Автор: Косова Наталия Константиновна
Должность: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СШ №81 г.Волгоград
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Бессмертный полк" - песенный "Бессмертный полк"" - литературный "Бессмертный полк"
Раздел: дополнительное образование
«Я прадедушкой очень горжусь!»
(«Бессмертный полк» - песенный «Бессмертный полк»» - литературный «Бессмертный полк»)
Перемена началась с диалога между мной и учеником 4-ого класса, который
сообщил, что 9 мая пройдёт вместе с семьёй в Бессмертном полку. Сразу же к
нам присоединились его одноклассники, рассказывая наперебой о своих родных
-
участниках
войны.
Беседуя
о
героическом
прошлом
их
прадедушек
и
прабабушек, мы не услышали звонка на урок. И хотя на уроке должна была
изучаться другая тема, я решила продолжить начатый на перемене разговор -
настолько
велико
было
желание
ребят
поделиться
историей
своей
семьи,
настолько эмоционально они были заряжены на продолжение
этой темы. И
прервать
ребят,
«переключить»
их
на
выполнение
школьной
программы,
«пройти мимо» спонтанно возникших ярких чувств ребят было бы неэтично и
особенно несправедливо по отношению к тем ребятам, которые, в силу своей
застенчивости и небольшого голоса, ещё не успели рассказать свою историю.
Другое дело, что теперь, на уроке, в тишине, одноклассники смогли услышать и
их рассказ. Дети говорили эмоционально, с гордостью вспоминая подробности
участия их родных в ВОВ.
Постепенно наш разговор перешёл к песням о Великой Отечественной
войне. Были названы «Катюша», «День Победы», «Священная война», …
Один
из
мальчишек
вспомнил,
что
ещё
в
садике
они
учили
песню
о
прадедушке.
По
моей
просьбе
он
упоённо
пропел
один
куплет
песни
«Прадедушка»
(музыка
Александра
Ермолова,
слова
Михаила
Заготы)
и
заслужил аплодисменты одноклассников. Послушали аудиозапись всей песни
«Прадедушка» (нашла в фонотеке компьютера). К концу слушания весь класс
уже пел припев и ритмично аплодировал своему исполнению:
«Прадедушка, прадедушка - он всю прошел войну
От Волги и до самого Берлина.
Прадедушка, прадедушка - он защищал страну,
Он защищал жену свою и сына.
Прадедушка, прадедушка - он жизнью рисковал,
Чтоб опять запели в небе птицы,
И стало небо голубым, и смех не угасал,
И чтобы мне на белый свет родиться,
И чтобы мне на белый свет родиться!»
Мы решили разучить понравившуюся песню. Разучивание прошло легко,
потому что текст песни был понятен каждому из ребят, ведь они только что
рассказывали о
своих прадедах.
И
главная мысль их сообщений - «Я
прадедушкой
очень
горжусь!». Исполнение
песни
солистами
(выбирали
одноклассники)
и
хором
стало
кульминацией
нашего
импровизированного
урока.
Как сохранить этот эмоциональный подъём ребят, чувство сопричастности
каждого из ребят к героическим страницам нашей Родины и истории семей?
Я пригласила их выступить в ежегодном школьном конкурсе-марафоне
военно-патриотической песни - громогласное «УРА!!!». У всех «горели» глаза,
и души их были открыты, и чувство предстоящей вовлечённости во что-то
большое переполняло их!
Коротко о конкурсе. В конкурсе военно-патриотической песни выступают все
классы основной школы. Каждый хоровой коллектив готовит свой конферанс,
своего дирижёра, солистов, аккомпаниатора. При оценке выступления, как
правило,
учитывается
певческая
и
сценическая
культура,
соответствие
возрасту
и
оригинальность
исполнения
произведения.
Рассматриваются
несколько
номинаций:
лучший
хоровой
коллектив,
лучший
солист,
лучший
дирижёр, лучший аккомпаниатор, лучший конферанс.
Начало следующего урока мы посвятили обсуждению песенного марафона:
ребята делились впечатлениями о собственном
исполнении, о фотографиях
своих
прадедушек
и
прабабушек,
поднятых
ими
во
время
выступления,
рассказывали о своих чувствах…
Запомнилось высказывание одной ученицы, которое стало достойным
завершением нашего обсуждения: «Мы все пели одну песню «Прадедушка», но
каждый из нас пел о своём прадедушке, каждый из нас во время пения «нёс»
свою историю, историю своей семьи. Получился такой песенный «Бессмертный
полк!».
О чём думал каждый из ребят, изучая песню о войне, такой далёкой и
знакомой только по рассказам взрослых? Как понять, какие чувства испытал
каждый
из
них,
исполняя
песню
о
героическом
прошлом
России,
песню
«Прадедушка»?
Я предложила ребятам оставить память об этом событии в своих эссе.
И вот некоторые выдержки из написанных на уроке эссе.
Наумова Маша: «В этой песне много говорится о моём прадедушке Михаиле.
Мой
прадедушка
дошёл
до
Берлина
под
командованием
маршала
Рокоссовского…. Я горжусь своим прадедушкой! И эта песня напоминает мне о
нём...».
Каменнов Саша: «…Эта песня заставляет помнить и не забывать о героях,
которые
спасли
наш
мир
от
фашизма.
Слова
передают
всё:
и
скорбь
по
погибшим, и гордость за Родину!.. Эта песня очень сильная и душевная….
Когда
я
пел
песню
«Прадедушка»,
я
испытал
чувство
гордости
за
своего
прадедушку!..».
Полупанов Лёня: «…Я люблю слушать и петь эту песню. Я много раз слушал
эту песню. Она про прадедушку, который воевал за Родину, чтобы процветала
его страна…. Мой дедушка тоже сражался на войне с захватчиками, много
перенёс
страданий.
Я
горжусь
его
мужеством
и
умением
преодолевать
трудности войны…. Меня эта торжественная песня учит горячо любить свою
Родину, защищать её, быть патриотом!..».
Долотказин Егор: «… Песня «Прадедушка» написана не так уж и давно. Но за
короткое время своего существования завоевала сердца слушателей по всей
стране. Эта песня стала популярной на фестивалях патриотической песни. Эта
песня самая искренняя и пронзительная из тех, которые я слышал в своей
жизни…. Эта песня помогла мне понять, что я действительно горжусь своей
Родиной! Я считаю, что такие песни всегда найдут своего слушателя в нашей
стране, бережно хранящей память о героях ВОВ».
Кравченкова
Вика:
«…
Когда
я
познакомилась
со
словами
этой
песни,
я
вспомнила рассказы
близких о том, как непросто было моему прадеду на
войне…. Война - страшное слово! В нашем городе, наверное, нет ни одной
семьи, которой бы она не коснулась. И нашу семью война не обошла стороной.
Мой прадед смело и отважно сражался с захватчиками в Сталинграде! Про
войну сложено много песен и стихов…. Они все напоминают трудные годы
войны. Эти песни сложены душой, особенно песня «Прадедушка»…. Я горжусь
своим прадедушкой! … Спасибо ветеранам за Победу!».
Аликов Алёша: «Каждый раз, когда я слышу эту песню, я вспоминаю, как мой
дед
рассказывал
о
своём
отце
(о
моём
прадедушке).
Его
звали
Степан
Афанасьевич Аликов. Когда началась война, он пошёл добровольцем и воевал в
стрелковой
дивизии.
Во
время
наступления
врагов
на
Москву,
в
районе
Вязьмы, он попал в окружение. Мой прадед сумел взять командование на себя,
оценить обстановку и прорвать немецкую оборону. В этом бою он получил
тяжёлое ранение, был госпитализирован. Но когда поправился, он снова пошёл
фронт и попал на 4-й Украинский фронт. С ним прадедушка
побывал в
Румынии, Болгарии, Венгрии…. Мой прадед имеет много наград! Вся моя
семья
всегда
в
День
Победы
вспоминает
прадедушку,
гордится
им.
Мой
дедушка сохранил все письма прадедушки, которые он писал прабабушке с
фронта…. Песня «Прадедушка» очень светлая, но я, когда слушаю и исполняю
её, испытываю небольшую грусть, потому что вспоминаю прадедушку, которого
теперь с нами нет, и который мог бы ещё много рассказать мне о тех событиях.
Я даже заплакал на сцене, когда мы пели эту песню…».
Воронин
Мирослав:
«…
Слова
этой
песни
вряд
ли
кого
могут
оставить
равнодушным. Много смелых, мужественных и доблестных солдат отдали свои
жизни ради нашего будущего…. Когда я пел эту песню, моё сердце сильно
билось, я очень был взволнован, потому что эта песня и о моём прадедушке.
Исполняя эту песню, я почувствовал, как бы это сказать, … что пел не только
ртом, но и душой. Это чувство, когда ты понимаешь, о чём поёшь, а не просто
выучиваешь слова. На конкурсе звучало много хороших песен о войне, но наша
песня «Прадедушка» мне казалась лучше других, потому что она про моего
прадеда!».
Степанов Иван: «… Когда я слушал песню «Прадедушка» один дома, то она
мне просто понравилась. Но когда я услышал её в исполнении своего класса,
она меня просто поразила, у меня пробежал аж мороз по коже…. Дома я стал
расспрашивать дедушку, что он помнит о войне. Я услышал, как тяжело было
после
войны,
как
восстанавливали
наш
город
(тогда
он
назывался
Сталинградом).
Рассказал
он
и
про
прадедушку,
который
погиб
в
бою
с
фашистами под Сталинградом, показал его фотографию. Потом мы пошли к
фотомастеру и увеличили фото прадедушки. С этой фотографией я пел перед
ветеранами. Мы никогда не должны забывать о подвигах, которые совершили
наши прадеды и деды…. Мне кажется, что песня «Прадедушка» - настоящий
гимн всем прадедам нашей страны, защищавших нашу Родину от нашествия
фашистов!».
Моногенова
Арина:
«…
Два
моих
прадеда
принимали
участие
в
Великой
Отечественной
войне….
Прабабушка
тоже
ушла
на
фронт
в
1942
году
и
вернулась
уже
после
окончания
войны.
В
душе
я
испытываю
огромную
благодарность поколению войны за мирное небо над моей головой…. Считаю
своим долгом никогда не забывать того, что сделали для нас мои прадедушки и
прабабушки, которые, не жалея себя, отвоёвывали каждый клочок земли у
врагов. Я буду передавать эту память своим детям, учить с ними такие хорошие
военные
песни,
чтобы
помнили
и
чтобы
гордились
своими
героическими
предками …».
Метляков
Матвей:
«Песня
«Прадедушка»
-
это
послевоенная
песня
о
прадедушке,
который
в
молодости
ушёл
на
войну,
встал
на
защиту
своей
Родины,
своей
семьи.
Мой
прадед
тоже
увидел
все
ужасы
войны
и
самоотверженно боролся с фашистами. Можно много прочитать о войне, но
ничто
так
не
запоминается,
не
передаёт
те
настоящие
чувства,
которые
я
испытал, слушая рассказы моего старенького прадедушки. Он видел всё своими
глазами, такое не забывается никогда. Я как будто сам был участником этих
боёв. Прадедушка задавал мне вопросы, как бы я поступил в рассказанных им
ситуациях. Многие из его друзей, однополчан так и не вернулись с войны. Он
заплакал… Очень хорошая песня! Хорошо, что пишут такие песни! Эта песня
вызывает у меня огромное чувство гордости за нашу страну, за нашу победу, за
наших дедов, которые «проползли» «от Волги и до самого Берлина»! За всё, что
мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал,
погибал и выживал в адских условиях, когда, казалось, что невозможно было
выжить… Их подвиг бессмертен! Мы помним о тех событиях! Память нужна не
только тем, кто выстоял, она ещё нужнее нам,
чтобы мы знали, что такое
ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, ВОЙНА и МИР, и какой ценой достигается СВОБОДА!».
Линия возникновения и проведения импровизированного урока, его итоги:
ДИАЛОГ
с
учеником
о
«Бессмертном
полке»
- УРОК
- ШКОЛЬНЫЙ
КОНКУРС-МАРАФОН
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ
ПЕСНИ
-
ОБСУЖДЕНИЕ: «Песня «Прадедушка» - наш песенный «Бессмертный полк»» -
ЭССЕ (литературный «Бессмертный полк»).
Информация: откорректирована пунктуация и некоторые орфографические
ошибки ребят.