихов…. Они все напоминают трудные годы

войны. Эти песни сложены душой, особенно песня «Прадедушка»…. Я горжусь

своим прадедушкой! … Спасибо ветеранам за Победу!».

Аликов Алёша: «Каждый раз, когда я слышу эту песню, я вспоминаю, как мой

дед

рассказывал

о

своём

отце

моём

прадедушке).

Его

звали

Степан

Афанасьевич Аликов. Когда началась война, он пошёл добровольцем и воевал в

стрелковой

дивизии.

Во

время

наступления

врагов

на

Москву,

в

районе

Вязьмы, он попал в окружение. Мой прадед сумел взять командование на себя,

оценить обстановку и прорвать немецкую оборону. В этом бою он получил

тяжёлое ранение, был госпитализирован. Но когда поправился, он снова пошёл

фронт и попал на 4-й Украинский фронт. С ним прадедушка

побывал в

Румынии, Болгарии, Венгрии…. Мой прадед имеет много наград! Вся моя

семья

всегда

в

День

Победы

вспоминает

прадедушку,

гордится

им.

Мой

дедушка сохранил все письма прадедушки, которые он писал прабабушке с

фронта…. Песня «Прадедушка» очень светлая, но я, когда слушаю и исполняю

её, испытываю небольшую грусть, потому что вспоминаю прадедушку, которого

теперь с нами нет, и который мог бы ещё много рассказать мне о тех событиях.

Я даже заплакал на сцене, когда мы пели эту песню…».

Воронин

Мирослав:

«…

Слова

этой

песни

вряд

ли

кого

могут

оставить

равнодушным. Много смелых, мужественных и доблестных солдат отдали свои

жизни ради нашего будущего…. Когда я пел эту песню, моё сердце сильно

билось, я очень был взволнован, потому что эта песня и о моём прадедушке.

Исполняя эту песню, я почувствовал, как бы это сказать, … что пел не только

ртом, но и душой. Это чувство, когда ты понимаешь, о чём поёшь, а не просто

выучиваешь слова. На конкурсе звучало много хороших песен о войне, но наша

песня «Прадедушка» мне казалась лучше других, потому что она про моего

прадеда!».

Степанов Иван: «… Когда я слушал песню «Прадедушка» один дома, то она

мне просто понравилась. Но когда я услышал её в исполнении своего класса,

она меня просто поразила, у меня пробежал аж мороз по коже…. Дома я стал

расспрашивать дедушку, что он помнит о войне. Я услышал, как тяжело было

после

войны,

как

восстанавливали

наш

город

(тогда

он

назывался

Сталинградом).

Рассказал

он

и

про

прадедушку,

который

погиб

в

бою

с

фашистами под Сталинградом, показал его фотографию. Потом мы пошли к

фотомастеру и увеличили фото прадедушки. С этой фотографией я пел перед

ветеранами. Мы никогда не должны забывать о подвигах, которые совершили

наши прадеды и деды…. Мне кажется, что песня «Прадедушка» - настоящий

гимн всем прадедам нашей страны, защищавших нашу Родину от нашествия

фашистов!».

Моногенова

Арина:

«…

Два

моих

прадеда

принимали

участие

в

Великой

Отечественной

войне….

Прабабушка

тоже

ушла

на

фронт

в

1942

году

и

вернулась

уже

после

окончания

войны.

В

душе

я

испытываю

огромную

благодарность поколению войны за мирное небо над моей головой…. Считаю

своим долгом никогда не забывать того, что сделали для нас мои прадедушки и

прабабушки, которые, не жалея себя, отвоёвывали каждый клочок земли у

врагов. Я буду передавать эту память своим детям, учить с ними такие хорошие

военные

песни,

чтобы

помнили

и

чтобы

гордились

своими

героическими

предками …».

Метляков

Матвей:

«Песня

«Прадедушка»

-

это

послевоенная

песня

о

прадедушке,

который

в

молодости

ушёл

на

войну,

встал

на

защиту

своей

Родины,

своей

семьи.

Мой

прадед

тоже

увидел

все

ужасы

войны

и

самоотверженно боролся с фашистами. Можно много прочитать о войне, но

ничто

так

не

запоминается,

не

передаёт

те

настоящие

чувства,

которые

я

испытал, слушая рассказы моего старенького прадедушки. Он видел всё своими

глазами, такое не забывается никогда. Я как будто сам был участником этих

боёв. Прадедушка задавал мне вопросы, как бы я поступил в рассказанных им

ситуациях. Многие из его друзей, однополчан так и не вернулись с войны. Он

заплакал… Очень хорошая песня! Хорошо, что пишут такие песни! Эта песня

вызывает у меня огромное чувство гордости за нашу страну, за нашу победу, за

наших дедов, которые «проползли» «от Волги и до самого Берлина»! За всё, что

мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал,

погибал и выживал в адских условиях, когда, казалось, что невозможно было

выжить… Их подвиг бессмертен! Мы помним о тех событиях! Память нужна не

только тем, кто выстоял, она ещё нужнее нам,

чтобы мы знали, что такое

ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, ВОЙНА и МИР, и какой ценой достигается СВОБОДА!».

Линия возникновения и проведения импровизированного урока, его итоги:

ДИАЛОГ

с

учеником

о

«Бессмертном

полке»

- УРОК

- ШКОЛЬНЫЙ

КОНКУРС-МАРАФОН

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ

ПЕСНИ

-

ОБСУЖДЕНИЕ: «Песня «Прадедушка» - наш песенный «Бессмертный полк»» -

ЭССЕ (литературный «Бессмертный полк»).

Информация: откорректирована пунктуация и некоторые орфографические

ошибки ребят.



В раздел образования