Напоминание

Урок внеклассного чтения по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо"


Автор: Юричка Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №6"
Населённый пункт: г. Когалым Тюменской области
Наименование материала: разработка урока внеклассного чтения
Тема: Урок внеклассного чтения по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения по технологии

"Критическое мышление через чтение и письмо"

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с

постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического

мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных

методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить

в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания,

затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему

творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает

возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества,

развивает его ум, индивидуальность.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый

урок.

Б.Момышулы. Нравственные проблемы рассказа “Спина”.

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере

рассказа Б.Момышулы “Спина” и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи:

— пробудить познавательный интерес у учащихся;

— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через

анализ текста;

— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, приложение с

текстом рассказа «Спина».

I ФАЗА УРОКА

– ФАЗА

ВЫЗОВА

Задачи фазы:

актуализировать

имеющиеся у

учащихся знания

— пробудить

познавательный

интерес учащихся

— мотивировать

уч-ся для

дальнейшей

работы по теме.

Слайд 4

- По каким внешним признакам можно судить о внутреннем состоянии

человека? (По лицу, жестам, позе…)

Чтение первой части

-А в рассказе Бауыржана Момышулы состояние человека рассказчик

определил по спине.

Слайд 5

Бауыржан Момышулы - Герой Советского Союза, писатель, военный.

Участвовал в 27-ми боях за Москву в составе 316-й стрелковой

дивизии летом в 41-ого под командованием генерала И.В. Панфилова.

Награды:

Герой Советского Союза (11.12.1990, посмертно)

орден Ленина (11.12.1990, посмертно)

два ордена Красного Знамени (06.06.1942, …)

орден Отечественной войны I степени (06.06.1945; был

представлен к ордену Красного Знамени)

орден Трудового Красного Знамени (15.01.1971)

орден Дружбы Народов (23.12.1980)

орден Красной Звезды

орден «Знак Почёта» (03.01.1959)

На экране слово: “Спина”

-Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

(хребет, сутулый, осанка…)

Слайд 6

СПИНА́

- Тыловая часть туловища от шеи до крестца у человека

(Словарь С.И. Ожегова)

Предполагают заимствование через стар. польск. spina «хребет»

из лат. spīna ...

- Итак, мы узнали значение слова.

-Предположите, о чем будет идти речь дальше.

II ФАЗА – ФАЗА

ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи фазы:

— сохранение

интереса к теме

при

непосредственной

работе с текстом

— помочь

учащимся активно

воспринимать

материал

— помочь

соотнести старые

знания с новыми.

Чтение второй части Слайд 7

-Назовите должность рассказчика (командир полка)

-Выпишите в тетрадь описание капитана.

(молодой, стройный, выше среднего роста, с отличной выправкой, с

небольшими бакенбардами и квадратными усиками, он был хорош

собой — щёголь, служака. стройную фигуру с узкой талией,

фатоват)

Слайд 8

Словарная работа:

Щёголь - Тот, кто нарядно, изысканно одевается, кто любит

наряжаться; франт.

По Ожегову СЛУЖАКА, -и, м. (устар. разг.). Опытный и усердный

служащий (обычно о военных). Старый с.

Фатоватый - фатовской, щегольской, франтовской, пижонский,

пшютоватый, фасонный, щеголеватый, стиляжный, фасонистый,

хлыщеватый, форсистый, пижонистый, претенциозный, франтоватый

-Можно ли по описанию капитана определить отношение рассказчика

к нему? (Да)

-Как относится рассказчик к герою?

(неплохой офицер, аккуратный, солдат подтягивал, но

артистическая манера исполнения приемов вызывала скептическое

отношение - недоверие)

-Предположите, о чем будет идти речь дальше.

Чтение третьей части Слайд 9

-Какое чувство испытал капитан, выслушав задание. (он струсил)

-Что выдало капитана ? (спина, у него чуть опустились плечи, и спина

сделалась какой-то круглой, выпуклой... стан бесформенный, Грудью

брал — спиной выдал)

-Почему командир полка отказался посылать капитана?

( Может погубить людей и сорвать задание)

-Как вы думаете, почему капитан, согласился с решением полковника,

не спросив о причине?

(Капитан понял, что полковник догадался о его трусости)

Чтение четвертой части Слайд 10

-Выпишите описание старшего лейтенанта.

( простоватый парень, говорил только по-украински и с украинском

юмором. Все равные и старшие в званиях разговаривали с ним на

«ты». Он был в полку общим любимцем, имел опыт проведения

подобных операций, задавал дельные вопросы; откровенный,

признался, что немного боязно)

-Как ведет себя капитан в отсутствие группы?

(капитан не выходил из опустевшего после ухода людей блиндажа,

глухо и долго рыдал,… осознает вину, но ведет себя как ребенок)

Предположите, как поведет себя капитан дальше…

Чтение пятой части Слайд 11

-Как ведет себя капитан?

(просил послать его на выполнение какого-либо задания, в свое

подразделение не идет… Осунулся, оброс щетиной. Ночуетл где-то в

конюшне штаба.)

-Почему? (Стыдно перед группой)

-Какой выход нашли командир полка и начальник штаба?

(назначить его офицером связи в штаб дивизии)

-Как характеризуют рассказчика его сомнения?

-Какие изменения претерпел командный состав?

(Малярчук был назначен командиром, сменивший командира полка

Иван Данилович погиб, Командир полка назначен командиром дивизии)

Чтение шестой части Слайд 12

-О чем говорит серповидный шрам на щеке Малярчука?

(Возможно ,участвовал в рукопашном бою или рана от осколка

снаряда)

-Кем стал Малярчук?

(Малярчук год как командовал батальоном в звании майора)

-Как вы думаете, что стало с капитаном? …

III ФАЗА – ФАЗА

РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

— помочь

учащимся

самостоятельно

обобщить

материал и

определиться в

дальнейшей

обработке

материала.

Чтение седьмой части Слайд 13

-Что стало с капитаном? …

Адъютант генерала Н., Он был одет с иголочки и вертелся около

одного из командующих, вышколенный, то и дело козыряя и щелкая

каблуками.

Д/З. Какими качествами должен обладать боевой командир? Ответ

оформить письменно в тетради.

Приложение

МОМЫШ-УЛЫ Б. «СПИНА»

Рассказ

1 часть

Говорят, лицо — зеркало души. А ведь это не совсем и не всегда верно. Характер, воля человека

испытываются временем. Каждый знает об этом. Человек в течение жизни так или иначе учится

скрывать свои чувства и прежде всего, конечно, тренирует свое лицо. Может, и верно говорят, что

этим особенно славится Восток.

Гораздо более, на мой взгляд, выразительны руки: непроизвольная дрожь или едва заметные

движения выдают расслабление нервов; но особенно — многим это покажется странным — до

чего же выразительна бывает спина человека!

2 часть

Это было на фронте. Фронт давно стабилизировался. Линия обороны проходила по реке Л. с

болотистыми берегами. Как у нас, так и у немцев оборона была жиденькой.

В полк, которым я тогда командовал, прибыло пополнение. Среди прибывших офицеров мое

внимание сразу привлек молодой капитан. Стройный, выше среднего роста, с отличной воинской

выправкой, с небольшими бакенбардами и квадратными усиками, он был хорош собой — щеголь

и, видно, служака.

Особенно в нем поражала артистическая манера в исполнении всех приемов при обращении. Он

делал их непринужденно и свободно, с отменной четкостью. Я сам — кадровый офицер, и мои

товарищи всегда считали меня неплохим строевиком. Я в его годы ничего такого не только не

умел, но и не видел. «Должно быть, перед зеркалом учился», — думал я каждый раз, наблюдая за

ним. Отдавая честь, он быстро проделывал очень сложные манипуляции плечом, предплечьем и

кистью руки; взяв под козырек одновременно лихо щелкал каблуками и вытягивал в струнку свою

и без того стройную фигуру с узкой талией. Эти, почти балетные, номера заставили меня

относиться к нему скептически, но офицером он оказался неплохим, дельным. Был он, правда,

фатоват, но все-таки аккуратный, и солдат подтягивал, ну а насчет фатоватости — кто же из нас в

том не грешен? Я сам до сорока трех лет, несмотря на протесты любимой женщины, никак не мог

расстаться с савельевскими шпорами, отличающимися от других шпор изяществом и малиновым

звоном...

Посоветовавшись с начальником штаба, я его назначил командиром одного из штабных

подразделений.

3 часть

Вскоре представился случай испытать характер капитана. Надо было послать небольшую группу в

тыл противника с задачей — внезапно напасть ночью на штаб полка и, если удастся, захватить

документы и двух-трех пленных. Это было тогда необходимо, потому что наши данные о

противнике были крайне противоречивыми и путаными.

Я вызвал капитана. Поставил перед ним задачу, рекомендовал ему ряд вариантов плана действий

группы. Капитан внимательно выслушал приказ, по всем правилам ответил, артистически, как

всегда, откозырнул и с обычной лихостью щелкнул каблуками. Но когда он шагнул к двери, я

увидел его спину. У него чуть опустились плечи, и спина сделалась какой-то круглой, выпуклой...

Вот уж никак не ожидал, что увижу стан этого человека в такой степени бесформенным!» «Грудью

брал — спиной выдал. Трусит. Может погубить людей и сорвать задание»...

На такие рискованные дела часто не знаешь, кого послать. Вопрос отбора людей мучительно

переживается командиром. Самое страшное в ближнем бою, когда офицер теряет самообладание, и

люди, в силу дисциплины, выполняя его бестолковые окрики, мечутся по полю, ловя любую

шальную пулю.

Когда он перешагнул порог, я приказал:

— Капитан, вернитесь!

Он стоял передо мной навытяжку. Мы оба молчали.

— Пошлите ко мне вашего заместителя. Вы не пойдете, — сказал я.

Он, потупив глаза, сделал, как мне показалось, глотательное движение и чуть дрожащим голосом

повторил приказание. Почему я вдруг изменил свое решение — он не спросил.

4 часть

* * *

Старший лейтенант Малярчук был заместителем капитана. Малярчук был простоватым парнем,

говорил только по-украински и с украинском юмором. Все равные и старшие в званиях

разговаривали с ним на «ты». Он был в полку общим любимцем.

— По вашему вызову старшой лейтенант Малярчук явився! — доложил он.

— Ну, що, хлопче дюжий? — я так его называл, и это ему нравилось. — Может, хочешь трохи

промынаться? — я всегда невольно коверкал его родной язык, Малярчук и на этот раз тактично

улыбнулся.

— Як прикажете. Промынаться, колы так трэба, промынаемось. Не перший раз. Що прикажете?

Малярчук внимательно выслушал меня, несколько раз переспросил и задал ряд вопросов. Он

изложил несколько вариантов, не предусмотренных мною; всякий раз, когда он видел, что я со

вниманием слушаю его рассуждения и соображения, он заканчивал вопросом:

— Як що нимец вчинить так, то що нам зробыты и як дияты?

Получив разъяснения и советы, Малярчук, после долгого раздумья над развернутой картой

местности, где предстояло действовать небольшой группе под его командой, сказал:

— Що вид нас трэба, я зрозумив, а як зробыты, ще трэба трохи помиркуваты.

Старший лейтенант просил дать ему на подготовку сутки. Эту свою просьбу он обосновывал тем,

что «трэба с хлопцами подывиться и выбраты самый наизручнийший участок для перехода скриз

линию фронта». На выполнение задачи он просил двое-трое суток и, ссылаясь на необходимость

тщательно разведать район, изучить объект нападения, предлагал ряд вариантов действия в тылу

противника. Когда я одобрил его решение и спросил, верит ли он в успех, Малярчук, улыбаясь,

ответил:

— Як вам сказаты? Правда, що трохи боязно, та ни-чого, колы трэба, то трэба. Мы с хлопцами

постараемось як можна краше выконаты завдання.

— Добре, хлопче дюжий. Щасливо и целыми вертайтесь.

На третье утро Малярчук с группой бойцов был на той стороне и радировал данные, а их

командир, капитан, не выходил из опустевшего после ухода людей блиндажа. Никто его не

вызывал, никто им не интересовался.

Мне доложили, что как-то случайно забрел в его блиндаж один из офицеров и, увидев, что он

лежит а темном углу блиндажа, спросил:

— Чего же вы, капитан, лежите? Пойдемте ужинать.

— Мои люди ушли, а я остался, — ответил капитан и, как малое дитя, глухо и долго рыдал,

уткнувшись головой в подушку...

И я мучился в эту ночь, не находя ответа на вопрос, правильно ли я поступил с ним.

* * *

Малярчук с группой вернулся через двое суток.

5 часть

* * *

Как-то вечером зашел ко мне капитан. Он осунулся и оброс щетиной.

Он просил послать его на выполнение какого-либо задания.

— Теперь некуда вас послать, капитан. Мы стоим в обороне. Для того, чтобы вы выдержали

испытание, один случай упущен, а другого пока нет.

— Дайте мне десять солдат, — умолял он, — и я пойду на любое...

— Из-за вашего рвения я не могу рисковать жизнью десяти солдат без всякой на то надобности,

Можете идти, капитан.

Он ушел.

Добрый Иван Данилович, начальник штаба, однажды в конце своего доклада спросил меня, как

быть с капитаном.

— Пусть он продолжает командовать своим подразделением. Он же не отстранялся от этой

должности, — ответил я.

— Да, но фактически он...

— Фактически он, - прервал я Ивана Даниловича, - фактически он был на время заменен, а не

отстранен. Война ведь не завтра кончится, посмотрим, что будущее покажет.

— Он теперь все время сидит у меня. В свое подразделение не идет. Сегодня ночевал где-то в

конюшне штаба. Ей-богу, жалко парня.

— Ну что бы вы посоветовали, Иван Данилович? Не могу же я на его реабилитацию жертвовать

без всякой надобности жизнью десяти солдат?

— Это, конечно, верно, — глубоко вздохнул Иван Данилович, — признаться, я боюсь, как бы он...

— Не бойтесь, Иван Данилович. Человек, который в тот же день не нашел в себе силы воли

наложить на себя руки, на пятые сутки этого не сделает. Лишь актеры стреляются, да и то на

сцене. Пока назначьте его офицером связи в штаб дивизии. Он там кое-кому быстро понравится.

— Вот это идея! Слушаюсь! — обрадованно ответил Иван Данилович.

* * *

В эту ночь в неверном сне, в дремоте меня преследовал капитан то своими «номерами военной

балерины», то согбенной и бесформенной спиной и слегка дрожащими мизинцами, то

решительным лицом, умоляющим послать его на смерть; этот кошмар продолжался до утра.

Я проснулся, чувствуя себя разбитым. Из зеркала на меня смотрел человек с помятым лицом, с

отеками под глазами. Я был недоволен и собой и капитаном. Я обвинял его, обвинял себя.

Через месяц мне позвонил начальник штаба дивизии и спросил, не возражаю ли я, если капитана

послать офицером связи в штаб армии. Я дал свое согласие.

Малярчук был назначен командиром. Про капитана вскоре все забыли.

Шли дни, шли недели, шли месяцы, испытывая наш характер, нашу волю, нашу верность долгу,

нашу верность перед совестью — высокие моральные принципы нашей жизни, Война все еще

продолжалась.

После кратковременной отлучки с фронта я был назначен командиром дивизии. О сменившем

меня в должности командира полка Иване Даниловиче я знал, что он погиб и ему посмертно

присвоено звание Героя Советского Союза. Что стало с капитаном и Малярчуком, — мне не было

известно.

6 часть

Однажды на рекогносцировке (

осмотр позиций противника в районе предстоящих боевых

действий лично командиром (командующим))

я вошел на НП командира батальона соседней

дивизии. В узком срубе в стереотрубу смотрел майор и говорил артиллерийскому наблюдателю,

сержанту:

— Гей, сержанте, що у тэбэ на чоли — очи чи дви дирочки з стеклом? Куда ты доселе зарився? Що

там пид копицею? Що це там пид тою вербою? Я тэбэ пытаю сержанте.

По голосу и богатырским плечам я узнал Малярчука.

— Здоровенький був, дюжий хлопче! — не выдержал я.

Малярчук вздрогнул, обернулся, торопливо встал и вытянулся, приложив руку к пилотке. Я едва

узнал его — глубокий шрам серпом багровел на правой щеке. Он улыбнулся, отчего шрам сделался

еще глубже, искажая его лицо.

— Здравья желаю! Це вы, товарищу полковник? Значить, вы живый? Ой, як це гарно! Чудово!

Встреча наша была трогательной. Малярчук год как командовал батальоном. Хорошо, что он жив и

стал боевым командиром. Хорошо.

Кончилась война.

7 часть

* * *

Однажды я присутствовал на артиллерийской стрельбе на одном из окружных полигонов.

На перекрестке дороги кто-то властно остановил машину, в которой я ехал.

— Адъютант генерала Н., — представился молодой майор и, когда наши глаза встретились, он

чуть запнулся и почти машинально, скороговоркой продолжал, видимо, уже сотни раз

поизносившееся им:

— Командующий приказал после осмотра полигона точно в шестнадцать ноль-ноль прибыть на

высоту 303...

Он был одет с иголочки и вертелся около одного из командующих, вышколенный, то и дело

козыряя и щелкая каблуками.

Момыш-улы Б.



В раздел образования