Автор: Юричка Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №6"
Населённый пункт: г. Когалым Тюменской области
Наименование материала: разработка урока внеклассного чтения
Тема: Урок внеклассного чтения по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо"
Раздел: среднее образование
Урок внеклассного чтения по технологии
"Критическое мышление через чтение и письмо"
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с
постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического
мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных
методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить
в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания,
затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему
творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает
возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества,
развивает его ум, индивидуальность.
Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый
урок.
Б.Момышулы. Нравственные проблемы рассказа “Спина”.
Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере
рассказа Б.Момышулы “Спина” и связывать выявленные проблемы с жизнью.
Задачи:
— пробудить познавательный интерес у учащихся;
— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через
анализ текста;
— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, приложение с
текстом рассказа «Спина».
I ФАЗА УРОКА
– ФАЗА
ВЫЗОВА
Задачи фазы:
—
актуализировать
имеющиеся у
учащихся знания
— пробудить
познавательный
интерес учащихся
— мотивировать
уч-ся для
дальнейшей
работы по теме.
Слайд 4
- По каким внешним признакам можно судить о внутреннем состоянии
человека? (По лицу, жестам, позе…)
Чтение первой части
-А в рассказе Бауыржана Момышулы состояние человека рассказчик
определил по спине.
Слайд 5
Бауыржан Момышулы - Герой Советского Союза, писатель, военный.
Участвовал в 27-ми боях за Москву в составе 316-й стрелковой
дивизии летом в 41-ого под командованием генерала И.В. Панфилова.
Награды:
Герой Советского Союза (11.12.1990, посмертно)
орден Ленина (11.12.1990, посмертно)
два ордена Красного Знамени (06.06.1942, …)
орден Отечественной войны I степени (06.06.1945; был
представлен к ордену Красного Знамени)
орден Трудового Красного Знамени (15.01.1971)
орден Дружбы Народов (23.12.1980)
орден Красной Звезды
орден «Знак Почёта» (03.01.1959)
На экране слово: “Спина”
-Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?
(хребет, сутулый, осанка…)
Слайд 6
СПИНА́
- Тыловая часть туловища от шеи до крестца у человека
(Словарь С.И. Ожегова)
Предполагают заимствование через стар. польск. spina «хребет»
из лат. spīna ...
- Итак, мы узнали значение слова.
-Предположите, о чем будет идти речь дальше.
II ФАЗА – ФАЗА
ОСМЫСЛЕНИЯ
Задачи фазы:
— сохранение
интереса к теме
при
непосредственной
работе с текстом
— помочь
учащимся активно
воспринимать
материал
— помочь
соотнести старые
знания с новыми.
Чтение второй части Слайд 7
-Назовите должность рассказчика (командир полка)
-Выпишите в тетрадь описание капитана.
(молодой, стройный, выше среднего роста, с отличной выправкой, с
небольшими бакенбардами и квадратными усиками, он был хорош
собой — щёголь, служака. стройную фигуру с узкой талией,
фатоват)
Слайд 8
Словарная работа:
Щёголь - Тот, кто нарядно, изысканно одевается, кто любит
наряжаться; франт.
По Ожегову СЛУЖАКА, -и, м. (устар. разг.). Опытный и усердный
служащий (обычно о военных). Старый с.
Фатоватый - фатовской, щегольской, франтовской, пижонский,
пшютоватый, фасонный, щеголеватый, стиляжный, фасонистый,
хлыщеватый, форсистый, пижонистый, претенциозный, франтоватый
-Можно ли по описанию капитана определить отношение рассказчика
к нему? (Да)
-Как относится рассказчик к герою?
(неплохой офицер, аккуратный, солдат подтягивал, но
артистическая манера исполнения приемов вызывала скептическое
отношение - недоверие)
-Предположите, о чем будет идти речь дальше.
Чтение третьей части Слайд 9
-Какое чувство испытал капитан, выслушав задание. (он струсил)
-Что выдало капитана ? (спина, у него чуть опустились плечи, и спина
сделалась какой-то круглой, выпуклой... стан бесформенный, Грудью
брал — спиной выдал)
-Почему командир полка отказался посылать капитана?
( Может погубить людей и сорвать задание)
-Как вы думаете, почему капитан, согласился с решением полковника,
не спросив о причине?
(Капитан понял, что полковник догадался о его трусости)
Чтение четвертой части Слайд 10
-Выпишите описание старшего лейтенанта.
( простоватый парень, говорил только по-украински и с украинском
юмором. Все равные и старшие в званиях разговаривали с ним на
«ты». Он был в полку общим любимцем, имел опыт проведения
подобных операций, задавал дельные вопросы; откровенный,
признался, что немного боязно)
-Как ведет себя капитан в отсутствие группы?
(капитан не выходил из опустевшего после ухода людей блиндажа,
глухо и долго рыдал,… осознает вину, но ведет себя как ребенок)
Предположите, как поведет себя капитан дальше…
Чтение пятой части Слайд 11
-Как ведет себя капитан?
(просил послать его на выполнение какого-либо задания, в свое
подразделение не идет… Осунулся, оброс щетиной. Ночуетл где-то в
конюшне штаба.)
-Почему? (Стыдно перед группой)
-Какой выход нашли командир полка и начальник штаба?
(назначить его офицером связи в штаб дивизии)
-Как характеризуют рассказчика его сомнения?
-Какие изменения претерпел командный состав?
(Малярчук был назначен командиром, сменивший командира полка
Иван Данилович погиб, Командир полка назначен командиром дивизии)
Чтение шестой части Слайд 12
-О чем говорит серповидный шрам на щеке Малярчука?
(Возможно ,участвовал в рукопашном бою или рана от осколка
снаряда)
-Кем стал Малярчук?
(Малярчук год как командовал батальоном в звании майора)
-Как вы думаете, что стало с капитаном? …
III ФАЗА – ФАЗА
РЕФЛЕКСИИ
Задачи фазы:
— помочь
учащимся
самостоятельно
обобщить
материал и
определиться в
дальнейшей
обработке
материала.
Чтение седьмой части Слайд 13
-Что стало с капитаном? …
Адъютант генерала Н., Он был одет с иголочки и вертелся около
одного из командующих, вышколенный, то и дело козыряя и щелкая
каблуками.
Д/З. Какими качествами должен обладать боевой командир? Ответ
оформить письменно в тетради.
Приложение
МОМЫШ-УЛЫ Б. «СПИНА»
Рассказ
1 часть
Говорят, лицо — зеркало души. А ведь это не совсем и не всегда верно. Характер, воля человека
испытываются временем. Каждый знает об этом. Человек в течение жизни так или иначе учится
скрывать свои чувства и прежде всего, конечно, тренирует свое лицо. Может, и верно говорят, что
этим особенно славится Восток.
Гораздо более, на мой взгляд, выразительны руки: непроизвольная дрожь или едва заметные
движения выдают расслабление нервов; но особенно — многим это покажется странным — до
чего же выразительна бывает спина человека!
2 часть
Это было на фронте. Фронт давно стабилизировался. Линия обороны проходила по реке Л. с
болотистыми берегами. Как у нас, так и у немцев оборона была жиденькой.
В полк, которым я тогда командовал, прибыло пополнение. Среди прибывших офицеров мое
внимание сразу привлек молодой капитан. Стройный, выше среднего роста, с отличной воинской
выправкой, с небольшими бакенбардами и квадратными усиками, он был хорош собой — щеголь
и, видно, служака.
Особенно в нем поражала артистическая манера в исполнении всех приемов при обращении. Он
делал их непринужденно и свободно, с отменной четкостью. Я сам — кадровый офицер, и мои
товарищи всегда считали меня неплохим строевиком. Я в его годы ничего такого не только не
умел, но и не видел. «Должно быть, перед зеркалом учился», — думал я каждый раз, наблюдая за
ним. Отдавая честь, он быстро проделывал очень сложные манипуляции плечом, предплечьем и
кистью руки; взяв под козырек одновременно лихо щелкал каблуками и вытягивал в струнку свою
и без того стройную фигуру с узкой талией. Эти, почти балетные, номера заставили меня
относиться к нему скептически, но офицером он оказался неплохим, дельным. Был он, правда,
фатоват, но все-таки аккуратный, и солдат подтягивал, ну а насчет фатоватости — кто же из нас в
том не грешен? Я сам до сорока трех лет, несмотря на протесты любимой женщины, никак не мог
расстаться с савельевскими шпорами, отличающимися от других шпор изяществом и малиновым
звоном...
Посоветовавшись с начальником штаба, я его назначил командиром одного из штабных
подразделений.
3 часть
Вскоре представился случай испытать характер капитана. Надо было послать небольшую группу в
тыл противника с задачей — внезапно напасть ночью на штаб полка и, если удастся, захватить
документы и двух-трех пленных. Это было тогда необходимо, потому что наши данные о
противнике были крайне противоречивыми и путаными.
Я вызвал капитана. Поставил перед ним задачу, рекомендовал ему ряд вариантов плана действий
группы. Капитан внимательно выслушал приказ, по всем правилам ответил, артистически, как
всегда, откозырнул и с обычной лихостью щелкнул каблуками. Но когда он шагнул к двери, я
увидел его спину. У него чуть опустились плечи, и спина сделалась какой-то круглой, выпуклой...
Вот уж никак не ожидал, что увижу стан этого человека в такой степени бесформенным!» «Грудью
брал — спиной выдал. Трусит. Может погубить людей и сорвать задание»...
На такие рискованные дела часто не знаешь, кого послать. Вопрос отбора людей мучительно
переживается командиром. Самое страшное в ближнем бою, когда офицер теряет самообладание, и
люди, в силу дисциплины, выполняя его бестолковые окрики, мечутся по полю, ловя любую
шальную пулю.
Когда он перешагнул порог, я приказал:
— Капитан, вернитесь!
Он стоял передо мной навытяжку. Мы оба молчали.
— Пошлите ко мне вашего заместителя. Вы не пойдете, — сказал я.
Он, потупив глаза, сделал, как мне показалось, глотательное движение и чуть дрожащим голосом
повторил приказание. Почему я вдруг изменил свое решение — он не спросил.
4 часть
* * *
Старший лейтенант Малярчук был заместителем капитана. Малярчук был простоватым парнем,
говорил только по-украински и с украинском юмором. Все равные и старшие в званиях
разговаривали с ним на «ты». Он был в полку общим любимцем.
— По вашему вызову старшой лейтенант Малярчук явився! — доложил он.
— Ну, що, хлопче дюжий? — я так его называл, и это ему нравилось. — Может, хочешь трохи
промынаться? — я всегда невольно коверкал его родной язык, Малярчук и на этот раз тактично
улыбнулся.
— Як прикажете. Промынаться, колы так трэба, промынаемось. Не перший раз. Що прикажете?
Малярчук внимательно выслушал меня, несколько раз переспросил и задал ряд вопросов. Он
изложил несколько вариантов, не предусмотренных мною; всякий раз, когда он видел, что я со
вниманием слушаю его рассуждения и соображения, он заканчивал вопросом:
— Як що нимец вчинить так, то що нам зробыты и як дияты?
Получив разъяснения и советы, Малярчук, после долгого раздумья над развернутой картой
местности, где предстояло действовать небольшой группе под его командой, сказал:
— Що вид нас трэба, я зрозумив, а як зробыты, ще трэба трохи помиркуваты.
Старший лейтенант просил дать ему на подготовку сутки. Эту свою просьбу он обосновывал тем,
что «трэба с хлопцами подывиться и выбраты самый наизручнийший участок для перехода скриз
линию фронта». На выполнение задачи он просил двое-трое суток и, ссылаясь на необходимость
тщательно разведать район, изучить объект нападения, предлагал ряд вариантов действия в тылу
противника. Когда я одобрил его решение и спросил, верит ли он в успех, Малярчук, улыбаясь,
ответил:
— Як вам сказаты? Правда, що трохи боязно, та ни-чого, колы трэба, то трэба. Мы с хлопцами
постараемось як можна краше выконаты завдання.
— Добре, хлопче дюжий. Щасливо и целыми вертайтесь.
На третье утро Малярчук с группой бойцов был на той стороне и радировал данные, а их
командир, капитан, не выходил из опустевшего после ухода людей блиндажа. Никто его не
вызывал, никто им не интересовался.
Мне доложили, что как-то случайно забрел в его блиндаж один из офицеров и, увидев, что он
лежит а темном углу блиндажа, спросил:
— Чего же вы, капитан, лежите? Пойдемте ужинать.
— Мои люди ушли, а я остался, — ответил капитан и, как малое дитя, глухо и долго рыдал,
уткнувшись головой в подушку...
И я мучился в эту ночь, не находя ответа на вопрос, правильно ли я поступил с ним.
* * *
Малярчук с группой вернулся через двое суток.
5 часть
* * *
Как-то вечером зашел ко мне капитан. Он осунулся и оброс щетиной.
Он просил послать его на выполнение какого-либо задания.
— Теперь некуда вас послать, капитан. Мы стоим в обороне. Для того, чтобы вы выдержали
испытание, один случай упущен, а другого пока нет.
— Дайте мне десять солдат, — умолял он, — и я пойду на любое...
— Из-за вашего рвения я не могу рисковать жизнью десяти солдат без всякой на то надобности,
Можете идти, капитан.
Он ушел.
Добрый Иван Данилович, начальник штаба, однажды в конце своего доклада спросил меня, как
быть с капитаном.
— Пусть он продолжает командовать своим подразделением. Он же не отстранялся от этой
должности, — ответил я.
— Да, но фактически он...
— Фактически он, - прервал я Ивана Даниловича, - фактически он был на время заменен, а не
отстранен. Война ведь не завтра кончится, посмотрим, что будущее покажет.
— Он теперь все время сидит у меня. В свое подразделение не идет. Сегодня ночевал где-то в
конюшне штаба. Ей-богу, жалко парня.
— Ну что бы вы посоветовали, Иван Данилович? Не могу же я на его реабилитацию жертвовать
без всякой надобности жизнью десяти солдат?
— Это, конечно, верно, — глубоко вздохнул Иван Данилович, — признаться, я боюсь, как бы он...
— Не бойтесь, Иван Данилович. Человек, который в тот же день не нашел в себе силы воли
наложить на себя руки, на пятые сутки этого не сделает. Лишь актеры стреляются, да и то на
сцене. Пока назначьте его офицером связи в штаб дивизии. Он там кое-кому быстро понравится.
— Вот это идея! Слушаюсь! — обрадованно ответил Иван Данилович.
* * *
В эту ночь в неверном сне, в дремоте меня преследовал капитан то своими «номерами военной
балерины», то согбенной и бесформенной спиной и слегка дрожащими мизинцами, то
решительным лицом, умоляющим послать его на смерть; этот кошмар продолжался до утра.
Я проснулся, чувствуя себя разбитым. Из зеркала на меня смотрел человек с помятым лицом, с
отеками под глазами. Я был недоволен и собой и капитаном. Я обвинял его, обвинял себя.
Через месяц мне позвонил начальник штаба дивизии и спросил, не возражаю ли я, если капитана
послать офицером связи в штаб армии. Я дал свое согласие.
Малярчук был назначен командиром. Про капитана вскоре все забыли.
Шли дни, шли недели, шли месяцы, испытывая наш характер, нашу волю, нашу верность долгу,
нашу верность перед совестью — высокие моральные принципы нашей жизни, Война все еще
продолжалась.
После кратковременной отлучки с фронта я был назначен командиром дивизии. О сменившем
меня в должности командира полка Иване Даниловиче я знал, что он погиб и ему посмертно
присвоено звание Героя Советского Союза. Что стало с капитаном и Малярчуком, — мне не было
известно.
6 часть
Однажды на рекогносцировке (
осмотр позиций противника в районе предстоящих боевых
действий лично командиром (командующим))
я вошел на НП командира батальона соседней
дивизии. В узком срубе в стереотрубу смотрел майор и говорил артиллерийскому наблюдателю,
сержанту:
— Гей, сержанте, що у тэбэ на чоли — очи чи дви дирочки з стеклом? Куда ты доселе зарився? Що
там пид копицею? Що це там пид тою вербою? Я тэбэ пытаю сержанте.
По голосу и богатырским плечам я узнал Малярчука.
— Здоровенький був, дюжий хлопче! — не выдержал я.
Малярчук вздрогнул, обернулся, торопливо встал и вытянулся, приложив руку к пилотке. Я едва
узнал его — глубокий шрам серпом багровел на правой щеке. Он улыбнулся, отчего шрам сделался
еще глубже, искажая его лицо.
— Здравья желаю! Це вы, товарищу полковник? Значить, вы живый? Ой, як це гарно! Чудово!
Встреча наша была трогательной. Малярчук год как командовал батальоном. Хорошо, что он жив и
стал боевым командиром. Хорошо.
Кончилась война.
7 часть
* * *
Однажды я присутствовал на артиллерийской стрельбе на одном из окружных полигонов.
На перекрестке дороги кто-то властно остановил машину, в которой я ехал.
— Адъютант генерала Н., — представился молодой майор и, когда наши глаза встретились, он
чуть запнулся и почти машинально, скороговоркой продолжал, видимо, уже сотни раз
поизносившееся им:
— Командующий приказал после осмотра полигона точно в шестнадцать ноль-ноль прибыть на
высоту 303...
Он был одет с иголочки и вертелся около одного из командующих, вышколенный, то и дело
козыряя и щелкая каблуками.
Момыш-улы Б.